Процесс воспитания патриотических чувств школьников на основе изучение пейзажной лирики С.А. Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении многих лет в каждой школе нашей страны, несомненно, изучается творчество величайшего русского поэта Сергея Александровича Есенина. Его произведения будут и впредь изучаться в школе, так как их влияние на формирование личности ребенка велико. Есенинская поэзия «не так легко доступна», как это подчас рисуется неискушенному читателю, введенному в заблуждение внешней простотой и безыскусной ясностью многих стихов поэта. Он очень философичен, хотя эта философия чаще всего скрыта. Поэт, какой бы темы он не касался, стремился к построению целостного, художественного произведения.

Содержание

Введение ……………………………………………………..
Глава 1. Художественно-поэтический мир С.А.Есенина…
1.1. Биография поэта………………………………….
1.2. Тематика произведений Есенина
1.3. Поэтическая лексика
1.4. Поэтическая техника
1.5. Особенности использования образных средств в лирике Есенина
Глава 2. Обобщение приемов работы по патриотическому воспитанию школьников через пейзажную лирику С.А.Есенина.
2.1. Анализ как основной метод изучения лирических произведений.
2.2. Изучение приемов работы над пейзажной лирикой С.А.Есенина в школе.
2.3.Примеры анализа произведений Есенина в школе.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 395.18 Кб (Скачать файл)

В своей практике я давно убедилась в том, что даже в старших классах многие ученики не могут правильно определить тему и идею стихотворения, а ведь от них зависит правильное истолкование произведения. Поэтому при анализе стихотворения надо «идти» не от темы к идее, как это предлагает методика, а от понимания (от словесных картин, рисуемых поэтом в строфах) к теме и идее. Рассмотрим подробнее творчество Сергея Есенина. Как мы убедились, природа является для Есенина важной не только как тема, образ, мир, но и как главный источник художественных средств для раскрытия различных тем (темы родины и революции, жизни и смерти, любви и ненависти, концепции человека и других философских проблем).

Итак, стихи имеют не только первый, лексический смысл. С помощью разнообразных художественных средств поэт создает второй, образно-метафорический, и третий, философско-символический уровень поэтического мира. Рассмотрим стихотворения, изучающиеся в школе.

 

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…»

 

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

 

Как  захожий богомолец

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко  пахнут тополя

 

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за огородом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке.

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

 

В мировоззрении Есенина органично объединились два начала - христианское и крестьянское. Тема крестьянской России, тема избы не была для поэта лубком. В творчестве поэта она обрела философскую значимость; ее следует рассматривать и в контексте Нового Завета, и в контексте русской еретической мысли: крестьянский образ жизни олицетворял земной рай. Образ крестьянского рая воссоздан в этом стихотворении. Лирический герой - богомолец; дух на Руси -- благодатный, райский: «Пахнет яблоком и медом. По церквам твой кроткий Спас». Крестьянская Русь в этом стихотворении, как вообще в лирике Есенина 1910-х годов, -- олицетворение неба, сини: «Только синь сосет глаза»; сами хаты обретают религиозное звучание - это «в ризах образа». Синий цвет, традиционно ассоциировавшийся с образом Богородицы, стал доминирующим в цветовой образности есенинского стиха.

В этом стихотворении поэт использует различные художественные средства. Олицетворение («синь сосет глаза») оживляет весь мир, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. Метафорические сравнения   (девичий смех звенит, как сережки) и эпитеты («в водах лонных», «зеленя стозвонные», «призрачная звезда», «звенящая борозда», «прохлада росная» и др.), оксюмороны («радость убогая», «звонко чахнут тополя») и другие изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий, зримый, наглядный, почти осязаемый характер. При чтении сразу предстает картина, описанная поэтом, живая, звучащая. Каждая строка, каждое слово будто пронизано любовью поэта ко всему живому, к родной природе.

 

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…»

 

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться.

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя! иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь.

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

      «Не жалею, не зону, не плачу...» - одна из вершин есенинской поэзии. Проникновенный,  пронзительный лиризм это стихотворения, предельна душевная открытость, передача диалектики движений сердца. Стихотворение Есенина, при всей его насыщенности «диалектикой души»,  изобилует «земными» образами, выписанными ярко и сочно, афористичным языком и с редким проникновением! смотрел в жизнь природы: «все пройдет, как с белых яблонь дым», «золото увяданья», «страна березового ситца». Рядом с этим соседствует сочетание фразы из поэтического лексикона XIX века. («О,  моя утраченная свежесть») и типично есенинское, народно-человеческое: «буйство глаз и половодье чувств».

Содержание стихотворения предельно конкретно и в то же время условно. Рядом с поэтическими деталями земною мира («белых яблонь дым», «страна березового ситца»,   символический образ розового коня. «Розовый конь» -символ восхода, весны, радости, жизни... Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. На таком коне скакал Есенин в детстве и юности по родной земле «Проскакал на розовом коне»- трагический знак уже отшумевшей жизни. Но и глубинное проникновение в красоту расцвета. Поэтому дальше идут строки о бренности всего земного,  и розовый цвет переходит в холодную, почти траурную медь:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

 

Тихо льется с кленов листьев медь...

 

Поэт не останавливается на этой траурной ноте. Ибо для него бытие не бессмыслица. Вот почему все венчают строки, благословляющие жизнь, весну, цветение:

Будь же ты вовек благословенно.

 

Что пришло процвесть и умереть.

 

Хотя стихотворение фактически и кончается на слове "умереть", акцентируется (находится под смысловым ударением) емкое слово «процвесть». Суть стихотворения - благодарственная песнь, благословение всего сущего.

Стихотворение «Отговорила роща золотая»

 

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть?

Ведь каждый в мире странник

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит коноплям пик

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой.

Но ничего в прошедшем мне не жаль,

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветъ.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком.

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

 

 

Стихотворение "Отговорила роща золотая..." кажется беспросветным и грустным. Однако это не гак. Возьмем за исходную точку анализа мифологическое мировосприятие автора. И сразу поэтическое содержание расширяется, углубляется. "Золотая роща"- это и предметный образ, но и обобщенный - жизнь поэта, даже бытие вообще. Философское содержание выражено в конкретных примерах, интересных, значительных даже в этом узком значении и "набирающих" особенно большое содержание,  когда их соотносить с печальными  раздумьями поэта о смысле сущего и своей судьбе (по жанру это элегия).

Осень - пора тишины и ярких красок, поэтому главенствуют здесь цветовые образы, а звуковых практически нет. Но есть один удивительно емкий, своего рода "камертон", настраивающий тональность стихотворения: "И журавли, печально пролетая...".  Общая тема увядания, ощущение последних дней, всепрощающее восприятие этой участи определяют значимость запечатленной картины улетающих, прощающихся с родной стихией, птиц.

Журавли с их печальным "курлыканьем в синие дали" (как сказал Есенин в другом стихотворении) - как бы мотив жизни, "музыкальная тема'' стихотворения - прощальная песня со всем юным, с "природой, душой человека.

Большую роль в стихотворении играет цвет. Золотая -  это и символически возвышенное определение прекрасного, и цвет осени. Возникает тема странника, тема бесприютности, подчеркнутая холодным цветовым эпитетом: «над голубым прудом».

Одиночество и бесприютность лирического «я» особо ощутимы в строфе, где человек один среди осенней голой равнины. Но... с теплыми воспоминаниями о "веселой юности". Соотнесение  весны в душе человека и осени выражено через  зримый  предметный  образ:

В саду горит костер рябины красной.

 

Но никого не может он согреть...

 

Далее вступает тема конца -- траура, увядания, - последнего дыхания засыпающей природы. Частично на это наводит строка «не обгорят рябиновые кисти», несмотря на отрицание все же вызывающая представление о сожженном, обугленном, черном, и, конечно,  желтизна травы. Тихое падение листьев доносит мотив печального успокоения некогда сильных порывов: не «закружилась листва золотая», а «дерево роняет тихо листья» - отдельные, одинокие листья.

Все вдруг завершается темой двух главных стихий - времени и ветра: они, переводя действие в иное, «космическое» измерение, возвращают все к теме жизни, хотя и «отговорившей» :

И хотя концовки стихотворений «Не жалею, не зову, не плачу...» и «Отговорила роща золотая...» трагические, сами воспоминания о прошумевшей, процветшей жизни наводят на мысль о приятии бытия

Шубникова-Гусева в своей статье говорит о том, что «жизнь и творчество Есенина» даже в самых авторитетных, утвержденных Министерством Российской Федерации, программах представлено довольно скупо и невыразительно. В этих условиях успех преподавания во многом зависит от личности учителя, его литературного вкуса, его умения анализировать художественное произведение и подготовить школьника к самостоятельному эстетическому восприятию. В обязательном минимуме содержания общеобразовательных программ по литературе, утвержденных Министерством РФ, перечислено несколько лирических стихотворений Есенина и ни одной большой поэмы («Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Сорокоуст», «Русь советская» и «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» из «Персидских мотивов» ). [Шубникова-Гусева // Литература в школе. - 2004. - №2]

Шубникова-Гусева обращается к программе под редакцией В.Я. Коровиной (2001).Здесь, на уровне первой ступени, учащиеся знакомятся только с четырьмя стихотворениями; в V классе - по теме «О родине и родной природе» рекомендуется «Береза» С.А. Есенина. В VI классе - «Мелколесье. Степь и дали», «Задремали звезды золотые…» и «Пороша». [Шубникова-Гусева // Литература в школе. - 2004. - №2]

 

2.3.Примеры анализа пейзажной лирики Есенина в школе.

 

Таким образом, в школах нашей страны изучаются такие стихотворения Есенина: «Вот уж вечер, роса», «Край ты мой заброшенный»(9класс), «Задремали звезды золотые», «Мелколесье. Степь да дали»(5-6 класс), «Топи да болота»(7 класс), «Береза», «Черемуха»(3-4 класс) Предлагаются фрагменты уроков по изучению пейзажной лирики Есенина.

 

Фрагмент анализа стихотворения «Черемуха»

Цель: знакомство со стихотворением С.А.Есенина «Черемуха»

Задачи: учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения; развивать

умение высказывать свои мысли; совершенствовать коллективные формы работы.

 

Беседа.

 

- Я обещала встречу с весной. С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Познакомимся со стихотворением «Черемуха».

- О чем будет стихотворение?

-Что такое черемуха? (дерево с сильно пахнущими цветками и темными терпкими ягодами)

- Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал поэт.

- Кому понравилось?

-Какие чувства возникли у вас?

Лингвистическое комментирование

Медвяная - запах меда (черемуха - медоносное растение)

Пряная - острые, ароматные по вкусу и запаху

Гремучая - шумная, издающая громкие звуки

Обдает - окатывает водой, брызгами со всех сторон

Вкрадчиво - осторожно, доверительно

Под кручею - под обрывом (круча - крутой спуск, обрыв)

- Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение? (Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы)

- Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

1 группа - Эпитеты (цвет) - образное художественное определение предмета .

Ветки золотистые, серебряный ручей, зелень золотистая

2 группа - Эпитеты ( свойства + запах)

Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, маленький ручей, волной гремучею

- Почему о дереве говорится как о цветке?

3 группа - Сравнение - сопоставление одного явления или предмета с другим .И ветки золотистые, что кудри завила

- Почему автор использует такое сравнение?

- Черемуха распустила все свои бутончики?

4 группа - Метафора - это перенос значений на основе сходства .

Информация о работе Процесс воспитания патриотических чувств школьников на основе изучение пейзажной лирики С.А. Есенина