Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 03:32, курс лекций
Саме тому, що європейське Середньовіччя стало епохою створення сучасних народностей та держав, закладення початків сучасної нам поезії та живопису, відлиття в особливі, осмислені й одухотворені форми архітектури, виникнення понять та відношень, якими і в яких ми живемо і тепер, саме тому воно постає для сучасних людей близькою, так би мовити, епохою, викликає до себе великий дослідницький інтерес, зумовлюючи детальне своє вивчення. У цьому сенсі є актуальними слова відомого історика Л. Ранке про те, що люди ХІХ ст., що звернулися до ретельного вивчення Середньовіччя, відкрили у ньому не один із кращих коренів своєї власної природи. “Ми глибоко переконані у тому, - продовжує він, - що сучасний нам світ не може бути зрозумілим без дослідження тих часів”.
# Филострато (Filostrato, «раздавленный любовью») — характер чувствительный, меланхоличный. Предположительно влюблен в Филомену. Его имя встречается в названии юношеской поэмы Боккаччо, посвященной трагической любви Троила к Крисеиде.
Дионео (Дионей) (Dioneo, «сладострастный», «преданный Венере»), обладает чувственно-веселым характером, оговаривает себе привилегию рассказывать историю последним и уклоняться от темы дня.
Также предполагается, что набор рассказчиков Боккаччо создаётся под влиянием средневековой нумерологии и мистицизма: например, предполагают, что 7 дам символизируют четыре натуральных добродетели (Благоразумие, Справедливость, Воздержание и Стойкость) и три богословские (Вера, Надежда, Любовь); а 3 юношей — три традиционные деления души древними греками (Разум, Гнев и Страсть). Также дам семеро по числу дней недели, планет, и свободных искусств. «Соединившись (что дает совершенное число — десять), они образуют идеальное общество, построенное на началах разума, добродетели и красоты, сочетающее свободу и порядок (выборность и сменяемость короля или королевы, которые правят слугами, дают тему дня и устанавливают последовательность рассказчиков) и противопоставленное тому социальному хаосу, который царит в охваченном чумой внешнем мире».
Все новеллы объединены сложной структурой, выверенной и рассчитанной до мелких деталей, и каждая из них связана с определенной ситуацией и фигурой рассказчика. В истории литературы такую структуру принято называть «рамой» .
31.Розвиток Середньовічної драми та театру. Жанрове розмаїття.
В Середньовічній Європі боротьба християнства
з пережитками язичництва і його ритуалів
торкнулася і театрального мистецтва.
Світські театри були закриті, актори
піддавалися жорстоким переслідуванням,
відлучалися від церкви й підпадали підсанкціїінквізиції.
Незважаючи на тиск церкви, театральнемистецтворозвивалося
у творчості бродячих акторів — західноєвропейськихгістрионів,
жонглерів, та Руськихблазнів і скоморохів.
Характерним для ранніх форм театру був
принцип узагальненого показу людини,
шукалося не індивідуально-різне, а загальне,
що вело до появипостійнихтипів-масок.
Особливийінтерес представляли ваганти
— співці-
Культура Ренесансувідродилатрадиції
античного театру, поєднавшиїх з національнимитрадиціями.
Театральнемистецтвонабуваєозна
32.Флоренція як літературний осередок культури Кватроченто. Гурток Лоренцо Медічі. Комічні обробки лицарських сюжетів і поема Луїджі Пульчі «Морганте».
Кватроченто (з італ. букв. — чотириста)
— італійськаназва на позначення XV ст. — того періодуВідродження, який
повернув в італійськемистецтвоантичнітрад
XV ст. у Флоренціїприйнятоназивати "медіційськоюдобою",
оскількипротягомдругоїйогополо
Во второй половине XV в. заканчивается период безраздельного господства ученого гуманизма и вызванной им латинизации итальянской литературы. Гуманистическое движение теряет свою академическую замкнутость и дает толчок новому расцвету национальной литературы. Начинается период так называемого «высокого» Ренессанса, который характеризуется стремлением примирить в новых, социально-исторических условиях античную и национальную, ученую и народную традицию итальянской литературы.
Новый период в развитии литературы итальянского Возрождения начинается опять-таки во Флоренции, игравшей ведущую роль на всех этапах культуры Ренессанса. Предпосылкой для очерченных процессов литературного развития является своеобразный политический строй, установленный во Флоренции ее некоронованными правителями, богатейшими банкирами Медичи.
«Морганте» (итал. Morgante) — рыцарская поэма ЛуиджиПульчи.
Поэма состоит из двух частей. Первая часть, в двадцати трех песнях, печаталась отдельно: в 1481 и 1482 гг. (было еще одно издание, до 1478 г., но оно полностью утрачено). В 1483 г. поэма вышла в свет, увеличившись на пять песней (примерно на половину первого «Морганта») и получив имя «Большого Морганта». Части отличаются друг от друга источниками, повествовательными принципами, общей атмосферой. Поэтика Пульчи восходит к традиции флорентийской комической поэмы (Рустикоди Филиппе, ЧеккоАнджольери, Доменико Буркьелло).
33. «Несамовитий Орландо» Людовіко Аріосто. Сюжет і композиція поеми, роль фантастики.
знаменитийтвір - «Несамовитого Роланда»
- Аріостостворювавчвертьсторіччя
«Несамовитий Роланд» складається з
трьохосновнихсюжетів - нашестямаврів
на Францію, безумство Роланда і любов
сарацина-вихрестаРуджієро і жінки-лицаряБрадаманти,
в якійАріосто прославив правлячийтоді
у Ферарібудинокд'Есте. Головнілініїневпинноперетинают
Героїпоеми - шукачіпригод, воїни, щоборються
як з реальними сарацинами, так і з міфічнимивелетнями
і чудовиськами. Аріостооспівуєвірність
у коханні і лицарські подвиги. Однак головною
відмінністю стиля Аріосто є присмаккомізму,
іронічногоставлення до моралізаторськихідеалівсереднь
35.Виникнення
маньєризму та його головні
риси. Творчість Торквато Тассо.
Синтез античної топіки, лицарських
цінностей і християнсько-
Маньєризм-течія вєвропейському мистецтві та ар
Маньєризмз'явився в Італії, де найважливішимиосередкамирозвит
Главной рисоюманьєризмувважаєтьсяйогон
ТОРКВАТО ТАССО (1544–1595)Итальянский поэт позднего Возрождения. Творчество Торквато Тассо, разностороннее и неравноценное, завершает литературное развитие XVI в., века пышного расцвета итальянской поэзии, прозы и театра. Оно отразило их эволюцию, происходившую в конце важного и сложного периода европейской культуры.
В творчестве Т. сочетаются черты стиля Возрождения и сменяющих его стилей Классицизма и Барокко. Ренессансную лирику 60-х — начала 70-х гг., изображающую природу и любовное чувство, сменяют барочные стихи (1579—86) с их натуралистичностью и гиперболизмом. Пасторальная драма «Аминта» (1573, опубликованная 1580), проникнутая пантеистическим восприятием мира и мыслью о могуществе любви, — произведение ренессансное с тенденцией к классицизму. Трактат «Рассуждения о поэтическом искусстве» (1565—66, издание 1587) и его 2-я редакция «Рассуждения о героической поэме» (1594) основаны на поэтике Аристотеля и являются теоретической базой нового смешанного жанра Т., сочетающего античную эпопею с рыцарской поэмой Л. Ариосто. Главное произведение Т. — историческая поэма «Гоффредо» (написана в 1574—75), полностью опубликована под названием «Освобожденный Иерусалим» (1580, рус. пер. Д. Мин, т. 1—3, 1900), имела актуальное значение в связи с военными столкновениями европейских народов с турками. В поэме противоборствуют принципы гуманизма и индивидуализма, характерные для Возрождения, и мораль периода контрреформации. Поэтическим образцом для Т. служила «Илиада», 2-я редакция поэмы «Завоёванный Иерусалим» (1593) выдержана в ортодоксально-католическом духе. Творчество Т. сыграло важную роль в развитии западноевропейской литературы 17—18 вв.,
Батальнісцени, за задумом
автора, малипоказати як кульмінаціюзіткненнядвохсвітів
— християнського та мусульманського.
Перемога хрестоносціврозглядалася як
зумовленавеличчюкатолицькихіде
36.Специфіка
створення ренесансної
Специфика создания ренессанской
драматургии и театра (творчество Л. Ариосто,
Н. Макьявелли, П. Аретино, Дж. Бруно). Создание
и развитие предклассицистической теории
драмы. Главные черты комедии «Дель артэ»
Впрочем, не сразу итальянская
ренессансная драма обрела свою устойчивую
форму. В католической Италии, несмотря
на успехи гуманизма, были очень прочны
традиции средневековой духовной драмы,
так называемых "священных действ".
Не только в XIV, но и в XV в. духовная драма
царила на итальянских подмостках почти
безраздельно. Правда, в 1480 г. А. Полициано
для дворцового празднества в Мануе написал
пасторальную пьесу "Сказание об Орфее".
Но эта первая ласточка не сделала весны.
Даже Лоренцо Медичи, автор "языческих"
карнавальных песен, когда у него появилось
желание обратиться к театру, сочинил
старомодное "Священное представление
о святых Иоанне и Павле" (1491). Только
в начале XVI в. великий ренессансный поэт
Лодовико Ариосто написал для феррарского
двора свою "Комедию о сундуке" (1508),
поставленную во время карнавала и положившую начало итальянской "ученой
комедии". Именно в "ученой комедии"
итальянское Возрождение нашло себя в
сфере драматургии[См.: Комедии итальянского
Возрождения / Сост. и вступ. ст. Г. Бояджиева,
М., 1965.] .
Уже самое название этого драматического
жанра прямо указывает на его связь с античностью,
которая и в данном случае сыграла свою
положительную роль. В XV в. возрос интерес
к творческому наследию Плавта в связи
с тем, что были найдены многие его дотоле
неизвестные комедии. Плавта и Теренция
ученые любители начинают играть на сцене
на латинском языке. А в конце 70-х годов
произведения названных авторов переводятся
на язык итальянский, и в Ферраре уже на
итальянском языке комедии Плавта и Теренция
обретают свое сценическое воплощение.
Начало было положено в 1486 г. представлением
комедии Плавта "Менехмы". За этим
спектаклем, имевшим большой успех, последовали
другие.
Но творения древнеримских комедиографов
при всех их несомненных литературных
достоинствах были все-таки творениями другой эпохи. Эпоха
Возрождения нуждалась в своем театре.
Обращение к древнеримской драматургии
позволило найти новые художественные
формы, соответствующие новому ренессансному
содержанию. Жанр древнеримской комедии
в этом отношении являлся особенно подходящим.
Комедии Плавта и Теренция были вполне
светскими, жизнелюбивыми, динамическими.
И первые итальянские "ученые комедии"
XVI в. очень близко следовали за римским
оригиналом.
Такова, например, "Комедия
о сундуке" (1508) - первая "ученая комедия"
Л. Ариосто. Действие в ней еще происходит
во времена Плавта и Теренция. В ней слуги
являются рабами, а девицы, в которых влюблены
молодые господа, - рабынями. Впрочем, уже
в этой комедии сквозь античную декорацию
подчас проглядывает XVI век. Так, один из
молодых влюбленных, сетуя на скупость
богатого отца, заявляет, что, не будь отца
в городе, он бы "так хорошо обчистил
все амбары, начисто освободил бы от всякого
добра комнаты и залы, как будто там на
постое уже год стояли испанцы"(I, 5).
дальнейшем Ариосто, а за ним и другие
итальянские комедиографы, откровенно
создают иллюзию, будто действие развертывается
в современной Италии. В комедиях появляются
католические монахи, купцы, рассуждения
о паломниках, посещающих святые места
(Л. Ариосто. "Подмененные", IV, 3), о
войне с турками (там же, V, 5) и т.д. вместе
с тем в "ученых комедиях" сохраняются
некоторые структурные особенности древнеримской
комедии: деление на акты, неизвестное
средневековым духовным драмам, динамическая
роль веселых слуг, связанная с комедийным
сюжетом.
На первое место выходила занимательная
интрига. Жизнелюбие являлось ее священным
заветом, и в этом итальянская комедия
прямо соприкасалась с итальянской новеллой,
продолжавшей традиции "Декамерона".
Иногда авторы комедий даже непосредственно опирались
на новеллы этой знаменитой книги. Например
Пьетро Аретино (о нем см. ниже) в комедию
"Философ" (1546) включил историю Андреуччо
("Декамерон", II, 5), а герою этой авантюрной
истории даже дал имя Боккаччо.
Родился Никколо Макиавелли
во Флоренции, в семье юриста. Он был свидетелем
ряда драматических событий, оставивших
глубокий след в его сознании. В 1492 г. умер
Лоренцо Медичи, при котором Флоренция
стала одним из главных центров итальянской
ренессансной культуры. В 1494 г. город захватили
французские войска, бесцеремонно грабившие
его богатства. Вслед за этим стремительно
взошла и вскоре закатилась звезда неистового
монаха Джироламо Савонаролы. Макиавелли
не был сторонником реформатора, одержимого
религиозными идеями. Восстановление во Флоренции республиканских
порядков открыло перед ним путь к государственной
деятельности. И в 1498 г. Макиавелли занял
ответственный пост секретаря сеньории,
ведавшего дипломатическими и военными
делами республики. Пост этот требовал
энергии, ума и проницательности. Макиавелли
был наделен всеми этими качествами. До
нас дошли его дипломатические "легации"
(послания), адресованные флорентийской
сеньории, свидетельствующие об остроте
его ума и умении ориентироваться в сложной
международной обстановке. Нет сомнения
в том, что государственная деятельность
Макиавелли дала ему богатый жизненный
опыт, умело использованный им в литературных,
научных и публицистических трудах, к
которым он обратился после 1512 г., когда
в связи с падением республики и восстановлением
тирании Медичи он вынужден был отойти
от служебных занятий.
За это время им написаны его
комедии, многочисленные поэтические
произведения, письма, трактат "Государь"
(1513), "Рассуждения о первой декаде Тита
Ливия" (1520), занимательная новелла "Бельфагор",
повествующая о том, как смышленый крестьянин
одурачил черта, трактат "О военном
искусстве" (1519-1520), "Жизнь Каструччо
Кастракани" (1520), "История Флоренции"
(1520-1525) и др.
Автором сатирических комедий
был Пьетро Аретино (1492- 1557), выдающийся
публицист и памфлетист, прозванный "бичом
королей". Он родился в Ареццо в семье
сапожника. Благодаря своей неукротимой
энергии, литературному таланту и неразборчивости
в средствах достиг славы, богатства и
независимого положения. С 1527 г. он обосновался
в Венеции, которая устояла против иноземных
завоевателей и происков итальянских тиранов. Здесь
его друзьями были знаменитые художники
Тициан, Джулио Романо, Вазари и др. Отсюда
во все стороны рассылал он ядовитые стрелы
своих памфлетов. Его острого пера боялись,
перед ним заискивали, император Карл
V стремился привлечь его на свою сторону.
Как художник, он стремился черпать
из действительной жизни, игнорируя школьные
образцы. Реалистическим характером отличаются
его комедии, в которых он дает зарисовки
современного итальянского быта. Примечательна
его комедия "Придворная жизнь" (1534),
осмеивающая беспутную жизнь папского
двора в Риме.
Развивая теорию Коперника,
Бруно утверждал, что Вселенная бесконечна,
что наряду с нашей Солнечной системой
в ней существует множество других миров,
что материальный состав Вселенной един.
Бруно стремился освободить науку от пут
теологии, отстаивал свободу научных и
творческих начинаний.
Свои мысли Бруно облекал в форму
диалогов, аллегорий и стихотворений,
стремясь сделать их более доступными
широкому кругу читателей ("Изгнание
торжествующего зверя", "Пир на пепле",
"О причине, начале и едином", "О
бесконечности, Вселенной и мирах").
Значительную роль в его творениях играл
сатирический элемент.
До середины XVI в. в Италии не
существовало профессионального театра.
"Ученая комедия", идиллии и трагедии
разыгрывались любителями, среди которых
встречались высокопоставленные лица,
если пьеса исполнялась во дворце. Лишь
в середине XVI в. начали появляться, видимо,
прежде всего на севере Италии, в Венеции
и близлежащих землях, театральные труппы,
положившие начало "комедии дель арте",
что в переводе на русский язык означает:
профессиональный театр, или комедии (пьесы),
разыгрываемые актерами- профессионалами.
Позднее эта комедия получила название
комедии масок.