Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 00:31, курсовая работа
Актуальность данного иследования обусловлена тем, что тема творчества А.П.Чехова является наиболее интересной и спорной. Прошло более ста лет со дня появления первого рассказа А.П. Чехова, и за это время немало написано о его жизни и творчестве, но секрет его искусства, тайна воздействия на читателя остаются неразгаданными. В работах С. Балухатого, Б. Зингермана, 3. Паперного, В. Невердиновой, И. Милостного, Г. Тиме, С. Зубковой, В. Готтлиб, преобладает исследование отдельных аспектов драматургии А. Чехова.
Введение…………………………………………………………………….
3
Раздел 1. Своеобразие художественного мира Антона Павловича Чехова…………………………………………………………………………
5
1.1 Начало творческого пути А. П. Чехова…………………………………………………………….
5
1.2. Антон Павлович Чехов – мастер рассказа…………………….
9
1.3. Творчество А. П. Чехова как энциклопедия сюжетов русской литературы……………………………………………………………
13
Выводы по 1 разделу……………………………………………………….
16
Раздел 2. Художественное своеобразие сюжета чеховского рассказа………………………………………………………………………
18
2.1. Понятие сюжета эпического произведения. Элементы сюжета, их функции…………………………………………………..
18
2.2. Своеобразия сюжета юмористического рассказа А. П. Чехова…………………………………………………………………
20
2.3. Сюжет в произведениях А. П. Чехова 80-90-х годов. «Учитель словесности»………………………………………………………….
24
2.4. Функция открытого финала в рассказах Чехова («Студент»)………………………………………………………………….
26
Выводы по 2 разделу……………………………………………………….
29
Заключение……………………………………………………………
31
Список использованной литературы……………………………………….
33
Серьезное произведение юного Чехова, его первая большая пьеса (в собрании сочинений она печатается под заглавием "Безотцовщина") не понравилась первым читателям этой огромной рукописи и в дальнейшем не была удостоена автором публикации, представить же обществу последнего классика XIX века выпала честь двум пародиям, напечатанным в одном из самых несерьезных журналов.
Среди пародий Чехова
на уголовные романы - одна из вершин
его юмористического
Самый ранний из сохранившихся в памяти родных творческий текст Чехова - четверостишие, начинающееся так: "О, поэт заборный в юбке..." - ответ 14-летнего гимназиста девочке, писавшей трогательные стихи на заборе. Отнюдь не свидетельствуя о стихотворном таланте автора, эти строки выдают его природную склонность к шутке, насмешке.
...Итак, юмористическое
начало для Чехова-писателя не
было случайным. В
Еще современники Чехова пытались определить природу его смеха, установить его своеобразие. Чаще всего Чехова-юмориста критика сопоставляла с Гоголем: у обоих смех сквозь слезы.
Чехов умеет и то и другое: смеяться над тем, что по существу не очень весело, и сочувствовать тому, что как будто смешно. И еще умеет, конечно, стать над своими героями - над их мелкими страстями и заботами, суетностью и корыстолюбием одних, прекраснодушием других.
Есть яркая юмористическая страница и в драматическом творчестве молодого Чехова - одноактные шутки, или водевили: "Медведь", 1888; "Предложение", 1888; "Свадьба", 1890; "Юбилей", 1891.
Хотя юмористические рассказы Чехова относятся в основном к 1880-1887 годам, неверно было бы весь этот период называть юмористическим. В те же годы, когда Чехов писал веселые рассказы, составлял смешные подписи к рисункам, сочинял каламбуры и т. д., он писал большие повести, где было место и лирике и грусти (например, "Цветы запоздалые", 1882), рассказы о трудной судьбе разных людей города и деревни ("Хористка", "Горе", "Тоска", "Агафья", "Ванька", "Скука жизни" и многие другие).
Смех Чехова направлен против человеческих пороков независимо от чина, культуры, сословия героя. Мелкость души и низость побуждений он презирал и в "маленьком человеке", угнетенном чиновнике. Гоголь чуть не плакал над судьбой Акакия Акакиевича, Достоевский тосковал по поводу униженных и оскорбленных. Обратив взор к тому дурному, что в "маленьком человеке" пробуждало жестокое время, молодой Чехов смеялся над ним. Этим определялось большое общественное значение его юмористического творчества, и с высоты нашего времени это видно особенно ясно. Такие рассказы, как "Мелюзга", "Орден", "Тайна", "Упразднили", написаны художником, беспощадным к тем, кто жалок по существу да еще и унижает сам себя. Ничтожность человека Чехов подчеркивал тем, что показывал огромное значение в его жизни мелочей, пустяков. Дьячок Федюков услаждает себя тем, что ставит свою подпись на листах визитеров в передних у важных особ ("Тайна", 1887). "Как-то и уважения к себе больше чувствуешь", - думает учитель Пустяков (и опять - фамилия!), нацепив на себя чужой орден, чтобы идти на бал к купцу Спичкину ("Орден", 1884). И когда "пустяку" грозит опасность, жизнь теряет смысл.
Чеховская новелла, это выдающееся явление литературы конца XIX века, сформировалась в значительной степени на юмористическом материале.
В выборе литературной формы для юмористических сюжетов Чехов, кажется, не знал границ. "Сценки" - лишь один из его жанров.
Все лучшее, что было заложено в самой природе короткого юмористического рассказа и что пытались обыграть ближайшие предшественники Чехова в области юмора (особенно Н. Лейкин, В. Билибин), именно ему удалось довести до совершенства.
Смех Чехова - то веселый, то с оттенком лирической грусти, то легкий и светлый, то граничащий с сатирой, - поистине неисчерпаем. Это был художник, который вошел в литературу весело и ушел из жизни, насмешив жену (за несколько часов до смерти!) рассказом о курортниках, пропустивших гонг к ужину. Последний сюжет Чехова, как и его литературный дебют, был юмористическим. И в этом, как во многом другом, он оставался верным своему таланту.
2.3. Сюжет в произведениях А. П. Чехова 80-90-х годов. «Учитель словесности».
Восьмидесятые годы XIX века эпоха «безвременья» в России, застоя в общественной жизни, политической реакции. В такой сложной ситуации А.П.Чехов стремился средствами художественного слова сказать своим современникам: в любых условиях человек должен оставаться человеком. Писатель был убежден, что величие души или, наоборот, ее уничижение не зависит ни от каких обстоятельств. Человек определяет сам, каким ему стать: зависимым или независимым, обывателем или гражданином. Центральная тема творчества А.П.Чехова в эти годы тема примирения человека со средой, с пошлым окружением.
А.П.Чехов – величайший мастер «малых форм» в прозе. Его рассказ «Учитель словесности» состоит из двух частей: первая часть представляет собой повествование автора о жизни Никитина, семьи Шелестовых и других героев; вторая часть – дневниковые записи самого учителя словесности Никитина, прерываемые голосом автора. Эти части не равноценны по объему: первая часть больше второй практически на треть. То есть автор нам больше показывает внешнюю жизнь, обстановку, в которой находятся герои. Внутренняя же сущность Никитина, раскрываемая во второй части, дается более кратко, сжато, что больше привлекает к себе внимание, так как и является главной. Но об этом еще будет идти речь.
Очень интересно
само повествование. Здесь
2.4. Функция открытого финала в рассказах Чехова («Студент»)
Рассказ «Студент» написан уже зрелым Чеховым, гениальным писателем. Когда рассказ был напечатан в газете, он назывался «Вечером». Рассказ этот все считают великолепным, но написано о нём мало, так как его трудно связать с какими-либо историческими обстоятельствами. Это рассказ о духовности. Написан рассказ в 1894 году – это уже почти рубеж веков. Поэтому люди размышляют о прошлом, анализируют настоящее и мечтают о будущем.
В экспозиции рассказа «Студент» – внешне «проходная», как это часто бывает у Чехова, бытовая зарисовка возвращения «с тяги домой» студента-семинариста Ивана Великопольского. Он возвращался по тропинке заливного луга и остро ощущал неуют ранней, еще по-зимнему холодной весны: «Когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, все смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой»[24,c.12]. Неприютность этих тонущих в «вечерних потемках» мест подчеркивалась и далеким огнем, «светящимся… на вдовьих огородах». Внешние впечатления оживляют в сознании героя не менее тоскливые картины домашней жизни – убогого повседневного крестьянского существования: «Мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар», «отец лежал на печи и кашлял». Приобщившийся за время учебы в Духовной семинарии к историческим наукам студент мысленно соотносит сегодняшние обстоятельства с опытом прошлых веков и приходит к безрадостному выводу о том, что «и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре» жизнь была столь же многотрудной, имели место те же бедность и неустроенность простых людей, и «оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше»[24, c.13]. Казалось бы, это ощущение дурной повторяемости бытия не имеет никакого противовеса.
Повествовательная часть рассказа открывается эпизодом, когда, садясь погреться у костра, Иван встречает двух крестьянок-вдов – мать и дочь: Василису, задумчивую «высокую пухлую старуху в мужском полушубке», и Лукерью, «маленькую, рябую, с глуповатым лицом… деревенскую бабу, забитую мужем»[24,c.13]. Здесь чрезвычайно значимым становится уточнение времени действия рассказа – Великая пятница, на что в экспозиционной части было указано как бы мимоходом. Это день, когда церковь вспоминает Крестные Страдания Спасителя, неслучайно, что одна из крестьянок, Василиса, отстояла накануне службу «двенадцати евангелий». Глубоко вдумываясь в тайну этого дня, студент в беседе с крестьянками начинает невольно припоминать подробности евангельского повествования о том, как в такую же холодную ночь у костра грелся апостол Петр, как во время Тайной Вечери он говорил со Христом, предрекшим ему последующее троекратное отречение. Студент вспоминает и о самом отречении Петра, трижды повторенным им в то время, когда первосвященники избивали его Учителя, и особенно останавливается на самом волнующем моменте, когда, услышав пение утреннего петуха, Петр вспомнил слова Христа, «очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: "И исшед вон, плакася горько"». Великопольский вслушивается в таинственное звучание этих наполненных огромным содержанием церковнославянских слов и дорисовывает в воображении картину этих событий: «Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания»[24, c. 14].
Рассказ Великопольского – вовсе не назидающая проповедь, но глубоко личностное размышление, попытка проникнуть в сокровенный смысл этого плача апостола – плача, в котором слились воедино величие и уязвимость Петра, сила его любви к Учителю, глубина покаянного чувства и одновременно слабость, малодушие, лукавство земной человеческой природы. Рассказ студента вызвал живой эмоциональный отклик у обеих слушательниц.
Столь живая реакция крестьянок поразила главного героя и позволила ему интуитивно прозреть незримую, но живую связь между душевными муками Петра и слезами простых крестьянок, пролитыми спустя почти девятнадцать веков. Во взгляде студента на жизнь открывается теперь новое измерение. Оказывается, что связь времен заключена вовсе не только в повторении извечных человеческих скорбей, но и в непрерывности душевно-духовного опыта, в неослабевающей потребности души приобщиться к «правде и красоте». В финале рассказа этот преображенный взгляд на бытие передается торжественным строем речи автора, неслучайно напоминающего о молодых силах своего героя: «Невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла»[24, c.15].
Иван “...думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в [Гефсиманском] саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только двадцать два года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной великого смысла”[24, c. 15].
Фраза – очень длинная, очень эмоциональная – построена так, что поначалу кажется очень цельной и духоподъёмной. Но постепенно сквозь неё проступает второй план смысла. Рассказчик словно невзначай “вклинивает” в переживания героя свой краткий, но горьковатый комментарий; он поясняет с высоты своего опыта: “ему было только двадцать два года... жизнь казалась... восхитительной, чудесной и полной великого смысла”.
Казалась полной смысла... А какова она на самом деле? И что будет, когда юный герой повзрослеет? По-прежнему ли он сохранит эту наивную веру в счастье, будет ли ему по-прежнему казаться, что счастье – есть и смысл – тоже есть? Рассказчик не даёт ответа. Он лишь отделяет свой холодноватый взгляд от точки зрения верующего героя – и оставляет читателя наедине с его размышлениями...
Таким образом, «Студент» – это рассказ о прозрении личностью подлинных ценностей бытия, происходящем в предельно обыденной обстановке.