"Настоящие сказки" Л. Петрушевской в контексте традиционной культуры общая характеристика работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:45, реферат

Краткое описание

Актуальность темы научного исследования обусловлена теоретической значимостью проблемы фольклоризма в современной филологической науке. Последние десятилетия XX века отмечены оживлением интереса исследователей к разным аспектам данной проблемы. Тем не менее методология и методика исследования фольклоризма нуждается в дальнейшем углублении как на уровне теоретического осмысления, так и в практике творчества отдельных писателей, и особенно в том случае, когда речь идет о так называемом латентном, или скрытом, фольклоризме. Именно он, по мнению А. Л. Налепина, способствует появлению в сознании читателя вполне «определенных фольклорных ассоциаций, аналогий»1. Кроме того, необходима серьезная систематизация и осмысление огромного пласта материала, связанного с литературной сказкой.

Вложенные файлы: 1 файл

НАСТОЯЩИЕ СКАЗКИ» Л. С. ПЕТРУШЕВСКОЙ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.docx

— 99.54 Кб (Скачать файл)

НАСТОЯЩИЕ СКАЗКИ» Л. С. ПЕТРУШЕВСКОЙ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы научного исследования обусловлена теоретической  значимостью проблемы фольклоризма в современной филологической науке. Последние десятилетия XX века отмечены оживлением интереса исследователей к  разным аспектам данной проблемы. Тем  не менее методология и методика исследования фольклоризма нуждается  в дальнейшем углублении как на уровне теоретического осмысления, так и  в практике творчества отдельных  писателей, и особенно в том случае, когда речь идет о так называемом латентном, или скрытом, фольклоризме. Именно он, по мнению А. Л. Налепина, способствует появлению в сознании читателя вполне «определенных фольклорных ассоциаций, аналогий»1. Кроме того, необходима серьезная систематизация и осмысление огромного пласта материала, связанного с литературной сказкой. Требуется  определить и место жанра литературной сказки в системе современной  культуры, характер его отношений  с традиционной, элитарной и массовой культурой.

Радикальные изменения в  литературном процессе на рубеже ХХ-ХХ1 веков (уход от прямой дидактической  направленности, «растворение» в  тексте позиции автора, в целом  новый тип отношений «автор - текст -читатель») привели к «смягчению»  противопоставления элитарная / массовая литература, появлению большего количества переходных форм. Обращает на себя внимание и начавшийся активный процесс переключения фольклорных текстов в функциональное поле искусства. Одной из удачных  попыток воссоздать универсальные  свойства устного вида фольклора  литературными средствами является известный в литературных кругах сборник Л. С. Петрушевской «Настоящие сказки». В нем признанный классик  современности, творческий талант которого объял многие литературные жанры, работает с различными традициями, текстами и жанрами.

1 Налепин А. Л. Два  века русского фольклора: Опыт  и сравнительное освещение подходов  в

фольклористике России, Великобритании и США в Х1Х-ХХ столетиях. М., 2009. С. 346.

Объектом настоящего исследования послужили сказочные повествования, входящие в состав сборника «Настоящие сказки» Л. С. Петрушевской.

Предмет исследования - жанровое своеобразие и художественные особенности  сказок Л. С. Петрушевской.

Методологическая основа исследования. В диссертации задействованы  основные общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение и систематизация, аналогия. В работе применяются специальные  методы историко-литературного и  сравнительно-типологического анализа, а также используются элементы структурного анализа.

Цель диссертационной  работы состоит в выявлении основных составляющих художественного мира сказок Л. С. Петрушевской в свете  новых достижений в исследовании фольклоризма, а также в определении  характера взаимодействия традиционного (сказочно-мифологического, легендарного) и индивидуально-авторского начал  в творчестве писательницы.

Задачи научного исследования:

■ вьивить фольклорные элементы в «Настоящих сказках» писательницы;

■ показать направленность трансформаций фольклорных элементов;

■ определить их роль и значение в создании особого типа литературной сказки Л. С. Петрушевской.

Научная новизна работы заключается  в определении значимости фольклорных  парадигм (тем, мотивов, структурных  компонентов, образов и стиля) в  формировании сборника Л. С. Петрушевской «Настоящие сказки» и шире - в  выявлении возможных подходов к  исследованию проблемы фольклоризма в  творчестве современных писателей.

Положения, выносимые на защиту:

1. В сборнике «Настоящие  сказки» Л. С. Петрушевской, с  одной стороны, обращает на  себя внимание осознанная установка  автора на использование народной  прозы (жанр сказки заявлен  в самом названии

сборника), с другой стороны, писательница, опираясь на традиции фольклора, убедительно воссоздает картину  реальной жизни современного общества. Таким образом, в сказочном творчестве Л. С. Петрушевской реализуются широкий  и узкий подходы к возможностям использования фольклора.

2. В рамках широкого  подхода Л. С. Петрушевская  воспроизводит современную действительность  в типовых, неоднократно повторяющихся  образцах; повседневность, таким образом,  фолъклоризуется (термин К. А.  Богданова) писательницей.

3. В рамках узкого подхода  осуществляется формирование особого  типа литературной сказки: широко  и талантливо используемые в  ней элементы народной прозы  (волшебных сказок, легенд, быличек  и др.) способствуют разрушению  стереотипов «обыденности» в  сознании наших современников.

4. Объединяющим началом  сборника «Настоящие сказки»  является изображение реального  мира с позиций детской психологии. Л. С. Петрушевская предпринимает,  частично используя для этого  и фольклор, попытку преодолеть  «неосвоенное» пространство между  миром детей и миром взрослых. Сказочные повествования писательницы, таким образом, используются и  для воспроизведения мира детства  и свойственной детям абсолютной  веры в чудо.

Теоретическая значимость данного  научного исследования заключается  в установлении характера взаимодействия традиционного (сказочно-мифологического, легендарного) и индивидуально-авторского начал в «Настоящих сказках» Л. С. Петрушевской, а также в обосновании  разных типов подходов к использованию  фольклора в творчестве современных  писателей в целом.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты и выводы можно использовать в  курсе устного народного творчества (вопросы взаимодействия фольклора  и литературы), спецкурсах

и спецсеминарах по истории  русской литературы рубежа ХХ-ХХ1 вв., а также при составлении учебных  пособий по творчеству Л. С. Петрушевской.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды  ведущих исследователей проблемы взаимодействия фольклора и литературы (В. М. Жирмунского, Ю. М. Лотмана, В. Я. Проппа, В. Н. Топорова, Вяч. Вс. Иванова, А. М. Новиковой, Н. И. Савушкиной, Л. И. Емельянова, А. И. Лазарева, Д. Н. Медриша, У. Б. Далгат,

A. Л. Налепина и др.); ученых, разрабатывающих тему фольклоризма  творчества отдельных писателей  (П. С. Выходцева, В. В. Блажеса,

B. А. Михнюкевича, Е.  А. Мироненко, Е. К. Созиной  и др.), фольклоризма литературной  сказки (Л. Ю. Брауде, Э. В. Померанцевой, Т. В. Зуевой, Т. Г. Леоновой, И. П. Лупановой и др.), а также  исследования критиков и литературоведов,  занимающихся изучением творчества  Л. С. Петрушевской (Т. Н. Марковой, Л. В. Овчинниковой, Т. Г. Прохоровой, О. Славниковой, Л. Н. Скаковской, И. В. Монтеюнайте, К. Зурабовой,  О. Ю. Трыковой, И. М. Колтуховой, Ю. В. Павловой и др.).

Апробация работы. Основные положения работы и результаты исследования представлены в виде 7 докладов на научных (в том числе на межрегиональных, всероссийских и международных) конференциях, проводимых Марийским  государственным техническим университетом (г. Йошкар-Ола, 2008), Российским государственным  педагогическим университетом им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, 2008), Волжским университетом им. В. Н. Татищева (г. Тольятти, 2009), Башкирским государственным  университетом (г. Уфа, 2011), а также  научных семинарах и конференциях, проводимых кафедрой русской и зарубежной литературы МарГУ (г. Йошкар-Ола, 2008-2011).

По теме диссертации опубликовано 11 работ, 3 из которых - в рецензируемых  научных журналах, входящих в перечень ВАК. Все статьи посвящены различным  аспектам проблематики, исследуемой  в научной работе.

Структура научной работы определяется предметом исследования, логикой изложения материала  и полностью соответствует сформулированным целям и задачам. Диссертационное  исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 320 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении определяется объект, предмет, материал и методологические принципы исследования, ставятся цели и задачи, обосновываются актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту. Введение содержит данные об апробации основных положений  и результатов работы, структуре  диссертационного исследования. Кроме  того, в этой части работы дается краткий экскурс в историю  изучения проблемы фольклоризма. Во Введении также объясняется причина выбора в качестве объекта исследования сказочного репертуара Л. С. Петрушевской. Писательница, ярко заявившая о себе во многих литературных жанрах, в конце XX столетия выпускает сборник «Настоящие сказки»2. Данное произведение тесно  связано с предшествующим творчеством  Л. С. Петрушевской и в то же время  углубляет наши представления о  присущих только этой писательнице чертах творческого процесса: ситуативности, почти обязательном мифологическом подтексте, эксплицировании модели круга, столкновении различных стилистических пластов3. Этот момент во многом связан, на наш взгляд, с новым подходом Л. С. Петрушевской к возможностям использования  фольклора.

В первой главе «Народная  проза в творчестве Л. С. Петрушевской»  на примере сборника «Настоящие сказки»  ставится задача выявить связь сказок писательницы с разными областями  фольклора,

1 Петрушевская Л. С.  Настоящие сказки. М., 1997. 399 с.

3 Кякшто Н. Н. Поэтика  прозы Л. Петрушевской (повесть  «Свой круг») // Русская литература XX века. Школы. Направления. Методы  творческой работы. М., 2002. С. 541-552.

по преимуществу со сказочной  и несказочной прозой. При этом мы опираемся на те собственно фольклористические работы, которые позволяют при  изучении проблемы взаимодействия фольклора  и литературы не только уловить конкретные «единицы фольклоризма» в тексте того или иного художника, но и  показать их возможные трансформации, «способы» соединения с литературным материалом, оценить «органичность» появления в художественном произведении.

Так, в случае обращения  к произведениям JI. С. Петрушевской принципиальную важность имеют работы, связанные с попытками определения  жанрового своеобразия фольклорной  притчи, дифференциации отдельных жанров современного фольклора (например, городской  легенды, рассказа, слухов и др.)4, их соотношения с классическими  образцами (например, с христианской легендой)5, специфики детских страшных историй в их взаимодействии с  традиционной мифологической прозой (быличками)6 и некоторые другие. Изучение особенностей организации повествования в  литературных сказках по-прежнему невозможно вне обращения к классическим трудам В.Я.Проппа7, Б.П. Кербелите8 и  их

4 См., например: Дубин Б.  В., Толстых А. В. Слухи как  социально-психологический феномен  // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 77-81; ВеселоваИ. С. Жанры современного  городского фольклора: повествовательные  традиции. Автореф. дисс. ... канд. филол.  н. М., 2000. 26 с.; Щепанская Т. Б.  Культура дороги в русской  мифоритуальной традиции XIX-XX вв. М., 2003. 528 е.; Шеваренкова Ю. М. Исследования  в области русской фольклорной  легенды. Нижний Новгород, 2004. 157 с.; Ланская Ю. С. Американская  городская легенда в контексте  постфольклорной культуры. Дисс. ...канд. филол. н. Ижевск, 2006. 258 с. и др.

5 См., например: Соколова  В. К. Русские исторические  предания. М., 1970. 288 с.; Пропп В. Я.  Фольклор и действительность. Избранные  статьи. М., 1976. 328 с.; Селиванова С.  В. Народная русская легенда:  Истоки и трансформации // Русский  фольклор. Материалы и исследования. 1999. № 30. С. 164-176; Чистов К. В.  Фольклор. Текст. Традиция: Сб. ст. М., 2005. 272 с.; Липатова А. П. Местные  легенды: механизмы текстообразования.  Дисс.... канд. филол. н. Ульяновск, 2008. 312 с.

6 См., например: Чередникова  М. П. Современная русская детская  мифология в контексте фактов  традиционной культуры и детской  психологии. Ульяновск, 1995. 256 с.; Трыкова  О. Ю. Сказка, быличка, страшилка  в отечественной прозе последней  трети XX в. Ярославль, 2000. 301 е.; Лойтер  С. М. Русский детский фольклор  и детская мифология. Петрозаводск, 2001. 295 с.; ОсоринаМ. В. Секретный мир  детей в пространстве мира  взрослых. СПб., 2008. 304 с. и др.

7 Пропп В. Я. Морфология  волшебной сказки. М., 1928. 152 с.

8 Кербелите Б. П. Историческое  развитие структур и семантики  сказок. Вильнюс, 1991. 381 с.

последователей. Система  персонажей народной прозы представлена в работах Э. В. Померанцевой, В. Н. Новикова, Н. А. Криничной, Л. Н. Виноградовой, Е. С. Новик и др.9. Наконец, в изучении самой сложной области взаимодействия фольклорного и литературного творчества - стиля - важное значение имеют работы Н. Рошияну10, И. Разумовой11 и некоторые  другие.

Алгоритм исследования типов  связи фольклорных и литературных сказок Петрушевской в параграфе 1.1. «Сказка и ее разновидности в  творчестве Л. С. Петрушевской» предполагает обращение к истории формирования сборника, а затем к анализу  взаимодействия текстов на уровне типов  сюжетов, структуры и обусловленной  ими системы образов-персонажей, сферы проявления магического, а  также собственно стиля.

В основу сборника «Настоящие сказки» писательница положила сказочные  повествования из разделов «Приключения», в том числе и «Приключения Барби» (в новой редакции «Маленькая волшебница»), ранее опубликованных в составе четвертого тома собрания сочинений автора12. Наряду с уже  полюбившимися читателю произведениями Л. С. Петрушевская публикует и вновь  созданные. Таковыми являются, например, открывающие сборник сказки о  «Новых приключениях Елены Прекрасной»  и «Истории живописца». Не известны широкому кругу читателей и сюжеты «Крапива и Малина», «Королева Лир», «Золотая тряпка», «Черное пальто»  и «Фонарик». Итого семь новых  сказок, причем в сборнике они соединены  попарно.

См., например: Померанцева  Э. В. Русская народная сказка. М., 1963; Она же Мифологические персонажи  в русском фольклоре.. М., 1975; Новиков  В. Н. Образы восточнославянской волшебной  сказки. Л., 1974; Криничная Н. А. Русская  народная историческая проза: Вопросы  генезиса и структуры. Л., 1987; Виноградова  Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000; Новик Е. С. Система  персонажей русской волшебной сказки // Структура волшебной сказки. М., 2001. и др.

10Рошияну Н. Традиционные  формулы сказки. М., 1974. 216 с.

"Разумова И. А. Стилистическая  обрядность русской волшебной  сказки. Петрозаводск, 1991.152 с.

12 Петрушевская Л. С.  Собрание сочинений в 5 т.: Т.4. Книга  приключений: Сказки для детей  и взрослых. Харьков; М.,1996. 352 с.

В исследовании мы обращаемся и к разделу «Сказки», завершающему сборник Л. С. Петрушевской «Как я  жила. Рассказы из другой реальности»13. В нем в составе единого  целого с уже опубликованными  в «Настоящих сказках» повествованиями («За стеной», «Отец») помещены новые  произведения: «Завещание старого монаха», «Спасенный», «Котенок Господа Бога». В названных сказках реализованы  те же, что и в основном сборнике, принципы работы с фольклорным материалом.

Информация о работе "Настоящие сказки" Л. Петрушевской в контексте традиционной культуры общая характеристика работы