Особенности «новой» русской литературы 18 века. Периодизация. Главные художественные достижения. Связь с древнерусской традицией и европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 18:52, контрольная работа

Краткое описание

В XVIII столетии русская культура вступила в новый период своего развития. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого. Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства.

Вложенные файлы: 1 файл

Литература 18 век.docx

— 244.62 Кб (Скачать файл)

В XVIII веке начинает широко распространяться светское музыкальное  искусство.

В 1802 году в  Петербурге было создано Филармоническое  общество, в котором исполнялась  старинная и классическая музыка. В последней трети XVIII века формируется  композиторская школа, появляются первые русские композиторы – авторы оперной, хоровой, инструментальной, камерной музыки. Крупным достижением русской  музыкальной культуры того времени  стала музыкальная мелодрама  «Орфей» композитора Е.И. Фомина (1761-1800). Он был также создателем песенной оперы на национальный русский сюжет  «Ямщик на подставе», оперы «Американцы» и других произведений. В это время  создавал оперы и Д.С. Бортнянский (1751-1825) – «Сокол», «Сын-соперник» и другие. Бортнянский – автор около 200 музыкальных произведений.

На рубеже XVIII-XIX веков появился жанр камерной лирической песни – русский романс на стихи русских поэтов. Одним  из создателей русского романса стал О.А. Козловский (1754-1831), написавший «Российские  песни», героико-патриотические полонезы. Один из них на слова Г.Р. Державина  «Гром победы развивайся» долгое время был русским национальным гимном.Заключение

Итоги историко-культурного  развития России в XVIII веке весьма значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства. В  то же время укрепление связей с  зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния  на русскую культуру. Укрепление могущества русского государства, которое стало  одним из крупнейших государств мира, способствовало формированию русской  нации и единого русского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все  направления культуры – образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Произошло  обмирщение, секуляризация культуры, проникновению в Россию идей Просвещения. Это способствовало появлению новых видов культуры – первых литературных журналов, художественной литературы, общедоступного театра, светской музыки. Идёт становление русского классицизма. Значительно расширилась сфера духовной деятельности русских людей.

2. Литература  переходного периода (1700-1720-е гг).Стихотворство, повести петровского времени.»Гистория о российском матросе Василии Кориотском» и древнерусская бытовая повесть 18 века (сходства и отличия).

В начале 18 века возникают литературные произведения новых жанров. Среди них видное место занимают любовно-бытовые  и приключенческие (авантюрные) повести, в которых с особой яркостью отразились новые общественные и бытовые  явления петровского времени. Среди  них особое место занимает «Гистория о российском матросе Василии Кориотском». В повести описаны похождения сына бедного дворянина – Василия Кориотского, поступившего на службу во флот. Благодаря своим способностям, прилежанию и особым нравственным качествам, герой добился высокого общественного положения (он стал королем «Флоренской земли») и личного счастья. Несмотря на то, что фантастика здесь занимает большое место, эта повесть – произведение, отразившее существенные черты современности. Характерен для петровской эпохи прежде всего герой. Автор подчеркивает, что ум и знания являются мерилом общественного значения человека. Повесть проникнута не церковным, а светским миросозерцанием.

Существовавшая  в действительности смесь старого  и нового нашла свое отражение  и в «Гистории». С одной стороны Василий напоминает персонаж русской повети 17 века (набожен, почтителен со старшими), с другой – для него характерны качества человека новой эпохи (образованность, предприимчивость, умение держать себя в обществе, светское отношение к женщинам).

Язык повести  свидетельствует о соединении разнородных  элементов в литературном языке  петровского времени. Наряду с церковнославянскими  словами и оборотами, характерными для древнерусской литературы, в  повести много новых слов, заимствованных из иностранных языков. Это – техническая, морская терминология, слова из военного обихода (пароль, шпага, флот, маршировать, во фрунт и т.д.). Встречаются и элементы устного народного творчества (тын, стежка, братцы-молодцы и пр.).

Из других повестей петровского времени известны такие произведения, как «Гистория об Александре, российском дворянине», «Повесть о купце Иоанне».

Наряду с  прозаическими, в это время возникают и стихотворные повести. Например, «Отрывок романа в стихах», рассказ о печальной судьбе девушки, полюбившей юношу, но выданной замуж за другого вопреки своей воле.

В петровское время получает большое распространение  торжественная и любовная лирика. В торжественной лирике, прославляющей  различные события, наибольшее значение имели «приветственные стихи» и  «канты» - стихи, положенные на музыку. Они были предшественниками развившегося позднее в русской литературе жанра оды и писались по правилам силлабического стихосложения. Совершенно новый жанр для русской литературы – любовная лирика. Зарождение и  развитие ее отражало изменения, которые  наметились в бытовом укладе городских  жителей. Для произведений любовной лирики начала 18 века характерно новое отношение к чувству любви. Оно уже не воспринимается как греховный и запретный, а изображается как могучее, облагораживающее человека чувство. Авторы книжной лирики создают манерные изысканные произведения, где упоминаются античные боги, применяются выражения из церковных книг. Гораздо более естественно и просто воплощается чувство любви в стихах, близких фольклору. Известны имена поэтов начала 18 века, писавшие в духе устной народной поэзии: это придворный Петр Квашнин и офицер Львов, создавший песню «То не пал туман на сине море».

3 Литература 1730-1750-х гг. (Обзор). Классицизм как  творческая система (тема, идеи, жанры,  язык; главные представители классицизма  в Европе и России). Особенности  русского классицизма.

ЛИТЕРАТУРА 1730 - 1750-Х ГОДОВ

 

КЛАССИЦИЗМ  И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

 

 Исторические  условия формирования классицизма  в искусстве Западной Европы; классицизм и абсолютизм. Укрепление  монархического государства в  России XVIII века и эстетическое  оформление его идеологии искусством  классицизма.. Идейно-философские истоки классицизма. Классицизм и идеология Просвещения.

 

Эстетика  классицизма. Рационалистический взгляд на цель искусства: польза, нравственное совершенствование, воспитание; искоренение  пороков; прославление государственного могущества.

 

Прославление  абсолютистского государства как  одна из ведущих художественных идей классицизма. Ее эстетическое преломление - категория художественного Целого. Взаимоотношения государства и  человека в идеологии и искусстве. Категория долга в этической  и эстетической системе классицизма.

 

Основной  художественный конфликт литературы классицизма: страсти и разум, долг и чувства. Концепция человека: универсальная  сущность личности как основной предмет  изображения классицистов.

 

Рационализм и ориентация на историко-литературные образцы. Авторитет античного искусства. Нормативность поэтики: категории  ясности, разумности, грации, порядка  и меры. Иерархия жанров и стилей. Правдоподобие в искусстве классицизма (подражание «изящной природе», неприятие  фантастики, три единства в драматургии  и т.п.). Литература классицизма и  риторика. Своеобразие классицизма  в России XVIII века.

 

^ ТВОРЧЕСТВО  А.Д.КАНТЕМИРА

 

 Биография  и личность поэта. Сатиры Кантемира.  Анализ сатиры первой «На хулящих учение (К уму своему)». Центральная проблема произведения: высмеивание противников просвещения, утверждение необходимости науки - главного достижения петровских преобразований. Композиция сатиры; система персонажей, возможные прототипы. Авторский пафос. Стиль и язык. «Сатира Первая» Кантемира в оценках современников поэта.

 

Кантемир  и русский классицизм. Значение творчества поэта.

 

^ ТВОРЧЕСТВО  В.К.ТРЕДИАКОВСКОГО

 

 Биография  и личность поэта; место в  литературной жизни 1730-1750-х гг.

 

«Новый и  краткий способ к сложению российских стихов с определением до сего надлежащих знаний» (1735) Тредиаковского - начало реформы  русского стихосложения. Принципы силлабо-тоники на страницах трактата. Лирика Тредиаковского - практическое применение новых принципов стихотворной техники.

 

Переводные  романы Тредиаковского. «Езда в остров Любви» (1730) - первый любовный роман  в русской литературе XVIII века. Место  романа в литературной и культурной ситуации той поры. Сюжет и стиль  «Езды в остров Любви». Аллегоризм стиля; взаимодействие стиха и прозы  в тексте романа. Развитие художественных принципов Тредиаковского-переводчика  в переводе романа Барклая «Аргенида» (1752).

 

«Тилемахида» (1756) и ее место в творчестве Тредиаковского. Судьба «Тилемахиды» в сознании современников.

 

Значение  творчества В.К.Тредиаковского. Образ  поэта в русской литературе и  критике второй половины XVIII – XIX вв.

 

^ М.В.ЛОМОНОСОВ  И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

 

 Жизненный  и творческий путь М.В.Ломоносова. Разносторонние интересы поэта-ученого.  Ломоносов в литературной и культурной жизни эпохи (деятельность в Академии наук; борьба за Просвещение.

 

Участие в  реформе русского стихосложения. «Письмо  о правилах российского стихотворства» (1739) Ломоносова и его место в  истории русского стиха.

 

Филологические  работы Ломоносова и теория русского классицизма. Предисловие «О пользе книг церковных в российском языке» (1757) и его значение для теории русского классицизма. Авторитет стилевой теории Ломоносова в литературе XVIII - начала XIX века.

 

Поэт и  поэзия в творческом сознании Ломоносова. «Разговор с Анакреоном» - поэтический  манифест Ломоносова. Решение проблемы поэта и поэзии в духе гражданственного классицизма. Перевод Ломоносовым  тридцатой оды Горация - «Я знак бессмертия себе воздвигнул...» - начало поэтической  традиции.

 

Жанр торжественной  оды в творчестве Ломоносова. Анализ оды «На день восшествия... 1747 года. Высокий торжественный пафос  оды и своеобразие его художественного  воплощения. Своеобразие мировидения  Ломоносова-поэта. Проблема влияния  искусства барокко на творчество поэта. Проблема лиризма оды. Лирический беспорядок в оде. «Парение» в  лирике Ломоносова: эмоциональный и  условно-пространственный планы. Гражданственный  и просветительский пафос одической  лирики Ломоносова. «Программа» идеального царствования в оде. Влияние творчества Ломоносова-одописца на русскую литературу XVIII - первой половины XIX вв.

 

Духовно-философская  поэзия Ломоносова. Проблема философского мировоззрения Ломоносова-мыслителя  и поэта. «Ода, выбранная из Иова». Гармоничная картина вселенной  как свидетельство силы и величия  Творца. Идея Провидения в стихотворении. «Утреннее...» и «Вечернее размышление  о Божием величестве...» - завешенные художественно-философские и религиозные  декларации Ломоносова-поэта. Рациональное и эмоциональное в стихотворениях; молитвенный пафос. Картины мироздания, своеобразие их художественного воплощения. Научные идеи в стихотворениях, их место в ряду духовных прозрений поэта.

 

Значение  духовно-философской лирики Ломоносова в русской поэзии XVIII-ХХ вв.: традиции идейного строя и поэтики.

 

Сатирические  стихотворения Ломоносова. Пафос  петровских реформ в сатирическом стихотворении  Ломоносова «Гимн бороде». Басенные сюжеты и их разработка Ломоносовым.

 

Петр I в мировоззрении  и творчестве Ломоносова. Образ Петра  в одах поэта, его значение для  выражения авторских идеалов; художественные средства обрисовки образа царя-преобразователя. Поэма «Петр Великий»: замысел  поэта и художественное воплощение. Вступление к поэме как выражение  взглядов Ломоносова на сущность жанра. Стилевое своеобразие.

 

Значение  творчества Ломоносова.

 

^ ТВОРЧЕСТВО  А.П.СУМАРОКОВА

 

 Жизненный  и творческий путь писателя.

 

А.П.Сумароков - теоретик русского классицизма. Эпистола «О стихотворстве» и ее значение. Мысль  о равнозначности поэтических жанров. Значение деятельности Сумарокова - теоретика  русского классицизма.

 

Лирика А.П.Сумарокова. Своеобразие жанра оды в творчестве поэта. Элегия Сумарокова: формирование лирического начала. Жанр лирической песни в эпистоле «О стихотворстве», основные требования к стилю песен. Лиризм произведений, связь с устной народной поэзией. Особенности стиха. Лирические песни Сумарокова в русской  литературе второй половины XVIII-начала XIX вв.

 

Сатирические  жанры в поэзии А.П.Сумарокова. Традиции сатир А.Д.Кантемира и новаторство  Сумарокова. Стихотворения «О благородстве», «Пиит и друг его». Сатирический хор «Ко превратному свету».

 

Жанр притчи - начало формирования русской классической басни в творчестве Сумарокова. Тематика и проблематика произведений; исследование общественного значения нравственных пороков. Композиционные особенности  басен, образный строй. Вольный (разностопный) ямб в притчах Сумарокова и  его значение в истории русской  литературы. Связь жанра притчи (басни) в творчестве Сумарокова с античной и западноевропейской литературной традицией.

 

Значение  творчества Сумарокова в XVIII веке и  развитие художественных находок писателя в XIX столетии.

 

Понятие классицизма

 

Классицизм - одно из важнейших направлений  литературы прошлого. Утвердив себя в  трудах и творчестве многих поколений, выдвинув блестящую плеяду поэтов и  писателей, классицизм оставил такие  вехи на пути художественного развития человечества, как трагедии Корнеля, Расина, Мильтона, Вольтера, комедии  Мольера и многие другие литературные произведения. Сама история подтверждает жизнеспособность традиций классицистической  художественной системы и ценность лежащих в ее основе концепций  мира и человеческой личности, прежде всего характерного для классицизма  нравственного императива.

Информация о работе Особенности «новой» русской литературы 18 века. Периодизация. Главные художественные достижения. Связь с древнерусской традицией и европе