Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:31, курсовая работа
На протяжении многих лет в каждой школе нашей страны, несомненно, изучается творчество величайшего русского поэта Сергея Александровича Есенина. Его произведения будут и впредь изучаться в школе, так как их влияние на формирование личности ребенка велико. Есенинская поэзия «не так легко доступна», как это подчас рисуется неискушенному читателю, введенному в заблуждение внешней простотой и безыскусной ясностью многих стихов поэта. Он очень философичен, хотя эта философия чаще всего скрыта. Поэт, какой бы темы он не касался, стремился к построению целостного, художественного произведения.
Введение ……………………………………………………..
Глава 1. Художественно-поэтический мир С.А.Есенина…
1.1. Биография поэта………………………………….
1.2. Тематика произведений Есенина
1.3. Поэтическая лексика
1.4. Поэтическая техника
1.5. Особенности использования образных средств в лирике Есенина
Глава 2. Обобщение приемов работы по патриотическому воспитанию школьников через пейзажную лирику С.А.Есенина.
2.1. Анализ как основной метод изучения лирических произведений.
2.2. Изучение приемов работы над пейзажной лирикой С.А.Есенина в школе.
2.3.Примеры анализа произведений Есенина в школе.
Используются также фольклорные конструкции поэтического образа. «Не кукушки загрустили - плачет Танина родня» (тип образа, хорошо известный поэту из русской народной песни и «Слова о полку Игореве»).
Стихотворение «Хороша была Танюша…» может служить примером умелого обращения начинающего поэта с фольклором. В стихотворении много фольклорных слов, выражений, образов, и построено оно на основе народной песни, на нём чувствуется рука будущего мастера. Здесь поэт использует психологический параллелизм, часто употреблявшийся в народном творчестве для выражения горя, несчастья, грусти. Есенин, однако, соединил его с бодрым частушечным напевом и добился этим глубокого проникновения в душу своей героини: «Побледнела, словно саван, схолодела, как роса, душегубкою-змеёю развилась её коса»; «Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу, я пришла тебе сказаться: за другого выхожу».
Простые, незамысловатые слова и выражения, заимствованные из народного творчества и создают тот неподдельный, многим близкий стиль С. Есенина.
1.4Поэтическая техника С. Есенина.
Лирический талант Сергея Есенина заметен и в оформлении строк, строф и отдельных стихотворений, в так называемой поэтической технике. Отметим прежде всего словесное своеобразие поэта: радость и горе, буйство и печаль, наполняющие его стихи, он выражает многословно, добиваясь выразительности в каждом слове, в каждой строке. Поэтому обычный размер лучших его лирических стихотворений редко превышает двадцать строк, которых ему достаточно для воплощения подчас сложных и глубоких переживаний или создания законченной и яркой картины.
Несколько примеров:
Не дали матери сына,
Первая радость не впрок.
И на колу под осиной
Шкуру трепал ветерок.(«Корова»)
Две последние строки не только поясняют первые, имеющееся в них метонимическое уподобление содержит целую картину, характерную для сельской жизни. Шкура на колу - знак совершённого убийства, остающегося за пределами стихотворения.
Чуток поэт и к краскам, имеющимся в самом слове или в ряде слов. Коровы говорят у него «на кивливом языке», капуста «волноватая». В словах слышится перекличка кив - лив, вол - нов, во - ва.
Звуки как бы подхватывают и поддерживают друг друга, сохраняя заданное звуковое оформление строки, её мелодию. Особенно это заметно в гармонии гласных: твою озёрную тоску; в терем тёмный, в лес зелёный.
Строфа у поэта обычно четырёхстрочная, в которой каждая строка синтаксически закончена, перенос, мешающий напевности, - исключение. Четырёх - и двухстрочные строфы не требуют и сложной системы рифмовки и не дают её многообразия. По своему грамматическому составу рифмы Есенина не одинаковы, однако заметно тяготение поэта к точной рифме, придающей особую гладкость и звонкость стиху
Месяц рогом облако бодает,
В голубой купается пыли.
И кивал её месяц за курганом,
В голубой купается пыли.(«Месяц рогом облако бодает…»)[]
1.5Особенности использования образных средств в лирике Есенина
Стиль поэта индивидуален, поэт использует различные художественные средства. Олицетворения: «клененочек маленький матке зеленое вымя сосет…» («Там, где капустные грядки…»), «поет зима-аукает.», « и злится все сильней.» («Поет зима_- аукает»), «дремлет лес » , «подпоясалась сосна» («Пороша»), «улыбнулась солнцу сонная земля», «звонко побежала резвая волна» (« Колокол дремавший…»), « задремали звезды золотые» , « улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы» ( «С добрым утром») , « звонки ветры панихидную поют», « ткет ей саван нежнопенная волна» («Зашумели над затоном тростники») , « им смеялась роща зыками»(« По селу тропинкой кривенькой»), « синь сосет глаза» ( «Гой ты, Русь, моя родная»), « пляшет ветер по равнинам, рыжий ласковый осленок.»(« Сохнет стаявшая глина»), « никнут сосны, никнут ели и кричат ему: Осанна!»( «Сохнет стаявшая глина»), « лижут сумерки золото солнца» (« По дороге идут богомолки»), « осень рощи подожгла»( «Горек запах черной гари»), « наряжали ветки хвойные в покрывала златотканые» ( «Лебедушка»), «перешептывались лилии» («Лебедушка»), «обомлели тополя» («Королева») оживляют весь мир, делают его одухотворенным, очеловеченным, и в этом едином. Метафоры: « душегубкою_змеею развилась ее коса»(« Хороша была Танюшка...»), «васильками сердце светится»( «Зыграй, сыграй тальяночка...») , «ивы- кроткие монашки»( «Край любимый!») , «березовое молоко»( «Пойду в скуфье смиренным шагом»), « осень -рыжая кобыла -чешет гриву»(«Осень»), «струятся звездные псалмы»(«Не ветры осыпают кущи») и другие изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий, зримый, наглядный, почти осязаемый характер. Одним из любимых образных средств поэта является метафора.Метафора (от греч. metaphora - перенос) - это переносное значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому, причём можно использовать и сходство, и контраст.
Поэтику Есенина отличает тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам многозначности, а к вещности и конкретности. Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Но он создает их по фольклорному принципу: он берет для образа материал из того же деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно явление или предмет другим. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить своё мировосприятие.
Отсюда стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метафоризм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери - природы.
Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной.
Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба
И с хруптом мысленно кусая огурцы,
За ровной гладью вздрогнувшее небо
Выводит облако из стойла под уздцы.
Здесь даже мельница - бревенчатая птица
С крылом единственным - стоит, глаза смежив.(«Голубень»)
Звукопись Есенина отличает органическая, естественная связь с окружающим миром. Яркий, далеко не единственный, пример этому -- стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная...», в котором через аллитерации дан выразительнейший звукописный образ слепящей до слез, разъедающей, выедающей до боли глаза сини бескрайних русских просторов:
Нужно обратить внимние , что в поэтической образности Есенина важное место занимает цветопись ; владение этим искусством досталось как драгоценное наследство от устной речевой стихии, от иконописи, «умозрения в красках» (Е. Трубецкой) - источника познаний изобразительных средств, из интереса и внимания ко всем сторонам человеческого бытия, свойственного его художественной натуре. Но главным учителем и кладезем цветовой гармонии для поэта была русская природа:
«Я учусь, я учусь моим сердцем
Цвет черемух в глазах беречь».(«Хорошо под осеннюю свежесть…»)[]
Его чуткое импрессионистическое мировидение, умеющее постичь значительное в малом, мастерски вычленяло из синкретических картин (они постоянно присутствуют в его поэзии) индивидуальное, не нарушая при этом внутреннего единства
Не видать конца и края -- Только синь сосет глаза.
Поэт передает формы, краски, звуки и запахи создаваемого им художественного мира: «Пахнет вербой и смолою», «Суховатой липой». В есенинском мире все звучит, даже тополя «чахнут звонко». Особую роль при «озвучивании» художественного мира поэта играет ритмика и фонетика стиха. Охарактеризуем здесь кратко значение ритмико-фонетических средств в мире Есенина.
Начальный период есенинского творчества характеризуется опробованием различных силлабо-тонических метров и довольно быстрым и успешным освоением хорея. Этим размером написаны «Береза» (трехстопный хорей с пиррихием) и «Гой ты, Русь, моя родная...» (четырехстопный хорей). Есенинский хорей протяжен, как романс, богат пиррихиями, особенно на первой строфе, что придает ему интонационную плавность и напевность, лирическую музыкальность и задушевную мягкость. Лирическая нежность есенинских хореев создается также различными приемами.
Особо следует сказать о красках цветного есенинского мира. Об этом написано довольно много, но хочется обратить внимание на определенную закономерность эволюции цветовых образов поэта.
Художественный мир самого раннего Есенина почти полностью бесцветен, лишен цветовых образов. И в стихотворении «Береза» в основном цветные определения, а не метафорические эпитеты. Поскольку в большинстве стихов Есенина 1910--1913 годов, как и в душе его лирического героя того времени, господствует «жизни холод», то вполне естественны «бесцветные дни» («Упоенье -- яд...») и «мечты без полета» («Ты плакала в вечерней тишине...»).[]
Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, вызванивают ивы, звенят удила, « со звонами» плачут глухари, заливаются бубенцы, шумят тростники. Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана.
И еще одна главнейшая , определяющая черта поэзии Есенина- полная слитность с народной жизнью. Отличительная особенность есенинской цветописи - мажорность, четкость, импрессионистическая точность, осязаемость. Краски у него всегда живые, как все в природе; динамичные Соответствующие даже мгновению, времени суток и месяца; мелодичные, броские, звучащие, что кажется удивительным при почти элегической тональности его стихов.
Богатство есенинского радужного спектра возможно сравнить лишь с красками природы. Поэт оперирует всеми цветами, окружающими его: синим, голубым, золотым, желтым, зеленым, коричневым, черным, белым, розовым, малиновым, вишневым, алым, огненным и т.д. []
Из сказанного выше следует, что основными образами в творчестве поэта являются: образ матери, образ деревни, образ Родины (Руси). Одним из основных является образ природы.. В своих произведениях Есенин широко использует такие образные средства: метафора, олицетворения, эпитеты. Для его творчества характерны «богатая» звукопись и цветопись.
Глава 2. Обобщение приемов работы по патриотическому воспитанию школьников через пейзажную лирику С.А. Есенина
2.1. Анализ как основной метод изучения лирических произведений
Школьная практика свидетельствует, что многие стихотворения без соответствующих комментариев просто не будут понятны, ряд других будет понят однозначно, узко. И, наконец, любому лирическому стихотворению противопоказан анализ, сопровождающийся постановкой десятков вопросов, которые подчас направляют учеников на прозаический пересказ текста, а главное - разрушают целостное восприятие стихотворения. Дело, стало быть, не в том, нужен ли анализ, а в его направлении, мере и конкретных формах. Чтобы наметить принцип и приемы аналитической работы над лирикой, необходимо отчетливо осознать своеобразие художественной природы лирического произведения, особенности лирического образа, основных компонентов лирического стихотворения - композиции, языка, стиха. Наблюдения над художественной формой помогут ввести учащихся во внутреннее содержание лирического произведения, раскрыть строй мыслей и чувств поэта.
Одна из задач учителя заключается в том, чтобы раскрыть мир лирического стихотворения во всем многоцветье красок и отзвуков. Ученики должны понять, что для каждого художника характерно свое, оригинальное видение мира, и когда мы читаем произведение, важно определить, чем этот поэт не похож на других, чем он обогатил наше представление о жизни.
В старших классах, разумеется, происходит определенный сдвиг в эстетической подготовке учеников. Под влиянием школьного анализа критерии оценки лирических стихотворений становятся глубже и многограннее. Одним из важнейших элементов восприятий и оценки стихотворения становится наблюдение над его общественным звучанием.
Подчас ученики применяют одни и те же формулы к характеристике разных художественных явлений и тем самым уравнивают их содержание. О художественных достоинствах стихотворений или не говорят ничего, или говорят крайне бегло, невнятно, обнаруживая слабую осведомляемость в вопросах теории литературы и недостаточно развитый эстетический вкус.
При изучении лирической поэзии в школе, возникает задача познакомить учащихся со спецификой лирики как особого рода литературы. Помочь восприятию таких особенностей лирики, как ассоциативность, метафоричность. Выработать объективные критерия оценки лирического произведения, вооружить учеников определенными навыками его анализа.
Анализируя художественное произведение, исходим из того, что оно является звеном единой художественной системы. Но система эта включает в себя не только литературу, она охватывает всю сферу искусства - и изобразительное искусство, и музыку, и искусство театра и кино и. д.
В настоящее время в школьной практике используется несколько видов анализа текста: это лингвостилистический, комплексный, анализ стихотворения, анализ эпизода. По каждому уже существуют разработанные методики. Самым сложным, на мой взгляд, является анализ лирического произведения (стихотворения): понимание, истолкование, оценка, потому что два ученика могут проанализировать одно и то же стихотворение по-разному. И различия будут касаться не того, где в этом произведении повторы, сравнения, метафоры, а способов подачи информации. Один ребёнок просто перечислит - без порядка и разбора всё, что успел увидеть (по плану, предложенному учителем). Другой увидит взаимосвязь между отдельными средствами выразительности, покажет, как они подчинены единому замыслу поэта. Кроме того, каждый из них должен пропустить анализируемое стихотворение через своё сердце, свою душу. А это во многом зависит от эстетического чувства, от знаний ребёнка; каждый берёт из текста только то, что есть в его собственной душе.