Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 00:06, контрольная работа
– Тема урока «Русский язык – один из развитых языков мира». Я не ошиблась, поставив ударение в слове «развитой» на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка.
Итак, урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы проведем заседания круглых столов.
– Прочитайте эпиграф на с. 3. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его. Для этого каждое предложение будем считать тезисом.
1) Слово учителя (по книге «Занимательная орфография» М. В. Панова)
Пушкин писал о Ломоносове: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Изучению законов русского языка Ломоносов отдал много сил.
С увлечением собирал Ломоносов материал для своей «Российской грамматики» (вышла в 1757 г.). Тысячи записей! И каждая – какое-нибудь наблюдение, вопрос, обобщение, предположение. Вот например:
отъискать
отискать
отыскать...
Одно слово записано в трех вариантах. Ломоносов ищет: какую орфографическую форму избрать? Утвердилось последнее написание, сам Ломоносов отдавал ему предпочтение:
искать – отыскать
играть – сыграть
итог – подытожить
икать – разыкался...
Ломоносов чутко отмечал, что отвечает духу нашего письма, а что – противоречит.
2) Переведи на научный язык.
Жили-были слова без приставок, корень их начинался с И. Но вот пришли приставки, да такие капризные, требовательные, твердые: они заканчивались на твердый согласный. И вот слова игра, интересный, известный, искусный, инициативный вдруг стали не только звучать по-другому, но и писаться по-другому: безызвестный, безынтересный, безыскусный, безынициативный, розыгрыш. И только Меж и Сверх вели себя скромно, не стали слова мучить да переделывать.
– Сравните сформулированное вами правило с правилом в учебнике.
4. Упражнение 151.
5. Творческий диктант.
– Подберите приставку, способную изменить слово, запишите получившиеся слова.
История, играть, иронизировать, идейный, идущий, интеллигентный, издательский, исходный, итожить, искусственный.
6. Самостоятельная работа (упражнение 152).
7. Итог урока.
– С каким новым правилом русского языка вы сегодня познакомились?
Домашнее задание: упражнение 153.
Тема: Гласные в приставках пре- и при-.
Цель: сформировать навык написания гласных е или и в приставках пре и при.
Ход урока 1.
1. Повторение пройденного материала.
1) Проверка домашнего задания.
2) Работа с таблицей.
Гласные после приставок |
и |
ы |
Слова | ||
Раз..скивать |
||
Сверх..дейный |
||
Без..скусный |
||
Сверх..нтересный |
||
С..грать |
||
Меж..нститутский |
||
Под..грать |
2. Работа с текстом.
– Рассмотрите предложения.
Ну, право, взял бы Никиту. Богом тебя прошу.
Вот как банный лист пристала. Ну куда я его возьму
– Найдите в тексте повествовательное, побудительное и вопросительное предложения.
– Расставьте пропущенные знаки препинания. Как вы поняли, что перед вами диалог?
– Найдите и подчеркните фразеологизм. Объясните его значение. Сделайте морфемный разбор слова пристала.
3. Игра «Не спутай кармашки».
присоединение |
приближение |
близость |
неполное |
Прикрепить, прийти, пришить, приморье, присесть, привокзальный, прибежать, приоткрыть, приклеить, приехать, привстать, пришкольный.
– Что общего у всех этих слов?
– Назовите четыре значения приставки при-.
– Рассмотрите таблицу на с. 68 учебника и сформулируйте правило о написании приставки пре-. Сравните его с правилом в учебнике на с. 69.
4. Упражнение 154.
5. Творческий диктант.
Догадайтесь, какое слово с приставкой при- или пре- соответствует каждому словосочетанию. Запишите его.
Пуговицу к пальто, участок рядом со школой, чуть-чуть открыть, край у моря, гвоздь к стене, очень красивый, на самолете в Сочи, нарушитель закона.
6. Итог урока.
– Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Ваша задача – назвать приставку пре- или при-, когда я подниму руку.
При- или пре-, пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,
Пишется при-, несомненно,
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Помни, что пишется при- обо всем,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой при-.
Предлинный достанет с крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой и очень сякой –
Пре- мы напишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным – дождь не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Там только пре- ставить надо.
Домашнее задание: придумать предложение со словами, начинающимися на приставки пре- и при-, и записать на отдельном листе (пропустить гласные в приставках); упражнение 155.
Тема: Гласные в приставках пре- и при-.
Цель: сформировать навык написания гласных е или и в приставках пре и при.
Ход урока 2.
1. Повторение пройденного материала.
1) Проверка домашнего задания.
2) Работа с предложениями.
Учащиеся обмениваются листами с предложениями, придуманными дома. Вставляют пропущенные буквы.
2. Конкурс «Лучший учитель».
Задача учащихся – как можно яснее рассказать о правописании приставок пре- и при-.
3. Упражнения 156 – 158.
4. Игра «Пустое место».
– Запишите слова с приставкой пре-, место слов с приставкой при- оставьте пустым. Примеры пронумеруйте.
1) пр..бить, 2) пр..высокий, 3) Пр..аралье, 4) пр..сыщение, 5) пр..украшивать, 6) пр..брежный, 7) пр..кармливать, 8) пр..успеть, 9) пр..града, 10) пр..встать, 11) пр..обладать, 12) пр..урочить, 13) пр..одоление, 14) пр..косновение, 15) пр..мешать, 16) пр..мирение, 17) пр..забавный.
5. Итог урока.
Обсуждение игры «Пустое место».
Домашнее задание: выписать из словаря «Пиши правильно» (с. 237) все слова, начинающиеся на пре- или при- в 2 столбика:
1 – где пре- и при- – приставки, 2 – часть корня.
Тема: Гласные в приставках пре- и при-.
Цель: сформировать навык написания гласных е или и в приставках пре и при.
Ход урока 3.
1. Работа с предложением.
– Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте.
Массандровская улица какой была в то время, такой ..сталась и сейчас – не..жиданно ж..вописна и т..пично пр..морской.
– Как образовано слово сейчас?
– Найдите и исправьте синтаксическую ошибку. Запишите верный вариант.
2. Упражнение 159 (устно).
3. Самостоятельная работа.
– Вспомните и запишите слова, которые пропущены в отрывках из известных сказок.
Пушки с ... палят,
Кораблю ... велят.
Здравствуй, князь ты мой ...!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Только поп Балду не любит,
Никогда его не ... .
... к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
4. Игра на внимательность.
Учитель называет слова, начинающиеся на пре- и при-. Задача учащихся – хлопнуть в ладоши, если слово начинается с пре-.
Прекратить, приготовить, пригласить, преобразовать, приобрести, привыкать, превратить, приказать, примерять, преодолеть, привет, причина, препятствие.
5. Упражнения 160, 161.
6. Работа с карточками.
Задание для всех карточек: с данными словами и словосочетаниями составить предложения.
Карточка 1: приклонить голову – преклонить колени.
Карточка 2: придавать значение – предавать (совершать предательство).
Карточка 3: призреть (позаботиться о ком-нибудь) – презреть (выразить презрение).
Карточка 4: прибывать (куда-нибудь приезжать) – пребывать (находиться где-нибудь).
Карточка 5: притерпеться (свыкнуться) – претерпеть гонения (перенести гонения).
7. Итог урока.
– Всегда ли можно проверить правописание приставок пре- и при-, опираясь на ее значение?
Домашнее задание: упражнение 162.
Тема: Гласные в приставках пре- и при-. Словарный диктант.
Цель: сформировать навык написания гласных е или и в приставках пре и при.
Ход урока 4.
1. Проверка домашнего задания.
2. Работа с предложением.
За это время раста..т снег умчат?ся воды зазелене..т и покро..т?ся первыми самыми д..рогими нам цв..тами з..мля потреска..т?ся см..листые почки на дерев?ях раскро..т?ся ароматные клейкие зеленые листики и тут пр..лета..т кукушка.
– Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте.
– В предложении должно быть 6 запятых, расставьте их. Обоснуйте. Составьте схему предложения.
3. Упражнения 163, 164.
2. Словарный диктант (упражнение 165).
Домашнее задание: рассмотреть схемы предложений с прямой речью на с. 18 (упражнение 43), составить предложения.
Тема: Подготовка к контрольному диктанту.
Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися по разделу.
Ход урока.
I этап. Способы образования слов.
1-й уровень.
- Какие способы образования слов вы знаете? Приведите примеры.
2-й уровень.
- Определите, как образованы следующие слова, поставив напротив каждого соответствующий номер:
1-приставочный способ,
2-суффиксальный способ,
3-приставочно-суффиксальный
4-сложение ( основ или целых слов ),
5-сложение сокращенных основ,
6-переход одной части речи в другую,
летчик преподнести МГУ
парашютистка ЦБ привстать
электровоз турпоход сотрудник
малодоступный птицефабрика кресло-кровать
престранный учительская сбербанк
3-й уровень.
II этап. Корни с чередующимися гласными.
1-й уровень.
-Расскажите о правилах выбора гласной в корнях с чередованием. Приведите примеры.
2-й уровень.
- Вставьте пропущенные буквы
в корни с чередованием.
1. Ночь уже л…жилась на горы, и туман бродил по ущельям.
2. Все двери зап…рались на замок.
3. Ярко зарделась з…ря.
4. Взгляды тихо разг…рались и быстро погасали.
5. Река протекала в густых зар…слях.
6. Необозримое поле бл…стит мокрой зеленью.
7. Софья накл…нялась, срывала цветок
и легким прик…сновением
8. Он знал эту отр…сль производства.
9.Девочка соб…рала сучья и обж…гала их.
10. Заг…рались и бл…стали стекла, оз…ренные пожаром.
3-уровень.
III-этап. Гласные в приставках пре-при-.
1-й уровень.
- Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-. Приведите примеры.
2-й уровень.
- Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.
Слова
е
и
пр…образователь
пр…школьный
пр…успевать
пр…лунение
пр…красный
пр…рвать
пр…остановить
пр…одолеть
пр…прятать
пр…выкать
пр…вратить
пр…поднять
пр…образованный
пр…полярный
пр…мудрый
3-й уровень.
IV- этап. Гласные Ы и И после приставок. Соединительные гласные.
1-й уровень.
- Расскажите о правописании соединительных гласных О и Е, гласных Ы и И после приставок. Приведите примеры.
2-й уровень.
- Вставьте пропущенные буквы.
Лед…кол птиц…лов сверх…нтересный
Раз…скивать под…тожить верт…лет
Везд…ход земл…коп меж…нститутский
Сверх…идейный раз…грать стал…вар
Без…скусный сам…кат с…грать
После прохождения всех этапов подсчитываются баллы и определяется группа-победитель.
Домашнее задание. Подготовиться к контрольному диктанту.
Тема: Контрольный диктант №2 по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи».
Информация о работе Русский язык – один из развитых языков мира