Особенности «новой» русской литературы 18 века. Периодизация. Главные художественные достижения. Связь с древнерусской традицией и европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 18:52, контрольная работа

Краткое описание

В XVIII столетии русская культура вступила в новый период своего развития. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого. Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства.

Вложенные файлы: 1 файл

Литература 18 век.docx

— 244.62 Кб (Скачать файл)

планов:

Здесь царствуя, я тем  себя увеселяю,

Что россам ссылку, казнь  и смерть определяю.

Сыны отечества поляки будут здесь;

Отдам под иго им народ  российский весь.

Поведение Димитрия полностью  противоречит нравственным понятиям. Оно вызывает к нему всеобщую ненависть  и определяет его судьбу. Свергнутый с московского престола при содействии парода в результате заговора Шуйского, он кончает жизнь самоубийством (пронзает себя кинжалом). Ночь  перед смертью самозванец проводит в кошмарных снах. Правитель, монарх, забывший о своем назначении, ставший тираном, угнетателем своих подданных, достоин самой суровой кары. Сумароков в трагедии не только оправдывает всеобщее выступление против Самозванца, по и утверждают его законность и необходимость:

Народ, сорви венец с  главы творца злых мук,

Спеши, исторгни скиптр из варваровых рук;

Избавь от ярости себя непобедимой...

Постановка в трагедии Сумарокова темы борьбы с деспотией  власти даже с ее узкоклассовым решением в пользу идеального государя была фактом значительным для предпугачсвского времени. Трагедия «Димитрий Самозванец» явилась первой в России политической, тираноборческой трагедией.

Образ Самозванца  предстает как сосредоточение зла, не имеющего пределов. Герой одержим ненавистью к людям, упорной маниакальной идеей погубления России, Москвы и всего народв, подвластного царю. Самозванец как зарактер неизменен во внутреннем своем содержании. В нем нет контрастных начал, противоположных свойств их борьбы. Сумароков представляет мир Сумарокова воплощением произвола темных страстей ненависти ко всему устроенному иначе. Монологи героя, демонстрируют его жуткое одиночество.

Противоположная сторона  конфликта — Пармен, боярин Шуйский, его дочь Ксения и ее возлюбленный, князь Георгий Галицкий, на протяжении действия ни минуты не стараются смириться перед тиранией Димитрия — то есть с обеих сторон конфликта упраздняется даже видимость коллизии страсти и чувства долга, характерная для более ранних трагедий. Герои-протагонисты откровенно противопоставляют тиранической идеологии Димитрия свою концепцию праведной власти. 

 

Особое место занимет собирательный персонаж — народ. Само слово «народ» — одно из наиболее частотных в трагедии «Димитрий Самозванец», наряду со словами «рок» и «судьба», которые озвучивают идею неотвратимой небесной кары. Именно в отношении к народу корректируются нравственные позиции порока и добродетели.

6. Литература 1760-1775 гг. (обзор). Место и  роль Н.И. Новикова в русском  Просвещении. Организаторская и  книгоиздательская деятельность. Сатирические  журналы Н.И. Новикова.

Литература конца 1760 ─ 1780-х гг. Развитие русского классицизма  и его кризис. Своеобразие нового этапа эпохи Просвещения. Новые достижения русского классицизма в творчестве Я.Б. Княжнина, Н.П. Николева, В.В. Капниста и др.  Трансформация нормативной поэтики классицизма в творчестве Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, М.М. Хераскова. Система жанров. Формирование элементов сентиментализма, появление реалистических тенденций. Народная литература. Журналистика (журнальная сатира, ее жанры). Роль «Всякой всячины» в общественной жизни. Журналы прогрессивного направления («И то и сио», «Смесь», «Поденщина» и др.). Творчество Н.И. Новикова. Утверждение принципов социальной сатиры («Трутень»). Сатирические произведения Новикова.  Просветительская и книгоиздательская деятельность Новикова.

Пути развития национальной драматургии. Теория и история жанра  комедии. Литературные традиции комедий  Сумарокова; переход от комедии положений  к комедии характеров и бытовой  комедии. «Слезные» комедии Лукина, его теоретические позиции и  борьба с Сумароковым. Сатирическая и антикрепостническая направленность комедий Веревкина и комических опер Попова, Аблесимова, Матинского. Взаимодействие с русским фольклором. Сценическая история комедии-сатиры Капниста («Ябеда»). Значение комедий и комической оперы Княжнина в истории жанра. Комедии Фонвизина — вершина драматургии XVIII века. Появление новых драматических жанров («слезная комедия», «мещанская драма»). Теория «преложения на наши нравы» иноземных образцов В.И. Лукина. Драматургическое творчество Екатерины II. Трагедии Н.П. Николева «Сорена и Замир», «Святослав», их жанровое своеобразие. Масонское направление в жанре трагедии. Драматургическое творчество М.М. Хераскова («Юлиан Отступник», «Друг несчастных», «Милана» и др.). Комическая опера, ее жанровая специфика («Анюта» М.И. Попова, «Розана и Любим» Н.П. Николева, «Несчастье от кареты» Я.Б. Княжнина). Связь комической оперы с сентиментализмом. Творчество Я.Б. Княжнина. Признаки раннего сентиментализма в поэзии Княжнина. Княжнин и Карамзин. Мелодрама «Орфей».  Перевод поэм Вольтера и Марино. Комедии Княжнина: проблематика, средства создания комического («Хвастун», «Чудаки» и др.). Трагедии Княжнина («Владимир и Ярополк», «Росслав», «Вадим Новгородский»), их проблематика и поэтика. Княжнин и Грибоедов. Творчество Д.И. Фонвизина. Ранние переводы. Сатирический пафос «Послания к слугам моим». Комедия «Корион». «Бригадир» ─ комедия нравов. Публицистика Фонвизина.  «Недоросль»: проблематика и поэтика. Оценка комедии в критике. Перевод комедии на белорусский язык К.Крапивой. Сочинения Фонвизина 1780-х гг. Полемика с Екатериной II. Фонвизин и западноевропейское искусство. Мемуары. Фонвизин и Пушкин. Фонвизин и Гоголь.

Тенденции развития поэзии. Теория жанра оды, ее место в жанровой системе русского классицизма. Лирическое и эпическое начала в системе  русской оды, их соотношение и  взаимодействие. «Повествовательная»  образность в структуре оды. Жанрово-стилистические модификации русской оды в  процессе ее исторического развития в XVIII веке. Связь с европейскими и античными одическими традициями.

Историко-литературные предпосылки  русской классицистической эпопеи. Теория эпопеи в русском классицизме. Поздняя эпическая поэма XVIII века. Дидактическая поэма в системе русского классицизма (Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Херасков); ироническая поэма XVIII века (Майков, Чулков); «легкая» поэма И.Ф. Богдановича; массовая поэма (Херасков, Владыкин); героическая поэма (Херасков);  просветительски-эпикурейская поэма (Козельский, Дмитриев-Мамонов). Сказочно-богатырская поэма Карамзина, Львова, Радищева. Развитие сатирических и пародийных жанров в поэзии (В.Майков). Жанр басни. И.И.Хемницер-баснописец. Развитие прозы (Ф.А. Эмин, М.Д. Чулков, В.А. Левшин, М.И. Попов, Н.Г. Курганов и др.). Становление русского романа. Жанровое разнообразие прозы, интерес к фольклору. Творчество Г.Р. Державина. Державин и классицизм. Начальный период творчества, продолжение традиций Ломоносова и Сумарокова. Разрушение классицистической поэтики в одах («Ключ», «На смерть князя Мещерского» и др.). Новаторский характер оды «Фелица». Гражданская тематика поэзии Державина. Героико-патриотические оды («Заздравный орел», «На взятие Измаила» и др.). Поэтика од Державина.  Анакреонтическая поэзия Державина. Драматургия Державина. Державин в Белоруссии и о Белоруссии («Мнение об отвращении в Белоруссии голода…», «Записки», ода «На отсутствие ее величества в Белоруссию» и др.). Поэтическое мастерство Державина. Традиции Державина в русской поэзии. Державин как предшественник Пушкина. Оценка творчества Державина в критике. Державин в современном литературоведении.

 

Выдающуюся роль в истории  русской культуры и издательского  дела сыграл замечательный русский  просветитель, общественный деятель, писатель и издатель Николай Иванович Новиков (1744-1818) «благородная натура» которого, по словам В.Г. Белинского, «постоянно одушевлялась высокой гражданской  страстью разливать свет образования  в своем отечестве».

Просветительские взгляды  Н.И. Новикова, стремление посвятить  себя распространению знаний возникли очень рано, во время обучения в гимназии при Московском университете. Находясь на воинской службе в Измайловском полку, Новиков в 1767 г. был направлен в Уложенную комиссию для составления письменных документов «о среднем роде людей». Работа в комиссии укрепила решимость Новикова посвятить свою жизнь просвещению русского общества. Только в этом он видел средство для борьбы с жестоким отношением помещиков к крестьянам, для установления справедливого социального строя.

В 1769 г. Новиков начинает свою общественно-политическую деятельность, издает сатирические журналы для  борьбы с крепостничеством и социальными  пороками. Первым журналом был «Трутень». В предисловии к первому номеру «Трутня» изложена его программа  — издание трудов «сатирических, критических и прочих ко исправлению нравов служащих». Направленность журнала подчеркивалась эпиграфом, взятым из басни А.П. Сумарокова «Жуки и пчелы»: «Они работают, а вы их труд ядите».

На страницах журнала  подвергалось острой критике крепостное право, затрагивались самые больные  социальные вопросы) Гневом и сарказмом  преисполнены слова Новикова о трутнях-дворянах, чье благополучие, праздная сытая  жизнь были добыты потом и кровью крепостных крестьян. Осмеивает Новиков дворян-чиновников, чья судейская наука состоит в том, чтобы уметь «искусненько пригибать указы» по своему желанию.

Журнал рисует отвратительный облик дворян-помещиков: тунеядцев  и эгоистов, всяких Безрассуден, Глупомыслов и Мешковых, раболепствующих перед всем иностранным и в совершенстве владевших одной лишь «волосоподвивательной наукой». В VI листе «Трутня» было опубликовано объявление: «Молодого российского поросенка, который ездил по чужим землям для просвещения своего разума и который, объездив с пользою, возвратился уже совершенною свиньею, желающие смотреть, могут его видеть безденежно по многим улицам сего города».

Обличительный тон выступлений  Новикова возмутил Екатерину II. В журнале  «Всякая всячина» под псевдонимом  «Афиноген Перочинов» она решительно выступила против Новикова (рекомендуя ему: «1) Никогда не называть слабости пороком; 2) Хранить во всех случаях человеколюбие; 3) Не думать, чтобы людей совершенных найти можно было и для того... 4) просить бога, чтобы дал нам дух кротости и снисхождения».

Однако Новиков смело  выступил против указаний императрицы  и потребовал сатиры «на лица», видя в ней путь к искоренению не только личных, но и социальных пороков. Ответом на деятельность Новикова явились  цензурные и полицейские гонения. Были закрыты все сатирические журналы, кроме самого «Трутня», который пользовался очень большой популярностью и закрытие которого могло вызвать недовольство в обществе и официозной «Всякой всячины».

Новиков вынужден был действовать  осторожнее, объясняя это новым эпиграфом  к журналу, также из басен Сумарокова: «Опасно наставленье строго, где  зверства и безумства много». Однако и в таком виде «Трутень» казался  опасным правительству, и 27 апреля 1770 г. Новиков простился с читателями, прямо заявляя, что расстается с  ними против своего желания.

Через месяц после закрытия «Трутня» Новиков приступил к  изданию журнала «Пустомеля», в  котором продолжал линию «Трутня», по-прежнему обличая «Всякую всячину» и императрицу, «сатирически изображая  стоящих при дворе «ласкателей», судей, «не имеющих совести, ни чести», высмеивая общественные порядки  Российской империи. Увидев в «Пустомеле» стремление следовать за ненавистным «Трутнем». Екатерина II закрыла его после выпуска двух номеров.

Выждав два года, Новиков  приступает к изданию нового сатирического  журнала под названием «Живописец». Основной темой его остается обличение  крепостничества. На его страницах  были опубликованы такие смелые произведения, как «Отрывок путешествия в ***»  и «Письма к Фалалею».

В 1773 г. и этот журнал Новикова был закрыт по настоянию Екатерины II. Успех «Живописца» у читателей  был огромный; до конца XVIII в. он четырежды  переиздавался».

Последний сатирический журнал Новикова «Кошелек» выходил с 8 июля по 2 сентября 1774 г. Острие сатиры Новиков  направил против «французомании» и  «немысленного обезьянства» дворянского сословия, против его легкомыслия и невежества. В журнале развивалась идея равноправия сословий, предпочтения нравственных и общественных достоинств человека знатности происхождения — «похвальнее бедным быть дворянином или мещанином и полезным государству членом, нежели знатной породы тунеядцем».

Идейное направление обличительной  сатиры Новикова подхватили в конце XVIII в. Д.И. Фонвизин и И.А. Крылов.

В начале 70-х гг. Новиков расширяет свою издательскую деятельность, выпускает книги. Ряд крупных изданий внес вклад в развитие русской науки. В 1772 г. выходит составленный самим Новиковым «Опыт исторического словаря о российских писателях» — серьезное критико-библиографическое издание, положившее начало русскому литературоведению и легшее в основу последующих русских биобиблиографических словарей.

Демократические и просветительские взгляды Новикова сказались в  оценке писателей, деятелей русской  философской науки, искусства, ремесла  — прежде всего с точки зрения общественной полезности. «Опыт исторического  словаря» проникнут гордым национальным самосознанием и патриотизмом. В  предисловии к изданию Новиков  писал: «Россия о преимуществе в  науках спорит с народами, целые  века учением прославлявшимися; науки  и художества в ней распространяются, а писатели наши прославляются».

В 1773 г. Новиков издал капитальный  труд «Древняя российская идрография» — ценнейший памятник русской исторической географии XVII в., познакомивший русское общество с жизнью и бытом Древней Руси. В нем публиковалось рукописное сочинение XVII в. о водных путях России «Книга Большому чертежу». «Древняя российская идрография» неоднократно переиздавалась.

С конца 60-х гг. XVIII в. началась довольно оживленная публикация архивных материалов, необходимых для развития русской исторической науки. Новиков  и здесь внес большой и ценный вклад. При помощи архивистов он издает в 1773-1775 гг. замечательную серию исторических документов под названием «Древняя российская Вивлиофика», в которой стремился отразить «великость духа» предков, «украшенного простотой», и этим содействовать укреплению любви к Родине. В издании публиковались старинные княжеские грамоты дворянству и духовенству, дипломатические материалы, документы по истории расширения русских владений, дворянские родословные и послужные списки, отрывки из летописей и документы по истории древнерусского просвещения и развития ремесла.

«Древняя российская Вивлиофика» значительно расширила и углубила знания о прошлом русского народа. В ее издании принимали участие крупные ученые, знатоки древнерусской письменности и истории — М.М. Щербатов, Г.Ф. Миллер, Н.Н. Бантыш-Каменский, А.Ф. Малиновский. Продолжая сбор исторических документов, Новиков в 1788-1791 гг. выпустил исправленное и дополненное издание «Древней российской Вивлиофики» в 20 томах, т.е. вдвое больше первого. Значение подобного труда так велико, что впоследствии Академия наук выпускала издание под названием «Продолжение Древней российской Вивлиофики».

 

В 1773 г. Новиков организовал  первый издательский коллектив в  России — «Общество, старающееся  о напечатании книг». Целью его  было издание книг, «очищающих от заблуждений  и предрассудков», как сообщалось в «Живописце» по поводу открытия «Общества». «Общество» напечатало несколько  книг, переведенных «Собранием, старающимся  о переводе иностранных книг на российский язык».

Среди них были «Размышления о греческой истории, или О причинах благоденствия и несчастия греков» Г.Б. де Мабли, переведенные А.Н. Радищевым и снабженные его примечаниями. Поясняя термин Мабли «деспотизм», писатель-революционер говорит, что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». «Общество» выпустило несколько книг философских и исторических, ряд произведений мировой литературы — «Илиаду» Гомера в прозаическом переводе П. Екимова, «Путешествия Гулливеровы» Свифта, Филдинга, Гольдони и др.

Информация о работе Особенности «новой» русской литературы 18 века. Периодизация. Главные художественные достижения. Связь с древнерусской традицией и европе