Комедия и.а крылова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

«В отличие от Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Пушкин не пользуется репутацией выдающегося юмориста и сатирика, - пишет Ф. Раскольников, - и комическое не составляет наиболее заметного аспекта его творчества. Вероятно, именно по этой причине комическое у Пушкина не часто привлекало внимание у исследователей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
ГЛАВА I. Комедия на русской сцене конца XVIII-начала Х1Х в………………………………………………………………………………...
ГЛАВА 11. Художественно-эстетические взгляды А. Пушкина и его комедийные опыты……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

И.А. Крылов.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

                        Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………

 

ГЛАВА I. Комедия на русской сцене конца XVIII-начала Х1Х в………………………………………………………………………………...

 

ГЛАВА 11.  Художественно-эстетические взгляды А. Пушкина и его комедийные опыты……………………………………………………………

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«В отличие от Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Пушкин не пользуется репутацией выдающегося юмориста и  сатирика, - пишет Ф. Раскольников, - и комическое не составляет наиболее заметного аспекта его творчества.  Вероятно, именно по этой причине комическое у Пушкина не часто привлекало внимание у исследователей.  В пушкинистике можно найти отдельные работы о некоторых жанрах комического у Пушкина, преимущественно о пушкинских эпиграммах и юмористических поэмах, а также более или менее беглые замечания о его сатирических стихотворениях, но… в ней нет развернутых обобщающих исследований на эту тему.  Между тем она заслуживает серьезного внимания, и не только из-за объема произведений, в которых  комический элемент играет существенную роль, но и потому,  что исследование этой темы проливает дополнительный свет на природу творчества Пушкина и на его духовную эволюцию. Нельзя не согласиться с Д. Благим, заметившим, что “отвергать… грань ‘легкого’ и ‘веселого’ в пушкинском творчестве или не отдавать ей, как это обычно делается, должного внимания – значит… не понять всего (курсив Благого) Пушкина, не заметить и не оценить одной из характернейших черт его гения,  при отсутствии которой Пушкин не был бы тем, что он есть”» (Раскольников. Комическое в творчестве Пушкина).

История русской драматургии первой половины ХIХ века представляет собой феномен русской культуры: сосуществуют эстетики сразу нескольких литературных направлений – остатки классицизма, черты сентиментализма, романтические веяния, реалистическое начало.  Драматургии данного периода  посвящена значительная научная литература, однако не все аспекты литературного процесса изучены, и в этом смысле особый интерес представляет движение жанров.

Театральная жизнь в Петербурге пушкинской поры была весьма интенсивной, и театральные впечатления занимали едва ли не  главное место в петербургском обществе, особенно в среде молодежи. А. Пушкин, недавний выпускник Лицея, окунувшийся в водоворот  петербургской жизни, переживает бурное увлечение театром. Он – завсегдатай зрительного зала, «почетный гражданин кулис». Начало творческой биографии Пушкина совпадает с  расцветом русского профессионального театра.

Позднее увлечение поэта  театром угаснет, но «театральная» тема пройдет через всю его жизнь. Она будет присутствовать не только в его произведениях, но и в письмах, статьях.

«Острая шутка Шаховского и горестный пафос Озерова; восковые свечи, партерные лавки и оркестр из крепостных музыкантов; в публике трости, плащи и подзорные трубки; на сцене щиты и копья, мантии и каски, глазетовые кирасы и фольговые короны;  в мифологических плясках трезубец Нептуна и золотой кадуцей Гермеса среди несущихся туник и пеплумов фантастической пантомимы Карла Дидло;  в оперном репертуаре Моцарт, Гретри и Чимароза; в комедии Мольер, Бомарше и Княжнин; веселые интриги и счастливые недоразумения заплетаются и протекают на фоне декоративных перспектив Гонзага под льющиеся переливы мелодических каватин маэстро Антонолини; напевная декламация стихотворных монологов чередуется со звонкими куплетами первых водевилей; на подмостках – Истомина и Колосова; в креслах стареющий Крылов и юный Грибоедов; всюду пыль, пышность, рифмы и припевы модных арий – вот русский театр к концу александровской эпохи.

Он явственно хранил на своем облике следы старинной  итальянской комедии» (Гросс., 35).

Это было время, когда  на русской сцене господствовало изумительное разнообразие и богатство  театральных жанров. Каждый вид знал свои бесконечные подразделения: «Комедия делилась на высокую, легкую и анекдотическую» (37).

Современником Пушкина  был Шаховской А.А. – драматург, режиссер, театральный деятель. Шаховской, считая, что комедия должна быть злой, злободневной, выводящей на сцене  карикатурные образы современников, был создателем ряда пьес, вызвавших театральные скандалы («Новый Стерн» - против Карамзина, 1805; «Липецкие воды» - против Жуковского, 181ё5 и др.). Не случайно Пушкин в «Евгении Онегине» говорит о Шаховском: «Там вывел колкий Шаховской…»  Эпитет «колкий» точно определяет литературную программу этого комедиографа, который несколько позже, подхватив брошенную ему арзамасцами кличку «новейший Аристофан», создал в 1825 году комедию «Аристофан, или Представление комедии «Всадники», создающую возвышенно-гражданственный образ автора «колких» комедий (Лотман, 148).

Русская комедия этого  периода строилась по испытанным образцам европейского театра Имена Гольдони, Бомарше, Мариво и в особенности Мольера определяют круг традиций, воспринятых русскими драматургами пушкинской поры.  Все они воспитывались на классических образцах западной сцены.

«В первой четверти Х1Х  века русский мольеризм был в  зените» (156), еще в XVIII веке почти весь мольеровский репертуар успел пройти через русский театр. Не меньшим признанием пользовались Бомарше и Гольдони. Пушкин еще в Лицее восхищался «маленькой Розиной» в крепостном театре царскосельского мецената:

…Как мысли черные к тебе придут,

Откупори шампанского  бутылку

Иль перечти «Женитьбу  Фигаро».

 

Таким образом, что уже  во время ранних театральных увлечений Пушкина перед ним прошли в превосходном воплощении русских актеров классические образцы европейской комедии.

Насколько Пушкин сохранил навсегда склонность к этим традициям  итало-французского театра можно судить по беглой записи им сюжета будущего «Ревизора» (подаренного затем поэтом Гоголю). «В этом наброске перед нами, - замечает известный пушкинист театровед П.О. Морозов, - программа произведения, в котором главным лицом является пройдоха-лжец» (160), наподобие плутоватого слуги из итальянской комедии.

«Такова была власть бессмертных  комедийных традиций. Комический эпизод российского чиновного быта, возникший  в унылых  недрах оренбургского захолустья, стал тотчас же облекаться поэтом в классические формы Мольера и Бомарше, Реньяра и Гольдони» (Гросс., 161).

 

Наряду с возрождением, ростом и совершенствованием стихотворной комедии этот период был отмечен  возникновением водевиля. По свидетельству Полевого, в 1810-1812 годах «водевилей еще не знали», а уже в начале 1820-х годов это был  общепризнанный и любимый жанр.

Датой рождения русского водевиля следует считать премьеру «Козака-стихотворца» Шаховского. До него в России были только комические оперы, после него стали появляться «оперы-водевили», пока наконец новый жанр не установился в качестве самостоятельного вида.

«Рожденный на подмостках ярмарочного театра, водевиль всегда воспринимался вне жанровых позиций классицистической драматургии. Не случайно Шаховской, автор многочисленных водевилей, решительно разводит водевиль с комедией и изгоняет водевильный жанр, чье «оружие – гремушка и свисток», «с Парнаса» (Сербул, 214). Такое отношение к жанру водевиля позволяло свободно вводить  в водевиль элементы балаганной эксцентрики и буффонады.

«Козак-стихотворец» выступил на сцене под  настоящим именем водевиля. Пушкин вкладывал в этот термин особый оттенок, подчеркивающий музыкальный характер жанра. Так, в «Графе Нулине»:

…Хотите ли послушать

Прелестный водевиль? – И граф

Поет…

То же и в «Арапе Петра Великого»: «…государство  распалось под игривые припевы сатирических водевилей» (163).

Жанр водевиля воспринимался как  преимущественно музыкальное произведение.

В 1826 году Катенин приглашает и  Пушкина написать «гривуазные куплеты к веселой французской комедийке» (163). Существует предположение, что «куплеты для водевиля» были Пушкиным написаны, однако исследователям до сих пор не удалось установить точный текст этих куплетов.

Вообще 80-90-е годы XVIII в. – время интенсивного развития русской драматургии и театра, в которых все более явно развертывается в различных формах то борьба, то сложное взаимопроникновение традиций классицизма, просветительского рационализма и сентиментальной чувствительности. Жанры высокой стихотворной трагедии и комедии сосуществуют и конкурируют на сцене с прозаической бытовой комедией и драмой – переводными и оригинальными.

.

Труды перечисленных авторов явились методологической основой для написания дипломного сочинения.  

Цель настоящей работы – исследовать своеобразие драматургии Крылова сквозь призму ее жанровой системы. Мы исходили из того, что драматург Крылов – комедиограф. Комедия в его творчестве представлена в весьма разнообразных жанроваых модификациях, обнаруживающих генетическую связь как с высокой 9мольеровской), так и с  низовой (балаганно-ярморочной) традициями.

Исходя из указанной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:

 

 

Для решения поставленных задач  используется комплексный подход, сочетающий культурно-исторический, сравнительно-типологический методы и целостный анализ художественного текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Комедия на русской сцене в первой половине ХIХ в.

 

Завершающий этап развития русской комедии ХVIII века протекал в достаточно сложной обстановке: Сумарокова уже не было в живых,  не без вмешательства Екатерины II отошли от литературной деятельности Фонвизин  и Новиков. Комедийная литература 1780-х годов находилась под суровым нажимом цензуры и поэтому была лишена  возможности касаться  политических тем. Однако  под несомненным влиянием «Недоросля» Фонвизина все же было опубликовано несколько комедий, в которых сатирическое изображение действительности переходило в критику екатерининской России. Наиболее интересными из них являются комедии «Точь-в-точь» М.И. Веревкина (1785) и «Фомушка, бабушкин внучек» П.А. Кропотова (1785).

В литературе в этот период происходит очередная смена писательских поколений.  Среди новых авторов, заявивших о себе в комедийном жанре, были  И.Я. Соколов,  П.А. Плавильщиков, А.И. Клушин, И.А. Крылов и др. В 1790-е гг. на драматическом поприще выступают Н.Н. Сандунов и В.В. Капнист.

Творчество этих драматургов  приходится на период, когда  набирало силу новое литературное направление  – сентиментализм. Это направление открыто заявило о себе  в периодическом издании Н.М. Карамзина «Московский журнал» (1791-1792) и в его альманахе «Аглая» (1794-1795). Карамзин становится  признанным лидером нового направления и властителем дум читателей.

Утверждение сентиментализма  в литературе вызвало общую перестройку всей системы художественных представлений и вкусов, выразившуюся в отходе от нормативности классицизма как в сфере жанров, так и в области стиля. Внесенная сентиментализмом переоценка в иерархию жанровых форм классицизма отодвинула на второй план еще совсем недавно бывшие популярными жанры трагедии и особенно комедии. На первый план выходят жанры интимной лирики и повествовательной прозы, наиболее отвечавшие стремлению к самовыражению автора. «Для многих комедий последних двух десятилетий ХVIII в. было характерно явное измельчание проблематики. Отдельные пьесы представляли собой просто перепевы старых мотивов, приноровленных к новой обстановке» (26; 148): таковы комедии П.А. Кропотова, П.А. Плавильщикова, написанные в подражание Фонвизину, но без его сатирической направленности.

Я.Б. Княжнин, более известный  как автор трагедий,  обращается к переводу комедий К. Гольдони («Хитрая вдова» и др.), позднее  и сам пишет комедии, сюжеты для которых брал из иностранных источников. Так, например, известностью пользовалась его комедия «Хвастун» (1786), в которой содержался  зародыш комедии Гоголя «Ревизор».

И.А. Крылов после первых неудачных попыток в создании трагедии находит себя в сатире.  Почти все созданное им в 1780-1790-е гг. так или иначе связано с сатирой, в том числе и комедийной.  Таковы его комедии «Сочинитель в прихожей» (1786) и остропамфлетная, высмеивавшая  Княжнина и его семью, пьеса «Проказники» (1788).

Следует отметить, что  русская комедия ХУШ- начала Х1Х  веков, как стихотворная, так и  прозаическая по своей направленности была сатирической. Призыв А.П. Сумарокова «издевкой править нрав» диктовал комедиографам обращение к сюжетам с открытой сатирико-дидактической направленностью (131).

Выдающимся произведением 1790-х гг. в жанре комедии, завершившим процесс ее развития в пределах ХVIII в.,  явилась комедия В.В. Капниста «Ябеда», опубликованная после неоднократных переделок по цензурным соображениям в 1798 году. Однако после четырех постановок она была запрещена.  «Одной из важнейших особенностей “Ябеды” как художественного произведения, - пишет П.Н. Берков, - особенностью, выделяющей комедию Капниста не только среди русских, но и европейских комедий, является то, что – как ни странно – в ней нет главных лиц; “героем” комедии является “ябеда”, социальное бедствие, “порок”, а не отдельное лицо» (15; 356). В пьесе отсутствует традиционная для комедии любовная интрига, вместо нее – тема судейского лихоимства, коррупции, сутяжничества.  Развязка комедии исполнена традиционного для ХVIII века утопического оптимизма: в момент, когда герой-сутяжник принимает поздравления по случаю выигранного им процесса, приносят пакет из Сената о его немедленном аресте.

Информация о работе Комедия и.а крылова