Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:11, курс лекций
Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. Роль д.л. В формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения
Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки а. С. Пушкина, шарля перро, в. Гауфа, ганса христиана андерсена, братьев я. И в. Гримм, а также «робинзон крузо» даниэля дефо, «дон кихот» м. Сервантеса, «путешествие гулливера» джонатана свифта и многие другие.
Сказка одоевского создана на пересечении фантастического, мистического и вполне научного интереса к тайнам человеческой психики.
Особое место в творчестве одоевского занимают научно-фантастические произведения.
В художественном отношении рассказы одоевского традиционны -- сентиментальны, откровенно дидактичны. Более оригинальны рассказы и очерки одоевского научно-познавательного плана. Одоевский утвердил в литературе для детей жанры научно-художественной сказки, научно-познавательного рассказа, очерка. Успешно писал он волшебные сказки, рассказы, стихи, пьесы. В произведениях сочетаются элементы романтического, реалистического и сентиментального повествования. В его творчестве переплелись фантастика и пропаганда науки, просвещения, реалистичность и прямой дидактизм. Он одним из первых стал создавать произведения, ориентируясь на читателей младшего школьного возраста.
Опыт создания научно - популярной сказки "городок в табакерке"
«городок в табакерке» -- первая научно-фантастическая сказка в русской детской литературе.
Главное открытие одоевского как детского писателя -- произведения научно-познавательной направленности. Ему принадлежит безусловный приоритет в разработке жанра научно-художественной сказки. Сказка «городок в табакерке» -- самое лучшее и самое известное произведение одоевского для детей.
Материалом для его первой сказки послужила музыкальная шкатулка, вещь в быту прошлого века достаточно распространенная и в то же время вызывающая любопытство ребенка. Не случаен интерес к ней и самого автора-музыканта, создавшего музыкальный инструмент под названием «себастьянон».
Сказка в.ф. Одоевского «городок в табакерке» стоит несколько особняком, поскольку автор выполняет иную задачу, когда соединяет два мира. Его маленький герой, оказавшись в романтическом мире табакерки, воспринимает его как реальный и узнает много интересного, в первую очередь - как устроена табакерка. Познание через сказку и волшебство - это то, что наиболее доступно ребенку, а не взрослому.
герой-ребенок - главное
связующее звено между двумя
мирами. Мир табакерки рассказывается
с двух сторон: механики и зеркальной
перспективы. Автор показывает
ворота и дорогу к устройству
табакерки как перспективу, но
одновременно и «вход» в
устройство музыкальной
табакерки - это функциональная
«расстановка» жителей «
мальчик миша в ходе
знакомства с жителями «
таким образом, в.ф.
Одоевскому удалось впервые
Анализ «мороз иванович»
«мороз иванович».
Основная мысль сказки
«нам даром, без труда, ничего не достается —
недаром исстари пословица ведется.»
в сказке
используются мотивы и
В сказке одоевского «мороз иванович» в отличие от народной сказки «морозко»:
-сильнее выражена
-образы-персонажи
-ярко выражена авторская позиция
-в сравнительно-
Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:
-сюжетом (писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме мороза ивановича).
-местом действия (в сказке
одоевского подробно изображен
сказочный дом мороза
-характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с морозом ивановичем.
-волшебным персонажем; мороз
иванович в отличие от
-концовкой, гуманной и нравоучительной.
Вопрос 43
Творчество б. С. Житкова. Своеобразие рассказов о героизме, труде
Бори́с степа́нович житко́в (30 августа (11 сентября) 1882 года, новгород — 19 октября 1938 года, москва) — русский и советский писатель, прозаик, педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных и романа о революции 1905 г.
Борис житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами: «ленинские искры», «новый робинзон», «ёж», «чиж», «юный натуралист»,воробей (журнал), «пионер». Работал корреспондентом в дании.
Широкий жизненный опыт и
впечатляющие познания во многих отраслях
деятельности отражаются в повествованиях
писателя — о науке. Житков писал
о разных профессиях. В своих произведениях
он воспевал и такие черты как
компетентность, усердие, а самое
главное — чувство
Произведения житкова насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с читателем, пишет всегда образно и ясно. Задача творчества житкова — сообщение детям полезных сведений и воспитание в них лучших человеческих качеств.
Создал циклы детских рассказов «что я видел» и «что бывало». Главный герой первого цикла — любознательный мальчик «алёша-почемучка», прототипом которого стал маленький сосед писателя по коммунальной квартире алёша.
Богатство жизненных наблюдений
и высокая познавательная ценность,
четкость в определении полюсов
добра и зла, неистощимая сюжетная
изобретательность, динамизм повествования,
острота и необычность
Беллетристические произведения
его можно разделить на три
группы. Первая — "злое море" и "ураган"
— характеризуется
Вопрос 44
Опыт создания энциклопедии для детей "что я видел"
В августе 1936 года впервые появляются в письмах и дневнике житкова упоминания о будущей энциклопедии - о "почемучке", как он ее называл в просторечии, то есть книге, озаглавленной: "что я видел".
Трудность избранной задачи и увлекала и пугала его.
Житков понимал, что и "познавательная" книга для маленьких должна иметь сюжет, развиваться драматически, иначе дети, да еще четырехлетние, будут воспринимать ее со скукой, то есть не воспримут вовсе. Книга "что я видел", по замыслу автора, - энциклопедия, собрание ответов на самые разные "почему". Она должна объяснить четырехлетнему ребенку, что такое метро, что такое баштан, красная армия, аэропорт и зоосад. В научно-художественных книгах житкова для подростков сюжетом, придающим им драматическое напряжение, были "перипетии научной мысли". "провалы и удачи гениальных исследователей - вот что должно драматизировать "производственную" книгу", - писал житков в статье "о "производственной" книге". Четырехлетние же не интересуются перипетиями научной мысли и провалами и удачами исследователей. Они ждут прямого ответа на прямые и совершенно конкретные вопросы: что такое метро? Кто живет в зоологическом саду? А почему у слона такой длинный хобот? Значит, сюжетом "познавательной" книги для маленьких не может быть "борьба и трагедия", драматизировать ее должно что-то другое. Чем же будут связаны между собой все эти предметы, столь далекие друг от друга: баштан и аэропорт, дворец пионеров и красная армия?
сюжетом
книги житков сделал
к тому времени, когда житков приступил к работе над энциклопедией для четырехлетних, у него уже был некоторый опыт в писании не только для малышей, но и от их лица. Герою рассказа "как я ловил человечков", помещенного в 1934 году в № 3 журнала "чиж", и рассказа "нюша", оставшегося неопубликованным, - не более пяти лет. Герой этих рассказов по всем своим интонациям - родной брат алеши-почемучки.
но и живой памяти о детстве и огромного запаса наблюдений над детьми было, разумеется, недостаточно, чтобы от лица четырехлетнего написать книгу о том, как ребенок познает мир. Ведь это не просто энциклопедия, а энциклопедия советская, имеющая, кроме познавательной, отчетливую педагогическую цель: рассказать детям не только о конкретных предметах - о поезде, грибах или баштане, но и внушить первые представления о законах советского общества, о трудовых связях советских людей, о том, каким глубоким уважением пользуется в нашей стране труд, и внушать все эти понятия, ведя повествование от имени четырехлетнего героя.
Книгой "что я видел" житков еще раз подтвердил, в какой высокой степени владеет он умением "толково отвечать на вопросы". Литературное умение нигде не изменяет житкову - и многочисленные предметы, описанные им в этой книге, изображены с большой наглядностью, а многочисленные эпизоды алешиного путешествия, призванные развлекать читателя, действительно его развлекают.
Вопрос 45
М.м.пришвин – тонкий знаток русской природы, большой художник слова. Анализ «золотой луг», «ребята и утята», «еж», «лисичкин хлеб».
Юность по природе своей избегает мысли о конечности жизни. А пришвин напоминает об этом, тревожит вопросами: зачем живешь, что оставишь после себя, как любить всех, чтобы сохранить внимание к каждому? Чтобы ответить на все вопросы, надо пройти вместе с писателем долгий путь нравственных исканий, начатый еще в "лесной капели", — найти "ключ к собственной душе".
"лесная капель" —
книга о нравственных исканиях
человека, об одиночестве, любви,
страдании, о безмерности боли,
которая накапливается в душе
человека. Прозаические миниатюры,
вошедшие в этот сборник,