Имена Собственные в "Тихом Доне"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования:показать использование антропонимов в романе «Тихий Дон»,их значение для понимания произведения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
• дать общую характеристику литературной ономастики,определить её особенности;
• рассмотреть определённые антропонимы в романе Шолохова «Тихий Дон»:личные имена,фамилии,прозвища;
• определить функции имён собственных в произведении.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

Известный историк языка П. Я. Черных публикует в 1948 г. небольшую заметку об антропонимии грибоедовской комедии, где историко-лингвистический и литературоведческий подходы во многом сливаются .

Естественно, антропонимия не одногоА. С. Грибоедова привлекала внимание специалистов-филологов в этот период.                                                                                  Большое количество работ было посвящено исследованию антропонимического пространства в произведениях классиков русской и советской литературы:           Н. В. Гоголя [Карпенко А. И. 1958, Михайлов 1954, Успенский 1972, Чернышев 1947], Ф. М. Достоевского [Альтман 1958, Магазаник 1968, Успенский 1972], А. Н. Островского [Андреева 1971, Чернышев 1947], М. Е. Салтыкова-Щедрина [Каценеленбоген 1950, Таич 1971, 1974], Л. Н. Толстого [Магазаник 1968, Альтман 1959, Горбаневский 1988, Фролов 1990, Фролов, Ячменева 1991 ] [Фомин А.,2004:С.120]

                                   Выводы по первой главе   

В первой главе нашей курсовой работы мы познакомились с понятием «литературная ономастика» и её основными особенностями.                                  Отметили две наиболее важные предпосылки возникновения этой дисциплины-экстранаучные и интралингвистические-и охарактеризовали эти предпосылки.                                                                                                                                 В данной главе мы также назвали самые известные работы по литературной ономастике,упомянули тех авторов,которые исследовали антропонимическое пространство в произведениях классиков русской и советской литературы.                         Особое внимание мы уделили функциям, которые имена собственные выполняют в художественном произведении,дали им характеристику,привели необходимые примеры.                                                                                                 Это,прежде всего,номинативная(назывная) и характеризующая функции.                            Также мы остановились на классификации  исследовательницыЛ.В.Суперанской,  которая выделяет следующие функции имён собственных: апеллятивная(обозначает призыв,воздействие),  экспрессивная (выразительная), дейктическая (указательная). Кроме того,она говорит о гендерной и полоразличительной функции.                                                                                                    Также в этой главе мы подчеркнули,что имена собственные изучались и продолжают изучаться как в лингвистическом,так и в литературоведческом аспекте.

 

 

 

 

 

 

                                                     Глава 2  .

                                Характеристика имён собственных

                               в романе   М.А.Шолохова «Тихий Дон»

                                 § 1 Личные имена в романе «Тихий Дон»

Имя даётся человеку один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь. Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка и своеобразным синонимом нашей собственной личности.                              Личные имена, отчества и фамилии расшифровывают суть нашего характера, внешнюю и внутреннюю красоту нашего собственного «я». Ведь недаром говорят: «знать имя – знать суть…».                                                                                Личное имя –это имя, которое присваивается человеку при рождении и под которым он известен в обществе. В Древней Руси различались канонические и неканонические имена.                                                                                                                  В дохристианскую эпоху, то есть почти до конца X века, в среде восточных славян (предков современных русских, украинцев и белорусов) использовались только личные имена, которые давались детям при рождении.                               После крещения Руси в 988 г. каждый восточный славянин получал от священника крестильное имя. Крестильные имена соответствовали именам святых и были, как правило, обычными христианскими именами.                                   К началу XVIII века уже господствуют канонические христианские имена, полностью вытеснившие имена-прозвища, и частично языческие имена, существовавшие до того параллельно с основным именем.                                     Русские имена во все времена были своеобразными характеристиками людей. Имя человеку давалось как примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода: в одних случаях - это были какие-то внешние признаки, в других – моральные качества. Имена-прозвища существовали в качестве составной части полного названия человека вплоть до конца XVII столетия и были запрещены официально только при Петре I.                                                            Позже в процессе исторических связей русского народа с соседями в его язык попадали и закреплялись имена неславянского происхождения. В связи с чем, славянам пришлось признать своими не только десяток скандинавских имён, а и заменить все свои древние, исконно русские имена новыми, чужими, иноязычными.[ Угрюмов А.1996:С.15]

После того,как мы дали историческую справку о личных именах,обратимся к их характеристике в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».        

 

                                   ГРИГОРИЙ  (-ьевич,-ьевна)

    -личное имя центрального персонажа романа-эпопеи.

Имя греческого происхождения; восходит к др.-греч. γρηγορέω («грегорео») — «бодрствую». Соответственно,Григорий переводится как «бодрствующий», «бдительный», «осторожный», «недремлющий».[Петровский Н.А.Словарь русских личных имён .-М.,1984.]                                                                            Григорий — одно из немногих собственно христианских имён, появившееся в эпоху становления христианства; имя метафорически сопоставлялось с личными качествами идеального христианина.                                                                                        В христианском именослове имя Григорий соотносится со многими святыми, но прежде всего — со святителем Григорием Чудотворцем (III век), вероятно, первым носителем этого имени.                                                                                                На Руси имя Григорий традиционно относилось к частым именам, о чём свидетельствуют отыменные фамилии, образованные от различных форм имени: Григорьев, Гришаев, Гришин, Гришечкин и другие. В конце XIX века имя Григорий входило в число наиболее распространённых мужских имён. На протяжении XX века в России имя показывало медленно угасающую динамику частотности: по данным А. В. Суперанской и А. В. Сусловой по Ленинграду, имя Григорий имело частотность 17 промилле на 1000 новорождённых в начале 1930-х годов и только 3 — в конце 1980-х годов. Однако в 2003 году в целом по России имя оказалось на десятом месте по частотности среди имён новорождённых мальчиков.

Краткие формы имени: Гриша, Гриня, Григоря, Горя, Гора.                     Уменьшительные формы: Гришка, Гриха, Григорьюшка, Гришко, Гришата, Гришуня, Гринюша, Гришаня и другие.

Существуют две самостоятельные, однако достаточно связанные между собою группы собственных имен: имена, сложившиеся естественным путем, и имена, искусственно созданные, выдуманные.[ Суперанская Л. В.1973:С.22]                Григорий Мелехов-это «естественное» имя,которое автор перенёс в литературное произведение.По своему типу имя Григорий стилистически нейтральное.В романе оно выполняет номинативную функцию :называет героя, отражает его окружающий  мир, сообщает о признаках, свойствах носителя имени, его социальной принадлежности.

Обратимся к образу  главного героя романа М.Шолохова «Тихий Дон».

Григорий Пантелеевич Мелехов родился в 1892 году в хуторе Татарском Вешенской станицы Области Войска Донского. Родители Григория:                       отставной урядник лейб - гвардии Атаманского полка Пантелей Прокофьевич и его жена Василиса Ильинична. В романе неоднократно подчеркивается, что Григорий очень сильно похож на  отца и внешне,и характером.                                          В облике Григория, как и его отца, заметны восточные черты : «…вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Григорий сутулился так же, как и его отец, даже в улыбке было у обоих что-то общее, звероватое…»[Шолохов М.А. «Тихий Дон».Т.:1,С.11]

Когда Григорий был молодым ,любил игрища, спать ложился поздно. Он всегда был там, где смех, шутка, песня, трудовой азарт. Григория отличала острая эмоциональная реакция на все происходящее. Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру, Григорий проявлял себя как человек, способный на поступок. Примером могут служить такие эпизоды: драка со Степаном Астаховым из - за Аксиньи, уход с Аксиньей в Ягодное.                         

Мы уже отметили,что имя Григорий выполняет в романе номинативную функцию.Помимо этого,стоит выделить коммуникативно-стилистическую функцию и её разновидности (по Суперанской Л.В):апеллятивную,означающую призыв,воздействие.Например: «Гришка,пойдём рыбалить!» «Ты бы сенца сухого взял,Гришунька,-советовала мать,-под сердце подложишь,а то нутре застудишь.» [Т.:1,С.13,27].                                                                                                                              Отметим также дейктическую функцию(обеспечивает назывное отношение к персонажу,указывает на него): «А Гришку твоего,захочу-с костями съем и ответа держать не буду!» [Т.:1,С.47]                                                         Номинативно–экспрессивная функция  имени имеет место в романе.   Она выступает в характеризующей роли через экспрессивный компонент, вносимый формоупотреблением и стилистической окрашенностью имени: официальная форма имени(«Принял наш Григорий Пантелеевич сотню,то есть эскадрон ,и пошли  походним порядком под Киев.»  «Ах,Григорий Пантелеевич!До чего вы со мной строгие стали!»[Т.:2,С.637,262] ;                                                уменьшительно–ласкательная форма имени :«Почему молчишь,Гришунька?» [Т.:1,С.35] «Милый мой,Гришенька,сколько седых волос-то у тебя на голове…»-сказала она шёпотом [Т.:2,С.788] ;                                                         фамильярная форма имени : «Люб мне Гришка,а больше ни за кого не пойду!» [Т.:1,С.76]                                                                                                                                                                  Итак,что же заключено в имени героя,оправдывает ли он его?                             Прежде всего,отметим,что основные составляющие имени Григорий-сила,энергия,жизнеспособность.В имени преобладают согласные звуки,и поэтому в нём чувствуется больше «крепости», «добротности», «звуковой упругости. [ Угрюмов А.1996:С.34].

 

                                ПЁТР  (-ович,-овна).

        -так звали старшего брата Григория Мелехова.

Имя Пётр греческого происхождения (от греч. Πέτρος)скала,камень.Переводится как «твёрдый», «надёжный», «верный». [Петровский Н.А.Словарь русских личных имён .-М.,1984.]

Отчества, образуемые от этого имени, — Петрович, Петровна. Образованная от него фамилия Петров — одна из самых популярных в России (см. также Пиотровский, Пиотрович). От имени Пётр также происходят имена ярморочных персонажей-шутов, русского Петрушки и французского Пьеро.                    Производные от имени: Петя, Петро, Петруня, Петруся, Петруха, Петруша, Петря, Пета, Петраша, Петряй, Петряка, Петряня, Петрята, Петряха, Петряша, Петуня, Петуся, Петуха, Петуша, Петрушка, Петюка, Петюня, Петюся, Петюха, Петюша, Петяй, Петяйка, Петяня, Петяха, Петяша, Петька, Петрик.

Петр Мелехов предстает перед нами как человек, совершенно противоположный   по характеру и внешности своему младшему брату Григорию.Если Григорий был похож на  отца,то Петр напоминал мать: «небольшой, курносый, пшеничный цвет волос, кареглазый …»[ Т.:1,С.10]

Шолохов неслучайно даёт  своему герою имя Пётр,ведь с греческого оно                          переводится как  скала, утес, каменная глыба.                                                                 Данное имя ему очень подходит:Пётр упрям,независим,воинствен,всегда всё             делает по-своему,с ним приходится нелегко.     Порою бывает  грубым.Например,когда Дарья находит его пьяным и просит поскорее собраться на свадьбу к Григорию,он отвечает жене: «Да пошла ты!Не признаю!Ты что за начальство?!» [Т.:1,С.91]

Имя Пётр выполняет в произведении номинативную функцию:называет героя,                              отличает    его от других персонажей .                                                                                     В романе «Тихий Дон» героя в основном называют Петром.Часто его зовут Петро: «Скучаю по хутору,Петро,по Дону соскучился» [Т.:1,С.190].              Петро- разговорная форма имени,что является характеристикой яркой колоритной народной речи, показывает тесную связь автора романа с простым народом. Встречается также официальная форма имени: «Кланяется тебе брат Пётр Пантелеевич и желает здравия». [Т.:1,С.209]

 

                                      Пантелей (-евич,-евна).

Пантелей Прокофьевич-глава мелеховского семейства,отец Григория и Петра.

Имя греческого происхождения , восходит к др.-греч. Παντελεήμων, от παντελεία («пантелейя»)- «совершенство», «высшая ступень».Переводится как прекраснейший,совершеннейший,милостивый. [Петровский Н.А.Словарь русских личных имён .-М.,1984.]                                                                         Православная форма имени — Пантелеи́мон. До середины XVII века в святцах использовались также формы Панталеон, Пантолеон. Народные формы имени — Пантелеон, Пантелей, Пантелемон, Пентелей, Пантелимон; краткие разговорные — Панько, Пенько, Петеля, Пантей и другие.

Информация о работе Имена Собственные в "Тихом Доне"