Контрольная работа по дисциплине "Мировая литература"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:51, контрольная работа

Краткое описание

Ваганты
Классицизм
«Буря и натиск»
Натурализм
Театр абсурда.
Трагедия
Гомер. Илиада.
Франсуа Вийон. Баллада примет.
Эразм Роттердамский. Похвала глупости.
Байрон. Паломничество Чайльд Гарольда.
Франц Кафка. Превращения.

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая литература.docx

— 66.42 Кб (Скачать файл)

 

Время его жизни в Европе называют эпохой возрождения. Именно в  эту эпоху закладываются предпосылки  буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируются мировоззрение гуманизма  как основы нового секулярного сознания. Пятнадцатое столетие в Европе характеризует  переломный момент в истории её культуры, а открытие пути в Новый Свет на исходе века сильно отразилось на многих сторонах бытия Старого Света. 16 век – время гегемонии Испании. Не только испанское золото, но и испанские моды, испанский язык доминируют в обиходе всей европейской знати. Воинственная испанская армия остается сильнейшей в Европе до середины 17 столетия!

 

Из огромного наследия наиболее известны "Похвала Глупости" (1509 год) и "Разговоры запросто" (1519—35 года).

 

Похвала глупости - небольшое  сочинение по словам автора было написано от нечего делать — во время продолжительного, при тогдашних путях сообщения, переезда его из Италии в Англию в 1509 году. Сатира написана в жанре иронического панегирика, что было обусловлено сочетанием двух тенденций, характерных для эпохи Возрождения: обращение к античным авторам (поэтому панегирик) и дух критики общественного уклада жизни (поэтому иронический). Композиция  "Похвалы  Глупости"  отличается  внутренней   стройностью,

несмотря на некоторые  отступления  и  повторения,  которые  разрешает  себе

Мория, выкладывая в непринужденной импровизации, как  и  подобает  Глупости,

то, "что в голову  взбрело".

 

Эразм от лица Глупости рассуждает об ораторах, о богословах, способных  исказить, переиначить и вывернуть  наизнанку каждую строку в обоих  Заветах, говорит о тщеславии  человеческом, обо всем том, что ежедневно восхваляет ее, Глупость больше порой чем всех других Олимпийских богов, в ряд с которыми она себя ставит.

В этом произведении Эразм  Роттердамский блестяще обосновал, что:

1) глупость – двигатель  человеческой эволюции;

2) глупость – величайшее  благо, данное человеку, и надо  лишь этим благом уметь воспользоваться;

3) становиться умным и,  тем паче, мудрым, нет никакого  резона, ибо во многих знаниях  многие печали;

4) глупость – это счастье и свобода;

5) большинство действий  человеческих продиктовано глупостью  и делается глупо.

 

Впрочем, никому нельзя забывать меру и границу, а посему говорит  Глупость: «Будьте здравы, рукоплещите, живите, пейте, достославные сопричастники  таинств Мории».

 

Как и во всей гуманистической мысли и во всем искусстве Эпохи Возрождения той ступени развития европейского общества, которая отмечена влиянием античности в "Похвале Глупости" встречаются и органически сливаются две традиции, и это видно уже в самом названии книги. С одной стороны, сатира написана в форме "похвального слова", которую культивировали  античные писатели. С другой стороны, тема Глупости, царящей над миром, не случайный предмет восхваления, как обычно бывает в шуточных панегириках.

 

Эразму пришла удачная  мысль — взглянуть на окружающую его современную действительность, а также на всё человечество, на весь мир с точки зрения глупости.

Эта точка зрения, исходившая из такого общечеловеческого, присущего  «всем временам и народам» свойства, как глупость, дала автору возможность, затрагивая массу животрепещущих вопросов современности, в то же время придать  своим наблюдениям над окружающей действительностью характер всеобщности  и принципиальности, осветить частное  и единичное, случайное и временное  с точки зрения всеобщего, постоянного, закономерного, нарисовать сатирический портрет всего человечества. Этот общечеловеческий характер, являясь  одной из привлекательных сторон произведения, для современных автору читателей, в то же время предохранил  его от забвения в будущем. Благодаря  именно ему, «Похвала Глупости» заняла место в ряду нестареющих произведений человеческого слова — не в  силу художественной красоты формы, а вследствие присутствия того общечеловеческого  элемента, который делает его понятным и интересным для всякого человека, к какому бы времени, к какой бы нации, к какому бы слою общества он ни принадлежал. Читая сатиру Э., иногда невольно забываешь, что она написана четыреста лет тому назад, до такой степени она свежа, жизненна и современна.

Господствующий тон сатиры Эразма — юмористический, а не саркастический. Смех его проникнут в основном благодушным юмором, часто тонкой иронией, почти никогда — бичующим сарказмом. В сатирике чувствуется  не столько негодующий моралист с  нахмуренным челом и пессимистическим взглядом на окружающее, сколько жизнерадостный гуманист, взирающий на жизнь с  оптимистическим благодушием и  в отрицательных её сторонах видящий  преимущественно предлог для  того, чтобы от души посмеяться и  побалагурить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Байрон. Паломничество Чайльд Гарольда.

Джордж Ноэл Гордон Байрон - великий английский поэт, родоначальник  названного по его имени байронического течения в европейской литературе XIX в. Родился 22 января 1788 в Лондоне. В 1798 мальчик унаследовал от двоюродного деда титул барона. Осенью 1805 Байрон поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета. В юношестве он много путешествовал по Европе. В Англию Байрон возвратился в июле 1811; он привез с собой рукопись написанной спенсеровой строфой автобиографической поэмы - Паломничество Чайльд Гарольда, изданное в марте следующего года, в одночасье прославило имя Байрона. 5 сентября 1816 года Байрон отправился  в Италию. Под впечатлениями от поездки в Рим он написал четвертую песнь Чайльд Гарольда - пронзительное воплощение предельной романтической тоски. Летом он познакомился с Маргаритой Коньи, женой пекаря. В Венецию Байрон вернулся в ноябре, уже написав Беппо (Beppo), блистательную, в итальянских октавах ироикомическую сатиру на венецианские нравы. В июне следующего года он перебрался в Палаццо Мосенидо на Большом Канале; там пылкая Маргарита Коньи водворилась на правах домоправительницы. В 1819 году он в течение осени и зимы деятельно участвовал в заговоре карбонариев, членов тайного политического движения против австрийской тирании. В 1823 году Байрон ухватился за предложение лондонского Греческого комитета помочь Греции в войне за независимость. 15 июля 1823 он отбыл из Генуи вместе с П.Гамба и Э.Дж.Трелони. Около четырех месяцев он провел на острове Кефалония, ожидая инструкций от Комитета. Байрон дал деньги на снаряжение греческого флота и в начале января 1824 присоединился к князю Маврокордатосу в Миссолунги. Он принял под свое командование отряд сулиотов (греко-албанцев), которым выплачивал денежное довольствие. Отрезвленный распрями среди греков и их корыстолюбием, изнуренный болезнью, Байрон скончался от лихорадки 19 апреля 1824.

 

XVIII столетие принято называть  веком Просвещения. Ранние буржуазные  революции победили только в  двух странах - Англии и Нидерландах.  В большинстве европейских государств был сохранен старый порядок. XVIII век с его просветительскими идеалами, идеями "свободы, равенства, братства" подготовил господство классических форм развитого буржуазного общества, а Французская революция 1789-1794 гг. явилась классической буржуазной революцией, захватившей широкие народные массы.

XVIII столетие подготовило  также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.

Литература, музыка и театр  достигают в эту эпоху той  художественной зрелости, которая пришла к живописи в XVI-XVII вв., достаточно назвать  романы Прево, Филдинга, Смоллета, Вольтера, Гете, музыку Баха, Моцарта, Гайдна.

Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и аналитическая наблюдательность - характерные черты искусства XVIII в. как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Эти свойства художественного восприятия жизни являются вкладом XVIII столетия в развитие мировой художественной культуры, хотя следует признать, что это было достигнуто ценой утраты универсальной полноты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических воззрений общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Пуссена.

 

Среди произведений Джорджа  Байрона - поэмы, трагедии, лирика

"Часы досуга" (1807; сборник  стихотворений)

"Английские барды и  шотландские обозреватели" (1809; сатирическа  поэма)

"Паломничество Чайльд-Гарольда" (1812-1818; поэма печаталась отдельными  выпусками)

"Гяур" (1813)

"Абидосская невеста" (1813)

"Корсар" (1814)

"Лара" (1814)

"Еврейские мелодии" (1815; цикл стихотворений)

"Осада Коринфа" (1816)

"Паризина" (1816)

"Шильонский узник" (1816)

"Прометей" (1816)

"Манфред" (1817; драматическая  мистерия)

"Жалоба Тассо" (1817)

"Мазепа" (1818)

"Беппо" (1818)

"Ода к Венеции" (1818)

"Дон Жуан" (начата  в 1818)

"Пророчество Данте" (1819)

"Марино Фальеро, дож  Венеции" (1821)

"Сарданапал" (1821)

"Двое Фоскари" (1821)

"Каин" (1821; драматическая  мистерия)

"Ирландская аватара" (1821; полное издание - 1831)

"Вернер" (1822)

"Остров" (1823)

"Видение суда" (1822)

"Бронзовый век" (1823; политическая сатира)

"Песня для луддитов" (1830)

 

Но его самое известное  произведение - романтическая поэма  «Паломничество Чайльд Гарольда». Это  лирический дневник, в котором поэт выразил свое отношение к жизни, дал оценку своей эпохи, европейских  стран, социальных конфликтов общества Разочарованный в дружбе и любви, наслаждении и пороке, Гарольд  заболевает модной в те годы болезнью — пресыщением и решает покинуть родину, ставшую для него тюрьмой, и отчий дом, кажущийся ему  могилой. «В жажде новых мест»  герой пускается странствовать  по свету. Пространное, в пять тысяч  стихов лирическое повествование «Паломничества Чайльд Гарольда» — в определенном смысле не что иное, как аналог хорошо знакомого нашим современникам  текущего обозрения международных  событий. Даже сильнее и короче: горячих  точек, если не опасаться приевшегося  газетного штампа. Но обозрение, как  нельзя более чуждое какой бы то ни было сословной, национальной, партийной, конфессиональной предвзятости. Европа, как и ныне, на рубеже третьего тысячелетия, объята пламенем больших и малых  военных конфликтов; ее поля усеяны грудами оружия и телами павших. И если Чайльд выступает чуть дистанцированным созерцателем развертывающихся на его  глазах драм и трагедий, то стоящий  за его плечами Байрон, напротив, никогда не упускает возможности  высказать свое отношение к происходящему, вглядеться в его истоки, осмыслить  его уроки на будущее. В ходе своих  странствий герой, как и сам Байрон, становится космополитом или гражданином  мира.

 

Внимание автора к высоким, героическим аспектам действительности, осмысление настоящего в свете классического  прошлого, возвышенность поэтического словаря и образной системы, пристрастие  к отвлеченным понятиям и античным аллюзиям были в традиции классицистической  поэзии. Новаторство Байрона. Несмотря на связь с просветительской и классицистической традициями, с самых первых слов читатели ощутили нечто совершенно новое, тревожное, особенное. Их поразил облик паломника Гарольда, не наделенного никакими добродетелями, резко несхожего с «настоящим» героем. Композиция поэмы строится на новых, романтических принципах. Четкий стержень утрачивается. Не события жизни героя, а его перемещение в пространстве, переезд из одной страны в другую (собственно «паломничество») определяет разграничение частей. Перемещения героя при этом лишены динамики, он нигде не задерживается, ни одно явление его не захватывает, ни в одной стране борьба за независимость не волнует его так, чтобы он остался и принял в ней участие (в этой остановке и сказалась бы истинная динамика — динамика внутреннего мира героя, характерная для жанра романтической поэмы).

 

Существо свободной формы  романтической поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда» - в смене стилистических красок и тональностей - лиризма, публикации, медитации, в гибкости и многокрасочности стиха. Стихотворной формой поэмы послужила спенсерова строфа, состоящая из девяти строк разных размеров. В первых двух песнях «Чайльд Гарольда» очевидны фольклорные мотивы, отзвуки народного творчества Испании, Албании, Греции.

 

Наиболее важные идеи поэмы  часто выражены в афоризмах, заключающих  спенсерову строфу. Афористичность закрепляется парной рифмой восьмой и девятой  строк:

Woe to the conquering , not the conquered,

Since baffled Triumph droops on Lusitania`s coasts.

И лавры Лузитания растит

Не для таких вождей, как наши тори.

Не побежденным здесь, а победившим горе!

Стиль поэмы отличается энергией и динамизмом, контрастностью сопоставлений  и страстностью призывов. Все эти  качества стиля «Чайльд Гарольда»  соответствуют гражданскому пафосу поэмы, ее современному политическому  содержанию.

 

 

 

 

 

 

Франц Кафка. Превращения.

Франц Кафка родился в 1883 году в Праге. Сын разбогатевшего к концу жизни еврейского торговца. Изучал германистику и по настоянию  отца – юридические науки. До 1922 г. работал в обществе по страхованию рабочих от несчастных случаев; лишь незначительная часть написанного Кафкой была издана при жизни автора. Наследие Кафки против его воли после смерти было опубликовано его другом, писателем Максом Бродом. Отношения Кафки со своим деспотичным отцом являются важной составляющей его творчества, выливавшегося также через несостоятельность писателя как семьянина. В период между1912 и 1917 годами он ухаживал за берлинской девушкой Фелицией Бауэр, с которой дважды был помолвлен и дважды расторг помолвку. Общаясь с ней главным образом через письма, Кафка создал её образ, который совсем не соответствовал действительности. И в самом деле они были очень разными людьми, что явствует из их переписки. Второй невестой Кафки стала Юлия Вохрыцек, но помолвка опять же вскоре была расторгнута. В начале 1920-х годов он имел любовные отношения с замужней чешской журналисткой, писательницей и переводчицей его произведений — Миленой Есенской. В 1923 году Кафка вместе с девятнадцатилетней Дорой Димант на несколько месяцев переехал в Берлин в надежде отдалиться от влияния семьи и сконцентрироваться на сочинительстве; затем он вернулся в Прагу. Здоровье в это время ухудшалось, и 3 июня 1924 г. Кафка умер в санатории под Веной, вероятно, от истощения. (Боли в горле не позволяли ему принимать пищу, а в те времена внутривенная терапия не была развита, чтобы кормить его искусственным путем.) Тело перевезли в Прагу, где оно и было захоронено 11 июня 1924 на Новом еврейском кладбище в районе Страшнице, в общей семейной могиле.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Мировая литература"