Лекции по "Детской литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:11, курс лекций

Краткое описание

Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. Роль д.л. В формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения

Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки а. С. Пушкина, шарля перро, в. Гауфа, ганса христиана андерсена, братьев я. И в. Гримм, а также «робинзон крузо» даниэля дефо, «дон кихот» м. Сервантеса, «путешествие гулливера» джонатана свифта и многие другие.

Вложенные файлы: 1 файл

0807344_0F87E_shpargalka_ekzamenacionnye_otvety_po_detskoy_literature.docx

— 244.39 Кб (Скачать файл)

Честно несёт иван трудную  службу у вздорного царя, простодушно  не замечая зависти и козней царских  придворных; прилагает много труда, проявляет смелость и настойчивость, выполняя все царские поручения. И наградой ему становится всё, что  он добыл для царя, в придачу  становится писаным красавцем и  самим народом избран царём. Конечно, в этом ему помогала волшебная  сила конька - горбунка, но ведь на то и сказка, чтобы волею её автора волшебные силы оказались на стороне добрых, честных, доверчивых, помогли правде и справедливости восторжествовать над злом. Вот почему иван - дурачок, руководствовавшийся мудрой народной моралью - жить честно, не жадничать, не красть, быть верным своему долгу и слову, оказался победителем всех жизненных невзгод.

В образе простодушного ивана  не следует усматривать воплощение идеала человеческого поведения. Иван бывает дурашливым, порой ленится, любит  поспать. Поэт не скрывает, что герой  дурак и в прямом смысле. Но дурачества у него особые. Недаром всюду, где автор говорит об иване как о дурачке, он противопоставляет его «умным».

«умные» братья ивана являются сторонниками существующего благообразия, носителями «здравого смысла» - эгоистичными и благополучными в сравнении  с младшим братом. Есть в сказке эпизод: иван догоняет братьев, укравших у него коней, чтоб продать их в  городе и поживиться и кричит им:

Стыдно, братья, воровать!

Хоть ивана вы умнее,

Да иван - то вас честнее…

Однако, герой не злопамятен, и в финале первой части конфликт благополучно снимается: каждый не в  ущерб другому достигает желаемого. И на царской службе иван честен и добр, никому не чинит козней, хотя вокруг многие недоброжелатели разжигают страсти.

Во всех случаях иван проявляет  самостоятельность, не стесняется высказать  собственное мнение, не теряет чувства  собственного достоинства. 

Необычен образ помощника  ивана - конька - «игрушечный» рост в три вершка, аршинные уши, которыми удобно «хлопать с радости», да два горба.

Оба героя - закадычных друга - отклонение от принятой сказочной  нормы; первый - дурак, второй - неказист, уродлив с точки зрения обывательского взгляда. Конёк - воплощённая сущность ивана - являет подлинное содержание человеческого - несказочного бытия, главное  в котором - доброта, желание оказать  помощь, любовь, дружба, не построенная  на расчёте.

 

Вопрос   19

Н. А. Некрасов .  Произведения о детях и для детей в творчестве н. А. Некрасова. Анализ   произведения «дедушка  мазай и зайцы»

 

Значение некрасова - результат  целого ряда условий, создавших как  его обаяние, так и те ожесточенные нападки, которым он подвергался  и при жизни, и после смерти. Конечно, с точки зрения изящества  стиха некрасов не может быть поставлен рядом с пушкиным и лермонтовым. Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих. Но, не всегда достигая внешних проявлений художественности, некрасов ни одному из величайших художников русского слова не уступает в силе. С какой бы стороны ни подойти к некрасову, он никогда не оставляет равнодушным, всегда волнует. И если понимать "художество" как сумму впечатлений, приводящих к конечному эффекту, то некрасов - художник глубокий; он выразил настроение одного из самых замечательных моментов русской исторической жизни. Главный источник силы, достигнутой некрасовым, - как раз в том, что противники, становясь на узкоэстетическую точку зрения, особенно ставили ему в укор: в его "односторонности". Только эта односторонность и гармонировала вполне с напевом "неласковой и печальной" музы, к голосу которой некрасов прислушивался с первых моментов своего сознательного творчества.

Отличительной чертой поэзии некрасова является то, что она  служила общественным интересам  своего времени, выражала мысли, чувства  и надежды передовых кругов тогдашнего общества, призывала к борьбе за права угнетённого и забитого крестьянства. Свой гений некрасов отдал русскому народу, жил его  жизнью и боролся за его счастье.

Русский народ, которому «пределы не поставлены», и родная земля с  её бескрайними нивами, зелёными лесами, суровыми зимами - неиссякаемый источник вдохновения некрасова, предмет  его гордости и любви.

Поэт любил родину глубокой и нежной сыновней любовью, и образ  матери-родины проходит через всё  его творчество.

Думы поэта всегда были обращены к народу, родине и революции, и стихи некрасова - прекрасный памятник революционерам его эпохи.

Любовь к русскому народу, к родной земле и природе сливались  у некрасова в одно чувство. Вечно  милыми казались ему скудное поле, кудрявые березы, студеные зимы, жаркое лето. Он всей душей стремился передать это чувство своим читателям, в том числе и маленьким. Считая, что его поэтическое слово - это  глас народа, он постоянно рисовал  органическую связь жизни народной с природой, с ее животворящими  силами. В детскую литературу давно  перешли созданные некрасовым образы, олицетворяющие русскую природу, - зеленый  шум, мороз красный нос.

Именно в таких персонажах особенно ясно просматривается народность некрасовского творчества, его тесная связь с жизнью народа, ведь эти  образы пришли в его поэзию прямо  из сказок и поверий. При всем этом картины природы у него - образцы  высокой поэзии.

Зима предстает в образе сказочного героя - могучего «мороза-воеводы», которому покорены «метели, снега и  туманы». Жаркое лето, и «славная осень» и «несжатая полоса» на поле, весенние разливы рек («дед мазай и зайцы») - все находило поэтическое, эмоциональное  выражение в произведениях некрасова.

Поэт не избегает «жестоких» описаний, его доверие е сердцу и разуму маленького читателя настолько  велико, что дает ему право и  в этом стихотворении, и в других стихах детского цикла открывать  те стороны жизни, которых старались  не касаться по общепринятым правилам того времени детская литература.

Каждый образ ребенка, каждая детская судьба, к которой  обращался николай алексеевич некрасов, согреты горячей любовью автора.

В шестидесятые годы xix века одно за другим появляются произведения некрасова, где он дает целую галерею людей из народа, предстающих во всем многообразии и богатстве чувств. Много среди них и детских образов, о которых особенно трепетно, с сердечной теплотой и нежностью говорит автор.

Живая и многоголосая галерея  образов крестьянских детей создана  некрасовым в «крестьянских детях». По силе художественного изображения  маленьких героев это произведение является непревзойденным в русской  классической поэзии xix века. Дети изображены в произведении в играх, забавах, в повседневных житейских заботах  и делах.

В произведениях некрасова  дети предстают безгрешными душами, вынужденными страдать и мучиться от несовершенства общества, от того «миропорядка», который установили взрослые. Но если их наблюдать в естественной обстановке -- это озорные, веселые, до поры не знающие сословных границ светлые души. И поэт откровенно любуется ими. Ему близок немудреный мир крестьянских детей. Некрасов чувствует свою вину за несчастья и бедственное положение бедных детей, он хотел бы изменить порядок вещей но пока не в силах это сделать; поэт с гневом отвергает тупую покорность, которая вырабатывается со временем в душах людей. С этим он никогда не примирится.

Наряду с «железной  дорогой» и «школьником», адресованных юному читателю, некрасов создает  в 1860-1870-х годах и специальный  цикл «стихотворений, посвященных русским  детям». Сюда вошли стихотворения  «дядюшка яков», «пчелы», «генерал топтыгин», «дедушка мазай и зайцы», «соловьи», «накануне светлого праздника». Они  также стали произведениями, полюбившимися  детям. В центре внимания поэта здесь  уже не образы детей, а картины  крестьянской жизни.

Некрасов приходит к мысли, что передовое, гражданское содержание в поэзии для детей не исчерпывается  только идейно-тематической направленностью. Для воплощения этого содержания нужны и особые формы выражения. Богатейшие возможности для выражения  своих чувств поэт находил в фольклоре. Источниками стихотворений некрасова  для детей становятся мудрые притчи, народные рассказы, анекдоты, поговорки, прибаутки, песенки, все то, что дети особенно любят, что всегда неотразимо действует на них.

Некрасов всегда тщательно  работал над воспитательной стороной детских стихов, но, кроме того, сами эти его стихи - урок бережного  обращения с психикой ребенка. Ведь ребенок тоже часть природы, которую  так горячо призывал некрасов любить и защищать.

 

Некрасов придавал особое значение дидактизму в детской книге. И чему бы ни были посвящены его  стихи для детей - дидактичность  в них неизменно соседствует  с поэтичностью. Автор считал, что  таким образом останавливается  внимание маленького читателя на той  или иной нравственной идее, которая  сама по себе ему еще недоступна, не может быть извлечена им самим  их художественного текста.

 

Анализ   произведения «дедушка  мазай и зайцы»

 

Главной темой этого стихотворения  стала любовь к природе, к бережному  отношению к ней, причем любви  разумной.

Поэт предоставляет слово  и самому мазаю:

Я от мазая рассказы слыхал.

Дети, для вас я один записал…

В стихотворении мазай  рассказывает о том, как весной, в  половодье, плыл он по разлившейся реке и подбирал зайчишек: сначала снял нескольких с островка, на котором  зайцы столпились, чтобы спастись от поступавшей кругом воды, затем  подобрал зайца с пня, на котором, «лапки скрестивши», стоял «горемыка», ну а бревно с десятком сидевших на нем зверюшек пришлось зацепить багром - в лодку бы все они не поместились.

В этом стихотворении поэт-гражданин  раскрывает маленьким читателям  поэзию крестьянской жизни, внушает  им любовь и уважение к простому народу, показывая душевную щедрость таких самобытных натур, как дедушка  мазай.

Завязкой этого произведения является то, как автор приехал  в малые вежи охотиться со старым мазаем:

В августе, около малых  вежей,

С старым мазаем я бил дупелей.

Кульминация в этом стихотворении  это рассказ мазая о спасении зайцев:

В лодке поехал - их много  с реки

К нам в половодье весной нагоняет -

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Концовкой здесь является то, как мазай отпускает зайцев с советом: «не попадайтесь зимой!».

Вынес я их на лужок; из мешка

Вытряхнул, ухнул - и дали стречка!

Я проводил их все тем  же советом:

«не попадайтесь зимой!»

Дед мазай пронизан подлинной  любовью ко всему живому. Он реальный, живой человек-гуманист, рачительный  хозяин и добрый охотник, которому честь  и доброе сердце не позволяют пользоваться бедой, пришедшей к зверькам.

В стихотворении «дедушка мазай и зайцы» речь не утомляет маленького читателя: его внимание переключается с предмета на предмет. Здесь и меткие замечания о  вечернем пении пеночки, и уханье удода, о сыче:

Вечером пеночка нежно  поет,

Словно как в бочку  пустую удод

Ухает; сыч разлетается  к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Здесь и крестьянский «анекдот»  о каком-то кузе, который сломал курок  у ружьишка и затравку поджигал спичками; о другом «зверолове», который, чтобы  не зябли руки, таскал с собой  на охоту горшок с угольками:

Знает он много рассказов  забавных

Про деревенских охотников  славных:

Кузя сломал у ружьишка курок,

Спичек таскает с собой  коробок,

Сядет за кустом - тетерю подманит,

Спичку к затравке приложит - и грянет!

Ходит с ружьишком другой зверолов,

Носит с собою горшок угольков.

«что ты таскаешь горшок с угольками?» -

Больно, родимый, я зябок  руками…

 

В произведении имеются сравнения. Поэт сравнивает дождь со стальными  прутьями.

Так же здесь есть и эпитеты - зеленые сады, рисованные очи.

Стихотворение «дедушка мазай  и зайцы» рекомендовано для детей  старшего дошкольного возраста и  младшего школьного возраста. Стихотворение  дает детям урок любви к природе, причем любви бережной и разумной, здесь даны прекрасные картины природы. Поэт не избегает «жестоких» описаний, его доверие к сердцу и разуму маленького читателя настолько велико, что дает ему право и в этом стихотворении детского цикла открывать  те стороны жизни, которых старалась  не касаться детская литература того времени.

 

Вопрос  20

Деятельность  к. Д. Ушинского как детского писателя. Анализ произведений «васька», «петушок с семьей», лиса патрикеевна»

 

Константин дмитриевич ушинский известен как великий русский  педагог, но не меньшую известность  принесли ему и рассказы, написанные для детского чтения.

Информация о работе Лекции по "Детской литературе"