Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:11, курс лекций
Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. Роль д.л. В формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения
Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки а. С. Пушкина, шарля перро, в. Гауфа, ганса христиана андерсена, братьев я. И в. Гримм, а также «робинзон крузо» даниэля дефо, «дон кихот» м. Сервантеса, «путешествие гулливера» джонатана свифта и многие другие.
Наиболее известные
Во время великой
Герои его произведений - обычные люди, которых можно встретить в реальной жизни. А их поступки, когда-то положительные, а когда-то нет, заставляют задуматься над тем, как я поступил бы в подобной ситуации.
А. Гайдар ставил ответственную задачу – воспитывать в подрастающем поколении готовность совершать добрый поступок, а если понадобится – и героический, не на показ, а по долгу совести.
«жизнь ни во что (лбовщина)» - эта повесть печаталась с 10 января по 3 марта 1926 года на страницах пермской газеты «звезда», c которой сотрудничал аркадий гайдар. Основой повести послужили события, развернувшиеся в 1905-1908 годах на урале: вооружённое выступление против царского правительства в рабочем пригороде перми - мотовилихе; действия боевой дружины во главе с а. М. Лбовым, которая продолжала сражаться с жандармами и войсками и после подавления восстания.
Повесть «школа» впервые была опубликована в журнале «октябрь» за 1929 год под рубрикой «пережитое».
«р.в.с.» – первое произведение аркадия гайдара, адресованное детям. В творчестве писателя эта небольшая повесть занимает важное место. Именно в ней начинает ярко проявляться особая, столь характерная для аркадия гайдара, манера разговора с детским читателем: серьёзность, общественная значимость, а порой и трагичность затрагиваемых им вопросов. Автор включает юных героев своих произведений в главные события, заботы, которыми живет страна. Доверительность интонации, сдержанный лиризм, мягкий юмор - всё это и поныне завоевывает сердца читателей, обеспечивая книгам аркадия гайдара долгую жизнь.
Анализ «тимур и его команда»
«тимур и его команда» . В повести детская игра из обычного развлечения превращается в общественно полезное дело. Герои оказывают помощь престарелым тайно, что подчёркивает их стремление к бескорыстному труду.
Тимур гараев – образ собирательный. Писатель наделил его лучшими чертами: смелостью, добротой, честностью, верностью дружбе, любовью к родине, горячим желанием приносить посильную пользу. В творчестве аркадия гайдара такой образ не явился чем-то совершенно новым и неожиданным. Новыми стали условия, время, а по характеру тимуром могли бы быть многие герои гайдаровских книг.
Героиня, к которой привязывается ход событий повести, — женя, дочь советского командира полковника александрова. На даче, где женя отдыхает со старшей сестрой ольгой, девочка обнаруживает штаб загадочной организации школьников. Предводитель ребят, мальчик по имени тимур гараев, знакомит женю с организацией, задача которой — помощь членам семей красноармейцев и их защита от садовых воришек из банды мишки квакина. Он знакомит её с гейкой, колей и симой.
Вскоре тимур разговаривает с мишкой говоря о том, что ему надо перестать делать плохие поступки. Ольга заметила их вдвоём и сразу говорит жене о разговоре мальчиков. Ольга подумала, что тимур точно такой же хулиган как и квакин. Старшая сестра жени запретила ей разговаривать с тимуром.
Позже гейка приходит к хулиганам с угрожающим письмом. Слова этого письма слышал помощник квакина по прозвищу «фигура», алёша и сам квакин. Прочитав письмо, квакин не пугается и готовит бойцов к битве. Тимур об этом узнал.
Битва длилась долго. Хулиганы кидались яблоками и дрались кулаками. У тимуровцев же были только кулаки. Всё-таки хулиганы попали в ловушку и они получили хороший урок. Квакин и его большая шайка перестали хулиганить.
Образ жени — один из центральных в повести. С каждой повой сценой все отчетливее вырисовывается характер шаловливой, увлекающейся девочки, выросшей без матери, тоскующей по родительской ласке. Старшая сестра любит ее, но напускает на себя излишнюю строгость и «взрослость», не хочет понять маленьких, но важных для жени тайн, сердится на ее «вечно нелепые шутки», неохотно отвечает на наивные и ненужные, как ей самой кажется, вопросы. Гайдар дает читателям возможность проникнуть в сущность взаимоотношений между сестрами: ольга заботится о жене, но считает необходимым поучать ее, не чувствует, что обижает сестру своим недоверием.
Сложнее разрешается второй
конфликт повести — между друзьями
тимура и шайкой квакина; его корни
глубже. Это не недоразумения, которые
можно рассеять, а столкновение двух
противоположных начал —
Основную задачу своего творчества
гайдар видел в утверждении
В образе тимура воплощены лучшие черты пионера, выросшего в новой, социалистической стране. «простой и милый мальчишка», «гордый и горячий комиссар» сплотил дружный коллектив. Женя, гейка, нюрка, коля колокольчиков, сима симаков стремятся окружить заботой семьи красноармейцев. Игра, которую ведут тимур и его команда, проникнута высоким чувством любви к родине. Сложны отношения тимура и ребят со взрослыми, которые не всегда понимают их и не во всем верят.
Иначе создаются в повести
образы отрицательных персонажей, например
хулигана по кличке фигура. Автор подчеркивает
в нем черты озлобленности, жестокости,
тупости. Вот образцы его речи:
«гонцов надо завтра изловить», «давай-ка
сунем ему по разу, вот и заплачет».
Этого парня не любит за бессмысленную
жестокость и его друг квакин. Фигура
готов избить любого человека, обидеть
слабого, залезть в сад девочки,
у которой убили отца-
Даже квакина в какой-то мере писатель наделяет способностью шутить, чувством юмора. У фигуры же нет этой способности, в обрисовке его характера не проскальзывает ничего юмористического, а следовательно, и ничего человеческого.
Часто писатель, сосредоточивая внимание читателя на юмористических подробностях, подводит его затем к серьезному выводу, заставляет задуматься о жизни, о взаимоотношениях людей.
В повести «тимур и его
команда» воплотились характерные
черты дарования а. Гайдара: умение
создать романтически-
Образ т. Воплощает идеальный
тип подростка-лидера с его стремлением
к благородным поступкам, тайнам,
чистым идеалам. Т. Объединяет вокруг себя
в дачном поселке группу сверстников
и бескорыстно помогает старикам,
малышам — тем, кто обычно в
силу своей беззащитности является
жертвой озорства подростков. В первую
очередь тимуровцы опекают
Главный конфликт повести — столкновение идеального мира подростка-рыцаря с обыденным миром. А главное испытание — непонимание и клевета, которые становятся непременным условием рыцарского подвига.
Знак тайного покровительства тимуровцев — пятиконечная звезда на воротах дома, обитатели которого попадали под их защиту. По замыслу самого гайдара, звезда олицетворяла беззаветную любовь к родине и готовность самоотверженно ее защищать.
Преодоление конфликтов в
сюжете связано не с героическими
поступками, а с нравственно-
Анализ «чук и гек»
В произведении а.гайдара «чук и гек» красной нитью проходит тема патриотизма. Читая эту книгу, понимаешь, что любовь к родине невозможна без любви к матери, отцу, брату.
В этом рассказе, в разговорах его взрослых и маленьких героев, в раскрывающейся перед читателями панораме нашей огромной страны, аркадий гайдар отстаивает свой оптимизм, непреклонную веру в правоту своего дела, которое всё равно одолеет любые беды и трудности.
«чук и гек» — рассказ о смысле жизни человека, о счастье, о любви к родине. «что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю» — в этих словах гайдара заключена основная мысль рассказа.
Огромный и добрый мир страны раскрывается перед братьями во время поездки из москвы на восток, к синим горам. Поэтичность, эмоциональность, юмор, ясный лирический подтекст— характерные черты этого произведения, с удивительной силой передающего ощущение счастья жизни и любви к родине.
повесть «чук и гек» веселая и увлекательная, она учит дружбе и доброте.
Чук и гек — два брата, и у каждого свои привычки, свойственная только ему манера поведения и логика развития мыслей.
Рассказать маме правду о своих проделках с телеграмм ой или что-нибудь придумать? Ведь «у этой мамы был странный характер», и за драку она «разводила драчунов по разным комнатам и целый час, а то и два не позволяла им играть вместе».
И чук предлагает не говорить о телеграмме совсем. Но гек осторожнее; он вспоминает, что «врать нельзя», потому что «мама за вранье всегда еще хуже сердится». Так гек делает открытие не такое уж «простое» и «бесхитростное», что врать опасно, и только. Если же убедишь себя, что ложь — вовсе и не ложь, а значит, наказания не должно быть, то можно и солгать. Писатель не смягчает тему лжи и правды, а ставит ее во всей остроте.
Сказочный зачин «чука и гека» («жил человек в лесу возле синих гор») определяет весь интонационный строй рассказа. События, эпизоды, происшествия даны в нем в эмоциональном преломлении восприятия чука и гека. Реальные события приобретают сказочную окраску, дополняются вымыслом, поэтизируются: «удивительная это была прогулка! Они шли гуськом к роднику по узенькой тропке. Над ними сияло холодное голубое небо; как сказочные замки и башни, поднимались к нему остроконечные утесы синих гор».
Вопрос 42
Творчество в. Ф. Одоевского. Опыт создания научно - популярной сказки "городок в табакерке". Анализ «мороз иванович»
Князь влади́мир фёдорович одо́евский (1 [13] августа 1803, москва — 27 февраля [11 марта] 1869, там же) — русский писатель, философ, педагог, музыковед и теоретик музыки.
Для второго периода в творчестве одоевского характерно увлечение мистическими учениями, прежде всего мистической философией сен-мартена, средневековой натуральной магией и алхимией. Он активно занимается литературным творчеством. Пишет романтические и дидактические повести, сказки, публицистические статьи, сотрудничает с пушкинским «современником», «вестником европы» несколькими энциклопедиями. Редактировал «журнал министерства внутренних дел».
Среди идеологов любомудрия ключевой фигурой является князь владимир федорович одоевский (1804 - 1869), которому большинство современных исследователей отдают приоритет в формулировке концепции национального мессианизма. Будучи человеком разносторонних дарований и интересов, он оставил заметный след в самых разнообразных областях отечественной культуры. Блестящий писатель, самобытный мыслитель, один из редакторов лучшего и наиболее влиятельного литературного журнала, издававшегося в период «золотого века» русской поэзии - «отечественных записок»; музыкант, музыковед и музыкальный критик, друг и советчик крупнейших русских композиторов -глинки, даргомыжского, верстовского, серова, много сделавший для становления национальной музыкальной школы; создатель новых литературных жанров, в том числе, автор первого философского романа в россии; самобытный теоретик образования и первый популяризатор научных знаний; организатор благотворительных заведений в санкт-петербурге; сенатор и участник либеральных реформ 60-х годов xix века; наконец, хозяин одного из самых блестящих литературных салонов 30-х годов, друг великой плеяды русских писателей своего времени - от жуковского, грибоедова, пушкина, тютчева, лермонтова, гоголя, белинского до тургенева, достоевского и толстого, - вот краткий и далеко не исчерпывающий перечень его заслуг перед отечественной культурой.
Расцвет литературной славы одоевского пришелся на 30-- 40-е годы. В 1833 году вышел в свет его сборник «пестрые сказки с красным словцом». Он замечателен тем, что включал ряд романтических повестей, рассказанных от имени магистра философии и члена разных ученых обществ иринея модестовича гомозейко. Магистр философии в книгах для детей превратится в обаятельного рассказчика -- дедушку иринея. Жанр произведений, входящих в этот сборник, одоевский определяет как «сказки», что характеризует особенности его стиля -- соединение фантастических ситуаций с точным ироническим, а подчас сатирическим воспроизведением деталей быта и нравов. Поэтика этих сказок близка поэтике гоголя в его петербургских повестях.