Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:31, курсовая работа
На протяжении многих лет в каждой школе нашей страны, несомненно, изучается творчество величайшего русского поэта Сергея Александровича Есенина. Его произведения будут и впредь изучаться в школе, так как их влияние на формирование личности ребенка велико. Есенинская поэзия «не так легко доступна», как это подчас рисуется неискушенному читателю, введенному в заблуждение внешней простотой и безыскусной ясностью многих стихов поэта. Он очень философичен, хотя эта философия чаще всего скрыта. Поэт, какой бы темы он не касался, стремился к построению целостного, художественного произведения.
Введение ……………………………………………………..
Глава 1. Художественно-поэтический мир С.А.Есенина…
1.1. Биография поэта………………………………….
1.2. Тематика произведений Есенина
1.3. Поэтическая лексика
1.4. Поэтическая техника
1.5. Особенности использования образных средств в лирике Есенина
Глава 2. Обобщение приемов работы по патриотическому воспитанию школьников через пейзажную лирику С.А.Есенина.
2.1. Анализ как основной метод изучения лирических произведений.
2.2. Изучение приемов работы над пейзажной лирикой С.А.Есенина в школе.
2.3.Примеры анализа произведений Есенина в школе.
Очень часто Есенин в своих произведениях обращается к Руси. Первое время он прославляет патриархальные начала в жизни родной деревни .Таковы стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Голубень», «Русь». Правда, порой у поэта слышится «тёплая грусть» и «холодная скорбь», когда он встречает крестьянскую нищету, видит заброшенность родного края. Но это лишь углубляет и усиливает его беспредельную любовь к тоскующей сиротливой земле:
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку,-
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.(«О, Русь, малиновое поле»)
Есенин умеет почувствовать в самой тоске родимой стороны веселость, в дремлющей Руси - накопление богатырских сил. Его сердце отзывается на дивичий смех, на пляску у костров, тальянку ребят. Можно, конечно, уставиться в “ухабины”, “кочки и впадины” родной деревни, а можно увидеть “как синеют кругом небеса”. Есенин усваивает светлый, оптимистический взгляд на судьбу своего Отечества. Поэтому так часто в его стихах звучат лирические признания, обращенные к Руси:
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что разгадать не могу.(«Русь»)
Для обитателя этой Руси весь жизненный подвиг - крестьянский труд. Крестьянин забит, нищ, гол. Так же убога его земля:
Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной. («Топи да болота»)
Такой же нищий, сливаясь с нею, ходит по этой земле мужицкий Бог:
Шёл Господь пытать людей в любви,
Выходил Он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жамкал дёснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: “Вишь, какой убогой.-
Знать, от голода качается, болезный”.
Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
“ На, пожуй… маленько крепче будешь”. («Шел Господь пытать людей в любви…»)
Можно по стихам Есенина восстановить его ранние «мужицко - религиозные» тенденции. выходит , что миссия крестьянина божественна, ибо крестьянин как бы сопричастен творчеству Божью. Бог - отец. Земля - мать. Сын - урожай.
Россия для Есенина - Русь, та плодородящая земля, родина, на которой работали его прадеды и сейчас работают его дед и отец. Отсюда простейшее отождествление: если земля - корова, то признаки этого понятия могут быть перенесены на понятие родина
Поэтизация родной природы средней полосы России, такая постоянная в поэзии Есенина, была выражением чувства любви к родной земле. Когда читаешь такие ранние стихотворения, как “Cыплет черёмуха снегом …”, “Край любимый! Сердцу снятся…”, когда будто наяву видишь поля с их «малиновой ширью», синь озёр и рек, баюкающий «мохнатый лес» с его «стозвоном сосняка», «тропу деревень» с «придорожными травами», нежные русские берёзы с их радостным приветом, поневоле сердце, как и у автора, «васильками светится», и «горит в нем бирюза». Начинаешь по-особому трепетно любить эту «страну березового ситца».
В бурные революционные времена поэт говорит уже о «воспрянувшей Руси», грозной стране. Она видится теперь Есенину огромной птицей, приготовившейся к дальнейшему полёту ( «О Русь, взмахни крылами»). Появляющийся у поэта образ Христа символизирует и образ прозрения, и одновременно новые муки и страдания. Есенин с отчаянием записывает: “Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал”. И поэт мучительно переживает крах своих иллюзий. Тем не менее, в “Исповеди хулигана” он вновь повторяет:
Я люблю Родину.
Я очень люблю Родину!
В стихотворении «Русь уходящая» Есенин уже определённо говорит о том старом, что умирает и с неизбежностью остаётся в прошлом. Поэт видит людей, уверовавших в будущее. Пусть робко и с опаской, но «они о новой жизни говорят». Автор всматривается в кипение изменившейся жизни, в «новый свет», который горит «другого поколения у хижин». Поэт не только удивляется , но и хочет вобрать в сердце эту новь. Правда, и теперь в стихотворения он вносит оговорку:
Приемлю всё.
Как есть всё принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
И всё же Есенин протягивает руку новому поколению, молодому, незнакомому племени. Идея неотделимости своей судьбы от судьбы России выражена поэтом в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» и «Несказанное, синее, нежное…»
Образ страны Есенина невозможно представить без таких всем нам знакомых примет, как «синий плат небес», «солончаковая тоска», «извёстка колоколен» и «берёза - свечка», а в зрелые годы - «костёр рябины красной» и “низкий дом”, “в залихватском степном разгоне колокольчик хохочет до слёз”. Трудно представить себе Россию Есенина и без такой картины:
Синее небо, цветная дуга.
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым, у малиновых сёл
Свадьба ворон облегла частокол.(«Синее небо,цветная дуга…»)
Рождаясь и вырастая из пейзажных миниатюр и песенных стилизаций, тема Родины вбирает в себя русские пейзажи и песни, и в поэтическом мире Есенина эти три понятия: Россия, природа и «песенное слово» - сливаются воедино, поэт слышит или слагает песню «про отчий край и отчий дом», а в это время в тиши полей разносится «рыдалистая дрожь неотлетевших журавлей». Это есенинская Русь. «Это всё, что зовём мы родиной…»
Лирический герой Есенина - современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложный и противоречивый. В стихах Есенина нас покоряет и захватывает в "песенный плен" удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. Теплом и светом согреты и есенинские картины русской природы. Поэт был блестящим мастером пейзажной лирики, подлинно вдохновенным певцом родной земли.
Для Есенина нет ничего дороже рязанских раздолий. Он кровно связан с жизнью народа, прежде всего с жизнью русского крестьянства. Красота родных раздолий, язык народа, молодецкая удаль и грустная боль русской песни, в которой звенит народная душа, - все это было для поэта родным и близким. Для Сергея Александровича Родина - понятие не отвлеченное. Рано покинув родную деревню, поэт навсегда сохранил сыновью преданность ей. Есенин вошел в поэзию певцом полевой России. Лишь поэт, которого до глубины души столь неразделенно и постоянно волновала судьба Руси крестьянской, мог создать столь великие произведения. Столько в его стихах сокровенного, лично пережитого поэтом, столько исконно русского. Душевного близкого и дорогого каждому из людей, сколько в них радости бытия, благодарности к земле, которая дарует нам жизнь. Сколько доброты и сердечного тепла, которого и сейчас не хватает многим на земле. Вся поэзия Есенина направлена на то, чтобы поддержать человека, раскрепостить его духовно и создать для него такие условия, чтобы он смог стать человеком. Глубоко человечное свободолюбивое, патриотическое слово Есенина доходит до сердец людей, пробуждая в них все лучшие черты, объединяя их и нравственно и духовно.
Образ матери встречается в творчестве многих поэтов, но самый емкий, самый выразительный образ матери принадлежит Сергею Есенину. Вряд ли найдется в нашей стране человек, который не знал бы строк есенинского «письма к матери»: они близки сердцу каждого. Для нас мать - самый дорогой и близкий человек на земле. В русском сознании образу матери всегда отводилось особое место: она и кормилица, и защитница, она и олицетворение русской земли, она и «мати зеленая дубравушка», и «волга - матушка», и «Родина - мать», и наконец: «мать - сыра - земля» - последний приют каждого человека. У Есенина складывается пронзительно волнующий образ матери. Он всегда словно сказочный. Она выступает как часть природы, окутана ее тайной. Поэт творит образ-символ, истоки которого в русской национальной традиции. Мать становится символом детства, родного дома, очага родной земли, Родины. Мать и Родина у Есенина - понятия неразделимые.
Крестьянский мир не просто описан Есениным, поэт «заглянул ему в душу» и увидел «нежность грустной русской души», увидел героическое в нем. Патриотизм поэта глубоко ограничен, он тоже - от истоков отцов. В нем отражается все, что составляет его сущность: это мать, родная земля, Русь.
Патриотизм не просто любовь к родине. Патриотизм это великое всеобъемлющее чувство любви ко всему живому: родине, людям, матери, природе. Судьба гениального поэта России- блистательное тому подтверждение. Нет во всем творчестве Есенина, его жизни одного: ухода, отстраненности от самых животрепещущих проблем, которые встали перед родиной поэта, его народом. Родина - это не географическое понятие, ни голое поле и даже не три березы. Родина - это, прежде всего, люди, это народ, который борется за ее свободу, дает этой земле свое родное имя. Гуманизм Есенина рожден прежде всего его великой любовью к родине.
Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить! («Черная, потом пропахшая выть!»)
Единство есенинского мира заключается в одушевленности всего сущего. Поэтому важнейшим законом этого мира является всеобщий метаморфизм: не только люди, животные и растения - дети единой Матери-природы (согласно понимаемой Есениным «узловой завязи природы с сущностью человека»), но и планеты, стихии и предметы являются их братьями и сестрами. В связи с народным мышлением поэта устанавливает родство, единство живой и «неживой» природы, Земли и Вселенной, материального и духовного, реального и фантастического, стихий и стихов. В силу всеобщей одушевленности есенинского мира в нем сливаются не только пространство и время, но и движение; по мысли Есенина, существует гармония мироздания. В его художественно-философском мире изба постепенно превращается в « избяной космос» по образу и подобию земной деревни, реального мира поэт создает и «мир иной», «небесный рай», «небесный сад», куда с земли ведут «небесные лестницы».
Небо в художественном мире поэта - «голубая трава», «голубая пыль», «голубой песок», там растут деревья, пасутся «животные» (месяц, луна, солнце, звезды), а вода на земле - это небесная «синь, упавшая в реку». Пространственные образы у Есенина имеют важный философский смысл: если говорить о есенинской поэзии в целом, то очевидно, что за ее образами и символами стоят такие реалии, как «безграничность», «тоска», «безграничное пространство», «обездоленность», «тайна», «русская незавершенность, оставляющая пространство для тайны». В есенинском мире человек предстает не только как «святой» или «грешник», но и как человек-растение. В центре творчества поэта - сложный, многогранный образ автора, русского человека, яркого представителя своего народа, «настоящего сына своей родины». Любовь к родине роднит поэта с его же героем.
Характерно, что в поэзии Есенина почти нет городских пейзажей. В городе Поэт не находит себе места, мечтает, как блудный сын, возвратиться, вылечить душу слиянием с природой. Но и деревня изменилась, стала другой. А когда он пытается измениться сам, приспособиться к жизни в большом и чужом для него мире, то становится смешным, ненужным и погибает [].
Таковы контуры художественно-философского мира Есенина, главными особенностями которого являются противоречивость поведения его персонажей, разнообразие мотивов, сквозных образов и тем, а также борьба противоположных начал: вечного и преходящего, небесного и земного, божественного и дьявольского, общечеловеческого и классового (крестьянского или пролетарского), нового и старого, городского и деревенского, настоящего и будущег
1.3Поэтическая лексика.
Конкретность и отчётливость поэтического видения выражается самой обиходной бытовой лексикой, словарь прост, в нём отсутствует книжные и тем более абстрактные слова и выражения. Этим языком пользовались односельчане и земляки, и в нём вне всякой религиозной окраски встречаются религиозные слова, которые поэт использует для выражения своих сугубо светских идей.
В стихотворении “Дымом половодье…” стога сравниваются с церквями, а заунывное пение глухарки с зовом ко всенощной.
И тем не менее не следует видеть в этом религиозность поэта. Он далёк от неё и рисует картину родного края, забытого и заброшенного, залитого половодьем, отрезанного от большого мира, оставленного наедине с унылым жёлтым месяцем, тусклый свет которого освещает стога, и они, как церкви, окружают село. Но, в отличие от церквей, стога безмолвны, и за них глухарка заунывным и невесёлым пением зовёт ко всенощной в тишину болот.
Видна ещё роща, которая «синим мраком кроет голытьбу». Вот и вся неброская, нерадостная картина, созданная поэтом, всё, что он увидел в родном затопленном и покрытом синим мраком крае, лишённом радости людей, за которых, право же, не грех и помолиться.
И этот мотив сожаления о бедности и обездоленности родного края пройдёт через раннее творчество поэта, а способы выражения этого глубокого социального мотива в картинах природы, казалось бы, нейтральных к социальным сторонам жизни, будут всё больше совершенствоваться параллельно с развитием словарного запаса поэта.
В стихотворениях «Хороша была Танюша…», «Заиграй, сыграй, тальяночка…», особенно заметно тяготение поэта к форме и мотивам устного народного творчества. Поэтому в них немало традиционно - фольклорных выражений типа: «лиходейская разлука», как «коварная свекровь», «залюбуюсь, загляжусь ли», «в терем тёмный», и коса - «душегубка-змея».