Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:41, реферат
Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.
Понятие конфликт
2. Классификация конфликтов
3. Функции конфликта
4. Структура и элементы конфликта
5. Динамика конфликта
6. Четырехшаговый метод улучшения отношений
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИИиНО
специальность: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Конфликтология
на тему: Четырехшаговый метод улучшения отношений
Выполнила: студентка гр. 6УПзв-211
Проворова Анна
Преподаватель:
Каширская Е.В.
г. Череповец
2013
Содержание:
1. Понятие конфликт
2. Классификация конфликтов
3. Функции конфликта
4. Структура и элементы конфликта
5. Динамика конфликта
6. Четырехшаговый метод улучшения отношений
Введение
По определению Л.Г. Здравомыслова конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
Конфликт всегда есть некоторое состояние тех или иных социальных взаимоотношений, которые и выступают в качестве его общей основы. Причем конфликт при всей своей распространенности все же представляет собой явление временное, в то время как в качестве постоянного состояния общества выступает согласие.
В связи с этим можно говорить о том, что конструктивное поведение в конфликте помогает обрести преимущества перед противником и ускоряет разрешение конфликта.
Понятие конфликт
Под социальным
конфликтом понимается
В конфликте каждая
сторона стремится отстоять
Межличностный конфликт
выявляет отсутствие согласия
в сложившейся системе
Классификация конфликтов
Конфликты можно
классифицировать в виде
Социальные конфликты: межличностные, между личностью и группой, между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты.
Внутриличностные конфликты: между «хочу» и «не хочу»; «могу» и «не могу»; «хочу» и «не могу»; «хочу» и «нужно»; «нужно» и «не нужно»; «нужно» и «не могу».
Зооконфликты: внутривидовые, межвидовые и интрапсихические. Внутривидовые и межвидовые конфликты могут быть между двумя животными, между животным и группой, между группами животных. Интрапсихические: между двумя негативными тенденциями в психике животного; между двумя позитивными тенденциями; между негативной и позитивной тенденциями.
Конфликты можно
также классифицировать в
Так как конфликт – это динамичный процесс, то он может видоизменяться в зависимости от длительности, глубины и стадии, на которой он находится. Например, внутренний конфликт (внутриличностный, внутригрупповой) может переходить во внешний (межличностный, межгрупповой) и внешний — во внутренний. Последнее, в частности, имеет место в случае частичного разрешения конфликтов, когда тем или иным образом пресекается конфликтное поведение, направленное вовне (на противостоящую сторону), но внутреннее стремление к этому конфликтному поведению не исчезает, а лишь сдерживается, порождая тем самым внутреннее напряжение, внутренний конфликт.
Функции конфликта
Любое урегулирование
конфликта или его
К конструктивным функциям относят:
· познавательную
(появление конфликта
· функцию развития
(конфликт является важным
· инструментальную
(конфликт выступает как
· перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).
Деструктивные функции конфликта связаны с:
· разрушением существующей совместной деятельности;
· ухудшением или развалом отношений;
· негативным самочувствием участников;
· низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.
Эта сторона конфликта
вызывает у людей негативное
отношение к ним и они
Структура и элементы конфликта
При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта.
К субъектам конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели.
Объектом межличностного
конфликта считают то, на что
претендуют его участники. Это
та цель, к достижению которой
стремится каждый из
Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.
Анализируя структуру
конфликта, можно выделить
Стороны конфликта.
Участниками, или сторонами,
Условия протекания конфликта. Помимо характеристик участников, конфликт существенно зависит от внешнего контекста, в котором он возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста выступает социально-психологическая среда, представленная обычно различными социальными группами с их специфической структурой, динамикой, нормами, ценностями и т. д. При этом важно подчеркнуть, что социальногрупповую среду необходимо понимать достаточно широко, не ограничиваясь лишь ближайшим окружением личности.
Образы конфликтной ситуации. Характеристики участников конфликта и особенности условий его протекания определяют конфликтное поведение сторон. Однако указанное определяющее влияние никогда не осуществляется непосредственно. Опосредствующим звеном выступают идеальные картины, образы конфликтной ситуации, имеющиеся у каждого из участников конфликта. Эти внутренние картины ситуации включают представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.), представления о противостоящих сторонах (их мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.) и представления о среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников.
Динамика конфликта
По этому вопросу
в литературе имеется самый
широкий диапазон
Сам конфликт состоит из трех периодов:
· предконфликт (возникновение
объективной проблемной
· конфликт (инцидент,
эскалация, сбалансированное
· послеконфликтная
ситуация (частичная нормализация
отношений, полная
Доктор психологии
Даниэль Дэна, один из пионеров
в области разрешения
1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);
2-й уровень: столкновения
(перерастание стычек в
3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис — окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия).
Каждый из этих авторов по-своему определяет тактику и стратегию разрешения конфликтов и их предупреждения. В любом случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.
Четырехшаговый метод улучшения отношений
Прежде чем углубиться в чащу, может быть полезно оглядеть лес целиком.
Шаг 1: НАЙДИТЕ ВРЕМЯ ДЛЯ БЕСЕДЫ
Шаг 2: ПОДГОТОВЬТЕ УСЛОВИЯ
Шаг 3: ОБСУДИТЕ ПРОБЛЕМУ
Вступительная часть
Выразите признательность
Выразите оптимизм
Напомните (Кардинальные
Сформулируйте проблему
Приглашение к разговору
Диалог
Задача No 1. Придерживайтесь Основного процесса
Задача No 2. Поддерживайте Жесты примирения
Прорыв
Шаг 4: ЗАКЛЮЧИТЕ ДОГОВОР (если это необходимо)
Информация о работе Четырехшаговый метод улучшения отношений