Русский язык – один из развитых языков мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 00:06, контрольная работа

Краткое описание

– Тема урока «Русский язык – один из развитых языков мира». Я не ошиблась, поставив ударение в слове «развитой» на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка.
Итак, урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы проведем заседания круглых столов.
– Прочитайте эпиграф на с. 3. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его. Для этого каждое предложение будем считать тезисом.

Вложенные файлы: 1 файл

14794_b413970ee9f35b747d0c37565a5c8fe3.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

2. Закрепление.

Слайд 10

– Вы узнали эту карту? Это карта  города. Мы будем путешествовать по ней. Попадая в какой-нибудь уголок, назовём его и расскажем всё о значении и происхождении слова.

Домашнее задание: комплексный анализ текста.

Тема: Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Цель: отработка навыков морфемного и словообразовательного разбора слова.

Ход урока 2.

1. Диктант (по упражнению 176).

2. Самостоятельная работа  с теоретическим материалом (с. 78).

3. Упражнение 180.

4. Творческая работа.

– Послушайте отрывок из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». О чем нам говорит название города и его жителей? Докажите.

Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами.

– Выделите морфемный состав в названии города и его жителей.

– «Говорящие» названия встречаются не только в произведениях писателей. Посмотрите на карту России. Произведите словообразовательный разбор слов: Волгоград, Иваново, Краснодар, Новгород, Новосибирск, Приморский (край).

– А по названиям улиц, районов города можно определить его историю. Сейчас мы совершим небольшое путешествие по столице России – Москве. Я прочитаю вам сведения о происхождении названий улиц, переулков и т. п. Ваша задача – указать, от каких слов они произошли, сделав их словообразовательный разбор (в скобках указать способ образования).

Начнем с того, что в Москве до сих пор сохранилась память о болотах и грязи, о чем-то догородском: Болотная площадь, Полянский рынок, Девичье поле, Воронцово поле, Моховая. От Москвы шли дороги на другие города: на Тверь – Тверская, на Серпухов – Серпуховская, на Дмитров – Б. Дмитровка, на Калугу – Калужская, в Орду – Ордынка.

Москву населяли всевозможные инородцы и иноземцы, переселенцы. Посадские люди из Смоленска назывались мещанами, отсюда Мещанская, псковичи дали Псковский переулок, затем Немецкая, Татарская, Армянский переулок и т. д.

Но особенно прочный след оставила жизнь экономическая. Вся Москва, заселенная ремесленными цехами, занятая государственными службами, именовалась по слободам и дворам – Кожевниками, Садовниками. Гончарная – слобода гончаров. Басманная – от слова басма – тиснение по серебру и золоту. Переулки Скатертный, Чашников, Калашный, Ножовый, Столовый, Хлебный и наконец Поварская улица – все одно к одному свидетельствует о своем историческом прошлом: это слободы дворцового люда, работавшего на государевых кормовых, сытенных и других дворах.

Итак, идя по современной Москве, прочитывая названия ее улиц и переулков, мы переносимся в Москву средневековую.  Мы находим следы группировок в этом древнем городе: в Замоскворечье – орда и татарщина с их толмачами (Толмачевские переулки сразу за Москвой-рекой); толмачи – устные переводчики; рядом с Ордынкой – военная часть города: Казачий переулок, Лучники. В окрестностях Поварской – поварских и кухонных дел мастера.

(Из книги М. А. Рыбниковой «Введение в стилистику».)

5. Упражнение 181.

6. Итог урока.

– Что общего и различного в морфемном и словообразовательном разборах?

– Для чего нужно уметь вычленять части слов?

Домашнее задание: исследуйте 5–6 названий улиц, площадей и т. п. своей станицы, запишите их, произведите морфемный и словообразовательный разбор. По выписанным названиям составьте небольшой рассказ о своей станице.

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Повторение раздела «Словообразование и орфография». Кубан. Словообразовательные диалектизмы и культура речи учащихся.

Цель: закрепить знания, полученные при изучении раздела.

Ход урока 1.

Форма: игра «Круглый стол».

Класс делится на 4–5 групп. В каждой группе выбирается капитан. Игра состоит из 4 этапов. Каждый этап – из 3 уровней.

1-й уровень – обсуждение.

Каждая группа с помощью учебника и наглядных пособий готовит ответ на вопрос, поставленный учителем. Затем группа, подготовившаяся первой, представляет свой ответ классу. Остальные могут делать поправки или добавлять информацию. Ответ оценивается по 5-балльной шкале.

2-й уровень – индивидуальная  работа.

Каждый ученик самостоятельно выполняет задание, предложенное учителем. Задания написаны на отдельных пронумерованных листочках, которые получают и раздают командам капитаны. У каждого капитана есть таблица, в которой он фиксирует номер листочка ученика на каждом этапе.

№ этапа

1

2

3

4

Ф. И.

         
         

Нумерация листков нужна для того, чтобы учащиеся при взаимопроверке объективно оценивали работу своих коллег.

3-й уровень – взаимопроверка.

Группы обменивают выполненными заданиями для взаимопроверки. Затем в классе проходит обсуждение, при котором выявляются правильные ответы. Подсчитывается количество правильных ответов в каждой группе и присуждается соответствующее количество баллов.

1 этап. Способы образования слов.

1-й уровень

– Какие способы образования слов вы знаете? Приведите примеры.

2-й уровень

– Определите, как образованы следующие слова, поставив напротив каждого соответствующий номер:

1 – приставочный способ

2 – суффиксальный способ

3 – приставочно-суффиксальный способ

4 – сложение (основ или  целых слов)

5 – сложение сокращенных  основ

6 – переход одной  части речи в другую

летчик

парашютистка

электровоз

малодоступный

престранный

преподнести

ЦБ

турпоход

птицефабрика

учительская

МГУ

привстать

сотрудник

кресло-кровать

сбербанк


3-й уровень – взаимопроверка.

2 этап. Корни с чередующимися  гласными

1-й уровень

– Расскажите о правилах выбора гласной в корнях с чередованием. Приведите примеры.

2-й уровень

– Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически.

1. Ночь уже л..жилась на горы, и туман бродил по ущельям.

2. Все двери зап..рались на  замок.

3. Ярко зарделась з..ря.

4. Взгляды тихо разг..рались и  быстро погасали.

5. Река протекала в густых  зар..слях.

6. Необозримое поле бл..стит мокрой зеленью.

7. Софья накл..нялась, срывала цветок и легким прик..с-новением пальцев гладила дрожащие лепестки.

8. Он знал эту отр..сль производства.

9. Девочка соб..рала сучья и  обжигала их.

10. Заг..рались и бл..стали стекла, оз..ренные пожаром.

3-й уровень – взаимопроверка.

3 этап. Гласные в приставках  пре- и при-.

1-й уровень

– Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-. Приведите примеры.

2-й уровень

– Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

Слова

е

и

пр..образователь

   

пр..школьный

   

пр..успевать

   

пр..лунение

   

пр..красный

   

пр..рвать

   

пр..остановить

   

пр..одолеть

   

пр..прятать

   

пр..выкать

   

пр..вратить

   

пр..поднять

   

пр..образованный

   

пр..полярный

   

пр..мудрый

   

3-й уровень – взаимопроверка.

4 этап. Гласные Ы и  И после приставок. Соединительные  гласные О и Е.

1-й уровень

– Расскажите о правописании соединительных гласных О и Е, гласных Ы и И после приставок. Приведите примеры.

2-й уровень

– Вставьте пропущенные буквы:

лед..кол

раз..скивать

везд..ход

сверх..дейный

без..скусный

птиц..лов

под..тожить

земл..коп

раз..грать

сам..кат

сверх..нтересный

верт..лет

меж..нститутский

стал..вар

с..грать


После прохождения всех этапов подсчитываются баллы и определяется группа-победитель.

Домашнее задание дифференцированно. Учащиеся повторяют (кратко записывают в тетрадь) те правила, на которые допустили ошибки при выполнении заданий игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Повторение раздела «Словообразование и орфография». Кубан. Словообразовательные диалектизмы и культура речи учащихся.

Цель: закрепить знания, полученные при изучении раздела.

Ход урока 2.

1. Диктант (упражнение 182).

2. Работа с предложением.

– Подберите схему, которая соответствует предложению. Расставьте знаки препинания.

1. « », – А.

2. А: « ».

3. А: « ?».

4. « !» – А.

Предлагаю тебе Алексей прокатиться на санях говорил дядя.

– Объясните орфограммы.

– Сделайте словообразовательный разбор слова прокатиться.

3. Самостоятельная работа.

Из упражнения 190 выписать слова с пропусками и со скобками, обозначая на их месте орфограммы и указывая, в какой части слова они находятся.

Домашнее задание: комплексный анализ текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Контрольный диктант №3 по теме «Словообразование и орфография».

Цель: проверить степень освоенности теоретического материала, изученного в разделе «Словообразование и орфография»; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока.

1. Чтение текста диктанта учителем.       

С вечера разыгралась метель. Прошумела она, и волшебно преобразился лес. 
      Слепят глаза блестящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. Грузные ветки елей под тяжестью снега почти касаются земли. Синичка сядет, а ветка не дрогнет. 
      Под березками приютились крохотные елочки. В причудливый наряд одела метель молодую поросль. От холодных лучей солнца загорается на них снежное покрывало. Как хороши они теперь! 
      Вьюга посеребрила пышные прически преогромных сосен. На их макушках примостились пышные снежные шапки. Под соснами змеится след лукавой лисицы. 
      Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Во мраке безлунных ночей только и видишь одни березы в темном лесу. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу. (111 слов)       

(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

2. Запись под диктовку.

3. Чтение текста второй раз.

4. Самостоятельная проверка и  сдача работ учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Цель: отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока:

  1. Анализ диктанта.
  2. Повторение пройденного (чередование гласных в корне).

Загорелые ребятишки рассыпались по берегу озера, которое блестело под лучами палящего солнца. Мальчики собирали ветки и разжигали костер, девочки стелили на траве скатерть. А Витька расположился на горячем песке, чтобы еще позагорать.

"Вить, не сгори на солнце!" - предупредил Серёжа. Витька только  фыркнул в ответ.

Вечером все собрались у костра. До самой зари ребята пели, смеялись, рассказывали смешные истории. Только несчастный Витька не участвовал в общем веселье. Он весь обгорел, и любое прикосновение причиняло ему боль. Чёрный и злой, сидел он в палатке и ненавидел весь мир.

Задание: найдите в тексте слова с чередованиями в корнях.

Домашнее задание: комплексный анализ текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Р/Р Подробное изложение.(2 часа)

Цель: развивать коммуникативно-речевые навыки школьников, активизировать пассивный словарь, учить находить главную мысль текста, воспроизводить текст логично и последовательно, создавать на основе исходного текста новый.

Ход урока 1.

1. Чтение текста.

Воробей

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы почуяв перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой. Весь взъерошенный, он с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собой свое детище. Все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Информация о работе Русский язык – один из развитых языков мира