Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:11, курс лекций
Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. Роль д.л. В формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения
Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки а. С. Пушкина, шарля перро, в. Гауфа, ганса христиана андерсена, братьев я. И в. Гримм, а также «робинзон крузо» даниэля дефо, «дон кихот» м. Сервантеса, «путешествие гулливера» джонатана свифта и многие другие.
- сельма лагерлеф «удивительное путешествие нильса с дикими гусями»;
- сергей аксаков «аленький цветочек»;
- произведения ганса христиана андерсена.
Диодоров проиллюстрировал более 300 книг. Его работы выходили в свет в сша, франции, испании, финляндии, японии, южной корее и др. Странах. Работал главным художником издательства «детская литература».
евгений иванович чарушин (1901-1965, вятка, ленинград) – график, скульптор, прозаик и детский писатель-анималист. В основном иллюстрации исполнены в манере свободного акварельного рисунка, немного с юмором. Нравятся детям, даже малышам. Известен иллюстрациями животных, которые он нарисовал к своим собственным рассказам: «про томку», «волчишко и другие», «никитка и его друзья» и многим другим. Иллюстрировал также других авторов: чуковского, пришвина, бианки. Самая известная книга с его иллюстрациями «детки в клетке» самуила яковлевича маршака.
евгений михайлович рачев (1906-1997, томск) – художник-анималист, график, иллюстратор. Иллюстрировал преимущественно русские народные сказки, басни и сказки классиков русской литературы. В основном иллюстрировал произведения, в которых главные герои – животные: русские сказки про зверей, басни.
иван максимович семёнов (1906-1982, ростов-на-дону, москва) – народный художник, график, карикатурист. Семенов работал в газетах «комсомольская правда», «пионерская правда», журналах «смена», “крокодил» и других. Ещё в 1956 году по его инициативе был создан первый в ссср юмористический журнал для маленьких детей - «весёлые картинки». Самые известные его иллюстрации: к рассказам николая носова о коле и мишке (фантазеры, живая шляпа и другие) и рисунки «бобик в гостях у барбоса».
Вячеслав михайлович назарук (1941 г.р., москва) – художник-постановщик десятков мультипликационных фильмов: крошка енот, приключения кота леопольда, мама для мамонтенка, сказы бажова и иллюстратор одноименных книжек.
Надежда бугославская – автор добрых красивых иллюстраций ко многим детским книгам: стихи и песни матушки гусыни, стихотворения бориса заходера, произведения сергея михалкова, произведения даниила хармса, рассказы михаила зощенко, «пеппи длинный чулок» астрид линдгрен и другим.
Игорь егунов ) – современный художник, автор ярких, хорошо прорисованных иллюстраций к книгам: «приключения барона мюнхгаузена» рудольфа распе, «конек-горбунок» петра ершова, сказок братьев гримм и гофмана, сказки о русских богатырях.
Евгений антоненков (1956 г.р., москва) - художник-иллюстратор, любимая техника акварель, перо и бумага, смешанная техника. Иллюстрации современные, необычные, выделяются среди прочих. Одни смотрят на них с безразличием, другие влюбляются в веселые картинки с первого взгляда. Самые известные иллюстрации: к сказкам о винни-пухе (алан александр милн), «русские детские сказки», стихам и сказкам самуила маршака, корнея чуковского, джанни родари, юнны мориц. «глупая лошадь» владимира левина (английские старинные народные баллады), проиллюстрированная антоненковым – одна из самых популярных книг уходящего 2011 года. Евгений антоненков сотрудничает с издательствами германии, франции, бельгии, сша, кореи, японии, постоянный участник престижных международных выставок, лауреат конкурса «белая ворона» (болонья, 2004), обладатель диплома «книга года» (2008).
Игорь юльевич олейников (1953 г.р., москва) – художник-аниматор, преимущественно работает в рисованной анимации, иллюстратор книг. Удивительно, но столь талантливый современный художник не имеет специального художественного образования. Работал с детскими журналами «трамвай», «улица сезам» «спокойной ночи, малыши!» и другими.
Вопрос 53
Своеобразие детской литературы 20-30-х годов. Творчество саши черного
в детской литературе в
первый период ее существования в
россии преобладали воспитательные
и образовательные функции. Будучи
педагогически
Движение детской литературы в 20-30-е годы в целом повторяло линию движения взрослой литературы. Родоначальниками советской детской литературы называют м. Горького, к. Чуковского, с. Маршака. В детские издательства и журналы после революции приходит много ярких, талантливых людей, чье творчество предопределило развитие детской литературы вплоть до нашего времени. Среди них писатели и «взрослые», и исключительно «детские»
Поэзия для детей развивалась
главным образом в русле
Несмотря на послереволюционные гонения на сказку, 20-30-е годы оставили ряд прекрасных произведений этого жанра. Предвзятое внимание к сказке со стороны н.к.крупской и ее единомышленников-педагогов заставило писателей искать новые формы сказок, избегать традиционного «религиозного» волшебства, заменяя его мечтой о прекрасном будущем.
Актуальными для детской литературы в целом были темы революции и красной армии, героики борьбы с врагами советской власти, темы интернационального единства, коллективного труда и т.п. Бурно развивалась и веселая детская книжка, несмотря на сильнейшее противостояние ревнителей «серьезного» воспитания
Именно в 20-30-е годы произошло кардинальное обновление круга детского чтения. Отчасти сами собой, отчасти по приказам об изъятии исчезли из библиотек книги, проникнутые духом сентиментальности, послушания, религиозной и иной благостности. Их быстро заменяли книги о «нашем новом строе», о светлом будущем без упований на бога, о «родном коллективе», что более важен для человека, чем семья, и т.п. Массовая литература не стала выше по художественному уровню - она лишь сменила ориентиры. Но талантливые писатели не затерялись в этом потоке, и именно им советская детская литература обязана своей репутацией, признанием во всем мире. Появилось множество хороших переводов из зарубежной детской литературы. Маршак и чуковский создали собственные школы перевода и переложения для детей.
Становление советской детской
литературы проходило, конечно же, под
бдительным партийным контролем. В
конце 20-х - начале 30-х годов вышло
несколько постановлений, в которых
литература для детей и юношества
была прямо названа «острейшим большевистским
орудием на идеологическом фронте».
Критерий партийности, обоснованный лениным
в статье «партийная организация
и партийная литература», был
принят как ведущий и отнесен
не только к партийной печати, а
к советской литературе в целом.
В документах были строго определены
и основные адресаты книг - дети рабочих
и крестьян, и назначение детской
литературы - «в ярких и образных
формах... Показывать социалистическую
переделку людей и воспитывать
детей в духе пролетарского
Саша черный
Как это обычно и бывает, особенности личности александра михайловича гликберга были обусловлены историей его детства и семейной ситуацией. Вопреки традиции (или мифу), во вполне еврейской семье гликбергов отнюдь не процветало чадолюбие. Отец-провизор все больше разъезжал по делам, его просто не хватало на воспитание детей, мать же, похоже, была эгоистичной истеричкой, и дети ее явно раздражали, так что повышенным вниманием и излишней опекой в доме и не пахло. И даже наоборот. Когда подростком александр сбежал из дома, отправившись в петербург, набедовался там и попросил о родительской помощи, мама с папой просто не ответили на его отчаянные письма, дав саше понять, что со своей жизнью он должен разбираться сам.
Иронический склад ума
был присущ александру как генетически,
так и по описанному выше раннему
опыту – пожалуй, ирония была единственным
спасением от отчаяния и полного
мрака в видении жизни. Однако
эта ирония, обращенная на социальные
реалии, выглядела до того шокирующей,
что первая же публикация политической
сатиры «чепуха» в журнале «зритель»,
номер 23 от 27 ноября 1905 года, привела
к скандалу и закрытию журнала
– зато подарила публике и самому
поэту бессмертный псевдоним
– саша черный. Сборник «разные
мотивы» в 1906 году тоже был запрещен
цензурой, и вообще дело выглядело
так, что поэт становился персоной нон
грата. Впрочем, переждав пару лет –
в это время он слушал лекции в
гейдельбергском университете, наскоро
залатывая прорехи в
Для саши чёрного, очевидно, был свойственен глубокий внутренний разлад. Он стал тем, кем, возможно, хотел либо мог стать. Он мечтал иметь свой тихий уголок в суетливом мире, но волею судьбы стал странником. Он был бродягой - гимназистом, бежавшим в америку, был почти уголовником для сыскного отдела, предметом «оперативной разработки», наконец - просто эмигрантом, человеком без родины.
Парадокс чёрного - парадокс рано повзрослевшего мальчика, жившего своей особой, одинокой жизнью. Мальчик не играл - заброшенный родными, он не просто скучал без «набивных зайцев», но учился отстранённости. Общался с миром вещей, и их призрачные голоса были теплее, чем слова людей.
Своеобразие художественного мира саши чёрного заключается в его единстве. Единство же достигается через сохранение искренней интонации повествования всепроникающего и всеобъемлющего образа поэта - одновременно и взрослого, и ребенка.
Свой рассказ саша черный
ведет так, словно в его руке лежит
детская ладошка, и он - вот прямо
сейчас - обращается к маленькому другу:
«хочешь сказку?» или «помнишь,
как это было?» и далее
Одним из секретов волшебства
саши черного было искусство перевоплощения.
Он мог без всякого труда
«саша любил все земное, дышащее, ползающее, летающее и цветущее. Он мне сказал раз: никогда не обижай живое существо, пусть это таракан или бабочка. Люби и уважай их жизнь, они созданы, как и ты сам, для жизни и радости», - вспоминает валентин андреев, запомнивший уроки саши черного, полученные в детстве, когда они жили в риме в одном доме. Воспоминания в.а.добровольского о саше черном
Вопрос 54
Поэты – обэриуты для детей. Творчество д. Хармса, а. Введенского
Поэты – обэриуты - так называли себя представители литературной группы поэтов, писателей и деятелей культуры, организованной при ленинградском доме печати, директор которого н. Баскаков довольно доброжелательно относился к представителям «левого» искусства. Этот термин произошел от сокращенного названия «объединение реального искусства» (обэриу), причем буква «у» была добавлена в аббревиатуру как принято сейчас выражаться, «для прикола», что как нельзя нагляднее демонстрирует суть творческого мировоззрения участников группы.
датой образования обэриу считается 24 января 1928 года, когда в ленинградском доме печати состоялся вечер «три левых часа». Именно на нем обэриуты впервые заявили об образовании группы, представляющей «отряд левого искусства». В обэриу вошли и. Бахтерев, а. Введенский, д. Хармс (ювачев), к. Вагинов (вагенгейм), н. Заболоцкий, писатель б. Левин. Хотя состав группы менялся: после ухода вагинова к ней присоединились ю. Владимиров и н. Тювелев. К обэриутам были близки н. Олейников, е. Шварц, а также художники к. Малевич и п. Филонов.