Лекции по "Средневековью и Возрождению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 03:32, курс лекций

Краткое описание

Саме тому, що європейське Середньовіччя стало епохою створення сучасних народностей та держав, закладення початків сучасної нам поезії та живопису, відлиття в особливі, осмислені й одухотворені форми архітектури, виникнення понять та відношень, якими і в яких ми живемо і тепер, саме тому воно постає для сучасних людей близькою, так би мовити, епохою, викликає до себе великий дослідницький інтерес, зумовлюючи детальне своє вивчення. У цьому сенсі є актуальними слова відомого історика Л. Ранке про те, що люди ХІХ ст., що звернулися до ретельного вивчення Середньовіччя, відкрили у ньому не один із кращих коренів своєї власної природи. “Ми глибоко переконані у тому, - продовжує він, - що сучасний нам світ не може бути зрозумілим без дослідження тих часів”.

Вложенные файлы: 1 файл

vse.doc

— 694.00 Кб (Скачать файл)

45. Поздний ренессанс  и Пробы Мешеля де Монтеня. Специфика создания композиции  Проб.

Позднее Возрождение (1530—1580 годы) — это не время упадка, это период дальнейшего продолжения традиций Высокого Возрождения, но в иной исторической обстановке, что повлияло на искусство и архитектуру. Период позднего итальянского Ренессанса заложил основы для совершенно нового направления в искусстве. Архитектура этого времени сочетала две различные тенденции, которые, переплетаясь, дополняли друг друга

 «Опыты» Монтеня — это ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа вообще. По словам писателя, всякий человек отражает в себе человечество; он выбрал себя, как одного из представителей рода, и изучил самым тщательным образом все свои душевные движения. Его философскую позицию можно обозначить как скептицизм, но скептицизм совершенно особого характера.Скептицизм Монтеня — нечто среднее между скептицизмом жизненным, который есть результат горького житейского опыта и разочарования в людях, и скептицизмом философским, в основе которого лежит глубокое убеждение в недостоверности человеческого познания. Разносторонность, душевное равновесие и здравый смысл спасают его от крайностей того и другого направления. Признавая эгоизм главной причиной человеческих действий, Монтень не возмущается этим, находит это вполне естественным и даже необходимым для человеческого счастья, потому что если человек будет принимать интересы других так же близко к сердцу, как свои собственные, то ему будут недоступны счастье и душевное спокойствие. Он критикует человеческую гордость, доказывая, что человек не может познать абсолютной истины, что все истины, признаваемые нами абсолютными, не более как относительные.Основной чертой морали Монтеня было стремление к счастью. Тут на него оказали громадное влияние Эпикур и особенно Сенека и Плутарх.Учение стоиков помогло ему выработать то нравственное равновесие, ту философскую ясность духа, которую стоики считали главным условием человеческого счастья. По мнению Монтеня, человек существует не для того, чтобы создавать себе нравственные идеалы и стараться к ним приблизиться, а для того, чтобы быть счастливым.

История публикации

Работа над книгой началась в 1570 году. Первое издание вышло в 1580 году в Бордо (в двух томах); второе — в 1582 (с коррективами автора). Опубликованный впервые в 1954—1960 годах русский перевод «Опытов» (он впоследствии неоднократно переиздавался) был выполнен на основе издания А. Арменго (1924—1927), воспроизводящего так называемый «бордоский экземпляр» «Опытов» (издание 1588 г. — четвёртое по счёту — с рукописными коррективами автора). Между тем во Франции наряду с этой издательской традицией существует и иная (вариант текста, подготовленный после кончины писателя в 1595 г. Мари де Гурнон). Именно последний был положен в основу подготовленного исследовательским коллективом во главе с Жаном Бальзамо и выпущенного в серии «Плеяда» в 2007 г. издания «Опытов».

№46 Особенности социально -политического развития Испании 16-17век.Периодизация литературного процесса

Испания была великой мировой державой. Ее политическое и хозяйственное влияние распространялось на два континента — Европу и Америку. В состав испанского государства входили территории на Пиренейском полуострове — Кастилия и Арагон, а с 1580 г. — Португалия. В Европе Испании принадлежали Южные Нидерланды, Южная Италия, герцогства Миланское, Люксембург и Франш-Конте.

Испанские короли, представители династии Габсбургов, владели колониями в Северной, Центральной и Южной Америке, в Африке и Юго-Восточной Азии. Огромное государство, которое современники называли империей, было создано в сравнительно короткий период — с 1492 по 1580 г.

Последствия важнейшИих исторических процессов XV—XVI вв.: Реконкиста (т.е. отвоевание Пиренейского полуострова у арабов), покорение Нового Света и европейские войны — оказали большое влияние на историю испанского государства в XVII в. Экономика и общество Испании в течение восьми веков развивались в условиях то затихающих, то вновь продолжающихся военных действий, и хозяйственные и демографические ресурсы центра государства — Пиренейского полуострова — были ограничены. Ко второй половине XVI  в. оформился комплекс политических, экономических и социальных проблем, обострившихся в течение XVII в.

Характерной чертой испанской монархии было сосуществование в рамках одного государственного образования территорий с различным политическим статусом. Европейские владения, американские колонии, Португалия, Кастилия, Арагон — все части империи испанских Габсбургов имели свои государственно-политические институты. Управление монархией основывалось на представлении, что государственное единство Испании воплощено в персоне короля.

Завоевание Нового Света и практически одновременная европейская экспансия замедлили процессы политической централизации на Пиренейском полуострове. В состав Кастилии и Арагона входили исторические области, обладавшие значительными правами политической автономии (фуэрос). 

Значительную экономическую обособленность областей Испании предопределило своеобразие природных условий Пиренейского полуострова — горные цепи, плоскогорья, реки, мало пригодные для судоходства. Реконкистаусугубила ее. Различные регионы страны разное время находились под арабским владычеством и в разной степени испытали влияние длительных военных действий. После завершения Реконкисты были сохранены внутренние таможни, разница денежных систем, налоговые привилегии различных областей страны, что препятствовало развитию хозяйственных связей.

Колониальная торговля не способствовала экономическому объединению полуострова. С юридической точки зренияНовый Свет был собственностью кастильской короны, и поэтому остальные области Испании (например, Арагон и Каталония) не имели права торговать с Америкой напрямую. Колониальная экспансия XVI в. повлияла на экономику Кастилии, особенно ее южных областей — Андалусии и Мурсии. Только андалусские порты Севилья и Кадис имели привилегию торгового сообщения с Новым Светом.

В первой половине XVI в. Кастилия испытала экономический подъем. Спрос Нового Света стимулировал развитиеземледелия, виноградарства, возделывания оливковых деревьев на юге полуострова; в северных и центральных районах развивались товарное земледелие и перегонное скотоводство, производство шерсти на экспорт, сукноделие; торговые отношения связывали эти области полуострова с Нидерландами, Англией, Францией. В XVI в. Испания, используя свое политическое господство в Нидерландах и Италии, активно участвовала в европейской торговле, но не всегда могла на равных соперничать со своими вассальными владениями. Из-за политических конфликтов второй половины XVI — начала XVII в. (войны с Англией, восстание в Нидерландах) торговые связи ослабели. Хозяйство северо-восточных областей полуострова (Каталонии и Валенсии) развивалось под воздействием средиземноморской торговли и было слабо связано с центральной Испанией. Государственное налоговое бремя также распределялось неравномерно: основная тяжесть податей легла на районы Кастилии, не имевшие фуэрос.

В результате Реконкисты и завоевания Нового Света военное сословие — дворянство — приобрело большое общественное влияние; в XVI в. оно составляло около 10% жителей страны. Дворяне-идальго под покровительством королевской власти контролировали самые прибыльные отрасли испанской экономики: колониальную торговлю, производство шерсти на экспорт, товарное земледелие, особенно на юге Испании.

Обширная зона политического влияния обусловила вовлечение Испании в многочисленные международные конфликты. Немалую роль в этом сыграла и стратегия внешней политики самих испанских Габсбургов, сформулированная еще Карлом V и Филиппом II, — создание «всемирной католической монархии». На протяжении всего XVII в. испанское государство пребывало в состоянии войны, отстаивая свои владения то в Старом, то в Новом Свете. В ходе Тридцатилетней войны (1618— 1648) театром военных действий стали северо-восточные области Пиренейского полуострова.

Обладание империей сказалось на экономическом развитии Испании. Налоговые поступления из подвластных территорий стали важными источниками дохода, но управление территориями за пределами Пиренейского полуострова, в свою очередь, требовало значительных средств. Растущий долг стал «болезнью» испанской финансовой системы, уже в конце XVI в. королевская власть несколько раз объявляла государственное банкротство. Расходы на войну, администрацию и долговые выплаты истощали королевскую казну. Короли, стараясь пополнить бюджет, увеличивали налоги.

На рубеже XVI —XVII вв. Испания вступила в тяжелейший период экономических, политических и общественных изменений, и XVII в. отмечен печатью упадка могущества монархии, где, как говорили, «никогда не заходит солнце».

Литература Испании XV- XVI

  • Начало испанской литературы на кастильском языке положил великий памятник испанского героического эпоса Песнь о моем Сиде (ок. 1140) о подвигах героя Реконкисты Родриго Диаса де Бивара, прозванного Сидом. На основе этой и других героических поэм в эпоху Раннего Возрождения формируется испанский романс - самый известный жанр испанской народной поэзии. 
  • На начало 16 в. приходится расцвет рыцарского романа. Образцами для авторов послужили рыцарские романы Англии и Франции, развившиеся на несколько столетий раньше. Романы этого жанра переводились на испанский язык еще в 15 в. Первый и самый знаменитый испанский рыцарский роман Амадис Гальский опубликован в 1508. 
  • гротескно-сатирическая поэзия, памфлеты. Демократические тенденции «низовой» барочной прозы Кеведо и ее художественные особенности.
  • В середине 16 в. формируется один из основных жанров испанской литературы Возрождения - плутовской роман (роман о похождениях плутов и пройдох), появление, которого связано с распадом старых патриархальных связей, разложением сословных отношений, развитием торговли и сопутствующих ей плутовства и обмана. Автор одного из наиболее ярких сочинений этого жанра - Трагикомедии о Калисто и Мелибее (1499) - Фернандо де Рохас (около 1465-1541). Трагикомедия больше известна под названием Селестина, по имени самого яркого персонажа - сводни Селестины, которую автор одновременно осуждает и отдает должное ее уму и находчивости. В романе прославление любви сочетается с сатирой на испанское общество, и явственно проступают характерные черты жанра - автобиографическая форма повествования, служба героя у разных господ, позволяющая ему подметить недостатки людей разных сословий и профессий. В тот же период складывается испанская национальная драма, которая основывалась на церковных традициях и одновременно жанре народных представлений, а также на опыте итальянской ренессансной драмы
  • Создателем испанской гуманистической драмы был Хуан дель Энсина (1469-1529), которого называют «патриархом испанского театра». Свои пьесы из жизни пастухов, религиозные и светские, он называл эклогами. В формирование испанской национальной драмы внесли свой вклад Бартоломе Торрес Наварро (1531), автор первого трактата о драме на испанском языке, Жиль (Хиль) Висенте (1465-1536), португалец по происхождению, писавший на португальском и испанском языках, и Хуан де ла Куэва (1543 - 1610), черпавший сюжеты в хрониках и романсах. Наиболее интересную часть литературного наследия Лопе де Руэда (1510-1565) составляют его Пассос - маленькие пьески, в основе которых - забавные случаи из жизни низших сословий

 

Литература  XVI- XVII вв.

    • Во второй половине 16 в. до 30-х 17 в. преобладает поэзия - лирическая и эпическая. Кроме того, популярностью пользовались пасторальные романы, зарождались реалистические роман и драма. В испанской лирической поэзии существовали две противоборствующие поэтические школы - севильская и саламанкская. Фернандо де Эррера (1534-1597) и другие поэты севильской школы отдавали предпочтение любовной лирике, земной и чувственной, в которой нередко звучали и звучали гражданские мотивы.
    • Вторая половина 16 в. отмечена расцветом пасторального романа. Родоначальником жанра в Испании стал португалец Хорхе де Монтемайор (ок. 1520-1561), написавший «Семь книг о Диане» (1559), за которыми последовало множество продолжений, например, Влюбленная Диана (1564) Гаспара Хиль Поло (1585), а также Галатея (1585) Сервантеса и Аркадия (1598) Лопе де Вега
    • Тогда же появились «мавританские» романы, посвященные жизни мавров: анонимная История Абенсерраха и прекрасной Харифы и Гражданские войны в Гранаде (ч. I - 1595, ч. II - 1604) Хинеса Переса де Ита. Благодаря творчеству Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547-1616), провившего себя в разных литературных жанрах, испанская литература приобрела всемирную славу. Его бессмертное сочинение - роман Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский, задуманный как пародия на рыцарские романы того времени, стал одним из самых ярких памятников в мировой литературе.
    • В эту эпоху завершается формирование испанской национальной драмы. Наиболее полно ее характерные черты воплотились в творчестве Лопе Ф. де Вега Карпьо (1562-1635). Мировоззрение Лопе де Вега, новатора в области драматургии, сочетало в себе гуманистические и патриархальные идеи. Свои взгляды на драму он изложил в трактате Новое искусство сочинять комедии в наше время (1609). Лопе де Вега - создатель драмы чести, в его произведениях появляется предвосхищающая классицизм 17 в. мысль о несвободе человека, поскольку честь для него оказывается важнее страстей. Его комедии условно можно разделить на три группы - «придворные комедии», «комедии плаща и шпаги» и «комедии дурных нравов». Он оказал влияние на таких драматургов, как Гильен де Кастро-и-Бельвис (1569-1631), Антонио Мира де Амескуа (1574-1644), Луис Велес де Гевара
    • В поэзии господствовали два стиля - «гонгоризм», получивший название в честь крупнейшего поэта того времени Луиса де Гонгора-и-Арготе (1561-1627), и «концептизм», от слова concepto, что означает «мысль». «Гонгоризм» называли еще «культеранизмом», от слова culto («возделанный»), поскольку этот стиль был рассчитан на избранную, образованную аудиторию. Гонгора был поэтом светским и народный мотив в его творчестве, обращение к жанрам народной поэзии (романсам и летрильям) сочетаются с изысканными художественными приемами. «Концептизм», основоположником которого считается А. де Ледесма, выпустивший сборник стихов Духовные мысли (1600), противостоял «гонгоризму». В то же время в «концептизме», как и в «гонгоризме», большое внимание уделялось форме, созданию сложных понятий, игре слов, остроумию

Информация о работе Лекции по "Средневековью и Возрождению"