А.С. Пушкин. Краткий рассказ
о писателе. Творческая история
повести «Капитанская дочка»
8 класс
Цели
- Вспомнить основные сведения о Пушкине
- О прочитанных ранее произведениях
- Ответить на ?, почему Пушкина мы считаем вечным спутником?
- Творческая история написания повести «Капитанская дочка»
Словарик
- ПОВЕСТЬ, прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом),
- тяготеющий к хроникальному сюжету,
- воспроизводящему естественное течение жизни.
- Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий — эпизодов («Вешние воды» И. С. Тургенева; «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына; «Старик и море» Э. Хемингуэя).
Роман
- РОМАН (франц. roman, нем. Roman; англ. novel/romance; исп. novela, итал. romanzo),
- центральный жанр европейской литературы Нового времени, вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести, обширное, сюжетно разветвленное прозаическое повествование (несмотря на существование компактных, так называемых «маленьких романов» (фр. le petit roman), и романов стихотворных, напр. «роман в стихах» «Евгений Онегин»).
Семейные
записи, хроника
- ХРОНИКА (греч. chronika, от chronos — время),
- 1) запись исторических событий в хронологической последовательности, один из основных видов средневековых исторических сочинений (русские летописи; «Хроники» Р. Холиншеда).
- 2) Литературный жанр — повествовательного или драматического произведения, излагающего исторически достопримечательные события в их временной последовательности, а также повести о частной жизни, использующие приемы хроникального повествования («Семейная хроника» С. Т. Аксакова).
- 3) Газетно-журнальный жанр — краткое сообщение о факте.
Прототип
prototypon — прообраз),
реальная личность, послужившая автору
первообразом при создании художественного
образа.
Мятеж
- МЯТЕЖ, –˜а, м.
- Стихийное восстание, вооружённое выступление против власти.
- Контрреволюционный м.
- Подавить м.
Восстание
- ВОССТАНИЕ, –я, ср.
- Массовое вооружённое выступление против существующей власти. В. декабристов.
В.
рабов.
Александр
Сергеевич Пушкин
- Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культурной жизни России. Он создал такие произведения, которые стали символом русской духовной жизни.
- Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждают свое понимание поэта, писателя, видит в нем современника, его изучают, о нем спорят, его боготворят или отвергают. Но неизменно каждый из нас видит в нем своего Пушкина. Эту особенность поэта видели критики В.Г. Белинский, А.А. Григорьев, писатели Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев и А.Т. Твардовский, поэты B.C. Соловьев, А. Ахматова и многие другие.
- Задание: прочтите на стр. 35 в вашем учебнике статью А.Т. Твардовского «Наш вечный спутник» и ответьте на вопрос: Что заставило Твардовского считать Пушкина вечным спутником жизни?
- ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка. В юношеских стихах — поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума», в ранних поэмах — певец ярких и вольных страстей: «Руслан и Людмила» (1820), романтические «южные» поэмы «Кавказский пленник» (1820-21), «Бахчисарайский фонтан» (1821-23) и др.
Ссылка
- Вольнолюбивые и антитиранические мотивы ранней лирики, независимость личного поведения послужили причиной ссылок: южной (1820-24, Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса) и в с. Михайловское (1824-26). Эстетическое освоение контекстов русской жизни (интеллектуального, социально-исторического, бытового) соединялось у Пушкина с живым восприятием разнородных европейских влияний, даром проникновения в другие культуры и эпохи.
Род, словесность,
братство
- С детства для Пушкина были значимы принадлежность к славному в истории роду (легендарный родоначальник Радша — сподвижник Александра Невского; прадед по матери —
А. П. Ганнибал,
«арап Петра Великого») и «домашнее» отношение
к словесности (среди посетителей родительского
дома — Н. М. Карамзин; дядя В. Л. Пушкин
— даровитый поэт). Домашнее воспитание
свелось к блестящему овладению французским
языком; вкус к языку родному, фольклору
и истории пришел от бабки по матери —
М. А. Ганнибал, урожденной Пушкиной.
Лицей
- В августе 1811 Пушкин зачислен в Царскосельский лицей, новое привилегированное учебное заведение, находящееся под патронажем императора. Сильнейшее впечатление лицейских лет — Отечественная война 1812. Лицей, не дав систематического образования, научил товариществу и остался для Пушкина символом братства (близкие друзья — начинающие поэты А. А. Дельвиг и В. К. Кюхельбекер, будущий декабрист И. И. Пущин).
- К окончанию лицея (июнь 1817) у Пушкина репутация надежды отечественной словесности.
Петербург
- Петербургский период (лето 1817 — весна 1820) проходит бурно: формально числясь по Коллегии иностранных дел, Пушкин не обременен службой, предпочитая ей театр, дружеские пирушки, светскую жизнь, короткие «романы» и частые дуэли, резкие стихи, остроты и эпиграммы. По убеждению, разделяемому как Карамзиным, так и людьми декабристского склада, Пушкин ветрен, легкомыслен и едва ли достоин своего дарования. В то же время продолжается дружба Пушкина с П. Я. Чаадаевым, он общается с убежденным противником крепостничества
Тургеневым (воздействие
его взглядов ощутимо в стихотворении
«Деревня», 1819), пишет стихи в высокой гражданственной
традиции («Вольность», 1818)
«Руслан
и Людмила»
- Итогом этих лет стала поэма
«Руслан и Людмила»
(отдельным изданием
опубликована
в начале
августа 1820),
явившаяся
исполнением
поэтического
заказа эпохи,
над которым
тщетно
бились Жуковский
и
Батюшков.
Царское
Село
- Первое лето после свадьбы (18 февраля 1831) Пушкины проводят в Царском Селе. Европейские революции, польское восстание и кровавые холерные бунты внутри страны — предмет его постоянных размышлений, отразившихся в эпистолярии и обусловивших появление имперских по духу стихотворений «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина». Общение с Жуковским и Н. В. Гоголем, занятым «Вечерами на хуторе близ Диканьки», взаимно стимулировало обращение к фольклору («Сказка о царе Салтане...»).
История
- Вопрос о сложных, чреватых катастрофой отношениях между властью, дворянством и народом становится для Пушкина важнейшим («Дубровский», 1832-33; «История Пугачева», 1833; «Капитанская дочка», 1836). Усложняется отношение к Петру I и его наследию (с 1832 идут архивные разыскания для «Истории Петра»); «объективизм» сменяется трагическим восприятием истории («Медный всадник»); «милость», неотделимая от человеческого взаимопонимания и коренящаяся в религиозном чувстве, мыслится выше объективной, но ограниченной «справедливости» («Анджело», 1833; «Капитанская дочка»; «Пир Петра Первого», 1835).
Семья
- Семейная жизнь радовала (имел четверых детей), но была осложнена отношениями с двором и светским обществом (в конце 1833 Пушкину был пожалован придворный чин камер-юнкера; поданное им летом 1834 прошение об отставке было взято назад, т. к. грозило отлучением от государственных архивов). Петербургская жизнь вводила в расходы, не искупаемые высокими гонорарами за редкие публикации. Ориентированный на культурную элиту журнал «Современник» (1836; четыре тома; среди авторов Жуковский, Гоголь, Ф. И. Тютчев), как и «История Пугачева», успехом у публики не пользовался.
Дуэль
- 25 января 1837 Пушкин отправляет приемному отцу Дантеса, нидерландскому посланнику Л. Геккерну, письмо, ответом на которое мог быть только вызов на дуэль. 27 января около 5 вечера Пушкин был смертельно ранен. После двух неполных суток физических мук, благословив близких, простившись с друзьями, получив от императора обещание взять жену и детей «на свое попечение» (было исполнено), исповедовавшись и причастившись, Пушкин умер.
- - Что вы знаете о жизни и личности Пушкина?
- - Какие произведения поэта вы читали и изучали? Что вам понравилось в них?
- - Какие произведения Пушкина, в частности, на темы русской истории, вы читали? Что особенно запомнилось в них?
Творческая
история произведения «Капитанская дочка»
- В начале 30-х годов XIX
- века после подавления
- кровавого бунта военных
- поселенцев в Старой Руссе
- Пушкин начинает изучать
- архивные материалы. Он
- обращается к разным людям
- с просьбой сообщить ему все,
- что известно о Пугачеве. Тему
- эту писатель решает в двух
- планах: в качестве
- профессионального историка
- в «Истории Пугачева» и в качестве
- писателя в «Капитанской дочке».
- Сначала Пушкин работал над историческим произведением. Он посетил места, где произошли главные события эпохи, сравнивая документы с воспоминанием еще живых, но уже престарелых очевидцев. В своем историческом труде писатель прежде всего выяснил причины пугачевщины и показывает жестокость восставших, которая была спровоцирована несправедливостью местных и правительственных властей. И на станицах «Капитанской дочки» появляется банкир, страницы, связанные с описанием этого человека нельзя читать без содрогания.
- В ходе изучения материала Пушкин не раз задумывался о причинах крушения дворянских мятежей и крестьянских бунтов. Почему, несмотря на пролитие крови, жизнь в России не улучшилась. И можно ли наметить иные пути к возрождению России? Над этими и многими другими вопросами он задумывался не раз, работая над повестью.
- Работа над повестью продвигалась с трудом.
- В Пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов повести «Капитанская дочка».
- Трижды берется Пушкин за сюжет, главным героем которого является Шванович - офицер, подпоручик 2-го гренадерского полка, перешедший на сторону Пугачева.
- В ходе работы Пушкин отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина, перешедшего в стан восставших.
- Автор не сочувствовал таким людям, как Шванвич, и не восторгался крестьянским восстанием. «Не приведи бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный», - говорит устами главного героя автор повести.
- Не смягчая красок, изображает Пушкин кровавые эпизоды пугавчевщины и в историческом труде и в своем художественном произведении.
- Многие черты Швановича переданы отрицательному герою Швабрину. На их связь указывает сходство фамилий. Поиск героя продолжается. В черновых вариантах появляется Баширин, офицер, помилованный Пугачевым за доброе отношение к солдатам. Потом герой снова возвращается в царскую армию и вновь выступает против Пугачева. Автор отказывается от перехода героя к восставшим. Появляется новый прототип героя, живой современник Пушкина — Валуев, девятнадцатилетний юноша.