Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:45, реферат
Актуальность темы научного исследования обусловлена теоретической значимостью проблемы фольклоризма в современной филологической науке. Последние десятилетия XX века отмечены оживлением интереса исследователей к разным аспектам данной проблемы. Тем не менее методология и методика исследования фольклоризма нуждается в дальнейшем углублении как на уровне теоретического осмысления, так и в практике творчества отдельных писателей, и особенно в том случае, когда речь идет о так называемом латентном, или скрытом, фольклоризме. Именно он, по мнению А. Л. Налепина, способствует появлению в сознании читателя вполне «определенных фольклорных ассоциаций, аналогий»1. Кроме того, необходима серьезная систематизация и осмысление огромного пласта материала, связанного с литературной сказкой.
Появляются и попытки
осмысления нового жанра в творчестве
писательницы - ее сказок. Так, Т. Т. Давыдова
объясняет обращение
- - ! . ( • ' , ,
Л. В. Овчинникова; в свою очередь, главной особенностью художественного мира' сказок Л. С. Петрушевской считает «своеобразный диалог между ними (сказками) и реальностью» [213, с. 210]. По ее мнению, «узнаваемые сказочные образы, мотивы, предметы» не просто помещены автором: в реальную действительность, но переосмыслены и более того показаны в пародийной форме?либо окрашиваются мрачной иронией; [213, с. 211]. Прибегает Л. С. Петрушевская и к так называемой «двойной иронии»: «описывает несовершенство? реального мира и обычного человека, но заканчивается все счастливо, что вызывает у читателя смешанные чувства (Не смеется ли писатель и над нашей верой в чудеса и любовью к сказочным концам?)» (курсив>.-мой — Е: П!) [Там- же, с. 212]. При этом позиция автора характеризуется исследовательницей как- отстраненно-мудрая: «Л. Петрушевская, возможно; хочет",, чтобы мы задумались над тем, что именно? этот, чудесный порядок правилен1 и естественен, а реальный- мир отклонился от нормы»[Тамже,с.212].
Другие, исследователи - пытаются
найти в сказочных
Принципиальный; характер,* для« нашей работы имеют замечания Т. Касаткиной о метафизичности творчества Л. С. Петрушевской: «за: ее простенькими,' на первый? взгляд; маленькими рассказами, стоят глубокие и прочные вещи» [116, с. 217].
Объектом» настоящего* исследованиям
послужили сказочные
Предмет исследования — жанровое своеобразие и художественные особенности сказок Л. С. Петрушевской.
Цель диссертационной» работы состоит в выявлении основных составляющих художественного мира сказок Л. С. Петрушевской в свете новых достижений в исследовании фольклоризма, а также в определении характера взаимодействия традиционного (сказочно-мифологического, легендарного) и индивидуально-авторского начал в творчестве писательницы.
Задачи научного исследования: выявить фольклорные элементы в «Настоящих сказках» писательницы; показать направленность трансформаций фольклорных элементов; определить их роль и значение в создании особого типа литературной сказки Л. С. Петрушевской.
Методологическая основа^
исследования. В диссертации задействованы
основные общенаучные методы: анализ,
синтез, обобщение и систематизация,
аналогия. В работе применяются специальные
методы историко-литературного и
сравнительно-типологического
Теоретическую» основу исследования составляют труды ведущих исследователей проблемы взаимодействия фольклора и литературы (В. М. Жирмунского, Ю. М. Лотмана, В. Я. Проппа, В. Н. Топорова, Вяч. Вс. Иванова, А. М. Новиковой, Н. И. Савушкиной, Л. И. Емельянова, А. И. Лазарева, Д. Н. Медриша, У. Б. Далгат, А. Л. Налепина и др.); ученых, разрабатывающих тему фольклоризма творчества отдельных писателей (П. С. Выходцева, В.В.Блажеса, В. А. Михнюкевича, Е. А. Мироненко, Е. К. Созиной и др.), фольклоризма литературной сказки (Л. Ю. Брауде, Э. В. Померанцевой, Т. В. Зуевой, Т. Г. Леоновой, И. П. Лупановой и др.), а также исследования критиков и литературоведов, занимающихся изучением творчества Л. С. Петрушевской (Т. Н. Марковой, Л. В. Овчинниковой,
Т. Г. Прохоровой, О. Славниковой, Л. Н. Скаковской, И; В. Монтеюнайте, К. Зурабовой, О. Ю. Трыковой, И. М. Колтуховой, Ю. В. Павловой и др.).
Актуальность темы; научного исследования обусловлена теоретической, значимостью проблемы фольклоризма в современной филологической науке. Последние десятилетия отмечены оживлением интереса исследователей к разным, аспектам данной проблемы. Тем не менее методология и методика, 'исследования фольклоризма нуждается в дальнейшем углублении как на уровне теоретического осмысления, так и в. практике творчества; .отдельных писателей. Кроме того, необходима-серьезная систематизация- и осмысление огромного пласта материала^, связанного с литературной^: сказкой.: Требуется определить и место жанра, литературной сказки в системе современной культуры, характера ее отношений с традиционной, элитарной и массовой культурой. Важно выявить и то новое, что внесла в современный литературный процесс в этой области Л. С. Петрушевская.
Научная-: новизна работы, заключается в определении; значимости фольклорных парадигм (тем; мотивов, структурных компонентов, образов и стиля) в формировании сборника Л. С. Петрушевской «Настоящие сказки» и - шире - в выявлении возможных подходов к исследованию проблемы фольклоризма в творчестве современных писателей.
Положения, выносимые на защиту:
1. В сборнике «Настоящие
сказки» Л. С. Петрушевской, с
одной стороны, обращает на
себя внимание осознанная
2. В рамках широкого
подхода Л. С. Петрушевская
воспроизводит современную - действительность,
в типовых, неоднократно
3. В рамках узкого подхода
осуществляется формирование
4. Объединяющим началом
сборника «Настоящие сказки»
является изображение
Теоретическая значимость работы заключается в установлении характера взаимодействия традиционного (сказочно-мифологического, легендарного) и индивидуально-авторского начал в «Настоящих сказках» Л. С. Петрушевской, а также в обосновании разных типов подходов к использованию фольклора в творчестве современных писателей в целом.
Практическая значимость
работы состоит в том, что ее результаты
и выводы можно использовать в
курсе устного народного
Апробация работы. Основные положения работы и результаты исследования изложены в виде докладов: на ежегодных научных конференциях преподавателей и студентов Марийского государственного университета по итогам научно-исследовательской работы (2007-2011 год), на научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные методы исследования в гуманитарных науках» (Санкт
Петербург, 2008), на международной
конференции «Актуальные
МарГУ (Йошкар-Ола, 2009), на всероссийской5
научно-практической конференции «Проблемы
взаимодействия языка, литературы и
фольклора и современная
Структура научной работы определяется предметом исследования и логикой изложения материала. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 320 наименований.
Заключение
Данное научное исследование
посвящено одной из центральных
проблем в современной
Как показал вышеприведенный анализ сказочных повествований Петрушевской, жанр волшебной сказки в творчестве писательницы «не умирает вместе с многовековым укладом, он трансформируется, меняя бытие фольклорное на бытие литературное» [310, с. 19]. Рассматриваемые в нашей работе произведения сохраняют преемственность с традицией «вечного» жанра сказки прежде всего в том, что они бережно и с величайшим тактом воссоздают жанровое «ядро» сказки, сохраняя установку на вымысел, изображение иномирия, использование традиционных формул, структурных компонентов, типов персонажей, чудесных предметов и помощников. С жанром фольклорной сказки их «роднит не только стремление автора выявить, но и защитить общественную мораль, отстоять традиционные нравственные законы, но уже в современном обществе» [310, с. 19].
При этом в «Настоящие сказки»
писательницей сознательно
Сказочное творчество Л. С. Петрушевской
доказывает возможность развития- в
современной литературе традиций народной
сказки, несмотря- на присущую ей канонизированность
структуры и стиля. Составляющая
художественного мира литературной^
сказки - фольклорная- традиция- -диктует
свои законы, благодаря чему формируются
многоуровневый диалог и художественный
синтез — основные принципы организации
художественного мира литературной
сказки. Характерной направленностью
трансформаций данных областей народного
творчества в «Настоящих сказках» Л.
С. Петрушевской является выведение
на первый план в сказочных повествованиях
одного из признаков собственно сказки
либо «рассеивание» сказочных
Л. С. Петрушевская, придерживаясь художественных традиций обозначенного в названии сборника жанра, рисует вечный мир, и человеческая жизнь здесь представлена только самым главным - любовью и самопожертвованием. И именно обращение к народной традиции позволяет возвести обыденное в универсальное. В свою очередь избирательное отношение к ее (традиции) арсеналу дает возможность создания должной этической оценки.