Лекции по "Детской литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:11, курс лекций

Краткое описание

Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. Роль д.л. В формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения

Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки а. С. Пушкина, шарля перро, в. Гауфа, ганса христиана андерсена, братьев я. И в. Гримм, а также «робинзон крузо» даниэля дефо, «дон кихот» м. Сервантеса, «путешествие гулливера» джонатана свифта и многие другие.

Вложенные файлы: 1 файл

0807344_0F87E_shpargalka_ekzamenacionnye_otvety_po_detskoy_literature.docx

— 244.39 Кб (Скачать файл)

Сказка одоевского создана  на пересечении фантастического, мистического и вполне научного интереса к тайнам человеческой психики.

Особое место в творчестве одоевского занимают научно-фантастические произведения.

В художественном отношении  рассказы одоевского традиционны -- сентиментальны, откровенно дидактичны. Более оригинальны рассказы и очерки одоевского научно-познавательного плана.  Одоевский утвердил в литературе для детей жанры научно-художественной сказки, научно-познавательного рассказа, очерка. Успешно писал он волшебные сказки, рассказы, стихи, пьесы. В произведениях сочетаются элементы романтического, реалистического и сентиментального повествования. В его творчестве переплелись фантастика и пропаганда науки, просвещения, реалистичность и прямой дидактизм. Он одним из первых стал создавать произведения, ориентируясь на читателей младшего школьного возраста.

Опыт создания научно - популярной сказки "городок в табакерке"

«городок в табакерке» -- первая научно-фантастическая сказка в русской детской литературе.

Главное открытие одоевского как детского писателя -- произведения научно-познавательной направленности. Ему принадлежит безусловный приоритет в разработке жанра научно-художественной сказки. Сказка «городок в табакерке» -- самое лучшее и самое известное произведение одоевского для детей.

Материалом для его  первой сказки послужила музыкальная  шкатулка, вещь в быту прошлого века достаточно распространенная и в  то же время вызывающая любопытство  ребенка. Не случаен интерес к  ней и самого автора-музыканта, создавшего музыкальный инструмент под названием  «себастьянон».

Сказка в.ф. Одоевского «городок в табакерке» стоит несколько  особняком, поскольку автор выполняет  иную задачу, когда соединяет два  мира. Его маленький герой, оказавшись в романтическом мире табакерки, воспринимает его как реальный и  узнает много интересного, в первую очередь - как устроена табакерка. Познание через сказку  и волшебство - это  то, что наиболее доступно ребенку, а не взрослому.

 герой-ребенок - главное  связующее звено между двумя  мирами. Мир табакерки  рассказывается  с двух сторон: механики и зеркальной  перспективы. Автор показывает  ворота и дорогу к устройству  табакерки как перспективу, но  одновременно и «вход» в волшебный  городок, который как бы отражает  реальный земной мир: «ворота,  башенки, домик, другой, третий, четвертый, -  и счесть нельзя, и все  мал мала меньше, и все золотые, а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу».

 устройство музыкальной  табакерки - это функциональная  «расстановка» жителей «зазеркалья». Каждый персонаж сказки наделен  индивидуальными чертами, которые  проявляются во внешнем облике, в поведении, в речи. Похожая  на змейку царевна пружинка  беспрестанно движется, ведет себя  властно, толкает под бок надзирателя  валика. Дядьки-молоточки злые, бесцеремонные,  колотят бедных мальчиков-колокольчиков.  Речь отражает их характеры.  Дядьки-молоточки говорят «тук-тук-тук!»,  мальчики-колокольчики -«динь-динь» и т.п.

 мальчик миша в ходе  знакомства с жителями «городка»  начинает видеть многие вещи  по-другому. Поэтому в нем просыпается  протест против жестокого обращения  с мальчиками-колокольчиками и он нарушает запрет папеньки, как это и бывает со сказочными героями: он «ломает» царевну-пружинку. Пробуждение миши показывает, что события в табакерке он видел во сне, но для него «сон» равен «яви», так как это способность детского воображения, которое всегда стремится к познаниям.

 таким образом, в.ф.  Одоевскому удалось впервые соединить  волшебство и разум в одном  условно-сказочном повествовании  и показать взрослым маленького  героя. «городок в табакерке» оказался микромоделью мира.

 

Анализ «мороз иванович»

    «мороз иванович».  Основная мысль сказки выражена  в эпиграфе — зарифмованной  самим одоевским народной пословице:

«нам даром, без труда, ничего не достается —

 недаром исстари пословица  ведется.»

      в сказке  используются мотивы и поэтические  формулы русских народных сказок: есть здесь и печь с пирожками,  которые просят, чтобы их съели,  и яблоня с яблочками, которые  умоляют, чтобы их стрясли с  дерева. Так же как и жуковский,  одоевский стремится смягчить  резкие повороты сюжетов, делает  мир сказки более светлым. Так,  в отличие от подобных народных  сказок, здесь ленивица наказывается  более умеренно.

В сказке одоевского «мороз иванович» в отличие от народной сказки «морозко»:

-сильнее выражена изобразительность

-образы-персонажи представляют  собой неповторимые индивидуальные  характеры

-ярко выражена авторская  позиция

-в сравнительно-сопоставительном  анализе наиболее очевидным предстает такая специфическая черта сказок русского писателя-просветителя как познавательная направленность.

Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:

-сюжетом (писатель включил  сюжетные мотивы из другой  сказки, а также подробно описал  пребывание девочек в доме  мороза ивановича).

-местом действия (в сказке  одоевского подробно изображен  сказочный дом мороза ивановича).

-характерами героинь.  Их характеры более подробно  раскрыты благодаря поступкам,  речи, взаимоотношениям с морозом  ивановичем.

-волшебным персонажем; мороз  иванович в отличие от мифического  морозко похож на строгого  и справедливого учителя.

-концовкой, гуманной и  нравоучительной.

 

Вопрос  43

Творчество б. С. Житкова. Своеобразие рассказов  о героизме, труде 

 

Бори́с степа́нович житко́в (30 августа (11 сентября) 1882 года, новгород — 19 октября 1938 года, москва) — русский и советский писатель, прозаик, педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных и романа о революции 1905 г.

Борис житков сотрудничал  со многими детскими газетами и журналами: «ленинские искры», «новый робинзон», «ёж», «чиж», «юный натуралист»,воробей (журнал), «пионер». Работал корреспондентом в дании.

Широкий жизненный опыт и  впечатляющие познания во многих отраслях деятельности отражаются в повествованиях писателя — о науке. Житков писал  о разных профессиях. В своих произведениях  он воспевал и такие черты как  компетентность, усердие, а самое  главное — чувство ответственности. Любовь к морю и другим странам  — было его величайшим источником вдохновения. Герои житкова часто  попадают в экстремальные ситуации: цикл «на воде», «над водой», «под водой», «механик салерно» и др.

Произведения житкова  насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с читателем, пишет  всегда образно и ясно. Задача творчества житкова — сообщение детям  полезных сведений и воспитание в  них лучших человеческих качеств.

Создал циклы детских  рассказов «что я видел» и «что бывало». Главный герой первого  цикла — любознательный мальчик  «алёша-почемучка», прототипом которого стал маленький сосед писателя по коммунальной квартире алёша.

Богатство жизненных наблюдений и высокая познавательная ценность, четкость в определении полюсов  добра и зла, неистощимая сюжетная изобретательность, динамизм повествования, острота и необычность нравственных коллизий, возникающих в повседневной жизни и раскрывающих истинную суть человека, романтическая вера в торжество  добра и справедливости обеспечили произведениям житкова почетное место в русской детской литературе 20 в., а внешне сдержанная, но искренняя  и трогательная любовь к этому миру, ко всему живому и требующему защиты, умение удивляться красоте бытия, будить сострадание к слабым, в т.ч. К «братьям нашим меньшим», и интерес к загадкам природы, ясный, лаконичный и серьезный «детский» язык сделали творчество житкова любимым чтением юных читателей вплоть до сего дня. Вершина творчества житкова – повесть-энциклопедия «что я видел».

Беллетристические произведения его можно разделить на три  группы. Первая — "злое море" и "ураган" — характеризуется психологической  разработкой персонажей и интересом  к технике: подводная лодка, дирижабль, парусник и т. П. Своеобразное построение — переброска действия с одного места на другое, малая фабульность, отсутствие главного героя, обилие описаний, литературный, полный намеков и недомолвок язык — вот характерные черты  произведений этой группы. В произведениях  второй группы — "про слона", "голый  король" — ж. Больше ориентируется  на детского читателя в смысле выбора определенных приемов — развертывание  фабулы, наличие главного героя, построение эпизодами, служащими для выявления  характерных особенностей героя, конкретизация  материала и разговорный язык. Произведения третьей группы — "дяденька", "джарылгач", "мятель" — характеризуются  возвратом к психологической  разработке главного героя, данного  в бытовом и производственном окружении, быстрым развертыванием фабулы, концентрированностью действия и языком, оставляющим впечатление  записи подлинной детской речи. Тяга автора к изображению быта усиливается ("удав", "мятель" и др.) Ж. Работает также над созданием технической  и производственной книжки, широко применяя принцип конкретизации  и наглядности материала ("паровозы", "про эту книгу", "река в  упряжке", "черные паруса" и  др.).

 

 

 

Вопрос  44

Опыт создания энциклопедии для детей "что я  видел"

 

В августе 1936 года впервые  появляются в письмах и дневнике житкова упоминания о будущей  энциклопедии - о "почемучке", как  он ее называл в просторечии, то есть книге, озаглавленной: "что я видел".

Трудность избранной задачи и увлекала и пугала его.

Житков понимал, что и "познавательная" книга для  маленьких должна иметь сюжет, развиваться  драматически, иначе дети, да еще  четырехлетние, будут воспринимать ее со скукой, то есть не воспримут вовсе. Книга "что я видел", по замыслу  автора, - энциклопедия, собрание ответов  на самые разные "почему". Она  должна объяснить четырехлетнему ребенку, что такое метро, что такое  баштан, красная армия, аэропорт и  зоосад. В научно-художественных книгах житкова для подростков сюжетом, придающим им драматическое напряжение, были "перипетии научной мысли". "провалы и удачи гениальных исследователей - вот что должно драматизировать "производственную" книгу", - писал житков в статье "о "производственной" книге". Четырехлетние же не интересуются перипетиями научной мысли и провалами и удачами исследователей. Они ждут прямого ответа на прямые и совершенно конкретные вопросы: что такое метро? Кто живет в зоологическом саду? А почему у слона такой длинный хобот? Значит, сюжетом "познавательной" книги для маленьких не может быть "борьба и трагедия", драматизировать ее должно что-то другое. Чем же будут связаны между собой все эти предметы, столь далекие друг от друга: баштан и аэропорт, дворец пионеров и красная армия?

      сюжетом  книги житков сделал путешествие  четырехлетнего алеши. С мамой алеша побывал в москве - впервые увидел вокзал, поезд, а потом такси, семафор, гостиницу, кремль. Из москвы он отправился на украину, к бабушке в колхоз, - тут увидел он леса и поля, огороды, сады, баштаны. Потом на самолете он прилетел к отцу в харьков. В пути и на месте неустанно спрашивал алеша: "почему?" мальчик познает мир - вот что сделалось сюжетом книги - и познает его не статически, а, как и свойственно детям, - в действии.

  к тому времени, когда житков приступил к работе над энциклопедией для четырехлетних, у него уже был некоторый опыт в писании не только для малышей, но и от их лица. Герою рассказа "как я ловил человечков", помещенного в 1934 году в № 3 журнала "чиж", и рассказа "нюша", оставшегося неопубликованным, - не более пяти лет. Герой этих рассказов по всем своим интонациям - родной брат алеши-почемучки.

      но и  живой памяти о детстве и  огромного запаса наблюдений  над детьми было, разумеется, недостаточно, чтобы от лица четырехлетнего  написать книгу о том, как  ребенок познает мир. Ведь это не просто энциклопедия, а энциклопедия советская, имеющая, кроме познавательной, отчетливую педагогическую цель: рассказать детям не только о конкретных предметах - о поезде, грибах или баштане, но и внушить первые представления о законах советского общества, о трудовых связях советских людей, о том, каким глубоким уважением пользуется в нашей стране труд, и внушать все эти понятия, ведя повествование от имени четырехлетнего героя.

Книгой "что я видел" житков еще раз подтвердил, в какой  высокой степени владеет он умением "толково отвечать на вопросы". Литературное умение нигде не изменяет житкову - и многочисленные предметы, описанные им в этой книге, изображены с большой наглядностью, а многочисленные эпизоды алешиного путешествия, призванные развлекать читателя, действительно  его развлекают.

 

 

Вопрос  45

М.м.пришвин – тонкий знаток  русской природы, большой художник слова. Анализ «золотой луг», «ребята и утята», «еж», «лисичкин хлеб».

 

Юность по природе своей  избегает мысли о конечности жизни. А пришвин напоминает об этом, тревожит вопросами: зачем живешь, что оставишь после себя, как любить всех, чтобы  сохранить внимание к каждому? Чтобы  ответить на все вопросы, надо пройти вместе с писателем долгий путь нравственных исканий, начатый еще в "лесной капели", — найти "ключ к собственной  душе".

"лесная капель" —  книга о нравственных исканиях  человека, об одиночестве, любви,  страдании, о безмерности боли, которая накапливается в душе  человека. Прозаические миниатюры,  вошедшие в этот сборник, необыкновенно  поэтичны, наполнены меткими наблюдениями, точными описаниями природы. Читая  их, мы испытываем чувство восхищения, желание их сохранить, сберечь,  чтобы каждый мог насладиться  и прелестью "неодетой весны", и звоном "лесной капели", и  очарованием "ореховых дымков".

Информация о работе Лекции по "Детской литературе"