Шумерская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 06:06, реферат

Краткое описание

Деятельная, производительная натура шумерского народа, выросшего в постоянной борьбе с тяжелыми природными условиями, оставила человечеству множество замечательных достижений в сфере искусства. Однако у самих шумеров, как и у других народов догреческой древности, понятие «искусство» не возникло по причине строгой функциональности любого изделия. Все произведения шумерской архитектуры, скульптуры и глиптики имели три основные функции: культовую, прагматическую и мемориальную. Культовая функция включала участие изделия в храмовом или царском ритуале, его знаковую соотнесенность с миром мертвых предков и бессмертных богов. Прагматическая функция позволяла изделию (например, печати) участвовать в текущей социальной жизни, показывая высокий общественный статус его обладателя.

Вложенные файлы: 1 файл

шумеры(2).docx

— 591.38 Кб (Скачать файл)

 

Но если бы это касалось только древних народов! Положение  современного Ирака сравнимо только с жизнью блокадного Ленинграда, с  той разницей, что иракская блокада  и изоляция от мирового сообщества длятся уже около десятилетия. Трагедия древней земли отпугивает от Ирака  туристов, а это, в свою очередь, тормозит процесс тиражирования иракской культуры на мировом рынке. В результате нет, например, фильмов и спектаклей по сюжетам аккадского эпоса о  Гильгамеше, почти нет популярных книг, несущих в себе первичные  сведения о культуре Древней Месопотамии. Разделы по Двуречью в школьных и вузовских учебниках написаны несравненно более скучно и лапидарно, нежели статьи по Египту или Израилю. Никакой информации, за исключением тех фактов, что в Месопотамии были ирригация, клинопись и рабы, учащийся получить не может.

 

На фоне прискорбного положения  с месопотамской культурой в  целом судьба шумерского наследия в  современном мире может быть названа  просто несостоявшейся. Студенчество, как и массовый читатель, начинает более-менее осознанно воспринимать историю Месопотамии только с  Законов Хаммурапи. Шумерская история  и культура не входят в сознание по нескольким причинам. О первой причине  не хочется говорить долго — дело в отсутствии грамотно и красочно составленных альбомов по искусству  Двуречья, которые помогли бы ввести учащегося (или просто любопытствующего) в пространство шумерской культуры. Вторая причина намного серьезнее и фундаментальнее. Шумерская культура — осколок той части архаического мира, которую составляли народы, существовавшие еще до расцвета первых египетских государств и впо­следствии не вошедшие в число лидеров древности. Если Египет по многим своим мировоззренческим конструкциям смыкается с другими областями и народами афразийского мира, то система ценностей шумеров примыкает совершенно к другому полюсу, о местонахождении которого мы можем сегодня лишь догадываться. Шумерский мир — это такая архаика, которую в некоторых проявлениях можно сравнить с архаикой доарийской Индии и дравидского Ирана, в чем-то — с сибирским шаманизмом, а в чем-то даже с индоевропейскими народами (например, с древними иранцами и славянами). Здесь ценится бытийное, множественное, материальное, оседлое, более связанное с домом и землей, нежели собственно с культом предков. Здесь нет абсолютной человеческой власти над миром, чувство равноправно с разумом и волей, а иногда затмевает их. Законы сил внешнего мира ценятся здесь больше, чем законы общества. Такая «неафразийская» кодировка мироздания не вмещается в сознание людей, возросших на типично афразийских ценностях: единый бог, единый мир, единый государь, примат духовного над материальным, родственного над территориальным, разумного и волевого над чувственным, социального над природным. Адекватное понимание шумерского мира означало бы понимание еще одного подхода к устройству мира общечеловеческого, а мир этот гораздо шире и больше прокрустова ложа библейско-германской модели.

 

Хочется надеяться на то, что в будущем многополярность мирового культурного развития станет основным принципом гуманитарных исследований, а изучение обществ неафразийской архаики (или неклассической архаики) в аспекте ценностной системы станет одним из приоритетных направлений деятельности историков и культурологов. При соблюдении этих условий можно будет не только глубоко вчитаться в разнообразные памятники шумерской культуры, но и впервые непредвзято рассмотреть шумерское наследие как вариант альтернативной общественной стратагемы, интересный современному человеку в качестве модели при прогнозировании будущего развития человечества.

 

Говоря о шумерской  модели мира, нужно учитывать поразительную  близость между государствами Южного Двуречья и осуществившейся в XX веке моделью социалистического государства. Общими здесь являются и представления о революции как очищении времени от событий, и принудительный труд населения на государство, и стремление государства обеспечить всех равными пайками. Вообще можно, наверное, сказать, что Шумер представляет собой как бы подсознание человечества — шумерская культура подпитывается первобытнообщинными эмоциями, которые современный человек должен в себе преодолевать и трансформировать. Это и желание физического превосходства над другими, и стремление к равенству всех людей (прежде всего к имущественному), и отрицание свободы воли, и связанное с ним отрицание человеческой личности, и стремление расправиться со всем, что кажется бесполезным в наследии прошлого. Вместе с тем нельзя игнорировать какую-то особую целительность шумерской культуры, к которой погрязший в комплексах и условностях общества современный человек припадает в поисках искренности, душевной теплоты и ответов на главные вопросы бытия. За этой культурой как будто скрывается навсегда утраченное детство — время больших вопросов к жизни, на которые не смог ответить озабоченный сиюминутными делами повзрослевший человек. Такими же наивными и главными для жизни всегда были Гомер и Шекспир — со всеми реками крови, открытыми страстями — но и с тем предельным проникновением в сущность человека, на которое способно только существо с задатками одновременно ребенка и бога. Можно сказать, что шумерская культура по-шекспировски гениальна выбором своей духовной цели — и так же, как Шекспир, отвращает современного человека набором своих средств.

 

Если читатель, закрыв последнюю  страницу этой книги, смог ощутить Шумер  как нечто фундаментально значимое и одновременно ни на что непохожее, в чем еще предстоит разобраться, — значит, мы можем считать свою цель достигнутой.

 

 

Шумерская клинопись часть 1

Что мы знаем об истории  шумерской письменности?

 

 

 

 Считается, что Шумеры  наносили символы на смоченые водой глиняные "листы" (таблички) заостренным предметом. Как только надпись была нанесена табличку оставляли на солнце сушиться, тем самым придавая ей прочности. Именно данный вариант письма и получил обозначение "клинопись".

 

 

  Первая клинопись была  пиктографической. Рисунками изображались  различные объекты и аналогии, но это не устраивало по своей трудоемкости и информативности древних Шумеров и со временем клинопись эволюционировала в знаковое письмо. Знаки могли быть многозначными, что также было неудобно как для древних писателей, так и для расшифрования текста. Судите сами - один знак мог обозначать несколько абсолютно разных вещей. Банальный круг мог трактоваться как Земля, небо, небосвод, Солнце, Бог, Совершенство и т.д.

 

 

 Естественно так не  могло продолжаться и с ростом потребностей была выдержана тенденция развития фонетической системы языка. Это очень важно, т.к. теперь стало возможным описание объекта с помощью свойств, характеристик и параметров, а не аналогий. Это очень упростило задачу древним Шумерам, т.к. их язык активно использовался для учета, договоров и отображения различных социальных явлений.

 

 

 Ходят жаркие споры  по поводу Шумерских текстов,  астрономических знаний и культурного  наследия. Существуют версии, что  именно Шумерские города отображены  в библейских текстах и различных  религиозных писаниях, и что именно  шумерское наследие послужило  основой для всех новых религий.  Об этом и о многом другом  в продолжении статьи.

 

 

9. Культура Шумера

 

1. Возникновение письменности. Развитие системы управления  государством, накопление богатств правителями, знатью и храмами требовало учета имущества. Для обозначения того, кому, сколько и что принадлежало, были придуманы специальные знаки-рисунки. Пиктография - древнейшее письмо с помощью рисунков.

 

 Сначала люди рисовали  изображения животных или предметов,  которые надо было посчитать,  на влажных глиняных табличках  с помощью палочек. Изображение  было упрощенным. Постепенно оно  стало настолько условным, что  превратилось в знак.

 

 Люди поняли, что знак  может обозначать не только  предмет или животное, но отдельное  слово, слог или даже звук. С  помощью знаков можно было  выражать сложные понятия, записывать  разные сведения, рассказы о прошлом,  законы. Поскольку шумерские знаки  выдавливались палочкой на глине,  они походили на клинья. Запись  представляла собой сложное сочетание  знаков-клиньев. Такая письменность  называется клинописью. Сначала  знаки шумерской письменности  располагались вертикально сверху  вниз. Потом писцы стали выстраивать  их горизонтально, что значительно  ускорило процесс нанесения знаков  на сырую глину.

 

 У шумеров клинопись  переняли другие народы, жившие  в Месопотамии.

 

 Клинописью в Месопотамии  пользовались почти 3 тысячи лет.  Однако потом она была забыта. Десятки веков клинопись хранила  свою тайну, пока в 1835 году  Г. Роулинсон. английский офицер и любитель древностей. не расшифровал ее. На отвесной скале в Иране сохранилась одинаковая надпись на трех древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом известном ему языке, а потом сумел разобраться и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.

 

 Изобретение письменности  было одним из величайших достижений  человечества. Письменность дала  возможность сохранять знания, сделала  их доступными большому количеству  людей. Хранить память о прошлом  стало возможным в записях  (на глиняных табличках, на  папирусе), а не только в устном  пересказе, передаваемом от поколения  к поколению "из уст в  уста". До настоящего времени  письменность остается главным  хранилищем информации для человечества.

 

2. Рождение литературы. В  Шумере были созданы первые  поэмы, запечатлевшие древние  предания и рассказы о героях. Письменность позволила донести  их до нашего времени. Так  родилась литература.

 

 Шумерская поэма о  Гильгамеше повествует о герое, который отважился бросить вызов богам. Гильгамеш был царем города Урук. Он похвалялся перед богами своим могуществом, и боги разгневались на гордеца. Они сотворили Энкидy - получеловека-полузверя, обладавшего огромной силой, и послали его сразиться с Гильгамешем. Однако боги просчитались. Силы Гильгамеша и Энкиду оказались равными. Недавние враги превратились в друзей. Они отправились в путешествие и пережили множество приключений. Вместе они победили страшного великана, охранявшего кедровый лес, и совершили немало других подвигов. Но разгневался на Энкиду бог солнца и обрек его на смерть. Гильгамеш безутешно оплакивал смерть друга. Понял Гильгамеш, что не сможет победить смерть.

 

 Отправился Гильгамеш  искать бессмертие. На дне моря  он нашел траву вечной жизни.  Но как только герой уснул  на берегу, злая змея съела  волшебную траву. Так и не  смог осуществить Гильгамеш свою  мечту. Но созданная людьми  поэма о нем сделала его  образ бессмертным.

 

 В литературе шумеров  мы встречаем изложение мифа  о потопе. Люди перестали повиноваться  богам и своим поведением вызвали  их гнев. И боги решили погубить  род человеческий. Но среди людей  был человек по имени Утнапиштим, который во всем слушался богов и вел праведную жизнь. Бог воды Эа сжалился над ним и предупредил о надвигающемся потопе. Утнапиштим построил корабль, погрузил на него свое семейство, домашних животных и имущество. Шесть дней и ночей носился его корабль по бушевавшим волнам. На седьмой день буря утихла.

 

 Тогда Утнапнштим выпустил ворона. И ворон не вернулся к нему. Понял Утнапиштим, что ворон увидел землю. То была вершина горы, к которой и пристал корабль Утнапиштима. Здесь он принес жертву богам. Боги простили людей. Утнапнштиму боги даровали бессмертие. Воды потопа отступили. С тех пор опять стал множиться род людской, осваивая новые земли.

 

 Миф о потопе существовал  у многих народов древности.  Он вошел в Библию. Даже древние  жители Центральной Америки, оторванные  от цивилизаций Древнего Востока,  тоже создали сказание о Всемирном  потопе.

 

Письменность (клинопись).

 

 

 Немаловажную роль  в становлении и закреплении  новой культуры древнего общества  сыграла письменность, с появлением  которой стали возможны новые  формы хранения-передачи информации  и "теоретической" (то есть  чисто интеллектуальной) деятельности. В культуре древней Месопотамии  письменности принадлежит особое  место: изобретённая шумерами  клинопись - самое характерное  и важное для нас из того, что было создано древнемесопотамской цивилизацией. При слове "Египет" мы сразу представляем пирамиды, сфинксов, руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось - грандиозные сооружения и даже целые города расплылись в бесформенные холмы-телли, едва различимы следы древних каналов. О прошлом говорят лишь письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около полутора миллионов клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещрённая клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, каким для Египта являются пирамиды.

 

 Месопотамская письменность  в своей древнейшей, пиктографической  форме появляется на рубеже IV-III тыс. до н. э. По-видимому, она сложилась на основе системы "учётных фишек", которую вытеснила и заменила. В IX-IV тыс. до н. э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовали для учёта различных продуктов и товаров трёхмерные символы - маленькие глиняные шарики, конусы и т. п. В IV тыс. до н. э. наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак. На внешней стенке "конверта" иногда оттискивали все фишки, заключаемые внутрь, чтобы иметь возможность вести точные подсчёты, не полагаясь на память и не разбивая опечатанных оболочек. Необходимость в самих фишках, таким образом, отпадала - достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой значками-рисунками. Такая теория происхождения древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего материала и

Информация о работе Шумерская культура