Лекции по "Зарубежной литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 14:07, курс лекций

Краткое описание

Греческая культура развивалась самостоятельно (греки создали философию, понятия эпоса, лирики, драмы), а римская - была перенята у греков (дополнили греческую культуру правом и государством). У произведений не было автора, т.к. не было такого понятия. Автор - коллективный. Вся система ценностей была другая, ценилась традиционность, похожесть. Произведения укладывались в гекзаметр. В основе - мифы, пантеон. Человек в центре внимания.

Вложенные файлы: 1 файл

зарубежка.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

Античная литература.

1. Понятие  античной литературы, ее состав  и периодизация.

Античная литра-литра Др. Греции и Др. Рима. Античный = древний.

Литра На мертвых  языках

Греческая культура развивалась самостоятельно (греки  создали философию, понятия эпоса, лирики, драмы), а римская - была перенята у греков (дополнили греческую культуру правом и государством).

У произведений не было автора, т.к. не было такого понятия. Автор - коллективный. Вся система  ценностей была другая, ценилась традиционность, похожесть. Произведения укладывались в гекзаметр

В основе - мифы, пантеон. Человек в центре внимания.

Тема рока, неизбежности судьбы. Боги бессмертны, но подвержены страстям и заблуждениям

Др. Греция:

1)героический  (архаический период)- в это время  создавались такие литературные памятники,как Илиада, Одиссея. Века устной словесности. Корни - в крито-микенской культуре.

2)аттический (классический)- появление драмы, театра,театральных  состязаний. В связи с развитием  личности появляются многочисленные  формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов и ораторов.

3)эллинистический  - появляется поэзия, роман. К нему  относится и римская лит-ра, почему  его часто и называют эллинистически-римским  периодом.

Др. Рим:

1)эпоха республики – фольклор

2)эпоха империи  – театр

Конец античности - 410 или 476 г. - год падения Римской  империи.

Периоды:

1 Архаический  - до 5 в. до н.э  - время разложения  родового строя и перехода  к рабовладельческому гос-ву) (эпос  и лирика; Гомер, Гесиод;ямбическая и элегическая лирика,мелическая)

2 Аттический - V-IV до н.э. (время расцвета и кризиса  рабовладельческих эллинских полисов  до потери ими госуд.независимости) (драма; Эсхил, Софокл,Еврипид,  Аристофан;ораторы)

3 Эллинистический  - IV-I до н.э. (лит-ра эллинистического общества) (проза; Менандр, Каллимах, Феокрит)

4 Римский –  с конца 1 в.до н.э. (Плутарх,  Лукиан) (Греческая лит-ра времен  Римской империи)

Особенности (понятие): мифологическая тематика (из связи античного мира с общинно родовым обществом);философское осмысление действительности, мифологию используют как «арсенал», как средство раскрытия действительности;традиционность образов и ситуаций, не тормозящая лит развитие, а позволяющая углублять раскрытие содержания, обусловленного идейными целями и задачами времени;непосредственная связь с УНТ, позднее – обращение к письменности для фиксации;преобладание стихотворной формы и её тщательная разработка;постоянная близость к фольклору;чел – основной объект художественного изображения;отражены особенности и эволюция художественного восприятия действтельности;строгая система жанров, возникающих последовательно и одновременно;традиционная система стилей;метрическая система.

Состав: мифы, поэмы Гомера, драмы  Эврипида, Софокла и Эсхила, лирика (греческая и римская), греческий и римский роман, Овидий, Вергилий и т.д.

 

2. Мифы Древней  Греции. Космологические.

КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ и космологические  представления (к. п.) занимают особое место  среди других форм мифо-поэтического мировоззрения, поскольку описывают пространственно-временные параметры вселенной, т. е. условия, в которых протекает существование человека и помещается всё, что может стать объектом мифотворчества. К. п. концентрируются прежде всего вокруг актуального состояния вселенной: структура мира - набор, связь и функции его частей, иногда - их количественные параметры (синхронический аспект описания космоса). К. м. описывают, как возникла вселенная (диахронический аспект). Актуальное состояние вселенной в мифопоэтическом мышлении связывается воедино с её происхождением как следствие с причиной; ибо определение и объяснение состава мироздания и роли, которую играют в нём его объекты, равнозначно ответу на вопрос «как это возникло», описанию всей цепи порождения этих объектов («операционная связь» синхронического и диахронического описаний).

Мифы о происхождении мира, богов  и их борьбе с титанами изложены в основном на основе поэмы Гесиода  (7 в. до н.э.) «Труды и дни», «Теогония» (о борьбе богов и титанов).

Миф о сотворении мира:

«Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет  у них отца. Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел  Уран своих детей-великанов, в недра  богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон(*)1, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый  сонм ужасных веществ: Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипнос - сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду - отмщение за преступления - и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.»

 

3. Мифы Древней  Греции. О старших и младших  олимпийцах.

Мир был разделен между тремя братьями: Зевсом, Аидом и Посейдоном (потомки Кроноса - кроноиды). Их дети – 3 поколение – зинаиды (Аполлон, Артемида, Афина, Деметра, Гефест, Дионис и пр.)

Из огромного количества греческих  богов наиболее почитаемыми считались 12 “олимпийцев” (обитавших на горе Олимп). Первые шесть богов – братья и сестры Зевса – составляют “олимпийской пантеон”:

Зевс-громовержец (римск. Юпитер) –  царь богов,

Гера (римск. Юнона) – жена и сестра Зевса, покровительница сил природы, брака и супружеской любви.

Гестия (римск. Веста) –сестра Зевса, богиня домашнего очага.

Деметра (римск. Церера) – сестра Зевса, богиня плодородия и земледелия

Посейдон (римск. Нептун) – брат Зевса, бог морей 

Аид или Гадес (римск. Плутон) –  брат Зевса, бог подземного царства.

Следующие шесть богов – молодые  боги:

Арес (римск. Марс) – сын Зевса  и Геры, бог войны. Имел от Афродиты сына Эрота (римск.Амур)

Гефест (римск. Вулкан) – сын Зевса  и Геры. Бог-кузнец, покровитель ремесел.

Гермес (римск. Меркурий) – сын Зевса  и Майи, бог-вестник, покровитель дорог, торговли, магии.

Афина (римск. Минерва) – дочь Зевса  и Метиды, родилась из головы Зевса. Богиня мудрости, покровительница и  патроним Афин. Эпитеты: Варвакион (воительница), Паллада (покровительница городов) и Парфенос (девственница)..

Аполлон (римск. Аполлон и Феб) –  сын Зевса и Лето (Латоны), брат-близнец  Артемиды. Покровитель искусств, его  обычно сопровождают девять Муз: Терпсихора (муза танца), Талия (комедии), Мельпомена (трагедии), Евтерпа (лирич.поэзии), Эрато (эротич. поэзии), Каллиопа (эпическ. поэзии), Полигимния ( пантомимы), Клио (истории), Урания (астрономии).

Артемида (римск. Диана) – дочь Зевса  и Лето (Латоны), сестра-близнец Аполлона, богиня охоты. Покровительница девственниц.

Миф о рождении Аполлона:

«Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая гневом богини Геры, нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнах бурного моря. Лишь только вступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том месте, где стоит и до сих пор. Кругом Делоса шумело море. Уныло подымались скалы Делоса, обнаженные без малейшей растительности. Лишь чайки морские находили приют на этих скалах и оглашали их своим печальным криком. Но вот родился бог света Аполлон, и всюду разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Все кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос богини, поднося ему амврозию и нектар. Вся природа вокруг ликовала вместе с богинями.»

4. Мифы Древней  Греции. О героях.

Герои — это сыновья, внуки и правнуки богов от смертных женщин; они совершали подвиги, очи¬щали землю от чудовищ, наказывали злодеев и тешили свою силу в междоусобных войнах. Когда Земле стало от них тяжело, боги сдела¬ли так, чтобы они сами перебили друг друга в самой великой войне — Троянской: «...и у стен Илиона / Племя героев погибло — свершилася Зевсова воля».

У Гесиода говорится о  пяти веках: век золотой (все счастливы, люди подобны богам), серебряный (своевольны, уничтожены Зевсом), медный (горды и  сильны, уничтожили сами себя), век героев (погибли и были поселены Зевсом на краю мира), железный (длится и сейчас).

Герои: Прометей, Персей, Тесей, Геракл и пр.

Рождение Персея:

«У царя Аргоса Акрисия, внука Линкея, была дочь Даная, славившаяся своей неземной красотой. Акрисию было предсказано оракулом, что он погибнет от руки сына Данаи. Чтобы избежать такой судьбы, Акрисий построил глубоко под землей из бронзы и камня обширные покои и там заключил свою дочь Данаю, чтобы никто не видал ее. 
Но великий громовержец Зевс полюбил ее, проник в подземные покои Даная в виде золотого дождя, и стала дочь Акрисия женой Зевса. От этого брака родился у Данаи прелестный мальчик. Мать назвала его Персеем. 
Недолго прожил маленький Персей со своей матерью в подземных покоях. Однажды Акрисий услышал голос и веселый смех маленького Персея. Он спустился к своей дочери, чтобы узнать, почему слышится в ее покоях детский смех. Акрисий удивился, увидав маленького прелестного мальчика. Как испугался он, узнав, что это сын Данаи и Зевса. Тотчас вспомнилось ему предсказание оракула. Опять пришлось ему думать, как избежать судьбы. Наконец Акрисий велел сделать большой деревянный ящик, заключил в него Данаю и сына ее Персея, забил ящик и приказал бросить в море. 
Долго носился ящик по бурным волнам соленого моря. Гибель грозила Данае и ее сыну. Волны бросали ящик из стороны в сторону, то высоко подымали его на своих гребнях, то опускали в пучину моря. Наконец вечно шумящие волны пригнали ящик к острову Серифу [2], В то время на берегу ловил рыбу рыбак Диктис. Он только что закинул в море сети. Запутался ящик в сетях, и вместе с ними Диктис вытащил его на берег. Он открыл ящик и, к своему удивлению, увидал в нем поразительной красоты женщину и маленького прелестного мальчика. Диктис отвел их к своему брату, царю Серифа, Полидекту. 
Вырос при дворце царя Полидекта Персей и стал сильным, стройным юношей. Как звезда, блистал он среди юношей Серифа своей божественной красотой, никто не был ему равен ни красотой, ни силой, ни ловкостью, ни мужеством».

5. Гомеровский  вопрос. Жанровые особенности поэм  Гомера (Илиада и Одиссея).

 «Илиада» и «Одиссея» связаны  в античной традиции с определенным  именем поэта, с Гомером. Точных  сведений о предполагаемом авторе «Илиады» и «Одиссеи» античность не имела: Гомер был легендарной фигурой, в биографии» которой все оставалось спорным. Не менее спорным было время жизни Гомера: античные ученые давали различные датировки, начиная с XII и кончая VII вв. до н. э. Самое имя «Гомер», вполне мыслимое, как греческое собственное имя, нередко истолковывалось и в древности и в Новое время, как имя нарицательное; так, источники сообщают, что у малоазиатских греков слово «гомер» обозначало слепца. Предание рассказывает о слепоте Гомера, и в античном искусстве он всегда изображается слепым стариком. Имя Гомера имело почти собирательный характер для эпической поэзии. Гомеру приписывались, кроме «Илиады» и «Одиссеи», многие другие поэмы, входившие в репертуар рапсодов; под именем Гомера дошел до нас сборник эпических гимнов и мелких стихотворений. В V в. до н. э., с зарождением исторической критики, начинают на основании различных соображений отделять «подлинного» Гомера от неподлинного. В результате этой критики за Гомером признаются лишь «Илиада» и «Одиссея. В более позднее время отдельные античные ученые высказывали мысль, что «Илиада» и «Одиссея» принадлежат разным авторам, и Гомеру они приписывали только «Илиаду». Ни у кого не возникало сомнения в том, что каждая из поэм является плодом творчества индивидуального поэта; спор шел лишь о личном тожестве творца «Илиады» с творцом «Одиссеи». Не возникало также сомнения в историческом. существовании Гомера и в том, что он является автором по крайней мере «Илиады».

В представлении древних Гомер всегда оставался величайшим поэтом, «Илиада» и «Одиссея» — недосягаемыми образцами эпоса.. Античные ученые замечали, что гомеровские герои не пользуются письменностью, что от эпохи Троянской войны не сохранилось письменных памятников. В связи с этими наблюдениями предание о писистратовской редакции «Илиады» и «Одиссеи» получило новую форму: Гомер не пользовался письмом, и произведения его сохранились лишь устно, в памяти певцов, в виде отдельных песен; при Писистрате эти разрозненные песни были собраны воедино. С этой точки зрения текст гомеровских поэм прошел три этапа: целостный и законченный в устах самого Гомера, он распылился и подвергся искажениям со стороны рапсодов; наконец, писистратовская редакция восстановила утраченную целостность, не имея уже возможности устранить противоречия между отдельными песнями, накопившиеся в период их устной передачи. Высказывалось также предположение, что писистратовские редакторы включили в текст и такие песни Гомера, которые к составу поэм не относились, что, например, 10-я книга «Илиады» (стр. 34) представляет собой самостоятельное произведение. Эти радикальные гипотезы находили, однако, немного сторонников и известны нам, к сожалению, лишь отрывочно.

Информация о работе Лекции по "Зарубежной литературе"