Религиозно - философская учение Л.Н. Толстого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 08:44, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что в своем учении Толстой исследует понятия веры, Бога, нравственности, любви и т.д. Эти проблемы всегда стояли перед человечеством и были актуальны ещё в VI, и в XV, и в XIX веке, остаются такими и сейчас. Цель курсовой работы заключается в том, что бы исследовать основные положения религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого. Задачей, проанализировать метафизическую основу учения через разбор его ключевых положений - веры, души и Бога.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……… ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЕ Л.Н. ТОЛСТОГО
Л.Н. Толстой об «истинной религии» и смысле жизни …………………………………..…4
Выводы по главе 1 …………………………………………………………………………..…6
ГЛАВА 2. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ НЕПРОТИВЛЕНИЯ:ВЕРА-ДУША-БОГ
2.1. Вера……………………………………………………….………………………………..9
2.2 Душа………………………………………………………………………………...….....15
2.3 Бог………………………………………………………………..……..............................21
Выводы по главе 2…………………………………………………………....…………….....29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. ………........38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

(ФГБОУ ВПО «ТГПУ  им. Л.Н.Толстого»)

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему:

 

«РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОВСКАЯ УЧЕНИЕ Л.Н. ТОЛСТОГО»

 

 

Выполнила:

студентка заочной формы обучения

2 курса группы 2Д

факультета русской филологии и документоведения

Киреева А.О.

Проверила:

д.ф.н., проф.

Мелешко Е. Д.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

Тула 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……… ………………………………………………………………………..3                                                                                          

 

ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЕ Л.Н. ТОЛСТОГО

Л.Н. Толстой об «истинной религии» и смысле жизни …………………………………..…4

Выводы по главе 1 …………………………………………………………………………..…6

 

ГЛАВА 2. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ НЕПРОТИВЛЕНИЯ:ВЕРА-ДУША-БОГ

2.1. Вера……………………………………………………….………………………………..9                        

2.2  Душа………………………………………………………………………………...….....15                                                                                                  

2.3 Бог………………………………………………………………..……..............................21                                       

Выводы по главе 2…………………………………………………………....…………….....29                                                                           

                                                                    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. ………........38                                                                             

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что в своем учении Толстой исследует понятия веры, Бога, нравственности, любви и т.д. Эти проблемы всегда стояли перед человечеством и были актуальны ещё в VI, и в XV, и в XIX веке, остаются такими и сейчас. Цель курсовой работы заключается в том, что бы исследовать основные положения религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого. Задачей, проанализировать метафизическую основу учения через разбор его ключевых положений - веры, души и Бога.

Предметом исследования курсовой работы являются нахождения ответов в религиозных учениях на вековые вопросы. Объектом исследования являются учения  Л.Н. Толстого.

Религиозно - философское учение Л.Н.Толстого представляет собой целостную систему, структурными элементами которой являются метафизика и этика. Этика Толстого немыслима без метафизического обоснования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЕ Л.Н. ТОЛСТОГО

    1. Л.Н. Толстой об «истинной религии» и смысле жизни

 

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) принадлежит к самым выдающимся писателям и мыслителям второй половины XIX и начала XX века, создавшим религиозно-этическое учение о мире, о человеке, о смысле жизни и общественном переустройстве. Это учение получило название «толстовства». В конце XIX - начала XX в. оно превратилось в целое направление русской мысли и имело многочисленных последователей в различных слоях общества, как в России, так и за ее пределами.

Философский трактат  молодого Толстого «О цели философии» (1847) всецело находится в русле  этих идей. Как человек может достичь счастья и благосостояния - вот, по мнению Толстого, главный вопрос философии. В чем смысл жизни, каково место человека в мире, и каково его назначение - это те проблемы, над разрешением которых должна трудиться философская мысль. Все планы преобразования жизни Толстой связывал с усовершенствованием человека. Путь к спасению страждущего человечества, по мнению Толстого, - это нравственное усовершенствование и непротивление злу насилием. Отсюда, естественно, проблемы нравственности выдвигаются в центр философской концепции Толстого.

Разработку учения о  нравственности он не мыслил без религиозного основания. А это вело его к  созданию «истинной» религии, потому что  церковная, официальная, богословская вера его не удовлетворяла. Все религии, по мнению Толстого, заключают в себе две части: одна - этическая, т.е. учение о жизни людей, а другая - метафизическая, содержащая основную религиозную догматику и толкующая о боге и его атрибутах, о происхождении мира и людей. Поскольку метафизическая сторона религий неодинакова, будучи как бы сопутствующим признаком, а этическая во всех религиях совпадает, то, следовательно, именно она и составляет подлинный смысл любой религии, а в «истинной» должна сделаться единственным содержанием. И сколько бы церковь ни подменяла этику метафизикой, сколько бы ни ставила внешнее, мирское выше внутреннего в угоду земным, корыстным целям, - люди, в особенности простой народ, далекий от понимания догматических ухищрений, помимо церкви и даже вопреки ей сохранил нравственное ядро религии во всей его чистоте. Поэтому Толстой и звал учиться истинной вере у простых людей.

Важное место в системе  религиозно-этических воззрений  Толстого занимает понятие бога и  особенно то, какое значение это  понятие имеет для человека. Определения  бога в онтологическом плане, т.е. как бесконечное бытие, а также в космологическом смысле, т.е. как творца мира, для Толстого несущественны. Напротив, он объясняет метафизическим суеверием идею, что мир произошел из ничего, только в результате акта божественного творения. Сущность божества он рассматривает преимущественно в моральном плане. Он представляет бога в качестве «неограниченного существа», которое сознается каждым человеком в самом себе в ограниченных временем и пространством пределах. А еще точнее, как любил повторять Толстой, «бог есть любовь», «совершенное благо», составляющее ядро человеческого «Я». Он склонен был отождествлять понятие бога с понятием души. «Нечто бестелесное, связанное с нашим телом, мы называем душою. Это же бестелесное, ни с чем не связанное и дающее жизнь всему, что есть, мы называем богом»[1].

Хотя Толстой отрицал  церковное христианство, за что был  отлучен от церкви, тем не менее  именно оно, впитанное им еще в  раннем возрасте, определило главное  направление его религиозно-философских исканий

  Те идеи, которые он извлекал из восточных религий и из древней азиатской философии, имели для Толстого только то значение, что в них он находил подкрепление идеям и верованиям, в духе которых он был воспитан с детства Но при всем этом надо иметь в виду, что отношение к христианству Толстого мыслителя было достаточно сложным. Из христианства он усвоил те черты, которые в сущности одинаково свойственны всем религиям, а именно - равенство людей перед Богом, любовь к ближнему, непротивление злу насилием, моральное самоусовершенствование, выведенное из необходимости служения богу, и т.п. С другой стороны, Толстой хорошо себе представлял, что христианская догматика была для церкви только «предлогом», в действительности же церковь всегда преследовала главным образом свою выгоду, эксплуатируя невежество простых людей и их наивную веру. Поэтому Толстой отвергает церковную организацию, таинства, обрядность и даже общепринятую догматику.

 

 

  1. Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. Т.46. М., 1937. С. 135 Здесь и далее цит. по: Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. Юбилейное издание в 90 томах. — М, 1928 — 1958.

 Поставив перед  собой задачу очистить первоначальное  христианство от позднейших наслоений,  внесенными богословами и духовенством, он толковал е/в духе всеохватывающей любви, т.е. принимал в христианстве его нравственные заветы. Одинаково осуждая за насилие и правительство и революционеров, Толстой дает следующие рекомендации практической этики: 1) перестать самому делать прямое насилие, а также и готовиться к нему; 2) не принимать участия в каком бы то ни было насилии, делаемом другими людьми; 3) не одобрять никакого насилия.

Выводы по главе 1: Итак, религиозно-этическая философия Толстого, - или, лучше сказать, религиозная этика, составлявшая стержень его общетеоретических воззрений, - направлена, главным образом, в сторону человека и посвящена выяснению отношений людей к миру, человеческой природы, цели и смысла человеческого существования. Этот круг вопросов издавна волновал человечество, и все крупные художники или мыслители прошлого так или иначе затрагивали ту область, которая для Толстого была единственно важной и которой он отдал весь свой талант. Не найдя у своих предшественников - богословов, моралистов и философов - удовлетворяющего ответа на эти простые, но вечные вопросы, Толстой, обладающий способностью поразительно глубоко проникать в духовный мир человека и всегда до конца искренний в поисках «правды жизни», обратился к исследованию самой жизни в самых различных ее проявлениях. Хорошо зная быт и нравы дворянской аристократии, городских низов и разоряющегося крестьянства, он нарисовал в своих художественных произведениях яркую, убедительную картину распада феодальной России и ее превращения в буржуазную, встающую на западноевропейский путь развития.

 Сила Толстого, прежде всего, в критике морали эксплуататорского общества. Писатель гневно бичевал пороки высших классов, клеймил их нравственное разложение. Средоточием высших моральных ценностей, согласно Толстому, является трудовой народ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ НЕПРОТИВЛЕНИЯ:ВЕРА-ДУША-БОГ

 

2.1.ВЕРА

  

   Религиозно-философский  синтез Толстого начинается с  кардинального переосмысления понятия  веры, которая всегда оставалась  в центре его религиозно-нравственных  исканий. Уже в первой исследовательской работе "Соединение и перевод четырех Евангелий" (1879 г.) Толстой пытается определить сущность истинной веры как источника и основы учения Христа. Истинная вера, согласно Толстому, коренится в единой нравственной основе жизни, разделяемой самыми различными христианскими вероисповеданиями. "Во всех сектах христиан, -- замечает Толстой, -- я видел полное согласие в воззрении на то, что есть добро, что есть зло, и на то, как надо жить"1. Вероучения различны, а основа одна. Эта общая, единая нравственная основа и есть то, что Толстой называет "истинной верой", полагая, что ее следует искать в "самом первом откровении самого Христа", запечатленного в Евангелии.

   Вслед за определением  единой нравственной основы жизни  как критерия истинной веры, Толстой уже в первом своем богословском сочинении пытается обосновать и еще один существенный признак: разумность веры. Откровение, по Толстому, есть то, что "открывается перед разумом, дошедшим до последних своих пределов: созерцания божественной, т. е. выше разума стоящей истины"2. Толстой считает, что откровение должно давать ответ на неразрешимый для разума вопрос: в чем смысл человеческой жизни, ответ ясный и не противоречащий разумному пониманию. В конечном счете, Толстой приходит к выводу, что вера есть знание того, что не может быть постигнуто разумом, но "без чего невозможно жить и мыслить". Впоследствии в "Исповеди" Толстой выражает данное понимание веры в четких формулировках: "Вера есть знание смысла человеческой жизни...

   Вера есть сила жизни"3. "Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью"4.

   Таким образом,  определение веры стало отправной  точкой религиозно-нравственных  исканий Толстого как в личном, духовно-практическом, так и в исследовательском планах. Два вопроса: "в чем моя вера" и "что такое истинная вера" как основа духовного знания и смысла жизни, были для Толстого неразрывно связаны.

   В данном контексте  нас в большей степени интересует  второй вопрос, определивший начальное звено религиозно-философских построений Толстого, который неслучайно начинает свою систему с обоснования категории веры. Подобно Канту, он начинает с вопроса о возможностях и границах человеческого познания. Однако в своем понимании познавательных способностей человека и в определении природы и назначения веры Толстой весьма далек от кантовской трактовки. Безусловно, испытав на себе сильное влияние кантовской критической философии, особенно в понимании единой нравственной основы веры, Толстой в целом создал собственное оригинальное учение о вере, своеобразную "философию веры", существенно отличающуюся как от религиозно-догматической, так и западноевропейской философской традиции понимания этого явления.

   На наш взгляд, толстовская "философия веры" продолжает русскую традицию цельного духовного знания, ярко выраженную в славянофильстве. В связи с этим достаточно указать, например, на понятие "верующего разума", которое мы находим в философии И. В. Киреевского5. Причем речь здесь идет не о случайном терминологическом нововведении, а о цельной философской концепции.

   Каковы же основные  положения толстовской "философии  веры", суммарно представленные  в его итоговом произведении "Путь  жизни"?

   Согласно Толстому, первыми предметами веры являются  человек и жизнь. "Вера -- это знание того, что такое человек и для чего он живет на свете". Для того, чтобы человек смог хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Как известно, Кант отнес вопрос о том, "что я должен делать", к компетенции этической науки. Для Толстого же смысл данного вопроса представляется иным. Это не просто следование нравственному закону, но пребывание в полноте смысла жизни, знания жизни, организующего все поступки человека вокруг некоего духовного центра. Главными признаками истинной веры являются ясность и простота; непосредственность и самоочевидность предметов веры означают ее абсолютную самотождественность, отсутствие какого-либо сомнения в ее достоверности. Однако, в отличие от Декарта, удостоверяющего несомненность истины существованием мыслящего "я", Толстой не удовлетворяется только формулой: "я верую, следовательно, существую". Личностную достоверность веры он пытается подкрепить всеобщим нравственным опытом жизни: предметы веры даны нам не просто в неком интуитивном адекватном схватывании, они открываются прежде всего в опыте общечеловеческой мудрости. Учения мудрецов, выраженные в религиях мира, в самом главном сводятся к одному, к тому, чтобы жить в любви со всеми, и всегда поступать с ближними так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

Информация о работе Религиозно - философская учение Л.Н. Толстого