Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 00:06, контрольная работа
– Тема урока «Русский язык – один из развитых языков мира». Я не ошиблась, поставив ударение в слове «развитой» на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка.
Итак, урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы проведем заседания круглых столов.
– Прочитайте эпиграф на с. 3. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его. Для этого каждое предложение будем считать тезисом.
Тема: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Словарный диктант.
Цель: ознакомить учащихся с фразеологией как разделом науки о языке.
Оборудование: презентация, компьютер, экран, проектор.
Ход урока.
1. Словарный диктант.
Поражать, бордовый, ответить, отозваться, откликнуться, экономить, солдат, перила, терраса, исчезать, пропадать, теряться, изобретение, атмосфера, ракета, реформа.
2. Фразеологические загадки.
– Отгадайте, о чем идет речь.
1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь.
2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают.
3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека.
4. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело.
5. Ее набирают в рот, когда молчат.
6. Его держат за зубами.
3. Показ презентации «Страна фразеология».
4. Упражнение 98.
– В чем заключается ошибка девочки?
– Выпишите фразеологизм в тетрадь. Как вы напишете не со словом идет? Почему?
5. Показ презентации «Источники фразеологизмов».
6. Самостоятельная работа (упражнение 101).
7. Итог урока.
– Сравните предложения:
Витя упал, а старший брат поднял его и поставил на ноги.
Родители поставили на ноги сына, и теперь он живет самостоятельно.
– В каком из них выражение «поставить на ноги» является фразеологизмом, а в каком свободным сочетанием?
– Что происходит со значением слова, ставшего частью фразеологизма?
– Какие особенности разбора по частям предложения следует учитывать при работе с предложением с фразеологизмами?
– Для чего фразеологизмы используются в речи?
Домашнее задание.
1) Выписать фразеологизм и дать
ему значение по
2) Составить карточку с
Например:
пояс, за, заткнуть
вода, разлить, не.
Тема: Повторение изученного в разделах «Лексика и фразеология».
Цель: Закрепление понятия о лексикологии как разделе науки о языке; повторить что включают в себя общеупотребительные слова, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы, заимствованные слова, Дать их определение, чем отличаются; уметь пользоваться словарями.
Оборудование: презентация, компьютер, экран, проектор.
Ход урока:
1. Огранизационный момент.
Мы закончили изучение раздела, который называется "Лексика" и сейчас вспомним все то, что изучили на прошлых уроках по этой теме. Посмотрим презентацию. Лексика
В качестве закрепления проведем мини-экзамен (учитель заранее на карточках готовит "экзаменационные" вопросы предлагаю некоторые из них)
Самостоятельная работа учащихся.
Выписать из толкового словаря 3 слова устаревшего, 3 слова заимствованного, 3 слова многозначного, дать их толкование
ученика работают по карточкам у доски:
1 карточка Замени устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике.
очи, чело, ланиты, уста, перст, баталия, глаголет, брадобрей |
щеки, глаза, губы, лоб, говорит, палец, битва, парикмахер |
2 карточка "Четвертое лишнее". Запиши слова найди и подчеркни устаревшее слово.
Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки
Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.
3 карточка Определи слово по его лексическому значению.
Цвет фиалки и сирени - (лиловый)
заранее намеченный путь следования -(маршрут)
мысленно представить себе что-нибудь -(вообразить)
очень большой -(огромный, гигантский)
желтый с красноватым оттенком -(оранжевый)
знаки для обозначения звуков -(буквы)
слова, употребляемые жителями одной местности, - (диалектные)
часть слова без окончания - (основа слова)
4 карточка
Перепиши, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами
Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шел домой. Надо было усердно приниматься за работу.
Проверка работы, сделанной учащимися по словарным статьям и по карточкам.
Устная работа
Загадки
Я- синоним - осьминога, а без с- в метле нас много (спрут)
Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран. На море я гроза для шхун, а называюсь я...(тайфун)
Простое слово промежуток: в театре несколько минуток; пока начнется новый акт, мы называем все... (антракт)
На время что - то прекратив, мы объявляем ...(перерыв)
В борьбе, в труде устали слишком - дают уставшим...(передышку)
После урока непременно нужна ребятам... (перемена)
Письменное выполнение
Проверка написанного.
В конце урока подведем итоги
Учащиеся получают оценки.
Домашнее задание: готовиться к контрольной работе по теме Лексика, фразеология, выполнить упражнение 105
Тема: Контрольная работа по теме: Лексика, фразеология.
Цель: выявить пробелы в знаниях учащихся.
Ход урока.
I. Тест-опрос по изученным темам раздела «Лексика»
1. Укажите неверное определение языкового явления.
А. Профессиональная лексика употребляется людьми той или иной профессии.
Б. Заимствованные слова – слова, пришедшие в русский язык из других языков.
В. Диалектные слова – слова одной и той же части речи, близкие по значению, но разные по написанию.
Г. Весь лексический словарный состав русского языка состоит из исконно русской и заимствованной лексики.
2. Укажите неверно
A. Заимствованные слова: апельсин, болото, январь, ветеран.
Б. Профессиональные слова: мольберт, стамеска, стетоскоп, вольтметр.
В. Диалектные слова: сиверко, баргузин, бурак, омшаник.
3. Укажите верное значение слова.
Китель 1) Русская старинная мужская верхняя одежда с длинными полами. 2) Сумка, футляр для стрел. 3) Куртка специальной формы со стоячим воротником. 4) Титул главы монархического государства.
4. Определите неверную
И как же этот лес хорош поздней осенью. В мягком воздухе разлит осенний запах. Тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо.
1) Предложения в тексте связаны параллельным типом связи.
2) Тип речи – повествование.
3) Для создания картины поздней
осени автор использует
4) Один из способов
II. Пунктуационно-орфографический практикум
Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите слово с заимствованным корнем.
Из года в год м_няет лес свои лист_я старые опадают. Так и слова в_тшают и гибнут. Но родят(?)ся и крепнут, как будто дети, им на смену новые.
Тема: Повторение изученного в 5 классе по теме «Словообразование, орфография». Словарный диктант.
Цель: систематизировать знания, полученные учащимися по словообразованию в 5 классе.
Ход урока.
1. Работа с терминами.
– Прочитайте сведения о морфемике на с. 52.
– Закройте учебники и запишите своими словами объяснение лингвистических терминов: морфемика, основа, приставка, окончание, корень, суффикс.
2. Упражнение 110.
3. «Переводчик».
– Переведите эту сказку на язык науки.
Случай в городе Слованске
Вот что случилось однажды на городской площади.
Окончания работали связистами на телефонной станции. Звонит, например, слово «мы» на станцию и обращается с просьбой: «Свяжите со мной слово «играть», пожалуйста». И прелестная телефонистка быстро по этому звонку присоединяет окончание. Получается: мы играем. И решили окончания, что они самые значимые части слов.
Увидели это корни, приставки и суффиксы, надели шапки-невидимки и пропали. И работа окончаний потеряла смысл. Бегают растерянные окончания по городу, а смысла найти не могут.
Куда он спрятался?
Из книги Л. Гдалевич и др.
– Почему корень – главная значимая часть слова?
4. Блиц-опрос.
– Найдя общий корень данных слов, установите между ними смысловую связь.
Весло, воз.
Облако, наволочка.
Варенье, повар.
Вожжи, вожак.
Веретено, увертливый.
Невежда, ведьма.
Дюжий, недуг.
Зрачок, зрелище.
Крыло, покрывало, сокровище.
Колыбель, непоколебимый.
Копилка, копна, совокупно.
Перстень, наперсток.
Почка, выпуклый.
Пехота, опешить.
Среда, сердце.
Трус, трястись.
Узник, союзник.
Чело, челка.
Внушать, наушник.
5. Словарный диктант.
I. Записать, выделить корень в словах.
1) Объяснить; далекий; объединение; насладиться;
потрясти; подарить; приближаться; прошептать;
посветить (фонарем); увлекаться.
2) Задрожать от холода; раздаваться в тишине; удивительное явление; слепит глаза;
появляться в небе; скрипучий пол; трепетать
от страха; выползать из норы; растрепались
косы; разделить на части.
6. Игра «Редактор».
«Герасимов сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение...» – пишет чеховский герой «ученому соседу».
В приведенных ниже примерах устраните подобные ошибки:
1. На примере конкретных
2. Загудел гудок поезда, и провожающие вышли из вагона.
3. С трудом пробираясь сквозь ледяную кашу, лыжники выбрались на берег.
4. В этой повести повествуется о событиях Великой Отечественной войны.
7. Итог урока.
– Для чего нужно уметь находить однокоренные слова?
Домашнее задание: упражнение 111.
Тема: Повторение изученного в 5 классе по теме «Словообразование, орфография».
Цель: систематизировать знания, полученные учащимися по словообразованию в 5 классе.
Ход урока.
1. Игра «Подбери пару».
– Часто слова похожи внешне, но не родственны. Зато возникшее сходство дает повод для шуток, рождения каламбуров.
У Ф. Кривина по этому поводу найдем:
– О Лень! – возмутился Олень. –
Чего ты лежишь, словно пень?
– Тю, Лень! – удивился Тюлень. –
Чего ты блуждаешь, как тень?
Но им не ответила Лень:
Лень!
– Докажите, что данные слова не родственные, подобрав к ним пару с тем же корнем.
Поднос, переносица
Разредить, разряд
Мощеный, мощный
Дольний, дальний
Величие, приличие
Заводь, завод
– Как знание значения корня помогает нам писать слово правильно?
2. Исследовательская работа
– Прослушайте историю одного слова и докажите, что приставки и суффиксы – значимые части слова.
Корень
В глаголе ВЫНУТЬ исчез корень.
Все другие части слова остались на месте: и Приставка ВЫ, и Суффикс НУ и даже Окончание ТЬ, известное своей неустойчивостью, а Корень – исчез.
Это был древний Корень ИМ, который веками существовал в самых различных словах нашего языка: ИМЕТЬ, СНИМАТЬ, ПОДНИМАТЬ и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола ВЫНИМАТЬ. И куда-то исчез при образовании совершенного вида.
Информация о работе Русский язык – один из развитых языков мира