Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 11:09, курсовая работа
«В отличие от Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Пушкин не пользуется репутацией выдающегося юмориста и сатирика, - пишет Ф. Раскольников, - и комическое не составляет наиболее заметного аспекта его творчества. Вероятно, именно по этой причине комическое у Пушкина не часто привлекало внимание у исследователей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
ГЛАВА I. Комедия на русской сцене конца XVIII-начала Х1Х в………………………………………………………………………………...
ГЛАВА 11. Художественно-эстетические взгляды А. Пушкина и его комедийные опыты……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
Содержание «Метели» не исчерпывается только литературной полемикой, здесь можно обнаружить прямое пародирование авантюрных сюжетов, авантюрного «стечения случайностей». Два эпизода из жизни провинциальной барышни, разделенные тремя годами и, казалось бы, никак не связанные друг с другом: неудачный побег с Владимиром и случайная встреча с Бурминым – сходятся точка в точку, хотя для этого понадобился целый ряд натяжек.
Пародийность всей этой путаницы очевидна. Она ясно обнаруживается в следующем примере: «Священник, отставной корнет, усатый землемер и маленький улан были скромны, и не даром. Терешка кучер никогда ничего лишнего не высказывал, даже и во хмелю. Таким образом тайна была сохранена более чем полудюжиною заговорщиков» (VIII, ч.1, 81-82).
Что Бурмин оказался «тем самым» - нарочитая натяжка, как и многие другие, но в авантюрной литературе весьма распространенная.
«Метель» начинается с довольно мрачных картин, но авторская ирония сопровождает рассказ даже в таких эпизодах, как болезнь героини, две недели находившейся «у края гроба». Иронический тон пронизывает вторую часть повести и придает неожиданной развязке комедийно-водевильный налет. «Жених своей жены» - мотив, характерный для водевильной традиции «Как и в «Барышне-крестьянке», Пушкин указывает «чувствительным» мотивам и их литературно-традиционным, но жизненно невероятным комбинациям единственно законное жанровое место – веселую комедию и водевиль» (36).
За осмеянием и отрицанием литературных схем, обедняющих жизнь, в «Повестях Белкина», как и во всем пушкинском творчестве, нельзя не почувствовать острой мысли, требующей от искусства не схемы жизни, а отражений подлинной жизни, не покрывающейся плоской прописной моралью.
Несколько инсценировок недраматических произведений Пушкина было осуществлено на петербургской сцене при жизни автора. «Пятиактный героико-волшебный пантомимный балет «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» был выполнен в жанре постановочных феерий тех лет. Премьера балета на музыку Ф.Е. Шольца состоялась 16 декабря 1821 года на сцене Пашковского театра в Москве, ставил спектакль балетмейстер А.П. Глушковский В декабре 1824 года балет поставил на сцене петербургского Большого театра Дидло» (Гросс., 29).
«В январе 1823 года Дидло поставил «большой пантомимный балет в 4 действиях, коего сюжет взят из известной поэмы г. Пушкина “Кавказский пленник, или Тень невесты”»(30). В 1825 году по мотивам поэмы «Бахчисарайский фонтан» Шаховской поставил «романтическую трилогию в пяти действиях, в стихах» «Керим-Гирей, крымский хан». Эта постановка пользовалась большим успехом и шла вплоть до 1859 года. В 1832 году была осуществлена инсценировка В.А. Каратыгина «сцен» из поэмы Пушкина «Цыгане».
«Романтическая комедия с дивертисментом в трех сутках» Шаховского «Хризомания, или Страсть к деньгам» (1836) на сюжет «Пиковой дамы» стала последним опытом инсценирования Пушкина, сделанным при жизни поэта. Несмотря на излишнюю растянутость пьесы, ей была суждена долгая жизнь: «Хризомания» ставилась до конца Х1Х века.
«Спектакли на пушкинские сюжеты были популярны и вызывали интерес широкой публики… Никаких сведений о том, присутствовал ли сам поэт на этих спектаклях, не сохранилось…» (Гросс., 34).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой трети Х1Х века в русском национальном театре идет процесс поисков нового типа драматической формы, утверждавшей специфику театрального спектакля как зрелища, искусства, несущего не только некий моральный урок, но и радость. Все это происходило в произведениях малой комедийной формы, где водевиль и легкая комедия занимали ведущее место. Жанр комедии в данный период был на редкость продуктивным, хотя самих авторов было немного. Любопытно, что обращение к жанру комедии было вызвано не стремлением критически осмыслить важные общественно-политические проблемы, как это было характерно для русской комедии ХУШ века, а эстетическими спорами, внутрилитературной борьбой» (Стенник, с. 222).
В этом плане широкое распространение получает водевиль – жанр, перенесенный на русскую почву из Европы. Русский водевиль активизирует общественно-литературную атмосферу, привлекает внимание к ведущим эстетическим проблемам времени.
«Изучение русского водевиля
в период его становления позволило
расширить представление о
Интерес к историческому прошлому нашел свое отражение в «волшебном восточном» водевиле. Поэтика восточной сказки обнаружила тесную связь с романтической эстетикой. Освоение домашнего уклада современной жизни приводило, в свою очередь, к признанию ненормальности царивших в обществе отношений, что придавало водевилю черты драматического фельетона, превращало его в сатирическое обозрение современной жизни.
В течение 1810-1820-х годов водевильный жанр непрерывно изменялся, сближаясь с различными жанрами литературы.
Театр играл огромную роль в жизни русского общества первой трети Х1Х века. «Он был своеобразным политическим и литературным клубом, где собиралась радикально настроенная молодежь, где кипели споры, со сцены переходящие в зрительный зал, чтобы затем опять вернуться в сценическое действие» (237).
Водевиль оказывается местом эксперимента, проверки новых идейно-стилевых тенденций, которые затем переходили в «большую» литературу. Поэтому для многих русских драматургов водевиль стал пробой сил на пути создания серьезных произведений. Элементы водевиля были использованы Грибоедовым, Гоголем, Островским. Чехов, наряду с созданием социально-психологических пьес, писал шутки-водевили, да и его «Вишневый сад», по замечанию К. Станиславского, представляет собой «веселую комедию, почти водевиль».
Своеобразно использовались находки малых комедийных жанров А.С. Пушкиным.
Литература