Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 09:01, курсовая работа
4 мая 1738 года начала свое летосчисление первая русская балетная профессиональная школа – ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой. Старейшее учебное заведение Российской Федерации основано по указу императрицы Анны Иоанновны выходцем из Франции, танцмейстером Петербургского Сухопутного Шляхетного корпуса Жаном Батистом Ланде (?-1848). Он явился первым педагогом «Ея Императорского Величества танцевальной Школы», куда были приняты 12 девочек и мальчиков из семей дворцовых служащих. В основе обучения «иноземной поступи» были бальные танцы того времени (менуэт). Первоначально школа находилась в одном из флигелей старого Зимнего дворца, построенного архитектором Г. Маттарнови, и занимала «комнату с одним очагом». Уже в первых движениях юных танцоров ощущалась самобытность национального характера и характерная для русской исполнительской манеры мягкость и певучесть.
1 глава: История академии и ее роль в мировом искусстве и культуре.
История образования и развития академии, педагоги, выпускники…...3
Структура академии и ее подразделения……………………………...…..10
Основные положения регламентирующие деятельность академии….20
Ученый совет, ректорат………………………………………..…………….21
Социально-бытовые условия жизни и учебы студента………………..29
2 глава: Краткая характеристика функционального предназначения структурного подразделения: педагогического факультета.
2.1. Структурные подразделения: факультеты, ректорат, кафедры, библиотека, музей……………………………………………………………………...32
3 глава: Характеристика объектов профессиональной деятельности выпускников академии по направлению 071200.62 "Искусство балетмейстера".
3.1. Характеристика профессиональной деятельности (и её виды) специалистов в области хореографического искусства………………......41
3.2. Вилы профессиональной деятельности выпускника и требования к уровню его подготовки……………………………………………………………….48
Список литературы..........................................................................................57
КАФЕДРА 3
БАЛЕТМЕЙСТЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
является выпускающей
по следующим программам подготовки:
- Искусство балетмейстера
(бакалавр),
- Искусство хореографа
(магистр).
Заведующий кафедрой: Народный артист России, художественный
руководитель Санкт-Петербургского государственного
академического театра балета имени Леонида
Якобсона, профессор Юрий Николаевич Петухов.
КАФЕДРА 4
МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НЕТИПОВОГО ВУЗА
является выпускающей
по следующим программам подготовки:
- Артист балета (специальность
среднего профессионального образования
Хореографическое искусство),
- Артист балета (бакалавр),
- Искусство и гуманитарные науки (бакалавр),
- Менеджмент исполнительских искусств
(бакалавр),
- по программам магистратуры: "Хореология: история и теория хореографического искусства", .
Заведующая кафедрой: кандидат социологических наук,
профессор Вера Алексеевна Дорофеева.
Методист кафедры: Золотарева Анастасия Сергеевна
Кафедра методики организации образовательного
процесса нетипового вуза создана в
1995 г. как подразделение
• преподавание дисциплин, входящих в
состав образовательных программ, реализуемых
факультетами Академии;
• проведение научных исследований по
проблемам подготовки артистов балета
в соответствии с нетиповым характером
и специфическими характеристиками процесса
обучения танцовщиков;
• разработка и реализация Концепции
профильного нетипового балетного вуза
– Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой;
• разработка и реализация Концепции
непрерывного образования в хореографическом
искусстве;
• разработка междисциплинарных образовательных
программ научного исследования хореографического
искусства и подготовка (научных, управленческих,
педагогических и др.) кадров.
КАФЕДРА 5
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА И МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
является выпускающей
по следующим программам подготовки:
- 070100 Музыкальное искусство (бакалавр,
магистр),
- 070101 Инструментальное исполнительство
(фортепиано).
Заведующая кафедрой: кандидат искусствоведения, доцент Галина Александровна Безуглая
Кафедра Концертмейстерского
мастерства и музыкального образования
создана в 1995 г. как подразделение
Педагогического факультета. Кафедра
включает в себя профессорско-
• обучение и
музыкальное воспитание студентов всех
специальностей и направлений, аккредитованных
в Академии,
• реализация
образовательной программы направления
подготовки «Музыкальное искусство» (бакалавр,
магистр).
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ КОМПОЗИЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ТАНЦА
Направление
современной хореографии широко
и объемно. Данная программа, в первую
очередь, составлена для восполнения
пробела, характерного для большинства
молодого хореографического сообщества,
в области определения
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
История. Библиотека Академии Русского
балета появилась в середине XVIII века,
практически в момент образования Театральной
школы. Ее собрание формировалось исподволь,
естественным путем. Вначале оно состояло
из нотных материалов и рукописных заметок,
которые необходимо было всегда иметь
под рукой в практической деятельности
преподавателей. Постепенно пополняясь,
коллекция потребовала для себя отдельного
помещения. После введения в Театральном
училище в начале XIX век более глубокой
программы общеобразовательных дисциплин,
книжную коллекцию стали дополнять литературой
из других областей знаний, в том числе
по искусству и естествознанию. Пополнялась
библиотека и изданиями, которые оставлялись
в дар «Альма-матер» педагогами училища.
Литература, главным образом, состояла
из изданий на иностранных языках: французском,
немецком, английском. Меняя свои адреса,
школа переезжала вместе с тщательно сохраняемыми
нотными и книжными накоплениями. Вскоре
библиотеке понадобилось отдельное помещение
и специальные дубовые шкафы и столы для
книг. В конце XIX века начала проводиться
каталогизация книжного и нотного собрания.
В начале XX века по инициативе балетмейстера
М.М.Фокина Дирекция императорских театров
приобрела собрание редких книг о балете
у известного балетомана и библиофила
Лео Сильво. На титульном листе книг красными
чернилами ставилась печать: «Aus der Bibliothek
von Leo Silvo», а от руки добавлялась надпись:
«С 1907 г. эта книга принадлежит Императорскому
С.П.Б. Театральному училищу. По каталогу
б-ки №……». Самая старая книга коллекции
«Histoire Generale de la Danse» на французском языке
датируется 1724 годом. Революции 1917 года,
Великая Отечественная война, блокада
1941-1943 годов и сопутствующие им экономические
трудности, главным образом холод, негативным
образом сказались на книжном собрании.
Некоторые книги погибли в каминах и буржуйках,
сохранив жизни сторожил старейшего балетного
училища. В огне буржуек погибли и старинные
инвентарные книги библиотеки. Вновь каталогизация
начала проводиться лишь с 1949 года. Книжное
собрание Академии до 1949 года является
ее «Золотой коллекцией». После преобразования
Ленинградского хореографического училища
в Академию с 1991 года фонд библиотеки стал
пополняться в соответствии с требованиями
к библиотекам вуза. В структуре библиотеки
оформились книжный и нотный отделы. Ежегодно
Академия приобретает литературу для
книжного отдела по истории балета, хореографической
педагогике, истории образования, общему
искусствознанию, менеджменту, экономике
и компьютерному делу. Кроме покупной
литературы, собрание пополняется за счет
безвозмездных книжных пожертвований
спонсоров, любителей балетного искусства
и простых граждан. Отдельно следует упомянуть
об особом вкладе Мариинского театра,
передавшего Академии в 2002 году значительную
часть собственного библиотечного собрания.
Сегодня. В настоящее
время книжный фонд библиотеки Академии
насчитывает 71 686 единиц хранения. Из них:
учебной – 15 800 экземпляров, учебно-методической
– 6 300 экземпляров, нотной - 3 100 экземпляров,
научной – 3 804 экземпляра, печатных изданий
по изобразительному искусству, художественной
литературы и прочей – 46 586 экземпляров.
В основном это литература профессионального
содержания и издания гуманитарной направленности
на русском и иностранных языках. В своем
распоряжении библиотека имеет несколько
помещений для хранения литературы и читальный
зал. Для удобства читателей создан алфавитный
и систематический каталоги, картотеки.
В библиотеке создан фонд диссертаций,
где хранятся исследования, выполненные
выпускниками аспирантуры Академии Русского
балета.
В структуре библиотеки работает нотный отдел,
который содержит фонд партитур, клавиров
и других нотных изданий, необходимых
для обеспечения учебной, концертной и
научной работы студентов и преподавателей.
Основу собрания библиотеки составили
около 500 единиц нотной литературы, включенные
в каталог Хореографического училища
имени А.Я.Вагановой (1955 года). С тех пор
нотный отдел значительно разросся и обогатил
свои фонды. Многие нотные издания были
подарены сотрудниками Академии, а также
любителями балета Санкт-Петербурга. Многие
копии балетной литературы были любезно
предоставлены фондами Мариинского и
Михайловского театров. Нотным отделом
библиотеки руководит Вера Андреевна
Махлаевская. Ее усилиями оформлен каталог,
включающий в себя все нотное собрание,
произведен ремонт старинных ветхих нотных
изданий. В настоящее время фонд библиотеки
содержит более 2000 единиц хранения, включает
в себя не только современные издания,
но и редкие рукописные ноты. Нотный фонд
постоянно пополняется за счет приобретения
продукции отечественных издательств.
Библиотека обеспечивает каждого обучающегося
основной учебной и учебно-методической
литературой, методическими пособиями,
необходимыми для осуществления образовательного
процесса по всем дисциплинам профессиональных
образовательных программ, в соответствии
с требованиями государственных образовательных
стандартов. Библиотека Академии работает
на основе Положения, соответствующего
требованиям «Примерного положения о
формировании фондов библиотеки высшего
учебного заведения», утвержденного приказом
Минобразования России от 27.04.2000 № 1246.
МУЗЕЙ
Научно-исследовательский
музей истории отечественного
хореографического
образования и Академии Русского балета
имени А.Я.Вагановой
История. Музей в Ленинградском хореографическом училище имени А.Я.Вагановой был открыт в сентябре 1957 года. Поначалу он являлся частью Методического кабинета хореографического училища и занимал два небольших класса в 5 этаже здания училища. Инициатива создания музея принадлежит Мариэтте Харлампиевне Франгопуло – выпускнице Петроградского театрального (балетного) училища 1919 года, артистке балета Мариинского театра. В 1940 году она начала преподавать в хореографическом училище «Историю балета». Коллекцию музея М.Х. Франгопуло начала собирать еще до войны. Первыми экспонатами стали фотографии выпускников Театрального училища, сохранившиеся с дореволюционных времен, а также прижизненный портрет балетмейстера Шарля Дидло. Во время эвакуации школы на Урал (1941–1944) она бережно хранила экспонаты.
Сегодня. Экспозиция прослеживает
историю русской балетной школы. Фонды
включают рукописный отдел с мемуарами,
дневниками, личными автографами, постоянно
прирастают книжными раритетатми.
Здесь также хранится ценная коллекция
иконографического материала, включающая
театральную фотографию периода XIX-XX веков,
принадлежащую таким авторам как Ш.Бергамаско,
А.Деньеру, С. Левицкому, А.Лоренсу, М.Шерлингу,
Э. Лесову, П.Маркину, Н.Аловерт, В.Барановскому.
В коллекции музея представлена живопись
художников Э.Визеля, В.Сварога, С.Гершова,
Ю.Пугачева, А.Николаевой (Берг); скульптурные
работы Е.Янсон-Манизер, эскизы театральных
костюмов В.Дмитриева, Б. Эрбштейна, Т.Бруни.
Среди ценных экспонатов находится костюм
В.Нижинского к спектаклю «Видение розы»,
расписанный Л. Бакстом и два авторских
рисунка самого танцовщика, подаренные
Б. Нижинской; мемориальные вещи балерины
О.Преображенской, переданные музею ее
ученицей Т.Тумановой. Несомненный интерес
представляют два рисунка художницы начала
ХХ века Зинаиды Серебряковой, подаренные
М.Барышниковым в 1995 году; картины балетмейстера
М.Фокина, рисунки режиссера Н. Акимова,
подлинные афиши-постеры «Русских сезонов»;
туфелька Анны Павловой; костюмы Г.Улановой,
Н.Дудинской, К.Сергеева, М.Лиепы, Н.Макаровой,
Р.Нуреева, в которых они выходили на сцену
Кировского (Мариинского) и Большого театров.
В 1988 году в связи с 250-летием училища музею
были предоставлены новые помещения на
первом этаже здания Академии, где удобно
разместилась уникальная коллекция. Она
и сейчас постоянно пополняется за счет
даров артистов балета и любителей искусства
Терпсихоры. Здесь проходят выставки к
юбилейным датам, открытые уроки, научные
конференции, чествования лауреатов конкурсов,
встречи выпускников разных лет.
3 глава: Характеристика
объектов профессиональной
3.1. Характеристика профессиональной деятельности (и её виды) специалистов в области хореографического искусства.
Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
1. Профессиональная деятельность бакалавров по направлению подготовки 071200 Хореографическое искусство осуществляется в области культуры и искусства, связанной с хореографическим искусством и способами его функционирования в обществе, в учреждениях сферы образования, культуры, искусства и управления.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
психический, физиологический,
биомеханический и
процесс организации движений человеческого тела в соответствии с эстетикой и закономерностями хореографического искусства;
обучающиеся хореографическому искусству как профессии и процесс обучения принципам организации движений человеческого тела в соответствии с методикой хореографических дисциплин;
обучающиеся педагогике, истории и теории хореографического искусства и процесс обучения принципам исторического, художественного и системного анализа хореографии;
процесс эстетического обучения и воспитания учащихся средствами хореографического искусства;
создатели хореографических произведений: балетмейстеры, хореографы, композиторы, танцовщики-исполнители, музыканты, писатели, художники-сценографы;
творческо-производственный
процесс в области
публика - потребитель художественно-
3. Бакалавр по направлению подготовки 071200 Хореографическое искусство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
педагогическая деятельность;
балетмейстерская деятельность;
репетиторская деятельность;
организационно-управленческая деятельность;
методическая деятельность;
культурно-просветительская деятельность.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4. Бакалавр по направлению
подготовки 071200 Хореографическое искусство
должен решать следующие
педагогическая деятельность:
осуществлять процесс обучения и воспитания в учебных заведениях дополнительного и среднего профессионального образования, хореографических коллективах;
формировать профессиональные
знания, умения и навыки, потребность
творческого отношения к
создавать психолого-эргономические,
педагогические условия успешности
личностно-профессионального
разрабатывать образовательные программы, учебно-методические материалы, учебные пособия в соответствии с нормативными правовыми актами;
анализировать факторы формирования и закономерности развития современного пластического языка, особенности и перспективы развития хореографического искусства;
планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс, опираясь на традиционные и авторские подходы и модели обучения, воспитания, систематически повышать уровень профессиональной квалификации;
формировать систему контроля
качества образования в соответствии
с требованиями образовательного процесса,
оценивать потенциальные
формировать духовно-нравственные ценности и идеалы личности на основе духовных, исторических и национально-культурных традиций, способствовать творческому саморазвитию обучающихся, подготавливая их к выполнению определенных социальных ролей в современном обществе;
балетмейстерская деятельность:
реализовывать художественный
замысел в профессиональном творческом
коллективе, владеть теорией и
технологией создания хореографического
произведения на основе синтеза всех
компонентов выразительных
создавать различные хореографические формы, исходя из особенностей строения музыкального произведения, участвовать в работе по постановке новых и возобновлению старых балетных постановок, танцевальных номеров в операх, опереттах и музыкальных спектаклях, музыкальных и танцевальных коллективах под руководством главного балетмейстера, балетмейстера-постановщика, хореографа;
осуществлять постановку собственных хореографических произведений, разучивать на репетициях с исполнителями (солистами, кордебалетом) хореографический текст, композицию танца, совершенствовать технику пластической выразительности;
владеть основными формами, средствами и методами постановочной, репетиторской и педагогической деятельности, проводить занятия по повышению профессионального мастерства артистов;