Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:11, курс лекций
Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. Роль д.л. В формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения
Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки а. С. Пушкина, шарля перро, в. Гауфа, ганса христиана андерсена, братьев я. И в. Гримм, а также «робинзон крузо» даниэля дефо, «дон кихот» м. Сервантеса, «путешествие гулливера» джонатана свифта и многие другие.
Очень большой пласт сказочной литературы занимают былины и небылицы про покорителей дикого запада. Одни из них довольно правдиво пересказывают жизнь каких-либо ковбоев. В других же аналогично славянским небылицам собраны различные нелепицы в одну кучу. Однако в них бывает и доля смысла, т.к. Они пытаются найти объяснение мироустройству. Так, например, в «мешке правдивых небылиц» рассказывается про двухметровую женщину необычайной силы. По легенде, все самые высокие люди америки произошли от нее.
Существуют в сша и своеобразные юмористические сказки. Они представляют собой нечто среднее между анекдотом и небылицей. Как ни странно, часто предметом шуток становится американская глупость и жадность.»
Вопрос 15
Взгляды а. С. Пушкина на детскую литературу. Лирика а. С . Пушкина в чтении детям
Пушкин обращается к сказке прежде всего как к жанру, сохраняющему определённые этические ценности и нравственные идеалы. Создавая образы сказочных героев, поэт исследует природу человека, ищет в ней то, что остаётся вечным и неизменным во все времена, то, на чём держится мир и человек.
Интерес к народному творчеству у пушкина возник с раннего детства. На всю жизнь запали в его душу сказки, услышанные еще в колыбели. К народным сюжетам он обратился в 30-е годы, когда разгорелись споры о русском национальном характере, об отношении к народному творчеству, о народности литературы, в свое время поднятые декабристами.
А.с.пушкин утверждал, что наука и образование – непременное условие развития человеческой цивилизации, ее духовного обогащения.
Он искренне радовался появлению в россии новых букварей и школьных учебников.
Поэт резко отрицательно
относится увлечению дворянства
домашним образованием и воспитанием
детей, считая их безнравственными. В
барской усадьбе ребенок видит
одни гнусные примеры, своевольничает
или рабствует, не получает никаких
понятий о взаимоотношениях людей,
о справедливости, об истинной чести.
Его образование ограничивается
знанием начальных основ наук,
двух – трех иностранных языков,
преподаваемых нанятым
В произведения и статьях а.с.пушкина обнаруживаешь золотую россыпь мыслей, предложений о нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании подрастающих поколений, которые не потеряли своей актуальности и в наше время. Он был противником формализма и педантизма в обучении и воспитании детей и юношества.
А.с.пушкин боролся за нравственную чистоту в литературе, тем более в книгах, предназначенных для детей и молодежи. “безнравственное сочинение есть то, – писал он, – коего целию или действием бывает потрясение правил, на коих основано счастие общественное или человеческое достоинство.”
Первыми в круг детского
чтения, как правило, входят сказки
пушкина, а нередко знакомство со
сказочным миром поэта
За традиционной сказочной поэтикой скрыты социальные и психологические коллизии, очевидно, что пушкин обращается к сказке прежде всего как к жанру, сохраняющему определённые этические ценности и нравственные идеалы. Создавая образы сказочных героев, поэт исследует природу человека, ищет в ней то, что остаётся вечным и неизменным во все времена, то, на чём держится мир и человек.
Чуть позже дети знакомятся
с образцами пушкинской лирики. Это
стихотворения самой
Лирические стихотворения пушкина многослойны. Читатель каждого возраста берет из них свое, исходя из своих возможностей: начитанности, умственного и эстетического развития, душевного состояния, постигает доступную ему идейную глубину, чувствует гармонию.
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
За весной, красой природы
За весной, красой природы,
лето знойное пройдёт -
и туман и непогоды
осень поздняя несёт:
людям скучно, людям горе;
птичка в дальные страны,
в тёплый край, за сине море
улетает до весны.
Зима (????)
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
на дровнях обновляет путь;
его лошадка, снег почуя,
плетется рысью как-нибудь;
бразды пушистые взрывая,
летит кибитка удалая;
ямщик сидит на облучке
в тулупе, в красном кушаке.
вот бегает дворовый мальчик,
в салазки жучку посадив,
себя в коня преобразив;
шалун уж отморозил пальчик:
ему и больно и смешно,
а мать грозит ему в окно.
Уж небо осенью дышало
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Вопрос 16
Сказки а.с. Пушкина. Анализ сказки о рыбаке и рыбке
Пушкинские сказки возникли как апофеоз народного духа и закономерно предшествовали изображению народного действия.
Сказки а.с.пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но сразу вошли в детское чтение.
Живя в михайловском, пушкин близко познакомился с простым народом, с крестьянами. Там он с глубоким сочувствием и интересом изучал народные нравы, обычаи и поверья.
Няня рассказывала ему, как и в детстве, сказки, пела народные песни, и пушкин был восхищен их поэтичностью. В то время в деревне можно было услышать множество чудесных песен - и свадебных и похоронных, и грустных и веселых, и хороводных и колыбельных, и богатырских и «божественных». Рассказывалось множество интереснейших сказок, повторялось громадное количество поэтических загадок, пословиц и поговорок. Все это сочинялось народами, крестьянскими поэтами, которые грамоты не знали, своих рассказов, стихов и песен не записывали, а рассказывали и пели их, передавая друг другу с голоса. Пушкин не мог не слушать всей этой чудесной поэзии. Он приглашал к себе простолюдинов, знающих много песен и сказок и записывал то что слышал от них. На праздники ходил в соседний святогорский монастырь, для того чтобы послушать пение слепых и нищих и запомнить их песни.
А.с.пушкин создает свои сказки на фольклорном материале « сказка о попе и его работнике балде» близка по сюжету к народной сказке «батрак шабараша». Сюжет «сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «жадная старуха» и был подарен пушкину собирателем фольклора писателем в.и.далем. «сказка о царе салтане» перекликается с народной сказкой «о чудесных детях». «сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к сюжету народной сказки «волшебное зеркальце» . Обращаясь к устному народному творчеству, а.с.пушкин видел в нем неисчерпаемые возможности для обновления литературы.
Сказки а.с.пушкина – сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром.
У пушкина сказочные персонажи психологически и художественно совершенны; в процессе работы над сказкой он постоянно оттачивал ее стих, приближая его к народному, заостряя сатиру.
Враждебное отношение а.с.пушкина к самодержавно – крепостнической власти ярко проявлялось в том, что положительные герои всех его сказок- люди из народа.
Для сказок пушкина, как и для народных, характерна вера в светлые силы и чувства. Сказки пушкина оптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу. В сказках пушкина много слов разговорного, иногда просторечивого языка «и молва трезвонить стала», «не кручинься», «он стоял позадь забора».
Сказки пушкина отличаются богатством творческой фантазии. В них гармонично уживаются реалистические картины быта и нрава различных сословий русского общества с чудесами волшебного мира, возникшего под пером поэта.
Для сказок пушкина характерны чудесные превращения: старухи- крестьянки в царицу; лебедя – в прекрасную девушку; князя гвидона – в комара, шмеля, муху.
Язык сказок пушкина прост и лаконичен. Считая народный язык «бесценным кладом» , поэт широко использует слова и обороты народной речи, придавая им художественное совершенство.
Художественный мир пушкинских сказок целостен и нерушим, благодаря высоким ценностям, положенным в его основу.
Анализ сказки о рыбаке и рыбке
Сказка о рыбаке и рыбке пушкина вошла в поговорки. Однако, войдя в поговорки, сказка словно утратила свой изначальный истинный смысл, ради которого и писал её пушкин.
В «сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы, бытующие не только в русском языке, но и в зарубежном фольклоре. Так, в сборнике братьев гримм есть похожая сказка. Но они ограничились моралистическим выводом : жадность вредна, довольствуйтесь тем, что у тебя есть .сказка гримов лишена социальной окраски: оба действующих лица – старик и старуха – поровну пользуются почестями и богатствами, доставшимися им по милости золотой рыбки. Сказка пушкина представляет собой сатиру на крепостничество. Это подчеркивается резким противопоставлением старика и старухи: он остается крестьянином, а она поднимается все выше по социальной лестнице. В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден покоряться воле жадной старухи, он не испытывает к ней почтения, как бы высоко ни вознеслась она. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она захотела стать царицей:
«что ты, баба, белены объелась?»
Отношения старика и старухи поразительны тем, что отсутствуют вовсе. Старуха ничего не видит, не слышит, не понимает. Она хочет только командовать, глупо, не разумно, не считаясь с реальностью. А старик в ужасе ей подчиняется, явно не ведёт себя как мужчина, не воспитывает жену вожжами, не ведёт с ней переговоров, вернее пытается вести, но всегда безуспешно.
«жил старик со своею старухой
у самого синего моря;»
Море – символ свободы, глубины, тайны. Начало – потенциал очень сильный. Длительный союз на берегу бескрайней свободы.
«они жили в ветхой землянке
ровно тридцать лет и три года.»
Землянка ветхая, нищета, развития нет, стагнация в течение 33 лет. 33 года – возраст христа, когда он закончил свой земной путь.