Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 00:31, курсовая работа
Актуальность данного иследования обусловлена тем, что тема творчества А.П.Чехова является наиболее интересной и спорной. Прошло более ста лет со дня появления первого рассказа А.П. Чехова, и за это время немало написано о его жизни и творчестве, но секрет его искусства, тайна воздействия на читателя остаются неразгаданными. В работах С. Балухатого, Б. Зингермана, 3. Паперного, В. Невердиновой, И. Милостного, Г. Тиме, С. Зубковой, В. Готтлиб, преобладает исследование отдельных аспектов драматургии А. Чехова.
Введение…………………………………………………………………….
3
Раздел 1. Своеобразие художественного мира Антона Павловича Чехова…………………………………………………………………………
5
1.1 Начало творческого пути А. П. Чехова…………………………………………………………….
5
1.2. Антон Павлович Чехов – мастер рассказа…………………….
9
1.3. Творчество А. П. Чехова как энциклопедия сюжетов русской литературы……………………………………………………………
13
Выводы по 1 разделу……………………………………………………….
16
Раздел 2. Художественное своеобразие сюжета чеховского рассказа………………………………………………………………………
18
2.1. Понятие сюжета эпического произведения. Элементы сюжета, их функции…………………………………………………..
18
2.2. Своеобразия сюжета юмористического рассказа А. П. Чехова…………………………………………………………………
20
2.3. Сюжет в произведениях А. П. Чехова 80-90-х годов. «Учитель словесности»………………………………………………………….
24
2.4. Функция открытого финала в рассказах Чехова («Студент»)………………………………………………………………….
26
Выводы по 2 разделу……………………………………………………….
29
Заключение……………………………………………………………
31
Список использованной литературы……………………………………….
33
Своеобразие сюжета
чеховского рассказа
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Раздел 1. Своеобразие художественного мира Антона
Павловича Чехова……………………………………………………………… |
5 |
1.1 Начало творческого
пути А. П. Чехова………………………………… |
5 |
1.2. Антон Павлович Чехов – мастер рассказа……………………. |
9 |
1.3. Творчество А. П.
Чехова как энциклопедия |
13 |
Выводы по 1 разделу………………………………………………………. |
16 |
Раздел 2. Художественное
своеобразие сюжета чеховского рассказа………………………………………………………… |
18 |
2.1. Понятие сюжета
эпического произведения. Элементы
сюжета, их функции…………………………………………………. |
18 |
2.2. Своеобразия сюжета
юмористического рассказа А. П. |
20 |
2.3. Сюжет в произведениях А. П. Чехова 80-90-х годов. «Учитель
словесности»……………………………………………… |
24 |
2.4. Функция открытого
финала в рассказах Чехова («Студент»)………………………………………………… |
26 |
Выводы по 2 разделу………………………………………………………. |
29 |
Заключение…………………………………………………… |
31 |
Список использованной литературы………………………………………. |
33 |
ВВЕДЕНИЕ
Как стилист, Чехов недосягаем, и будщий
историк литературы, говоря о росте русского
языка, скажет, что язык этот создали Пушкин,
Тургенев и Чехов.
Не случайно выбор темы работы я остановилась на творчестве Антона Павловича Чехова. Это - мой любимый писатель. К тому же, он - величайший русский драматург и автор коротких рассказов.
Мы знакомимся с А. П. Чеховым в раннем детстве: грустная и смешная история Каштанки вводит маленького читателя в прекрасный мир искусства. А затем автор «Степи», «Дуэли», Дамы с собачкой», «Ионыча», «Вишневого сада» сопровождает нас всю жизнь.
Актуальность данного иследования обусловлена тем, что тема творчества А.П.Чехова является наиболее интересной и спорной. Прошло более ста лет со дня появления первого рассказа А.П. Чехова, и за это время немало написано о его жизни и творчестве, но секрет его искусства, тайна воздействия на читателя остаются неразгаданными. В работах С. Балухатого, Б. Зингермана, 3. Паперного, В. Невердиновой, И. Милостного, Г. Тиме, С. Зубковой, В. Готтлиб, преобладает исследование отдельных аспектов драматургии А. Чехова.
Предмет исследования - рассмотреть своеобразие сюжета А. П Чехова.
Объектом исследования нашей курсовой работы является творчество А.П Чехова , а также структура , особенности в мире художественной русской литературы на примере рассказов «Студент», «Учитель словесности», «Дама с собачкой», «Душечка», «Невеста».
Цель работы заключается в исследовании художественного своеобразия сюжета чеховских рассказов.
Для достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи:
- изучить биографию писателя, для того чтобы лучше понять его произведения;
- исследовать понятие сюжета эпического произведения, элементы сюжета, их функции;
- изучить своеобразие сюжета юмористического рассказа А. П. Чехова;
- исследовать сюжет в произведениях А. П. Чехова 80-90-х годов. «Учитель словесности».
Цели и задачи данной курсовой работы определили выбор методов исследования:
1) Научно-теоретический метод – анализ литературы по необходимым вопросам про творчество А.П.Чехова
2) Эмпирический метод – рассмотреть различные примеры сюжетов творчества А.П.Чехова
Теоретическое значение работы состоит в том, чтобы ознакомиться с творчеством А.П.Чехова, а в особенности с сюжетом.
Практическое значение работы состоит в том, чтобы на примерах произведений рассмотреть особенности сюжетной линии.
Структура нашей работы такова: она состоит из содержания, двух глав (теоретической и практической), выводов, списка использованной литературы.
РАЗДЕЛ 1. СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА А. П. ЧЕХОВА.
1.1 Начало творческого пути А. П. Чехова
А.П. Чехов является одним из писателей, без которого немыслима русская литература, творчество которого основано на всем лучшем, что есть в русском языке, но обогащенном тем своеобразным, что характеризует авторскую манеру писателя.
По воспоминаниям брата А.П. Чехова М.П. Чехов писал: «..Первая же книжка его, «В сумерках», как известно, была посвящена писателю Д.В. Григоровичу, и вот по какому поводу». [4, с. 37]
Ранней весной 1886 г. брат Антон получил письмо от старика Д.В. Григоровича. «..У вас настоящий талант, - писал он брату, - талант, выдвигающий вас далеко их круга литераторов нового поколения…Как видите, я не мог утерпеть и протягиваю Вам обе руки». [4, с. 37]
Многие толкователи и исследователи Чехова, начиная с прижизненной критики, его в чем-то обвиняли или же, если относились к нему с приязнью, невольно пытались сузить его значение. На протяжении целого века Чехова либо укоряли за отсутствие четкой идейной позиции («публицистическая» критика), за «безгеройность» и излишнее внимание к быту (символисты), либо, наоборот, хвалили (многие советские литературоведы) за «преодоление» мещанского духа или былой «безыдейности» в более поздних произведениях. В обоих случаях получалось, что «демократически ориентированный» и стремящийся к внутренней свободе писатель Чехов игнорирует многие пласты действительности и оказывается «ýже» своих великих предшественников и современников — И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.
Н. К. Михайловский в ту пору был властителем дум большинства передовой интеллигенции. Его отзывы почтительно подхватывались всей столичной и провинциальной прогрессивной печатью, и стоило ему сказать слово о каком-нибудь литературном явлении — уже множество его учеников и приверженцев на все лады повторяли его приговор в своих газетных и журнальных статейках.
Даже через десять лет после смерти Чехова в «Энциклопедическом словаре» Ф.Ф. Павленкова, пользовавшемся в ту пору огромным успехом среди широких читательских масс, напечатана все та же оскорбительно - лживая формула, преследовавшая Чехова всю жизнь. «Отсутствие определенного миросозерцания, определенных требований и взглядов - вот отличительные стороны творчества Чехова». [5, с. 101] Павленков — идейный издатель Герцена, Писарева, Шелгунова, Решетникова, Глеба Успенского, принадлежал к тому же «поколению отцов», что и Николай Михайловский, и безыдейность Чехова была для него аксиомой.
Тем не менее, время все расставило по своим местам. После смерти А.П. Чехова Л.Н. Толстой сказал: "Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще, а это главное".[7, с. 86]
Мало было в русской литературе художников, которые так услаждались бы образами, так жаждали бы их подмечать, так охотились бы за ними повсюду — и, главное, обладали бы таким виртуозным, непревзойденным искусством высказывать при помощи простых и, казалось бы, незатейливых образов самые сложные, тонкие, почти неуловимые мысли и чувства.
Чехов очень трудный писатель. Простота его литературной манеры обманчива. Понять его не так-то легко. Уже то, что в его наиболее зрелых вещах такое множество сложных характеров, недоступных элементарным, невосприимчивым к искусству умам, сильно затрудняет понимание его богато насыщенных образов
А.П. Чехов в 1888 году писал: ''Все, мною написанное забудется через пять-десять лет, но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы – в этом моя единственная заслуга…''
1.2. Антон Павлович Чехов – мастер рассказа.
Антон Павлович Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы- миниатюры. «Краткость - сестра таланта» - ведь так оно и есть: все рассказы А.П. Чехова очень короткие, но в них заложен глубокий философский смысл. Что такое жизнь? Зачем она дается человеку? А любовь? Настоящее ли это чувство или просто фарс?
В маленьких рассказах Чехов научился передавать всю жизнь человека, течение самого потока жизни. Крошечный рассказик поднялся до высоты эпического повествования. Чехов стал творцом нового вида литературы - маленького рассказа, вбирающего в себя повесть, роман, В его письмах, высказываниях, записях появились по-суворовски лаконичные и выразительные изречения, формулы стиля: «Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок. Краткость - сестра таланта», «Искусство писать - это искусство сокращать», «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен» «Писать талантливо, то есть коротко», «Умею коротко говорить о длинных вещах». [3, с. 112]
Последняя формула точно определяет сущность достигнутого Чеховым необыкновенного мастерства. Он добился небывалой в литературе емкости, вместительности формы, он научился несколькими штрихами, особенно посредством сгущения типичности, своеобразия языка персонажей, давать исчерпывающие характеристики людей.
Чехов владел всеми тайнами гибкой и емкой, динамической речи, огромная энергия которой сказывалась у него буквально на каждой странице.
Эта энергия нагляднее всего проявилась в его метких, как выстрел, сравнениях, которые за все эти восемьдесят лет так и не успели состариться, ибо и до сих пор поражают читателя неожиданной и свежей своей новизной. О любом предмете, о любом человеке Чехов умел сказать очень простое и в то же время новое, незатасканное, нешаблонное слово, какого никто, кроме него, не говорил до тех пор. Главная черта его творчества, которая не могла не сказаться раньше всего в его стиле, есть могучая сила экспрессии, сила, которой и был обусловлен его непревзойденный лаконизм. В русской литературе обсуждение главных общественных проблем времени традиционно было уделом произведений большого эпического жанра - романа («Отцы и дети», «Обломов», «Война и мир»). Чехов романа не создал. И вместе с тем он - один из самых социальных русских писателей. Готовые его главы мы читаем в полном собрании его сочинений в виде «отдельных законченных рассказов». Но в форму небольшого рассказа-повести он смог вместить огромное социально-философское и психологическое содержание. С середины 90-х годов едва ли не каждая такая короткая повесть Чехова вызывала бурный резонанс в печати.
Каждая чеховская вещь, несмотря на жанр, в котором она была написана, поднимала огромные пласты жизни общества.
Чехов отверг такие приемы характеристики персонажей, когда писатель, прежде чем герой начнет действовать, подробно знакомит читателя с его предыдущей биографией, с его родителями, а то и предками. Чеховские герои всегда раскрываются в самом действии, в поступках, в мыслях и чувствах, непосредственно связанных с действием. Можно сказать, что Чехов - один из самых строгих мастеров объективной школы в литературе, изучающей человека по его поведению. К этому времени в прозе Чехова вырабатывается повествовательная манера, которую принято называть объективной. В его рассказе автор-повествователь не выступает прямо со своими оценками героев или изображаемого вообще. Он скрыт, его точку зрения читатель улавливает из сюжета, соотношения высказываний и действий героев, всего произведения в целом. Все же изображаемое внешне дается так, как его видит герой. Из окружающей обстановки показывается только то, что может наблюдать он — из окна, из тарантаса, идя по улице, стоя на берегу реки. То, что он не видит со своего наблюдательного пункта, не изображается. А если все же показывается, то об этом говорится предположительно: «видимо», «очевидно»; автор не берет на себя ответственность говорить об этом категорически, «от себя». Это не значит, что речь повествователя нейтральна, эмоционально ровна. В ней не проявляются его эмоции, но чувства героев насыщают ее обильно; используется очень подходящая для этих целей несобственно-прямая речь.
Устойчивый метод Чехова чтобы минусы были уравновешены плюсами. Этот метод он применял постоянно в десятках бесконечно разнообразных новелл. Его искусство «уравновешивать плюсы и минусы» было особенно заметно в тех вещах, где он сталкивает косных, вялых, отрицающих жизнь, пассивно-равнодушных людей с жизнеутверждающими, боевыми, беспокойными, ищущими. На страницах у Чехова очень часто происходят эти столкновения и стычки двух непримиримых врагов и, наблюдая, как дерутся противники, Чехов нигде в своих новеллах и пьесах не высказывает внятно и громко своего отношения к той или другой стороне. «Любите своих героев, — советует он одной молодой беллетристке, — но никогда не говорите об этом вслух». [2, с. 88]
Но большинству своих положительных героев он придавал отрицательные черты, а большинству отрицательных — положительные.
В рассказах решалась проблема, которую Чехов ощущал для себя как главную, — проблема психологизма, изображения внутреннего мира человека.
Иногда говорят, что
Чехов впервые изобразил обыкно