Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 08:44, контрольная работа
Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что в своем учении Толстой исследует понятия веры, Бога, нравственности, любви и т.д. Эти проблемы всегда стояли перед человечеством и были актуальны ещё в VI, и в XV, и в XIX веке, остаются такими и сейчас. Цель курсовой работы заключается в том, что бы исследовать основные положения религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого. Задачей, проанализировать метафизическую основу учения через разбор его ключевых положений - веры, души и Бога.
ВВЕДЕНИЕ ……… ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЕ Л.Н. ТОЛСТОГО
Л.Н. Толстой об «истинной религии» и смысле жизни …………………………………..…4
Выводы по главе 1 …………………………………………………………………………..…6
ГЛАВА 2. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ НЕПРОТИВЛЕНИЯ:ВЕРА-ДУША-БОГ
2.1. Вера……………………………………………………….………………………………..9
2.2 Душа………………………………………………………………………………...….....15
2.3 Бог………………………………………………………………..……..............................21
Выводы по главе 2…………………………………………………………....…………….....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. ………........38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..40
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н.Толстого»)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему:
«РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОВСКАЯ УЧЕНИЕ Л.Н. ТОЛСТОГО»
Выполнила: студентка заочной формы обучения 2 курса группы 2Д факультета русской филологии и документоведения Киреева А.О. Проверила: д.ф.н., проф. Мелешко Е. Д. |
Тула 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……… ………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЕ Л.Н. ТОЛСТОГО
Л.Н. Толстой об «истинной религии» и смысле жизни …………………………………..…4
Выводы по главе 1 …………………………………………………………………………..
ГЛАВА 2. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ НЕПРОТИВЛЕНИЯ:ВЕРА-ДУША-БОГ
2.1. Вера……………………………………………………….…………
2.2 Душа……………………………………………………………………
2.3 Бог………………………………………………………………..…
Выводы по главе 2………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..40
Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что в своем учении Толстой исследует понятия веры, Бога, нравственности, любви и т.д. Эти проблемы всегда стояли перед человечеством и были актуальны ещё в VI, и в XV, и в XIX веке, остаются такими и сейчас. Цель курсовой работы заключается в том, что бы исследовать основные положения религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого. Задачей, проанализировать метафизическую основу учения через разбор его ключевых положений - веры, души и Бога.
Предметом исследования курсовой работы являются нахождения ответов в религиозных учениях на вековые вопросы. Объектом исследования являются учения Л.Н. Толстого.
Религиозно - философское учение Л.Н.Толстого представляет собой целостную систему, структурными элементами которой являются метафизика и этика. Этика Толстого немыслима без метафизического обоснования.
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЕ Л.Н. ТОЛСТОГО
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) принадлежит к самым выдающимся писателям и мыслителям второй половины XIX и начала XX века, создавшим религиозно-этическое учение о мире, о человеке, о смысле жизни и общественном переустройстве. Это учение получило название «толстовства». В конце XIX - начала XX в. оно превратилось в целое направление русской мысли и имело многочисленных последователей в различных слоях общества, как в России, так и за ее пределами.
Философский трактат молодого Толстого «О цели философии» (1847) всецело находится в русле этих идей. Как человек может достичь счастья и благосостояния - вот, по мнению Толстого, главный вопрос философии. В чем смысл жизни, каково место человека в мире, и каково его назначение - это те проблемы, над разрешением которых должна трудиться философская мысль. Все планы преобразования жизни Толстой связывал с усовершенствованием человека. Путь к спасению страждущего человечества, по мнению Толстого, - это нравственное усовершенствование и непротивление злу насилием. Отсюда, естественно, проблемы нравственности выдвигаются в центр философской концепции Толстого.
Разработку учения о нравственности он не мыслил без религиозного основания. А это вело его к созданию «истинной» религии, потому что церковная, официальная, богословская вера его не удовлетворяла. Все религии, по мнению Толстого, заключают в себе две части: одна - этическая, т.е. учение о жизни людей, а другая - метафизическая, содержащая основную религиозную догматику и толкующая о боге и его атрибутах, о происхождении мира и людей. Поскольку метафизическая сторона религий неодинакова, будучи как бы сопутствующим признаком, а этическая во всех религиях совпадает, то, следовательно, именно она и составляет подлинный смысл любой религии, а в «истинной» должна сделаться единственным содержанием. И сколько бы церковь ни подменяла этику метафизикой, сколько бы ни ставила внешнее, мирское выше внутреннего в угоду земным, корыстным целям, - люди, в особенности простой народ, далекий от понимания догматических ухищрений, помимо церкви и даже вопреки ей сохранил нравственное ядро религии во всей его чистоте. Поэтому Толстой и звал учиться истинной вере у простых людей.
Важное место в системе
религиозно-этических
Хотя Толстой отрицал
церковное христианство, за что был
отлучен от церкви, тем не менее
именно оно, впитанное им еще в
раннем возрасте, определило главное
направление его религиозно-
Те идеи, которые он извлекал из восточных религий и из древней азиатской философии, имели для Толстого только то значение, что в них он находил подкрепление идеям и верованиям, в духе которых он был воспитан с детства Но при всем этом надо иметь в виду, что отношение к христианству Толстого мыслителя было достаточно сложным. Из христианства он усвоил те черты, которые в сущности одинаково свойственны всем религиям, а именно - равенство людей перед Богом, любовь к ближнему, непротивление злу насилием, моральное самоусовершенствование, выведенное из необходимости служения богу, и т.п. С другой стороны, Толстой хорошо себе представлял, что христианская догматика была для церкви только «предлогом», в действительности же церковь всегда преследовала главным образом свою выгоду, эксплуатируя невежество простых людей и их наивную веру. Поэтому Толстой отвергает церковную организацию, таинства, обрядность и даже общепринятую догматику.
Поставив перед
собой задачу очистить
Выводы по главе 1: Итак, религиозно-этическая философия Толстого, - или, лучше сказать, религиозная этика, составлявшая стержень его общетеоретических воззрений, - направлена, главным образом, в сторону человека и посвящена выяснению отношений людей к миру, человеческой природы, цели и смысла человеческого существования. Этот круг вопросов издавна волновал человечество, и все крупные художники или мыслители прошлого так или иначе затрагивали ту область, которая для Толстого была единственно важной и которой он отдал весь свой талант. Не найдя у своих предшественников - богословов, моралистов и философов - удовлетворяющего ответа на эти простые, но вечные вопросы, Толстой, обладающий способностью поразительно глубоко проникать в духовный мир человека и всегда до конца искренний в поисках «правды жизни», обратился к исследованию самой жизни в самых различных ее проявлениях. Хорошо зная быт и нравы дворянской аристократии, городских низов и разоряющегося крестьянства, он нарисовал в своих художественных произведениях яркую, убедительную картину распада феодальной России и ее превращения в буржуазную, встающую на западноевропейский путь развития.
Сила Толстого, прежде всего, в критике морали эксплуататорского общества. Писатель гневно бичевал пороки высших классов, клеймил их нравственное разложение. Средоточием высших моральных ценностей, согласно Толстому, является трудовой народ.
ГЛАВА 2 МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ НЕПРОТИВЛЕНИЯ:ВЕРА-ДУША-БОГ
2.1.ВЕРА
Религиозно-философский
синтез Толстого начинается с
кардинального переосмысления
Вслед за определением
единой нравственной основы
Вера есть сила жизни"3. "Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью"4.
Таким образом,
определение веры стало
В данном контексте
нас в большей степени
На наш взгляд, толстовская "философия веры" продолжает русскую традицию цельного духовного знания, ярко выраженную в славянофильстве. В связи с этим достаточно указать, например, на понятие "верующего разума", которое мы находим в философии И. В. Киреевского5. Причем речь здесь идет не о случайном терминологическом нововведении, а о цельной философской концепции.
Каковы же основные
положения толстовской "
Согласно Толстому,
первыми предметами веры
Информация о работе Религиозно - философская учение Л.Н. Толстого