Своеобразие сюжета Чеховского рассказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 00:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного иследования обусловлена тем, что тема творчества А.П.Чехова является наиболее интересной и спорной. Прошло более ста лет со дня появления первого рассказа А.П. Чехова, и за это время немало написано о его жизни и творчестве, но секрет его искусства, тайна воздействия на читателя остаются неразгаданными. В работах С. Балухатого, Б. Зингермана, 3. Паперного, В. Невердиновой, И. Милостного, Г. Тиме, С. Зубковой, В. Готтлиб, преобладает исследование отдельных аспектов драматургии А. Чехова.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3
Раздел 1. Своеобразие художественного мира Антона Павловича Чехова…………………………………………………………………………

5
1.1 Начало творческого пути А. П. Чехова…………………………………………………………….
5
1.2. Антон Павлович Чехов – мастер рассказа…………………….
9
1.3. Творчество А. П. Чехова как энциклопедия сюжетов русской литературы……………………………………………………………
13
Выводы по 1 разделу……………………………………………………….
16
Раздел 2. Художественное своеобразие сюжета чеховского рассказа………………………………………………………………………
18
2.1. Понятие сюжета эпического произведения. Элементы сюжета, их функции…………………………………………………..
18
2.2. Своеобразия сюжета юмористического рассказа А. П. Чехова…………………………………………………………………
20
2.3. Сюжет в произведениях А. П. Чехова 80-90-х годов. «Учитель словесности»………………………………………………………….
24
2.4. Функция открытого финала в рассказах Чехова («Студент»)………………………………………………………………….
26
Выводы по 2 разделу……………………………………………………….
29
Заключение……………………………………………………………
31
Список использованной литературы……………………………………….
33

Вложенные файлы: 1 файл

IRL.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

В прозе позднего Чехова нередко значительную роль играют повторяющиеся  детали, несущие в себе потенциал  символических обобщений.

 

Выводы по 2 разделу

Чехов стал завершителем классической традиции литературы ХIХ  века и в то же время своей малой  прозой, драматургией оказал решающее влияние на формирование новых тенденций  литературного развития уже ХХ столетия.

А.П.Чехов вошел в литературу пародиями и юмористическими рассказами - весело, но нельзя сказать, чтобы легко.

Чехов не «специализировался»  на изображении  какой-либо социальной группы или психологического  типа. Чеховский герой - это «средний человек» и повседневная, обыденная жизнь. «Средний человек» у Чехова -  это инженер, врач, учитель, адвокат, студент, офицер,  статистик, земец (а также и помещик, и крестьянин, и  чиновник, и священник, но показанные иначе, чем в  литературе предшествующих десятилетий), который понимается как представитель массы, как всякий человек. В нем  отсутствует какая-нибудь необычность, незаурядность,  главное в нем - обыкновенность, распространенность.  Основную особенность чеховских рассказов составляло  стремление рассмотреть людей разных сословий и состояний под единым углом зрения, найти закономерности,  характеристики сознания «среднего человека».

А в жизни  любого человека рядом соседствуют добро и  зло, любовь и  ненависть, грустное и  смешное.

Писатель высоко ценил  свой рассказ "Студент". И это понятно. Обозначенная в этой лирико-философской миниатюре тема любви к жизни и сладкого ожидания счастья с годами будет приобретать все большее значение в творчестве Чехова, звучать все увереннее и настойчивее в его произведениях. Весьма знаменательно также, что мысли о торжестве правды и грядущем счастье были подсказаны герою общением с людьми из народа. Не с избранником-провидцем, а с простыми, безграмотными деревенскими бабами. Это зерно еще одной, важнейшей особенности последующего чеховского творчества.

Оптимистический взгляд, высказанный Чеховым в "Студенте", ощущение прогрессивных перемен  в современной общественной жизни  ни в коей мере не снимали для  него вопроса о характере господствующих отношений и нравов. Речь шла лишь о глубинных тенденциях этой неприглядной действительности, о тех духовных возможностях, которые таились в исковерканных и подавленных людях

 

Заключение

 

От веселого смеха  над неспособностями жизни в  ранний период деятельности, от горестного удивления перед вопиющими несообразностями и алогизмами жизненного уклада - в средний период - к ощущению необходимости и возможности "перевернуть жизнь" в последние годы XIX века и в первые годы XX столетия - такова последовательность и логика творческого развития Чехова.

Итак, проработав ряд литературы, мы смогли составить достаточно четкое представление о личности А.П.Чехова, его творчестве. Рассмотрев наиболее значимые, по нашему мнению, произведения писателя, мы убедились в их гениальности и, безусловно, блестящем таланте самого автора. На отдельных примерах мы попытались очертить путь писателя, показать, как, глядя прямо в лицо жизни, Чехов утверждал веру в человека, в народ. Кроме того, мы постарались отразить жизнь Чехова – как писателя.

«Чехов!.. - говорил Л.Н.Толстой, - это Пушкин в прозе». Однако он считал при этом, что Чехову удалось создать «новые, совершенно новые (...) для всего мира формы писания…». Чехов прожил сорок четыре года. В наше время сорокалетние числятся едва ли не в молодых и все еще что-то обещают.

Чехов же оставил огромное литературное наследие - множество рассказов и повестей, несколько больших пьес, несколько водевилей, несколько тысяч писем. Он оставил непрерывно растущую славу, множество мифов и опыт существования личности, прикоснувшись к которому каждый из нас имеет возможность лучше понять смысл и цену собственных жизненных устремлений.

Прошло уже более  века со дня смерти Чехова, а его  произведения продолжают доставлять читателям  художественное наслаждение; они вызывают смех и грусть, заставляют думать и чувствовать глубоко и правдиво, они учат, воспитывают. По многим рассказам Чехова созданы кинофильмы: «Злоумышленник», «Налим», «Человек в футляре», «Анна на шее», «Свадьба», «Дама с собачкой» и другие. Его пьесы не сходят со сцены театров многих стран, его книги издаются почти на всех языках мира. Чехов оказал большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Освоение чеховских традиций сказалось в прозе И.А.Бунина и А.И.Куприна, в драматургии М.Горького. С именем Чехова связано новаторство Московского Художественного театра. Его творчество оказало большое влияние на многих писателей Европы, Америки, Азии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Авдеев А.Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л.-М.: Искусство, 1959. 266 с.
    2. Арват H.H. Наблюдения над синтаксисом «шутки» А.П. Чехова «Медведь» //Материалы и сообщения конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.П. Чехова (1860-1960). Черновцы. 1960.
    3. Балухатый С.Д. Чехов-драматург. Л.: ГИХЛ,1936. 320 с.
    4. Бердников Г.П. Чехов и театр Тургенева // Доклады и сообщения филогического института. Вып. 1. Л. 1949. С. 25-49.
    5. Бердников Г.П. Чехов-драматург: Традиции и новаторство в драматургии А.П. Чехова. М.: Искусство, 1981. 356 с.
    6. Брагин С.Г. Последняя редакция водевиля А.П. Чехова «Юбилей» //А.П. Чехов. Сб. статей и материалов. Симферополь. 1962. С. 64-76.
    7. Бялый Г.А. А.П. Чехов // История русской литературы. T. IX. М.-Л.: АН СССР, 1956. С.404-430.
    8. В творческой лаборатории Чехова. М.: Наука, 1974. 367 с.
    9. Вишневская И. Л. Одноактная пьеса и время // Советская одноактная драматургия: В 2-х Т. . М.: Искусство, 1967. Т. 1. С.3-24.
    10. Гитович Н.И. Летопись жизни и творчества А.П. Чехова. М.: Гослитиздат, 1955. 880 с.
    11. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации:/ В.Б. Катаев – М: Издательство Московского университета, 1979. - 326 с.
    12. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова:/ В. Я. Линков – М: Издательство Московского университета, 1982. – 128 с.
    13. Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературе: Литературное произведение: сюжет и мотив. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. 240 с.

 

    1. Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературе: Сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998.
    2. Невердинова В.Н. Одноактные комедии А.П. Чехова (на материале критики 80-хнач.90-х гг.)// Чеховские чтения в Ялте: Чехов и русская литература. Сб. науч. тр. М.: ГБЛ, 1978. С. 116-117.
    3. Роскин А.И. А.П. Чехова. Статьи и очерки. М.: Гослитиздат, 1959. 432 с.
    4. Семанова М.Л. Чехов в школе:/ М.Л. Семанова – Л: Учпедгиз, 1954.-282 с.
    5. Солженицын А.И. Творчество А.П. Чехова/ А. И Солженицын// Новый мир. – 1998. - № 10 – С. 178.
    6. Силантьев И.В. Семантическая структура повествовательного мотива // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы: Литературное произведение: сюжет и мотив. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. С. 10-28.
    7. Чехов М.П. Вокруг Чехова:/ М.П.Чехов – М: Московский рабочий, 1959. - 302 с.
    8. Чехов А.П. Избранные произведения в 3-х томах:/ А.П. Чехов – М: Художественная литература, 1964. том 1-622 с., том 2 – 614 с., том 3 – 622 с.
    9. Чехов А.П. Избранные произведения:/ А.П. Чехов – Л: Лениздат, 1974. – 704 с.
    10. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем. В 30-ти т. М.: Наука, 1974-1982.1. Критическая литература:
    11. Чехов А. П. Избранные сочинения. В 2-х т. Т.2.- М.: Худож. лит., 1986. – 671., ил. (Б-ка классики. Рус. лит).
    12. Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов:/ А.П. Чудаков – М: Просвещение, 1987. - 176 с.
    13. Чуковский Корней. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5:/ К.И. Чуковский – М: Художественная литература, 1967. - 799 с.

Информация о работе Своеобразие сюжета Чеховского рассказа