Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 00:31, курсовая работа
Актуальность данного иследования обусловлена тем, что тема творчества А.П.Чехова является наиболее интересной и спорной. Прошло более ста лет со дня появления первого рассказа А.П. Чехова, и за это время немало написано о его жизни и творчестве, но секрет его искусства, тайна воздействия на читателя остаются неразгаданными. В работах С. Балухатого, Б. Зингермана, 3. Паперного, В. Невердиновой, И. Милостного, Г. Тиме, С. Зубковой, В. Готтлиб, преобладает исследование отдельных аспектов драматургии А. Чехова.
Введение…………………………………………………………………….
3
Раздел 1. Своеобразие художественного мира Антона Павловича Чехова…………………………………………………………………………
5
1.1 Начало творческого пути А. П. Чехова…………………………………………………………….
5
1.2. Антон Павлович Чехов – мастер рассказа…………………….
9
1.3. Творчество А. П. Чехова как энциклопедия сюжетов русской литературы……………………………………………………………
13
Выводы по 1 разделу……………………………………………………….
16
Раздел 2. Художественное своеобразие сюжета чеховского рассказа………………………………………………………………………
18
2.1. Понятие сюжета эпического произведения. Элементы сюжета, их функции…………………………………………………..
18
2.2. Своеобразия сюжета юмористического рассказа А. П. Чехова…………………………………………………………………
20
2.3. Сюжет в произведениях А. П. Чехова 80-90-х годов. «Учитель словесности»………………………………………………………….
24
2.4. Функция открытого финала в рассказах Чехова («Студент»)………………………………………………………………….
26
Выводы по 2 разделу……………………………………………………….
29
Заключение……………………………………………………………
31
Список использованной литературы……………………………………….
33
В прозе позднего Чехова нередко значительную роль играют повторяющиеся детали, несущие в себе потенциал символических обобщений.
Выводы по 2 разделу
Чехов стал завершителем классической традиции литературы ХIХ века и в то же время своей малой прозой, драматургией оказал решающее влияние на формирование новых тенденций литературного развития уже ХХ столетия.
А.П.Чехов вошел в литературу пародиями и юмористическими рассказами - весело, но нельзя сказать, чтобы легко.
Чехов не «специализировался» на изображении какой-либо социальной группы или психологического типа. Чеховский герой - это «средний человек» и повседневная, обыденная жизнь. «Средний человек» у Чехова - это инженер, врач, учитель, адвокат, студент, офицер, статистик, земец (а также и помещик, и крестьянин, и чиновник, и священник, но показанные иначе, чем в литературе предшествующих десятилетий), который понимается как представитель массы, как всякий человек. В нем отсутствует какая-нибудь необычность, незаурядность, главное в нем - обыкновенность, распространенность. Основную особенность чеховских рассказов составляло стремление рассмотреть людей разных сословий и состояний под единым углом зрения, найти закономерности, характеристики сознания «среднего человека».
А в жизни любого человека рядом соседствуют добро и зло, любовь и ненависть, грустное и смешное.
Писатель высоко ценил свой рассказ "Студент". И это понятно. Обозначенная в этой лирико-философской миниатюре тема любви к жизни и сладкого ожидания счастья с годами будет приобретать все большее значение в творчестве Чехова, звучать все увереннее и настойчивее в его произведениях. Весьма знаменательно также, что мысли о торжестве правды и грядущем счастье были подсказаны герою общением с людьми из народа. Не с избранником-провидцем, а с простыми, безграмотными деревенскими бабами. Это зерно еще одной, важнейшей особенности последующего чеховского творчества.
Оптимистический взгляд,
высказанный Чеховым в "Студенте",
ощущение прогрессивных перемен
в современной общественной жизни
ни в коей мере не снимали для
него вопроса о характере
От веселого смеха над неспособностями жизни в ранний период деятельности, от горестного удивления перед вопиющими несообразностями и алогизмами жизненного уклада - в средний период - к ощущению необходимости и возможности "перевернуть жизнь" в последние годы XIX века и в первые годы XX столетия - такова последовательность и логика творческого развития Чехова.
Итак, проработав ряд литературы, мы смогли составить достаточно четкое представление о личности А.П.Чехова, его творчестве. Рассмотрев наиболее значимые, по нашему мнению, произведения писателя, мы убедились в их гениальности и, безусловно, блестящем таланте самого автора. На отдельных примерах мы попытались очертить путь писателя, показать, как, глядя прямо в лицо жизни, Чехов утверждал веру в человека, в народ. Кроме того, мы постарались отразить жизнь Чехова – как писателя.
«Чехов!.. - говорил Л.Н.Толстой, - это Пушкин в прозе». Однако он считал при этом, что Чехову удалось создать «новые, совершенно новые (...) для всего мира формы писания…». Чехов прожил сорок четыре года. В наше время сорокалетние числятся едва ли не в молодых и все еще что-то обещают.
Чехов же оставил огромное литературное наследие - множество рассказов и повестей, несколько больших пьес, несколько водевилей, несколько тысяч писем. Он оставил непрерывно растущую славу, множество мифов и опыт существования личности, прикоснувшись к которому каждый из нас имеет возможность лучше понять смысл и цену собственных жизненных устремлений.
Прошло уже более века со дня смерти Чехова, а его произведения продолжают доставлять читателям художественное наслаждение; они вызывают смех и грусть, заставляют думать и чувствовать глубоко и правдиво, они учат, воспитывают. По многим рассказам Чехова созданы кинофильмы: «Злоумышленник», «Налим», «Человек в футляре», «Анна на шее», «Свадьба», «Дама с собачкой» и другие. Его пьесы не сходят со сцены театров многих стран, его книги издаются почти на всех языках мира. Чехов оказал большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Освоение чеховских традиций сказалось в прозе И.А.Бунина и А.И.Куприна, в драматургии М.Горького. С именем Чехова связано новаторство Московского Художественного театра. Его творчество оказало большое влияние на многих писателей Европы, Америки, Азии.
Список использованной литературы