Контрольная работа по дисциплине "Мировая литература"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:51, контрольная работа

Краткое описание

Ваганты
Классицизм
«Буря и натиск»
Натурализм
Театр абсурда.
Трагедия
Гомер. Илиада.
Франсуа Вийон. Баллада примет.
Эразм Роттердамский. Похвала глупости.
Байрон. Паломничество Чайльд Гарольда.
Франц Кафка. Превращения.

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая литература.docx

— 66.42 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Ваганты 3

Классицизм 5

«Буря и натиск» 8

Натурализм 9

Театр абсурда. 10

Трагедия 11

Гомер. Илиада. 13

Франсуа Вийон. Баллада примет. 16

Эразм Роттердамский. Похвала глупости. 19

Байрон. Паломничество Чайльд Гарольда. 22

Франц Кафка. Превращения. 26

Список литературы. 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваганты

Ваганты от латинского - clerici vagantes (бродячие клирики). В средние  века (XI—XIV века) в Западной Европе бродячие поэты и писатели пишущие только на латинском языке. Латинский язык в то время был международным  церковным языком и первыми вагантами  были именно младшее духовенство, клирики  жившие как правило вне прихода  и зачастую не занимавшие никакой  церковной должности. Позже ваганты  стали пополняться школьными  товариществами переходившими из одного университета в другой. Университеты в то время были новшеством, это  были объединения людей спаянных взаимной клятвой. И совершенным  новшеством было то, что основой  такого объединения был интеллектуальный труд. Встречается еще один термин «голиарды» - так их называли противники, хотя ваганты приняли это название. Прозвище «голиарды» это игра слов обозначающая примерно следующее -  бродячие дьяволы с широкой глоткой, горлопаны, выпивохи, обжоры, неугомонные  проповедники мирских радостей. Однако перетолковали это название по-своему и стали объяснять, что оно  образовано от имени героя библейских сказаний великана Голиафа, один вид  которого наводил ужас на целое неприятельское войско. Другие вагантские предания утверждают, что Голиаф - это имя прародителя  вагантов, стихотворца и обжоры, который "съедал за одну ночь больше, чем святой Мартин за всю жизнь". Мифическому Голиафу часто приписывались  антипапские сочинения самых  разных авторов. Стоит сказать, что  мифология вагантов имела успех, и впоследствии название "голиард" потеряло ругательный смысл и  стало простым синонимом "ваганта". Формой своей поэзии ваганты тесно  связаны с ученой латинской поэзией  каролингской эпохи. Каролинги –  династия, правившая в VIII – X вв. в  Западной Европе. Хотя произведения вагантов чаще носили сатирический характер, но были очень похожи на церковные песни  и гимны, таким образом ваганты  насмехались над средневековыми церковными канонами, над фанатичным следованием им, над неживой застывшей  формой молитвы, когда человек или  священник уже сам не понимал, что и зачем он произносит, и  почему именно так, а не иначе,

Как убийственно  скучны 
их стихи-обеты, 
их молитвы, что огнем 
чувства не согреты.

Для любовной лирики вагантов особенно велико значение Овидия («Наука любви» и другие произведения). Свои произведения ваганты часто наполняли  героями античной мифологии –  Венера, Амур, Купидоны, нимфы и сатиры. Влияние античной поэзии сказывается не только в мифологических аксессуарах, но и в именах действующих лиц (Флора,Филлида и т. п.), и в концепции любви и образе возлюбленной их произведения проникнуты чисто земной радостью плотского наслаждения; что характерно их поэзии свойственно описание нагого тела. С мотивами любви в лирике вагантов соприкасается мотив вина и пьянства; из жанра застольных песен вагантов впоследствии сложились многочисленные студенческие песни.

В поэзии вагантов часто  прослеживается стиль и мотивы античной поэзии, особенно в описаниях и  символике природы, с другой стороны  в символике природы много  совпадений с народной песней, сильно влияющей на их произведения.

Позднее — уже в эпоху  ослабления собственно поэзии вагантов. — в эту группу начинают вливаться  деклассированные элементы других сословий, в частности, городского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классицизм

КЛАССИЦИЗМ — литературный стиль, выработанный во  Франции XVII в. и получивший свое распространение  в монархической Европе XVII—XVIII вв. Хотя классицистические тенденции  появляются уже в XVI в. в Италии, но высшего расцвета достиг во Франции, где в 1674 году Никола Буало опубликовал  поэтический трактат "Искусство  поэзии", ставший на полтора века непререкаемым сводом требований к  литературе.

Классицизм это стиль  крупной буржуазии, в своих верхних  слоях связанной с двором абсолютного  монарха, а также торгового дворянства, влиявшего на характер придворной культуры. Первый кто употребил эпитет "классический" по отношению к писателям   XVII века был Вольтер. "Достижения французской литературы XVII в., её значение для становления других национальных литератур нового времени - немецкой, английской и т.д. - способствовали тому, что этот век стали называть "эпохой классицизма"". Писатели, которые не вписывались в эти рамки - считались "сбившимися с пути".

Классицизм связывают  с возникновением рационалистической теории Декарта. Его рассматривают, как и одну из составляющих художественной жизни Европы на протяжении нескольких столетий и как одно из направлений, заложивших основу культуры Нового времени. Жанры литературы классицизма характеризовались своим набором признаков и чётко разделялись. При этом предпочтение отдавалось жанрам, в которых личное начало уступает место надличностному, общезначимому. Классицистические жанры делятся на высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (басня, комедия). Смешение их было недопустимым, хотя часто и неизбежным. Главным жанром французского классицизма была трагедия. В её основе лежал конфликт между долгом и страстью, количество героев сводилось к минимуму, их речь была торжественной и возвышенной (но не вычурной и «тёмной»), о большинстве связанных с действием, но не представленных на сцене событий зрители узнавали из речей вестников. Требованиями правдоподобия драматического действия (и трагедии, и комедии), а также подражанием Аристотелю объясняется в так называемой «теории трёх единств»        

1. чтобы главное действие  не оттеснялось параллельными  действиями и эпизодами (единство  действия)       

2. чтобы действие протекало  в пределах одних суток (единство  времени)       

3. чтобы место действия  не менялось (единство места).

Характерными признаками французского классицизма являются: ориентация на античность, рационалистическое построение отвлеченных и обобщенных идей и образов, приведение их в логическую систему, подчинение литературы строгим правилам композиции, трактовка событий вне определенной исторической среды и обрисовка характеров вне их индивидуализации.

Перенесение действия в античный мир или в иные отдаленные эпохи  помогало классицизму  создавать  некую «идеальную даль», служившую  средством для изложения обобщенных и отвлеченных идей.

Герои классицизма рассуждают с логической правильностью, подчиняют  страсти повелению разума и нередко  приближаются в изложении общих  суждений к типу ораторской речи. Эти  черты теснейшим образом связаны с философским рационализмом эпохи.

Появление «просветительского классицизма» в XVIII в. привело, в конечном итоге, к созданию собственных национальных вариантов этого направления: английского, немецкого, русского, а не единого для всех европейских литератур. Пример тому: «веймарский классицизм» И. В. Гёте и Ф. Шиллера, являющийся самобытным и уникальным литературным явлением и в то же время остающийся классицизмом. В начале XIX в. классицизм был отвергнут новым литературным направлением – романтизмом и сошёл со сцены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Буря и  натиск»

"Буря и натиск" ("Sturm und Drang"), литературное движение в Германии 70-х годов XVIII в., получившее название по одноименной драме Ф. М. Клингера. Писателей, относивших себя к движению «Бури и натиска», называют «штюрмерами». В противовес классицизму с его догматическими нормами, а также манерности рококо, "бурные гении" выдвинули идею "характерного искусства", самобытного во всех своих проявлениях; они требовали от литературы изображения ярких, сильных страстей. Главной областью творчества писателей "бури и натиска" была драматургия. Они стремились утвердить новый драматургический стиль, главным признаком которого становится эмоциональная насыщенность, лиризм. Сделав предметом художественного изображения внутренний мир человека, они вырабатывают новые приёмы индивидуализации характеров, создают лирически окрашенный, патетический и образный язык. Следуя примеру Гёте, автора «Гёца фон Берлихингена», «бурные гении» расширяли языковые рамки мещанской драмы, вводя в свои пьесы элементы просторечья: слова и выражения, почерпнутые из живого разговорного языка. Яркая и колоритная бытовая речь становится у них одним из основных средств создания сценических характеров. Бесперспективность политического положения Германии XVIII в. и слабость немецкого бюргерства явились главными причинами кризиса жанра, ясно обозначившегося уже во второй половине 70-х годов. Движение идет на спад, активный социальный протест сохраняется лишь в творчестве отдельных его участников (Бюргер, Фосс, отчасти Клингер). В начале 80-х годов мятежные настроения «бурных гениев» возрождаются с новой силой в юношеских трагедиях Шиллера, приобретая отчетливую политическую окраску.

Движение «буря и натиск»  способствовало подъему национального  самосознания; оно сыграло выдающуюся роль в формировании национальной немецкой литературы, открыв ей живую стихию народного творчества, обогатив ее новым демократическим  содержанием, новыми художественными средствами.

Элементы иррационализма в творчестве отдельных «штюрмеров»  не определяют характер этого движения, сохраняющего гуманистический пафос  просвещения, его критический дух, демократизм и боевые антифеодальные тенденции.

 

 

 

 

 

Натурализм

НАТУРАЛИЗМ (от лат. natura – природа), литературное направление, поздняя стадия развития реализма, сложившееся в Европе и США в последней трети XIX века. Натурализм исследовал человека и его жизнь в обществе, стремясь показать её с максимальной реалистичностью и уделяя особое внимание взаимодействию человека и той среды, в которой он существует. Представители натурализма считали, что природа человека обусловлена средой, обществом, окружением. Одна из основных задач – привлечь внимание общества к тому, в каких ужасных условиях живут простые люди, показать, как эти условия ломают их психику и делают их жизнь невыносимо тяжёлой. Писатели старались максимально приблизить произведение к документальной форме: они отказывались от выведения морали, философских рассуждений в пользу изображения жизни «под диктовку» реальности. Это позволило литературе XIX века расширить круг тем и мотивов, показать новые пласты действительности. Основателем натурализма был Э. Золя (автор цикла романов «Ругон-Маккары», куда входили: «Чрево Парижа», «Жерминаль», «Земля», «Западня», «Нана» и другие, всего 20 романов). Золя в своих произведениях показывал жизнь людей из низов (напр., роман «Жерминаль» изображает жизнь шахтёров) или применял ту же описательную документалистскую методику, чтобы показать безнравственность и бездуховность высшего общества («Нана»). Вокруг Золя в 1870-е гг. сложилась натуралистическая школа, куда входили Э. де Гонкур (автор романов «Жермини Лассерте», «Актриса» и др., написанных совместно с братом Ж. де Гонкуром), Г. де Мопассан («Жизнь», «Милый друг»), Ж. К. Гюисманс («Там, внизу», «Наоборот», «По течению»), А. Доде («Набоб»). Э. Золя разработал теорию натурализма, изложенную в сборниках «Экспериментальный роман», «Романисты-натуралисты» и др. В конце 1880-х годов натуралистическая школа распалась. Представители натурализма стали появляться и в других странах – А. Хольц и Г. Гауптман в Германии, Х. Гарленд и С. Крейн в США. В Италии появилось аналогичное движение в литературе – веризм. В России термин «натурализм» не был употребителен, хотя сходные тенденции к максимально реалистичному описанию действительности проявлялись в творчестве представителей натуральной школы.

Уподобление художественного  произведения научному трактату привело  к тому, что главной ценностью  для натуралистов в литературном произведении стала познавательная, сведения, которые можно получить из него о людях и обществе. Акт  эстетического наслаждения был  приравнен к акту познания. При  этом писатель, как учёный, не включал  в произведение свои собственные  идеи и верования.

Театр абсурда.

Театр абсурда - тип современной  драмы, основанный на концепции тотального отчуждения человека от физической и  социальной среды. Это направление  возникло в середине XX века в западноевропейской драматургии и театре.  В абсурдистских пьесах мир представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб. Наиболее полно принципы абсурдизма были воплощены в драмах «Лысая певица» румынско-французского драматурга Эжена Ионеско и «В ожидании Годо» ирландского писателя Сэмюэла Беккета. Характерно, что в Лысой певице сама певица не появляется, а на сцене находятся две женатые пары, чья непоследовательная, полная клише речь отражает абсурдность мира, в котором язык скорее затрудняет общение, нежели способствует ему. В пьесе Беккета двое бродяг ждут на дороге некоего Годо, который так и не появляется. В трагикомической атмосфере потери и отчуждения эти два антигероя вспоминают бессвязные фрагменты из прошлой жизни, испытывая безотчетное ощущение опасности.

Вообще театр абсурда  отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие  театральные приёмы. Время и место  неопределённы и изменчивы, даже самые простые причинные связи  разрушаются. Бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий, — всё подчинено одной цели: созданию сказочного, а может быть и ужасного, настроения.

Термин «театр абсурда» впервые  использован театральным критиком Мартином Эсслином, в 1962 году написавшим книгу с таким названием. Эсслин увидел в определённых произведениях художественное воплощение философии Альбера Камю о бессмысленности жизни в своей основе, что он проиллюстрировал в своей книге «Миф о Сизифе». Корни театра абсурда можно выявить в теоретической и практической деятельности представителей таких эстетических движений начала 20 в., как дадаизм и сюрреализм.

В 1960-е годы Ионеско и  Беккет продолжали передавать в своих  произведениях чувство отчужденности, сопутствующее современному человеку на протяжении всей его жизни. Среди  французских драматургов, чьи пьесы  подходят под определение "драмы  абсурда", можно назвать Ж. Жене, А. Адамова и Ж. Тардье. Значительный вклад в развитие жанра сделали  швейцарские писатели М. Фриш и Ф. Дюрренматт, а также немец Г. Грасс  и испанец Ф. Аррабаль. В Великобритании Х. Пинтер и Н. Ф. Симпсон убедительно  передавали в своих пьесах ощущение надвигающегося ужаса, что в целом  характерно для поздней драмы  абсурда.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Мировая литература"