Особенности «новой» русской литературы 18 века. Периодизация. Главные художественные достижения. Связь с древнерусской традицией и европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 18:52, контрольная работа

Краткое описание

В XVIII столетии русская культура вступила в новый период своего развития. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого. Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства.

Вложенные файлы: 1 файл

Литература 18 век.docx

— 244.62 Кб (Скачать файл)

Классицизм не оставался всегда и во всем тождественным самому себе, постоянно развиваясь и совершенствуясь. Это особенно очевидно, если рассматривать  классицизм в перспективе его  трехвекового существования и в  разных национальных вариантах, в каких  он является нам во Франции, в Германии и в России. Делая свои первые шаги в XVI веке, то есть в пору зрелого  Возрождения, классицизм впитал и отразил  атмосферу этой революционной эпохи, и в то же время он нес в себе новые тенденции, которым суждено  было энергично проявиться лишь в  следующем столетии.

Классицизм является одним из наиболее изученных и теоретически продуманных  литературных направлений. Но, несмотря на это, его детальное изучение до сих пор является чрезвычайно  актуальной темой для современного исследователя, во многом вследствие того, что она требует особой гибкости и тонкости анализа.

Формирование понятия о классицизме  требует систематической целенаправленной работы исследователя на основе установок  на художественное восприятие и выработку  оценочных суждений при анализе  текста.

русский классицизм литература

Поэтому в современной науке  зачастую возникают противоречия между  новыми задачами литературного исследования и старыми подходами к формированию теоретико-литературных понятий о  классицизме.

 

Основные принципы классицизма

 

Классицизму как художественному  направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей "норме" образцу. Отсюда и культ античности классицизма: классическая древность выступает в нем как образец совершенного и гармоничного искусства.

И высокие жанры, и низкие обязаны  были наставлять публику, возвышать  ее нравы, просветлять чувства.

Важнейшие нормативы классицизма - единство действия, места и времени. Чтобы точнее донести до зрителя  мысль и вдохновить его на самоотверженные  чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину целостности. Требование единства времени было тесно  связана с единством действия. Единство места токовали по-разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов.

Классицизм формируется, испытывая  воздействие других непосредственно  соприкасающихся с ним общеевропейских  направлений в искусстве: он отталкивается  от предшествующей ему эстетики Возрождения  и противоборствует Барокко.

 

Историческая  основа классицизма

 

История классицизма начинается в  Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и  наивысшего подъема театрального искусства  в стране. Классицизм продолжает плодотворно  существовать и в 18 - начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Как художественная система классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики.

Изучив поэтику Аристотеля и  практику греческого театра, французские  классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся  на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры - оду (торжественное песенное (лирическое) стихотворенье, воспевающее  славу, хвалу, величие, победу и пр.), трагедию (драматургическое или сценическое  произведение, в котором изображается непримиримый конфликт личности с противостоящими  ей силами), эпос (изображает действия или события в объективно повествовательной форме, характеризуется спокойно созерцательным отношением к изображаемому предмету) и низшие - комедию (драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смешном, забавном виде), сатиру (вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения).

Законы  классицизма характернее всего  выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.

Жанровая система

 

Классицизм устанавливает строгую  иерархию жанров, которые делятся  на высокие (ода, трагедия, эпопея) и  низкие (комедия, сатира, басня).

О?да - поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью, посвященное какому-нибудь событию или герою.

Траге?дия - жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, носящем, как правило, неизбежный характер и обязательно приводящем к катастрофическому для персонажей исходу.

Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие  конфликты реальности в предельно  напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного  символа; не случайно большинство трагедий написано стихами.

Эпопе?я - родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений:

.Обширное повествование в стихах  или прозе о выдающихся национально-исторических  событиях.

2.Сложная, продолжительная история  чего-либо, включающая ряд крупных  событий.

Коме?дия - жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом.

Сатира - проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

Ба?сня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

 

Представители классицизма

 

В литературе русский классицизм представлен  произведениями А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова.

А.Д. Кантемир явился родоначальником  русского классицизма, основоположником наиболее жизненного в нем реально-сатирического  направления - таковы известные его  сатиры.

В.К. Тредиаковский своими теоретическими трудами способствовал утверждению  классицизма, однако в его поэтических  произведениях новое идейное  содержание не нашло соответствующей  художественной формы.

По-иному традиции русского классицизма  проявились в сочинениях А.П. Сумарокова, которая защищала идею неразрывности  интересов дворянства и монархии. Сумароков положил начало драматургической системе классицизма. В трагедиях  он под влиянием действительности того времени, часто обращается к теме восстания против царизма. В своем  творчестве Сумароков преследовал  общественно-воспитательные цели, выступая с проповедью высоких гражданских  чувств и благородных поступков.

Следующим ярким представителем русского классицизма, чье имя известно всем без исключения - является М.В. Ломоносов (1711-1765). Ломоносов в отличие от Кантемира врагов просвещения осмеивает  редко. Он сумел практически полностью  переработать грамматику на основе французских  канонов, и внес изменения в стихосложение. Собственно, именно Михаил Ломоносов  и стал первым, кто смог внести канонические принципы классицизма в русскую  литературу. В зависимости от количественного  смешения слов трех родов создается  тот или иной стиль. Так сложились "три штиля" русской поэзии: "высокий"-церковнославянские слова и русские.

Вершиной русского классицизма  является творчество Д.И. Фонвизина (Бригадир, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил  внутри этой системы основы критического реализма.

Гавриил Романович Державин был  последним в ряду крупнейших представителей русского классицизма. Державину удалось  соединить не только тематику этих двух жанров, но и лексику: в "Фелице" органично сочетаются слова "высокого штиля" и просторечье. Таким образом, Гавриил Державин, предельно развивший в своих произведениях возможности классицизма, стал одновременно первым русским поэтом, преодолевшим каноны классицизма.

 

Русский классицизм, его своеобразие

 

Немалую роль в смещении жанровой доминанты в художественной системе  русского классицизма сыграло качественно  иное отношение наших авторов  к традициям национальной культуры предшествовавших периодов, в частности  к национальному фольклору. Теоретический  кодекс французского классицизма - "Поэтическое  искусство" Буало демонстрирует резко враждебное отношение ко всему, что так или иначе имело связь с искусством народных масс. В нападках на театр Табарена Буало отрицает традиции народного фарса, находя следы этой традиции у Мольера. Резкая критика бурлескной поэзии также свидетельствует об известном антидемократизме его эстетической программы. Не нашлось места в трактате Буало и для характеристики такого литературного жанра, как басня, тесно связанного с традициями демократической культуры народных масс.

Русский классицизм не чуждался национального  фольклора. Наоборот, в восприятии традиций народной поэтической культуры в  определенных жанрах он находил стимулы  для своего обогащения. Еще у истоков  нового направления, предпринимая реформу  русского стихосложения, Тредиаковский  прямо ссылается на песни простого народа как на образец, которому он следовал в установлении своих правил.

Отсутствие разрыва литературы русского классицизма с традициями национального фольклора объясняет  и другие ее особенности. Так, в системе  поэтических жанров русской литературы XVIII в., в частности в творчестве Сумарокова, получает неожиданный расцвет  жанр лирической любовной песни, о которой  Буало вообще не упоминает. В "Епистоле 1-й о стихотворстве" Сумарокова подробная характеристика этого жанра дается наряду с характеристиками признанных жанров классицизма, таких как ода, трагедия, идиллия и др. Включает в свою "Епистолу" Сумароков и характеристику жанра басни, опираясь при этом на опыт Лафонтена. И в своей поэтической практике, как в песнях, так и в баснях, Сумароков, как мы увидим, зачастую непосредственно ориентировался на фольклорные традиции.

Своеобразием  литературного процесса конца XVII - начала XVIII в. объясняется еще одна особенность  русского классицизма: его связь  с художественной системой барокко  в его русском варианте.

4. Оды М.В.  Ломоносова (темы, проблемы. художественное  своеобразие).Особенности жанра оды классицизма (на примере «Разговора с Анакреонтом» и оды «На день восшествия Елизаветы Петровны 1747 года»).

Жанр оды в литературе русского классицизма. Оды М.В.Ломоносова.

1.Жанр  оды в теории трех штилей  относился к высокому штилю.  Высокий «штиль» составляется  из слов первой и второй  групп. К первой он относятся  слова общие для русского и  церковнославянского языка: бог,  слава, рука, ныне, почитаю и т.  п.

 Ко второй — только церковнославянские слова, понятные «всем грамотным людям»: отверзаю, господень, насажденный, взываю. «Неупотребительные» и «весьма обветшалые» церковнославянизмы типа: обаваю, рясны, овогда, свене — исключались им из литературного языка.

Ломоносов вошел в историю русской литературы прежде всего как поэт-одописец. Ода — лирический жанр. Она перешла в европейскую литературу из античной поэзии. В русской литературе XVIII в. известны следующие разновидности оды: победно-патриотическая, похвальная, философская, духовная и анакреонтическая. В большинстве случаев ода состоит из строф с повторяющейся рифмовкой. В русской поэзии чаще всего имела место десятистишная строфа, предложенная Ломоносовым.

Ломоносов начал с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина». Она написана в 1739 г. в Германии, непосредственно после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, расположенной в Молдавии. Гарнизон крепости вместе с ее начальником Калчакпашою был взят в плен. Эта блестящая победа произвела сильное впечатление в Европе и еще выше подняла международный престиж России.

В этой оде  Ломоносова можно выделить три основные части: вступление, изображение военных  действий и прославление победителей. Картины боя даны в типичном для  Ломоносова гиперболизированном стиле  с массой развернутых сравнений, метафор и олицетворений, воплотивших  в себе напряженность и героику  батальных сцен. Луна и змея символизируют  магометанский мир; орел, парящий  над Хотином, — русское воинство. Вершителем всех событий выведен  русский солдат. О подвиге этого  безымянного героя Ломоносов  пишет с восхищением:

Крепит отечества любовь

Сынов российских дух и руку:

Желает всяк пролить всю кровь,

От грозного бодрится звуку (С. 10).

Есть  в оде и обращение к историческому  прошлому России. Над русским воинством  появляются тени Петра I и Ивана Грозного, одержавших в свое время победы над магометанами: Петр — над турками под Азовом, Грозный — над татарами под Казанью. Такого рода исторические параллели станут после Ломоносова одной из устойчивых черт одического жанра.

Информация о работе Особенности «новой» русской литературы 18 века. Периодизация. Главные художественные достижения. Связь с древнерусской традицией и европе