Лекции по "Детской литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:11, курс лекций

Краткое описание

Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. Роль д.л. В формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения

Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки а. С. Пушкина, шарля перро, в. Гауфа, ганса христиана андерсена, братьев я. И в. Гримм, а также «робинзон крузо» даниэля дефо, «дон кихот» м. Сервантеса, «путешествие гулливера» джонатана свифта и многие другие.

Вложенные файлы: 1 файл

0807344_0F87E_shpargalka_ekzamenacionnye_otvety_po_detskoy_literature.docx

— 244.39 Кб (Скачать файл)

В.а. Жуковским была создана - «педагогическая поэма» - книга, включавшая азбуку и арифметику, и написаны собственные художественные произведения, ставшие своего рода классикой в  детской литературе. Это «стихотворения, посвящённые павлу васильевичу  и александре васильевне жуковским» - детям поэта. Каждое стихотворение  в этом небольшом цикле обладает художественными и педагогическими  достоинствами.

Своеобразие творческой манер жуковского-сказочника выразилось в тесном объединении традиций русского фольклора других народов. Это проявилось прежде всего в стиле сказочных переложений, и не всегда такое соединение было удачным: «сказка о царе берендее» написана гектамером - античным размером, размером «илиады» и «одиссеи», не подходящим для русской сказки. При передаче немецких сказок братьев гримм и французских сказок перро жуковский использовал художественные приёмы и образы русского фольклора, что нередко приводило к поэтическим несоответствиям и нарушению художественного единства произведения.

 

Анализ «мальчик с пальчик»

 в ней поэт ушел  от традиционного сюжета, когда  мальчик обманывает барина. Поэтому  этот стих жуковского для детей  получился романтическим, а не  сатирическим. Нет другого такого  произведения у василия жуковского, которое было бы таким же  музыкальным, как эта сказка  в стихах:

 жил маленький мальчик: 

 был ростом он с  пальчик, 

 лицом был красавчик,

 как искры глазенки,

 как пух волосенки. 

 от народной основы  это произведение очень далеко  – здесь мальчик с пальчик  показан в общении с неземной  природой, он играет с эльфами,  пчелками, светлячками, мотыльками  и ночными цикадами.

 

Анализ стиха  жуковского овсяной кисель

«овсяной кисель». Она  была переведена в 1816 году. В ней  рассказывается об овсяном киселе и  истории его появлении до того, как он пришел на детский стол. Сначала  овес был просеян, затем убран  с поля и обмолочен на мельнице. Такое произведение сегодня называется научно-художественным. Данная сказка василия андреевича пропитана теплыми  чувствами, обогащена рассуждениями  о жизни и обогащена нравственностью:

 слушайте ж, дети: в  каждом зернышке тихо и смирно 

 спит невидимкой малютка-зародыш.  Долго он, долго 

 спит, как в люльке, не ест, и не пьет, и не  пикнет, доколе 

 в рыхлую землю его  не положат и в ней не  согреют.

“овсяный кисель” представляет собой простодушный рассказ о  жизни овсяного зернышка: о его  рождении, росте, невзгодах и радостях, цветении, смерти и “посмертном” превращении  в овсяную кашу — угощение для  крестьянских детишек. Примечательной особенностью стихотворения является параллельное развитие в нем двух тем: угощения (“кушайте, светы мои!”) И устного повествования, спонтанного  рассказа, адресованного присутствующим слушателям (“слушайте ж, дети...”). Причем время действия рассказа о  киселе равно времени трапезы. Конец  идиллии — момент слияния двух названных тем: история овсяного зернышка закончена — кисель съеден: “детушки скушали, ложки обтерли, сказали: “спасибо”” (то есть спасибо за сказку и за угощение).

Неопределенность, анонимность  рассказчика — важная особенность  стихотворения, переключающая внимание читателя (слушателя) с говорящего на сам процесс говорения, на неторопливо  льющуюся речь.

 

Вопрос  28

В.в. Маяковский. "эта книжечка моя, про моря и про маяк". Воспитание  любви к труду в стихах "кем быть"

 

Влади́мир влади́мирович маяко́вский (7  июля 1893, багдади, кутаисская губерния — 14 апреля 1930, москва) — русский советский поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «леф» («левый фронт»), «новый леф».

Творчество в.в. Маяковского  можно условно разделить на два  периода: дореволюционный (1912-1917), и послеоктябрьский (1917-1930). Начало его пути в литературе было связано с группой кубофутуристов, утверждающих в своем творчестве, революционность форм, отказ от поэтических традиций, свободу искусства от содержания и идей.

К 1928 году относятся такие  стихи маяковского для детей, кик «майская песенка» и «кем быть?». «майская песенка» доступно рассказать ребенку о международном революционном празднике очень трудно. Однако поэт в «майской песенке» (1928) добивается того, что  стихотворение увлекает ребенка, захватывает его. Это достигается прежде всего тем, что маяковский строит его как развернутое сравнение. Май - это весна, это «зеленые листики - и нет мимы». Он рисует весну-труженицу: «весна сушить развесила свое мытье», «улица рада, весной умытая». Поэтому ребенку становится понятным и «раздолье чистенькое», и то, что «на ситцах, на бумаге - огонь на всем». Вот это ощущение весенней радости, тепла, счастья усиливается в стихотворении благодаря бодрому маршевому ритму.

Его перу принадлежат «песня-молния» (1929), «возьмем винтовки новые…» (1927), «чешский пионер» (1928), «товарищу подростку», «про школу и про учение», киносценарий «дети» и др. Богат и своеобразен  язык детских стихов по особенности  поэзии маяковского обогащению словаря  ребенка, расширению его представлений  о жизни, человеке, трудовых процессах. Особенностью маяковского как детского поэта является то, что он всегда помнит о возрасте своего читателя (слушателя).

Не менее важная особенность  стихов маяковского - их предельная конкретность, графически зримая очерченность поэтических  образов. Отсюда - гармоническое единство слова и рисунка в стихах для  детей, что также связано с  особенностями детского восприятия художественной литературы (ко многим стихам поэт сам делал рисунки). Необходимо отметить также своеобразие заглавий стихов маяковского - они играют большую  роль в создании эмоционального настроя, атмосферы особой заинтересованности у слушателя. Именно поэтому так разнообразна форма заголовков: это или вопрос («что такое хорошо и что такое плохо», или формулировка основной мысли стихотворения («история власа, лентяя и лоботряса»), или сжатая формулировка темы («гуляем»). Заглавия стихов легко запоминаются детьми, служат прекрасным исходным моментом в организации беседы по содержанию стихотворения.

Сказки маяковского («сказка  о пете, толстом ребенке…», «история власа…» и др.) Очень близки к  народным. Их объединяет наличие сказочных элементов в сюжете, сознательное преувеличение поступков и действий героев, торжество добрых сил в столкновении со злом. Близки они и по форме: часто первые строки напоминают зачины народных сказок («сказка о пете, толстом ребенке…»), а концовка, так же как и в народных сказках, формулирует основную мысль:

-сказка сказкою,

-а вы вот

-сделайте из сказки  вывод.

-полюбите, дети, труд -

-как написано тут…

Роль маяковского в  создании русской детской литературы велика. Поэт продолжал и развивал прогрессивные традиции русской  детской литературы, завещанные белинским  и некрасовым.

 

Воспитание  любви к  труду в стихах "кем быть"

Поэма для детей «кем быть?» (1928) как бы завершает развитие этой темы в детских стихах поэта. Он ведет  серьезный разговор с детьми, которым  «будет и семнадцать», о том каждодневном, огромном труде, которым заняты взрослые. Поэт стремится ввести ребенка в большой мир трудовой жизни, показать ему, что «все работы хороши - выбирай на вкус!» но построению «кем быть?» представляет собой серию поэтических зарисовок различных профессий и людей - представителей этих профессий - столяров, плотников, инженеров, врачей, летчиком, кондукторов и т. Д. Не боясь специальной терминологии (а ее очень много в поэме!), маяковский знакомит ребенка со спецификой труда, со значением той или иной профессии. Центральное место в стихотворении занимает описание большого завода, где «работа всякого нужна одинаково». Сам маяковский придавал этому описанию особое значение и старался увлечь им ребенка. Так, шутливо-разговорная интонация предыдущей картины («и тогда у вас до свадьбы все, конечно, заживет») сменяется призывной, лозунговой:

Вставай!

Иди!

Гудок зовет…

 

Он знакомит читателя с  этапами работы, с машинами, которые  пришли на помощь человеку.

Показывая сложные для  понимания дошкольника процессы труда, поэт постоянно приближает свой рассказ к миру ребенка, к его  жизненному опыту. Так, в доме у него «заживут ребята… удобно и просторно», доктор лечит детей («и детям я  лечу болезни»), в трамвае кондуктор  предлагает брать «билетики» и «большим и детям». Таких примеров можно  привести очень много. Стихотворение передает не только пафос труда - оно формирует у детей настоящее, творческое отношение к нему, воспитывает любовь к этому великому благу жизни и к человеку, преобразующему мир.

 

 

Вопрос  29

В.в.маяковский. Анализ «что такое хорошо и что такое плохо»

 

Влади́мир влади́мирович маяко́вский (7  июля 1893, багдади, кутаисская губерния — 14 апреля 1930, москва) — русский советский поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «леф» («левый фронт»), «новый леф».

Творчество в.в. Маяковского  можно условно разделить на два  периода: дореволюционный (1912-1917), и послеоктябрьский (1917-1930). Начало его пути в литературе было связано с группой кубофутуристов, утверждающих в своем творчестве, революционность форм, отказ от поэтических традиций, свободу искусства от содержания и идей.

К 1928 году относятся такие  стихи маяковского для детей, кик «майская песенка» и «кем быть?». «майская песенка» доступно рассказать ребенку о международном революционном празднике очень трудно. Однако поэт в «майской песенке» (1928) добивается того, что  стихотворение увлекает ребенка, захватывает его. Это достигается прежде всего тем, что маяковский строит его как развернутое сравнение. Май - это весна, это «зеленые листики - и нет мимы». Он рисует весну-труженицу: «весна сушить развесила свое мытье», «улица рада, весной умытая». Поэтому ребенку становится понятным и «раздолье чистенькое», и то, что «на ситцах, на бумаге - огонь на всем». Вот это ощущение весенней радости, тепла, счастья усиливается в стихотворении благодаря бодрому маршевому ритму.

Его перу принадлежат «песня-молния» (1929), «возьмем винтовки новые…» (1927), «чешский пионер» (1928), «товарищу подростку», «про школу и про учение», киносценарий «дети» и др. Богат и своеобразен  язык детских стихов по особенности  поэзии маяковского обогащению словаря  ребенка, расширению его представлений  о жизни, человеке, трудовых процессах. Особенностью маяковского как детского поэта является то, что он всегда помнит о возрасте своего читателя (слушателя).

Не менее важная особенность  стихов маяковского - их предельная конкретность, графически зримая очерченность поэтических  образов. Отсюда - гармоническое единство слова и рисунка в стихах для  детей, что также связано с  особенностями детского восприятия художественной литературы (ко многим стихам поэт сам делал рисунки). Необходимо отметить также своеобразие заглавий стихов маяковского - они играют большую  роль в создании эмоционального настроя, атмосферы особой заинтересованности у слушателя. Именно поэтому так разнообразна форма заголовков: это или вопрос («что такое хорошо и что такое плохо», или формулировка основной мысли стихотворения («история власа, лентяя и лоботряса»), или сжатая формулировка темы («гуляем»). Заглавия стихов легко запоминаются детьми, служат прекрасным исходным моментом в организации беседы по содержанию стихотворения.

Сказки маяковского («сказка  о пете, толстом ребенке…», «история власа…» и др.) Очень близки к  народным. Их объединяет наличие сказочных элементов в сюжете, сознательное преувеличение поступков и действий героев, торжество добрых сил в столкновении со злом. Близки они и по форме: часто первые строки напоминают зачины народных сказок («сказка о пете, толстом ребенке…»), а концовка, так же как и в народных сказках, формулирует основную мысль:

-сказка сказкою,

-а вы вот

-сделайте из сказки  вывод.

-полюбите, дети, труд -

-как написано тут…

Роль маяковского в  создании русской детской литературы велика. Поэт продолжал и развивал прогрессивные традиции русской  детской литературы, завещанные белинским  и некрасовым.

«сказка о пете, толстом  ребенке, и о симе, который тонкий»  — первая из детских книжек поэта.

 

Анализ «что такое хорошо и что такое плохо»

 

Стихотворение «что такое  хорошо и что такое и что  такое плохо» (1925) носит ярко выраженный дидактический характер. Автор хочет  помочь ребенку научиться правильно  себя вести, определить свое отношение  к окружающей действительности. Эта  задача крайне трудна для детского писателя, ибо ему необходимо добиться того, чтобы открыто высказанная  мораль дошла до слушателя, не оттолкнув  его. Маяковскому удается блестяще решить эту задачу.

Прежде всего поэт тщательно продумывает начало стихотворения. Малыша необходимо увлечь, захватить рассказом сразу же, с первых строк. С этой целью маяковский использует несколько необычный для него прием - вести разговор с детьми он препоручает одному папе, к которому якобы обратился сын-кроха с вопросом: «что такое хорошо и что такое плохо?». Тщательно «шлифует» поэт первую строфу стихотворения. В первом варианте было: «если с неба дождик льет, ветер мчит со вздохом…», но такое начало не удовлетворяет его, потому что малышу вряд ли будет понятно, почему дождь и ветер вредны для прогулки. Неудачна и сама фраза «если с неба дождик льет», так как ребенок знает, откуда-то из другого места дождь не пойдет. Поэтому поэт заменяет дождь градом («сверху град загрохал»), но и здесь повторяется та же ошибка: «сверху град загрохал». Маяковский вновь меняет звучание фразы:

Информация о работе Лекции по "Детской литературе"