Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 09:01, курсовая работа
4 мая 1738 года начала свое летосчисление первая русская балетная профессиональная школа – ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой. Старейшее учебное заведение Российской Федерации основано по указу императрицы Анны Иоанновны выходцем из Франции, танцмейстером Петербургского Сухопутного Шляхетного корпуса Жаном Батистом Ланде (?-1848). Он явился первым педагогом «Ея Императорского Величества танцевальной Школы», куда были приняты 12 девочек и мальчиков из семей дворцовых служащих. В основе обучения «иноземной поступи» были бальные танцы того времени (менуэт). Первоначально школа находилась в одном из флигелей старого Зимнего дворца, построенного архитектором Г. Маттарнови, и занимала «комнату с одним очагом». Уже в первых движениях юных танцоров ощущалась самобытность национального характера и характерная для русской исполнительской манеры мягкость и певучесть.
1 глава: История академии и ее роль в мировом искусстве и культуре.
История образования и развития академии, педагоги, выпускники…...3
Структура академии и ее подразделения……………………………...…..10
Основные положения регламентирующие деятельность академии….20
Ученый совет, ректорат………………………………………..…………….21
Социально-бытовые условия жизни и учебы студента………………..29
2 глава: Краткая характеристика функционального предназначения структурного подразделения: педагогического факультета.
2.1. Структурные подразделения: факультеты, ректорат, кафедры, библиотека, музей……………………………………………………………………...32
3 глава: Характеристика объектов профессиональной деятельности выпускников академии по направлению 071200.62 "Искусство балетмейстера".
3.1. Характеристика профессиональной деятельности (и её виды) специалистов в области хореографического искусства………………......41
3.2. Вилы профессиональной деятельности выпускника и требования к уровню его подготовки……………………………………………………………….48
Список литературы..........................................................................................57
Содержание
1 глава: История академии и ее роль в мировом искусстве и культуре.
2 глава: Краткая
характеристика
2.1. Структурные
подразделения: факультеты, ректорат,
кафедры, библиотека, музей…………………………………………………………………
3 глава: Характеристика
объектов профессиональной
3.1. Характеристика профессиональной деятельности (и её виды) специалистов в области хореографического искусства………………......41
3.2.
Вилы профессиональной
Список литературы.............
1 глава: История академии и ее роль в мировом искусстве и культуре.
4 мая 1738 года начала свое летосчисление первая русская балетная профессиональная школа – ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой. Старейшее учебное заведение Российской Федерации основано по указу императрицы Анны Иоанновны выходцем из Франции, танцмейстером Петербургского Сухопутного Шляхетного корпуса Жаном Батистом Ланде (?-1848). Он явился первым педагогом «Ея Императорского Величества танцевальной Школы», куда были приняты 12 девочек и мальчиков из семей дворцовых служащих. В основе обучения «иноземной поступи» были бальные танцы того времени (менуэт). Первоначально школа находилась в одном из флигелей старого Зимнего дворца, построенного архитектором Г. Маттарнови, и занимала «комнату с одним очагом». Уже в первых движениях юных танцоров ощущалась самобытность национального характера и характерная для русской исполнительской манеры мягкость и певучесть.
В середине XIX века школа поменяла несколько зданий, точные адреса которых не установлены. В 1779 году указом императрицы Елизаветы Петровны учебное заведение, созданное Ланде, преобразовано в «Театральную школу». Педагогом, определившим ее дальнейшее развитие в этот период, стал Иван Иванович Вальберх (Лесогоров) – первый русский балетмейстер, воспитавший немало талантливых артистов, среди которых – яркая танцовщица и драматическая актриса Евгения Колосова. Вальберх подготовил школу и труппу театра к приходу Шарля Дидло (1767-1837).
Французский хореограф Шарль
Луи Дидло прибыл в Петербург
в 1801 году и стал полноправным хозяином
столичного балета. Он обратил главное
внимание на школу и стал ее руководителем.
При нем она была переименована
в «Петербургское Театральное училище».
Дидло преподавал в школе 20 лет. Благодаря
его деятельности балетное образование
достигло высокого уровня. При Дидло
сложилась система
В 1816 году школу окончила Авдотья Истомина – ученица Дидло. Виртуозность ее танца, грацию воспел Пушкин в «Евгении Онегине». Для Дидло, как впоследствии и для его соотечественника Мариуса Петипа Россия стала второй родиной, а русский балет на рубеже XVIII-XIX веков во многом превосходил крупнейшие иноземные театры.
Провозвестницей романтической эры явилась Мария Тальони – первая «Сильфида», «прилетевшая» в Петербург в 1837 году. Балет «Сильфида» принес ей мировую славу.
В 1836 году Театральное училище переехало с Екатерининского канала в бывшее здание Удельного ведомства на Театральной улице. Сюда же был перенесен и академический храм.
В 1841 году в Петербург приехал швед Христиан Иогансон, ученик А. Бурнонвиля, и остался здесь навсегда. Он работал в школе до конца своих дней до 1903 года. Среди его учеников были П. Гердт, н. Легат, М. Кшесинская, А. Павлова, Т. Карсавина, А. Ваганова.
Большое влияние на русскую балетную школу оказало романтическое искусство французского танцовщика и балетмейстера Жюля Перро, который работал в Петербурге с 1848 по 1859 годы.
Однако определяющее воздействие на развитие школы оказала балетмейстерская и педагогическая деятельность Мариуса Петипа, приехавшего в Петербург в 1847 году. Вся вторая половина XIX столетия – это эпоха Петипа. Великий балетмейстер создал множество оригинальных спектаклей, сохранил и обогатил балеты своих предшественников. Работая вместе с Л. Ивановым, Петипа привлек к созданию балетов великих композиторов П. И. Чайковского и А. К. Глазунова. В результате этого творческого содружества была обретена симфоническая образность танца. Музыкальная драматургия в балетном спектакле стала совместным делом композитора и хореографа, которые объединились на пути симфонического танца.
В конце XIX – начале ХХ веков классический танец у старших воспитанниц преподавал П. Гердт – в прошлом балетный герой, исполнитель ведущих партий. Он уделял большое внимание воспитанию артистичности. Среди его учениц А. Павлова и Т. Карсавина.
С 1892 по 1902 годы в школе преподавал итальянский танцовщик и балетмейстер Энрико Чекетти. Он разбудил интерес к мужскому танцу. Чекетти оказал большое влияние на исполнительское искусство русского балета, привнеся в него черты и стиль итальянской школы с ее виртуозной техникой.
После ухода Петипа ведущим педагогом и хранителем академических традиций стал Н. Легат, а в 1898 году окончил школу реформатор русского балета Михаил Фокин. Он преподавал в школе с 1904 по 1916 годы, но затем оставил педагогику. Реформы Фокина, выдвинувшего естественность движений как основу балетных образов, оказали свое влияние на деятельность училища, где он поставил несколько балетов, среди них знаменитую «Шопениану».
В 1899 году окончила школу любимая ученица П. Гердта – Анна Павлова. Великая балерина познакомила с русским балетом весь мир. Значение просветительской деятельности Павловой необычайно велико.
Творчество Т. Карсавиной было тесно связано с деятельностью М. Фокина. Славу Павловой и Карсавиной по праву разделил вдохновенный танцовщик В. Нижинский.
С 1909 по 1914 годы в Париже продолжались «Русские сезоны», которые показали достижения русской культуры, возродили интерес к балету, оказали влияние на развитие балета во многих странах.
В первые послереволюционные годы, в условиях голода, холода и разрухи училище обеспечивало театр молодыми кадрами. За первые пять лет число учащихся возросло вдвое. Театральное училище было переименовано в Петроградское государственное театральное балетное училище Управления академических театров Наркомпроса РСФСР. В 1923 году была ликвидирована домовая церковь.
С 1921 года в школе начинает
преподавать А. Я. Ваганова – великий
педагог, первый профессор хореографии.
Она воспитала несколько
Школа бережно хранила традиции классического танца, но в то же время активно откликалась на все новое. С 1920-х года в класс акробатической поддержки вел П. Гусев, а класс гротеска – О. Мунгалова.
Яркой представительницей новой хореографической школы стала 16-летняя Марина Семенова – живое воплощение вагановской системы, а ее выпускной спектакль явился подлинным триумфом Вагановой. В смелом наступательном танце Семеновой чувствовалась уверенность, широкий размах. В сложные 1920-е годы, когда под сомнение ставилась нудность классиыеского балета, Семнова своим искусством утверждала современность классической хореографии. Выпуск Семеновой стал этапным в деятельности Вагановой, с каждой новой ученицей росла ее слава.
В 1928 году Ваганова дала искусству двух замечательных балерин – Г. Уланову и Т. Вечеслову. Будущая великая балерина Уланова сразу же поразила своей уникальной индивидуальностью. Полны гармонии и поэзии были ее образы в «Лебедином озере», «Бахчисарайском фонтане», «Утраченных иллюзиях» и особенно в «Ромео и Джульетте». Ярко одаренной Вечесловой одинаково удавались и комедийныек роли и трагические – «Эсмеральда», «Зарема», «Тао-Хоа».
Выпуск 1931 года ознаменовался выходом на сцену виртуозной балерины Наталии Дудинской. Безупречная техника сочеталась у нее с ярким драматическим дарованием.
Одним из основателей школы мужского классического танца был В Пономарев – замечательный педагог, отдавший три десятилетия творчества школе. Слава Пономарева началась с выпуска Алексея Ермолаева. В ту же пору школу окончил его ученики - Р. Захаров, Л. Якобсон, С. Корень. 1929 году ярким пламенем вспыхнул талант Вахтанга Чабукиани. С его именем связан новый стиль героико-романтического балета. Вслед за Чабукиани в 1930 году из класса Пономарева вышел артист К. Сергеев. Он танцевал весь классический репертуар в течение более чем 30-ти лет.
Преподавание характерного танца началось в 1921 году, когда в школу пришел А. Ширяев, ставший основоположников русской школы характерного танца. Он поставил множество учебных спектаклей на сцене Школьного театра и совместно с А. Бочаровым и А. Лопуховым написал учебник «Основы характерного танца» (Л., 1934).
С 1930 по 1938 годы художественное руководство школой осуществлял талантливый артист и педагог Б. В. Шавров. В этиже годы обновился педагогический состав училища. С 1932 года начал преподавать классический танец А. Пушкин, ставший приемником Пономарева.
В 1934 году по инициативе А. Вагановой и Б. В. Шаврова было создано педагогическое и национальное отделения. Руководство педагогическим отделением взяла на себя А. Ваганова. С разные годы его окончили: Н. Камкова, Е. Ширипина, В. Костровицкая, Л. Тюнтина, Е. Гейденрейх, Н. Балтачеева, Н. Базарова, В. Мей. Характерный танец вели А. Бочаров, А. Лопухов, И. Тер-Степанов, теоретические предметы – И. Соллертинский и Ю. Слонимский.
В 1938 году училище, отмечая свое двухсотлетие, представляло собой сложившийся творческий организм со своей системой художественного воспитания. К юбилею школы был издан двухтомный труд М. Б. Борисоглебского «Материалы по истории русского балета» (Л., 1938).
В период отечественной войны школа находилась в Перми. Все три годы эвакуации художественный руководитель Н.П. Ивановский вместе с педагогами делал все возможное, чтобы сохранить училище и его профессиональную значимость. На фронт уходили старшеклассники и те, кто только завершил обучение – Н. Ястребова, Н. Бухе, Н. Серебренников, К. Шатилов. В Перми училище окончили Т. Балтачеев, А. Макаров, Л. Войшнис, И. Бельский, Н. Петрова и другие. В блокадном Ленинграде также продолжались занятия. В январе 1943 года был проведен первый военный набор детей в училище.
В июне 1944 года училище вернулось на улицу Росси. 1 сентября 1944 года начался новый 206 учебный год. Но не все педагоги приехали в Ленинград, многие остались преподавать в Перми. В 1945 году старанием Е. Гейденрейх родилось Пермское хореографическое училище.
После войны возобновило свою работу национальное отделение. В училище появились иностранные стажеры. В 1960 году выпуском румынской группы было отмечено рождение иностранного отделения. Диплом ленинградской «академии танца» стал завоевывать признание во всем мире.
Свой последний 30 выпуск А.Я. Ваганова сделала в 1951 году. Выдающаяся балерина Ирина Колпакова завершает список ее прославленных учениц.
В 1956 году училище награждено орденом Трудового Красного Знамени.
Постановлением Совета Министров
СССР от 1 ноября 1957 года училищу было
присвоено имя А. Я. Вагановой, в 1961
году звание «академического». Отныне
школа стала именоваться «
В течение 20 лет художественное руководство училищем осуществлял Н. П. Ивановский. Он был основоположником методики преподавания и педагогом историко-бытового танца с 1925 по 1961год. Ему принадлежит книга «Бальный танец 16-19 веков».
Более 10 лет руководила училищем Ф. И. Балабина. Прирожденный педагогический дар и высокий профессионализм отличали ее творчество в школе.
С 1963 года в школе преподает Н. М. Дудинская, которую А.Я. Ваганова считала своей преемницей, передав ей в 1951 году класс усовершенствования балерин в Кировском театре.
С 1973 года по 1992 год училище возглавлял К.М. Сергеев. Он был верным хранителем художественных традиций прошлого, всем своим существом он являл истинно петербургский стиль педагога и хореографа.
Во все времена старейшая балетная школа была самым теснейшим образом связана с творческой жизнью Мариинского театра. И сейчас сценическая практика воспитанников Академии разнообразна.
В мае 1988 года училище отметило свое 250-летие и было награждено орденом Ленина. В ознаменование славного юбилея школы был учрежден Международный балетный конкурс «Ваганова-Prix».
В 1991 году школа получила
статус Академии. Ее первым президентом
стал К.М. Сергеев. Для артистов балета,
желающих получить высшее образование,
возобновило свою работу педагогическое
отделение с тремя
В 1996 году возобновил свою работу редакционно-издательский отдел Академии. За это время им выпущены в свет: девять номеров «Вестника» Академии Русского балета, монографии В.М. Красовской «Профили танца» и Л. Абызовой «Игорь Бельский».