Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:15, реферат
Тема данного реферата - “Жизнь и творчество Оскара Уайльда”. Автор решил остановить свой выбор на этой теме, потому что смеет с уверенностью утверждать, что даже не очень искушенному читателю хорошо известно это имя. Мало кто в разное время не испытывал на себе обаяние этого блестящего эстета. Одним Оскар Уайльд запомнился как автор бесчисленных афоризмов на все случаи жизни - от полемических диспутов до любовного объяснения, другим - как сочинитель изысканных сказок и притч, третьим - как создатель “легкомысленных светских комедий с далеко не легкомысленной моралью”.
Оскара Уайльда сопровождает
неизменный успех, его
(он оканчивает
Оксфордский университет с
ректор колледжа Троицы и президент королевской ирландской академии, в
предисловии к своему труду о Греции выразит ему признательность за помощь.
Вместе с профессором Мэгаффи в 1877 году Оскар Уайльд совершит поездку в
Италию и Грецию, которая, разумеется, чуть позже отлилась в прозу и стихи.
(В частности,
короткое эссе “Могила Китса”)
Нетрудно догадаться, что, находясь под покровительством всех
вышеперечисленных
властителей дум тогдашней
последовать их учениям. Культ прекрасного, утвердившийся в Оксфорде под
очевидным влиянием Джона Рескина и породивший, в частности, культ
эффектного, нарочито
“непрактичного” костюма и
речевых интонаций, скоро вызвал в жизни новое направление, точнее, даже,
умонастроение. Это умонастроение, этот стиль существования назывался
эстетизм. И его
пророком стал не кто иной, как Оскар Уайльд.
В годы пребывания в Оксфорде
Оскар Уайльд примкнул к
направлению в искусстве. Называя Англию “гнездом торгашей”, отвергая с
эстетских позиций пошлую буржуазную действительность, он желал
противопоставить ей особые нормы поведения, отличающие немногих
“избранных”, он
всюду появлялся в
эмблемой английских эстетов -цветком подсолнуха (по другим источникам
подсолнухом и лилией) в петлице (спустя несколько лет его сменит зеленая
гвоздика). В эти
же годы появились и первые поэтические
опыты Уайльда.
В творчестве Уайльда
произведений самых разнообразных жанров было написано в первый период (1881
- 1895) : стихотворения, эстетические трактаты, сказки, его единственный
роман “Портрет Дориана Грея”, драма “Саломея” и комедии. Ко второму периоду
(1895 - 1898) принадлежат лишь произведения, в которых в полной мере
отразился духовный кризис пережитый писателем в последние годы его жизни
(“De Profundis”, “Баллада
Редингской тюрьмы”).
Поэтическое наследие Уайльда
не слишком обширно. Оно
двумя книгами стихотворений : “Стихи” (1888г) и “Стихотворения, не вошедшие
в сборники, 1887 - 1893”,
а также несколько лирико-
наибольшую известность из которых приобрела написанная вскоре после
освобождения из тюрьмы “Баллада Редингской тюрьмы” (1898) . В поэзии Оскар
Уайльд упорно,
по много раз переделывая
каждого стихотворения, отдавая предпочтение наиболее емким, трудным и давно
забытым стихотворным и ренессансным поэтическим жанром - канцонам
Пpимечание: Канцона - в средневековой поэзии трубадуров: стихотворное
послание размером до 7 строф со сквозной рифмовкой., вилланелям Пpимечание:
Вилленель - твердая стихотворная форма, 6 строф с рифмовкой : А бА , абА ,
абА , абА , абА , абА А , где А и А - повторяющиеся припевы. Сложилась во
французской поэзии по образцу итальянской имитации народных песен. и др.,
что явилось несомненно признаком влияния прерафаэлитов. Основным
содержанием своих стихов Уайльд сделал любовь, мир интимных страстей и
переживаний. Также одним из жанров, в которых Уайльд-поэт достиг наибольшей
выразительности, стали “моментальные” зарисовки сельского, а чаще
городского пейзажа - так называемые “impressions” (например, стихотворение
“Симфония в желтом”, носящее ярко выраженный импрессионистический характер
и построенное на игре цветовых и звуковых сочетаний; “Les Silhouettes” и
др.
Большинство стихотворений
эстетскими сравнениями и образами. Читая критическую литературу о
творчестве Оскара Уайльда, везде натыкаешься на одни и те же фразы :
“...стихотворения лишены подлинного поэтического чувства,... поэт подменяет
образы живой природы стилизованными картинами “сапфирового моря и горящего,
как раскаленный опал, неба”, ...однообразное мелькание золота, мрамора,
слоновой кости и прочих драгоценностей очень быстро причиняло скуку, хотя
всего этого хватило
бы ювелирам всего мира и проч.”
Действительно, для Уайльда “
если оно напоминает нам о произведении искусства, но произведение искусства
не выигрывает в своей красоте от того, что оно напоминает нам о творении
природы”. Тем не менее, автор позволит себе усомниться в столь критической
оценке. Неужели тот факт, что уайльдовские “ониксы подобны зрачкам мертвой
женщины”, а не наоборот, не может являться доказательством более чем
богатой, оригинальной и типичной для декаданса фантазии? Ни у одного из
критиков нет прямого указания на то, что Оскар Уайльд явился первым и чуть
ли не единственным из декадентов, столь умело использующим этот вид
метафор.
Уже в первом сборнике ранних
стихов Уайльда появились
декадансу настроения крайнего пессимизма. Ярким тому примером является
стихотворение “Eх tenebris” (“Из мрака”), проникнутое чувством отчаяния и
одиночества. В стихотворении “Vita nuova” (“Новая жизнь”) Уайльд говорит о
жизни, “полной горечи”. В стихотворении “Видение” он признается, что из
античных трагиков ему ближе всех Еврипид - человек, который “устал от
никогда не прекращающегося стона человеческого”. Ту же интонацию боли,
подавленной горечи и самоотречения нельзя не услышать и в сонете
“Раскаяние”, посвященном объекту долголетней и ставшей роковой для писателя
привязанности Оскара Уайльда к Альфреду Дугласу Пpимечание: Альфред Дуглас
(1870-1945) - третий сын маркиза Квинсбери, второстепенный английский
поэт..
Венцом этой тенденции стала опубликованная в 1898 году за подписью
“С. З. З.” (номер
арестанта Уайльда в
Величества Королевы) поэма “Баллада Редингской тюрьмы”, обозначавшая,
наряду с “De Profundis”, решительный поворот в его сознании и творчестве. В
своей “тюремной исповеди” он напишет : “Страдание и все, чему оно может
научить, - вот мой новый мир. Я жил раньше только для наслаждений. Я
избегал скорби и страданий, каковы бы они ни были. И то и другое было мне
ненавистно... Теперь я вижу, что Страдание - наивысшее из чувств, доступных
человеку, - является одновременно предметом и признаком поистине великого
искусства”. По словам Альбера Камю, именно эта поэма “завершила
головокружительный путь Уайльда от искусства салонов, где каждый слышит в
других лишь самого себя, к искусству тюрем, где голоса всех арестантов
сливаются в общем предсмертном крике, чтобы его услышал человек, убиваемый
себе подобными”.
Но вернемся к тому времени,
когда молодой ирландец
конце 1881 года Уайльд поехал в Нью-Йорк, куда его пригласили прочитать
несколько лекций об английской литературе. В Америке он встретился с
Лонгфелло и Уитменом. Последний отрицательно отнесся к тем принципам
эстетизма, которые проповедовал Уайльд. В мемуарной литературе сохранились
следующие слова Уитмена : “Мне всегда казалось, что тот, кто гонится только
за красотой - на плохом пути. Для меня красота -не абстракция, но
результат.”
Оскар Уайльд не увидел
Америки, но ясно почувствовал господство в ней торгашеского духа и
враждебность американской буржуазии искусству. Свою лекцию Уайльд
Пpимечание: Пpимечание: Пpимечание: обычно
заканчивал следующим утверждением :”Торгашеский дух, буржуазная
стандартизация жизни, оголтелый практицизм, воинствующее лицемерие “
Империи на глиняных ногах”, вульгарные вкусы, пошлые чувства вызывают в
рафинированном эстете “минуты отчаяния и надрыва” и желание бежать в
“обитель красоты”
и думать, что смысл жизни в
искусстве”.
В лекции “Возрождение
сформулировал основные положения эстетической программы английского
декаданса, позже получившие развитие в его трактатах “Кисть, перо и отрава”
(1889), “Истина масок”, “Упадок искусства лжи” (1889), “Критик как
художник” (1890), объединенных в 1891 году в книгу “Замыслы”
(“Intentions”). Признавая преемственную связь английского декаданса с
прерафаэлитами, Уайльд резко подчеркивал свое принципиальное расхождение с
Рескином : “... мы отошли от учения Рескина - отошли определенно и
решительно... мы больше не с ним, потому что в основе его эстетических
суждений всегда лежит мораль... В наших глазах законы искусства не
совпадают с законами морали.” Субъективно-идеалистическая основа
эстетических взглядов Уайльда наиболее остро проявилась в трактате “Упадок
искусства лжи”. Написанный в типичной для Уайльда манере раскрывать свою
мысль через расцвеченный парадоксами диалог, этот трактат имел ярко
полемический характер и стал одним из манифестов западноевропейского
декаданса. Отрицая действительность, существующую объективно, вне сознания
человека, Уайльд пытается доказать, что не искусство отражает природу, а
наоборот, - природа является отражением искусства. “Природа вовсе не
великая мать, родившая нас, - говорит он, - она сама наше создание. Лишь в
нашем мозгу она начинает жить. Вещи существуют потому, что мы их видим.”
Лондонские туманы, по утверждению Уайльда, существуют лишь потому, что
“поэты и живописцы показали людям таинственную прелесть подобных эффектов.”
Несмотря на то, что Шопенгауэр дал анализ пессимизма, выдуман пессимизм был
Гамлетом; русский нигилист не что иное, как выдумка Тургенева; Робеспьер
прямиком сошел
со страниц Руссо и т.д.
Провозглашая право художника на полнейший творческий произвол, Оскар
Уайльд говорит, что искусство “нельзя судить внешним мерилом сходства с