Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 06:06, реферат
Деятельная, производительная натура шумерского народа, выросшего в постоянной борьбе с тяжелыми природными условиями, оставила человечеству множество замечательных достижений в сфере искусства. Однако у самих шумеров, как и у других народов догреческой древности, понятие «искусство» не возникло по причине строгой функциональности любого изделия. Все произведения шумерской архитектуры, скульптуры и глиптики имели три основные функции: культовую, прагматическую и мемориальную. Культовая функция включала участие изделия в храмовом или царском ритуале, его знаковую соотнесенность с миром мертвых предков и бессмертных богов. Прагматическая функция позволяла изделию (например, печати) участвовать в текущей социальной жизни, показывая высокий общественный статус его обладателя.
Но если бы это касалось только древних народов! Положение современного Ирака сравнимо только с жизнью блокадного Ленинграда, с той разницей, что иракская блокада и изоляция от мирового сообщества длятся уже около десятилетия. Трагедия древней земли отпугивает от Ирака туристов, а это, в свою очередь, тормозит процесс тиражирования иракской культуры на мировом рынке. В результате нет, например, фильмов и спектаклей по сюжетам аккадского эпоса о Гильгамеше, почти нет популярных книг, несущих в себе первичные сведения о культуре Древней Месопотамии. Разделы по Двуречью в школьных и вузовских учебниках написаны несравненно более скучно и лапидарно, нежели статьи по Египту или Израилю. Никакой информации, за исключением тех фактов, что в Месопотамии были ирригация, клинопись и рабы, учащийся получить не может.
На фоне прискорбного положения
с месопотамской культурой в
целом судьба шумерского наследия в
современном мире может быть названа
просто несостоявшейся. Студенчество,
как и массовый читатель, начинает
более-менее осознанно
Хочется надеяться на то, что в будущем многополярность мирового культурного развития станет основным принципом гуманитарных исследований, а изучение обществ неафразийской архаики (или неклассической архаики) в аспекте ценностной системы станет одним из приоритетных направлений деятельности историков и культурологов. При соблюдении этих условий можно будет не только глубоко вчитаться в разнообразные памятники шумерской культуры, но и впервые непредвзято рассмотреть шумерское наследие как вариант альтернативной общественной стратагемы, интересный современному человеку в качестве модели при прогнозировании будущего развития человечества.
Говоря о шумерской модели мира, нужно учитывать поразительную близость между государствами Южного Двуречья и осуществившейся в XX веке моделью социалистического государства. Общими здесь являются и представления о революции как очищении времени от событий, и принудительный труд населения на государство, и стремление государства обеспечить всех равными пайками. Вообще можно, наверное, сказать, что Шумер представляет собой как бы подсознание человечества — шумерская культура подпитывается первобытнообщинными эмоциями, которые современный человек должен в себе преодолевать и трансформировать. Это и желание физического превосходства над другими, и стремление к равенству всех людей (прежде всего к имущественному), и отрицание свободы воли, и связанное с ним отрицание человеческой личности, и стремление расправиться со всем, что кажется бесполезным в наследии прошлого. Вместе с тем нельзя игнорировать какую-то особую целительность шумерской культуры, к которой погрязший в комплексах и условностях общества современный человек припадает в поисках искренности, душевной теплоты и ответов на главные вопросы бытия. За этой культурой как будто скрывается навсегда утраченное детство — время больших вопросов к жизни, на которые не смог ответить озабоченный сиюминутными делами повзрослевший человек. Такими же наивными и главными для жизни всегда были Гомер и Шекспир — со всеми реками крови, открытыми страстями — но и с тем предельным проникновением в сущность человека, на которое способно только существо с задатками одновременно ребенка и бога. Можно сказать, что шумерская культура по-шекспировски гениальна выбором своей духовной цели — и так же, как Шекспир, отвращает современного человека набором своих средств.
Если читатель, закрыв последнюю
страницу этой книги, смог ощутить Шумер
как нечто фундаментально значимое
и одновременно ни на что непохожее,
в чем еще предстоит
Шумерская клинопись часть 1
Что мы знаем об истории шумерской письменности?
Считается, что Шумеры наносили символы на смоченые водой глиняные "листы" (таблички) заостренным предметом. Как только надпись была нанесена табличку оставляли на солнце сушиться, тем самым придавая ей прочности. Именно данный вариант письма и получил обозначение "клинопись".
Первая клинопись была пиктографической. Рисунками изображались различные объекты и аналогии, но это не устраивало по своей трудоемкости и информативности древних Шумеров и со временем клинопись эволюционировала в знаковое письмо. Знаки могли быть многозначными, что также было неудобно как для древних писателей, так и для расшифрования текста. Судите сами - один знак мог обозначать несколько абсолютно разных вещей. Банальный круг мог трактоваться как Земля, небо, небосвод, Солнце, Бог, Совершенство и т.д.
Естественно так не могло продолжаться и с ростом потребностей была выдержана тенденция развития фонетической системы языка. Это очень важно, т.к. теперь стало возможным описание объекта с помощью свойств, характеристик и параметров, а не аналогий. Это очень упростило задачу древним Шумерам, т.к. их язык активно использовался для учета, договоров и отображения различных социальных явлений.
Ходят жаркие споры
по поводу Шумерских текстов,
астрономических знаний и
9. Культура Шумера
1. Возникновение письменности. Развитие системы управления государством, накопление богатств правителями, знатью и храмами требовало учета имущества. Для обозначения того, кому, сколько и что принадлежало, были придуманы специальные знаки-рисунки. Пиктография - древнейшее письмо с помощью рисунков.
Сначала люди рисовали
изображения животных или
Люди поняли, что знак
может обозначать не только
предмет или животное, но отдельное
слово, слог или даже звук. С
помощью знаков можно было
выражать сложные понятия,
У шумеров клинопись переняли другие народы, жившие в Месопотамии.
Клинописью в Месопотамии
пользовались почти 3 тысячи лет.
Однако потом она была забыта.
Десятки веков клинопись
Изобретение письменности
было одним из величайших
2. Рождение литературы. В
Шумере были созданы первые
поэмы, запечатлевшие древние
предания и рассказы о героях.
Письменность позволила
Шумерская поэма о Гильгамеше повествует о герое, который отважился бросить вызов богам. Гильгамеш был царем города Урук. Он похвалялся перед богами своим могуществом, и боги разгневались на гордеца. Они сотворили Энкидy - получеловека-полузверя, обладавшего огромной силой, и послали его сразиться с Гильгамешем. Однако боги просчитались. Силы Гильгамеша и Энкиду оказались равными. Недавние враги превратились в друзей. Они отправились в путешествие и пережили множество приключений. Вместе они победили страшного великана, охранявшего кедровый лес, и совершили немало других подвигов. Но разгневался на Энкиду бог солнца и обрек его на смерть. Гильгамеш безутешно оплакивал смерть друга. Понял Гильгамеш, что не сможет победить смерть.
Отправился Гильгамеш
искать бессмертие. На дне моря
он нашел траву вечной жизни.
Но как только герой уснул
на берегу, злая змея съела
волшебную траву. Так и не
смог осуществить Гильгамеш
В литературе шумеров
мы встречаем изложение мифа
о потопе. Люди перестали повиноваться
богам и своим поведением
Тогда Утнапнштим выпустил ворона. И ворон не вернулся к нему. Понял Утнапиштим, что ворон увидел землю. То была вершина горы, к которой и пристал корабль Утнапиштима. Здесь он принес жертву богам. Боги простили людей. Утнапнштиму боги даровали бессмертие. Воды потопа отступили. С тех пор опять стал множиться род людской, осваивая новые земли.
Миф о потопе существовал
у многих народов древности.
Он вошел в Библию. Даже древние
жители Центральной Америки,
Письменность (клинопись).
Немаловажную роль
в становлении и закреплении
новой культуры древнего
Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV-III тыс. до н. э. По-видимому, она сложилась на основе системы "учётных фишек", которую вытеснила и заменила. В IX-IV тыс. до н. э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовали для учёта различных продуктов и товаров трёхмерные символы - маленькие глиняные шарики, конусы и т. п. В IV тыс. до н. э. наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак. На внешней стенке "конверта" иногда оттискивали все фишки, заключаемые внутрь, чтобы иметь возможность вести точные подсчёты, не полагаясь на память и не разбивая опечатанных оболочек. Необходимость в самих фишках, таким образом, отпадала - достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой значками-рисунками. Такая теория происхождения древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего материала и