Символика заглавий книг и произведений Анны Ахматовой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:00, дипломная работа

Краткое описание

На протяжении нескольких десятилетий русская культура рубежа XIX–XX веков относилась к области недоступной для научных исследований. Сведения, которые изредка появлялись в печати, были явно недостаточны для составления целостного представления об эпохе.
Тем не менее, подобный факт не снижал интереса публики к литературному наследию того времени. В 80-е годы XX века началось истинное возрождение культуры России конца XIX – начала XX веков. Открывались все новые и новые материалы, служившие составлению целостного объективного представления о культуре и литературе рубежа столетий. С новой силой зазвучали имена Н. Гумилева, В. Ходасевича, В. Набокова, Е. Замятина, А. Ахматовой, И. Шмелева, 3. Гиппиус.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3

І. «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл»

Серебряный век как явление в русской литературе ….. 8

Творчество А. Ахматовой и поэзия Серебряного века.
А. Ахматова и новые тенденции в литературе ……….. 11

ІІ. Название книг и стихотворений как отзвук времени в душе
Анны Ахматовой.

2.1. Сборник «Вечер» ………………………………………… 18

2.2. Сборник «Четки» ………………………………………... 24

2.3. Сборник «Белая стая» …………………………………… 31

2.4. Сборник «Подорожник» …………………………………. 40

2.5. Сборник «Anno Domini» ………………………………… 47

2.6. Сборник «Тростник» ……………………………………. 57

2.7. Сборник «Седьмая книга» ………………………………. 64

ІІІ. Специфика изучения творчества А. Ахматовой в школе ………. 72

Заключение ...…………………………………………………………… 80

Список использованных источников ………………………………….. 82

Приложение ………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Готовый посл.вариант.doc

— 530.00 Кб (Скачать файл)

«Седьмая книга» написана в последние десятилетия жизни                   А. Ахматовой; поэт все это время как бы предчувствовал, пророчествовал свою собственную смерть, причем скорую. На это повлияло многое: болезнь, преследовавшая поэта на протяжении всей ее жизни, трагический личный  опыт и жизненный опыт  близких:

И комната, в которой я болею,

В последний раз болею на земле,

Как будто упирается в аллею

Высоких белоствольных тополей.

А этот первый – этот самый главный,

В величии своем самодержавный,

Но как заплещет, возликует он,

Когда, минуя тусклое оконце,

Моя душа взлетит, чтоб встретить солнце,

И смертный уничтожит сон.

( «Смерть», 1944).

Предчувствие собственного конца наталкивает человека на череду философских размышлений и вопросов: что есть смерть, есть ли жизнь после смерти, существует ли Высший судья? Что сделано мной в этой жизни? Какова будет память обо мне?

Пытаясь дать ответы на подобные вопросы, А. Ахматова перелистывает страницы собственной жизни, размышляет о ней. Результатом этого явился цикл стихов «Северные элегии», который складывался постепенно в течение многих лет. Первоначально цикл назывался «Ленинградские элегии». Задумано было семь элегий. На рукописной обложке А. Ахматова написала строки, относящиеся к замыслу цикла:

Их будет семь – так я решила,

Пора испытывать судьбу,

И первая уж совершила

Свой путь к позорному столбу.

Но написано только шесть элегий.

Композиция цикла выстраивается в соответствии с сюжетной линией: от рождения до смерти – весь жизненный путь.

Перед глазами мелькают годы любви и разлуки, радости и печали, торжества и падения. Жизнь А. Ахматовой не сопровождалась лишь розовым цветом, поэт изначально как бы предчувствовала, что ей уготовано:

Себе самой я с самого начала

То чьим-то сном казалась или бредом,

Иль отраженьем в зеркале чужом,

Без имени, без плоти, без причины.

Уже я знала список преступлений,

Которые должна я совершить.

( «Вторая» (О десятых годах), 1955).

А. Ахматова никогда не причисляла себя к лику святых. Чувствуя, что во многом греховна, она смиренно ждала наказания. И оно пришло:

Меня, как реку,

Суровая эпоха повернула.

Мне подменили жизнь. В другое русло,

Мимо другого потекла она,

И я своих не знаю берегов…

( «Пятая», 1945).

Лишения, смерти, казни, сопровождавшие А. Ахматову на протяжении всей ее жизни, вселили в поэта дар предвидения:

Мне ведомы начала и концы,

И жизнь после конца, и что-то,

О чем теперь не надо вспоминать.

( «Пятая», 1945).

Горечи жизни не сломили А. Ахматову, а вознесли ее на «сверхличный рубеж жизни» [19, с. 161]. «На этой высоте человек обретает возможность жить вопреки всем ударам судьбы, поскольку ему открылся иной смысл бытия. С особой силой и ясностью в том случае, когда этим человеком оказывался поэт. Ахматова была поэтом» [19, с. 161]. Взирая «сверху» на прожитую жизнь, А. Ахматова ни о чем не жалеет. Она, несмотря ни на что, прожила бы ее еще раз, ведь это самый величайший из даров, данных человеку Богом:

Но если бы оттуда посмотрела

Я на свою теперешнюю жизнь,

Узнала бы я зависть наконец…

( «Пятая», 1945).

«Анна Ахматова принимала жизнь такой, какая она есть. В ее спокойном течении и драматизме. С ее красотой и безобразием. Сплетением противоречивых чувств, порождающих конфликты… она не запутывалась в мелочах. Она давала им такое освещение, в котором они словно очищались от ржавчины обыденности. Служили доказательством естественности и красоты чувства. Получали знак подлинного и высокого поэтического достоинства:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда…

Она не могла писать в безвоздушной и холодной высоте. Жить в мире отвлеченных эстетических ценностей. Чтобы создавать стихи, ей необходимо было чувство земли, воздух родины, ощущение поля и дома. Она должна была видеть весь тот «сор» ежедневности, который питал не выдуманную, но подлинную жизнь. Поэтому и осталась она глуха к «утешному» голосу, соблазняющему оставить «свой край, глухой и грешный». Но в стихах ее уже не было никакого сора. Ничего лишнего, постороннего, случайного. Они прозрачны, соразмерны, при всем своем лаконизме – просторны. В них всегда чувствуется и глубина, и высота, за которыми есть неразгаданная тайна.  Тайна происхождения, тайна подпочвенных связей частного сюжета, частной судьбы с судьбой народа, с жизнью всеобщей [35, с. 16].

«Седьмая книга», таким образом, – это весь бесконечный, всеобъемлющий, всепонимающий и всепрощающий мир жизни, творчества и души Анны Ахматовой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          ІІІ. Специфика изучения творчества А. Ахматовой в школе

 

          На современном этапе школа, как и общество в целом, выдвигает своей целью нравственное, эстетическое воспитание. Духовная жизнь определяет судьбу, характер того, что с человеком делается, что им руководит в его поступках, формируя личность, является высшим невидимым духовным центром. Активная переориентация школьного литературного образования оказывает позитивное воздействие на повышение его уровня, развитие творческого потенциала личности, воспитание её в духе общечеловеческих идеалов. Немаловажную роль в этом играет лирика.

          Поэзия А. Ахматовой, бесспорно, является важным компонентом формирования духовности, эстетической чуткости. В культурном контексте XX века творчество А. Ахматовой занимает особое место. В последние годы значительно возрос интерес к творчеству Ахматовой. Появилось множество отечественных и зарубежных исследований, в которых творчество А. Ахматовой рассматривается как во многом определившее развитие культуры XX века.

          Вошедшие в программы стихи А. Ахматовой требуют читательских усилий. Следовательно, повышаются требования к подготовке квалифицированного читателя, воспитанного на лучших образцах лирики.

          Действующие программы по русской литературе в средних общеобразовательных школах республики Беларусь предлагают изучать творчество Анны Ахматовой в выпускном классе, кроме того в среднем звене (в 6-м классе) школьники уже знакомятся некоторым образом с творчеством  поэта, изучая стихотворение «Перед весной бывают дни такие…».

          Изучение Анны Ахматовой в среднем звене в школах позволяет как можно раньше приобщить школьников к доступным им лучшим творениям поэта, открывает для них новые перспективы в постижении поэзии вообще. К пониманию лирики А. Ахматовой ученик-читатель может прийти путём системного и поэтапного знакомства с поэзией и особенностями её поэтики, такими, как лаконичность, простота и непосредственность выражения, классическая афористичность, сдержанность чувств, трагизм, предметность и пластичность образов, тяготение к философскому осмыслению мира, психологизм, парадоксальность, склонность к оксюморонам, переплетение временных пластов, историзм, сопряжение лирического и эпического, многоликость лирической героини, полифонизация через введение различных видов «чужого слова» (цитатность), камерность и суровость, аполитичность в сочетании с гражданственностью, гуманизм.

           В 11-м  классе программой отводится 2 урока на знакомство с творчеством А. Ахматовой. По выбору учителя изучаются  стихотворения, заявленные в программе: «Вечером», «Мне голос был...», «Рыбак», «Смятение», «Я не знаю, ты жив или умер...», «Смуглый отрок бродил по аллеям...», «Я пришла к поэту в гости...», «Муза», «Творчество» и др., а также поэма «Реквием».

          Для изучения творчества поэтессы очень важно познакомиться и с ранними и поздними произведениями Анны Ахматовой, потому что в этом  синтезе можно услышать не только своеобразие авторского голоса поэтессы, но и дух времени, которое стало творческим и печальным одновременно. Поэтому важен и значим будет отбор ахматовских стихов для анализа и иллюстрации, что даст возможность учащимся индивидуальность ее творчества.

          Целесообразным  будет поэтапное изучение лирических  произведений. Это сводится к  следующему:

          - выявление читательского восприятия;

          - составление партитуры переживания лирического героя с целью обозначить партитуру текста. Это даст возможность подготовить школьников к выразительному и осмысленному чтению;

          - анализ художественного произведения в старшем звене требует комплексного подхода, ибо здесь важно определить и дотекстовую информацию, и сильные позиции произведения, помогающие сформулировать тему и идею, а затем выйти на анализ характера лирического героя, индивидуальный стиль поэта и широкие философские обобщения.

          С учетом  этих требований мы и строим  свой экспериментальный урок. Акцент  делаем на самостоятельную работу учащихся и индивидуальные задания. Первый урок посвящаем изучению творчества А. Ахматовой в дореволюционный период. Урок предполагает раскрыть глубину и яркость переживаний лирической героини, мотивы любви, душевных побед и крушений.

          Тема урока «Я – отраженье вашего лица. Анна Ахматова. Жизнь, судьба,  поэзия» диктует и цели:

          - образовательные – показать верность нравственным принципам поэта как основу жизненного мужества и таланта; раскрыть глубину и яркость переживаний лирической героини, мотивы любви, душевных побед и крушений, верности родной земле;

          - развивающие – развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением;

          - воспитательные – воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать, патриотическое чувство, показать пример гражданского мужества.

          Так  как на изучение творчества А. Ахматовой программой отводится сравнительно небольшое количество часов,  уместно будет использовать на уроке опережающее задание.  Учащиеся заранее получают  индивидуальные задания: подготовить сообщение на тему «Жизненный путь Анны Ахматовой»; подготовить доклад на тему «Серебряный век русской поэзии как явление русской литературы». В этом случае целесообразно использовать материал данной дипломной работы, в частности главу І «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл». Это поможет учащимся сформировать объективное представление о литературном процессе рубежа ХІХ – ХХ веков, а также об общественной и культурной жизни России данного периода; кроме того, такое своеобразное вступление к  уроку способствует акцентированию  внимания учащихся на кризисе исторических представлений о времени и человеке в истории, который выразился прежде всего в утрате прочного мировозренческого фундамента.

          Также учащимся   предлагаем подготовить сообщения о первых трех сборниках А. Ахматовой: «Вечер», «Четки» и «Белая стая». Для этого можно использовать материал второй главы дипломной работы «Название книг и стихотворений как отзвук времени в душе Анны Ахматовой». Это позволит углубить восприятие ее лирики. Но важно при этом не навязывание своего мнения, а еще и интерпретация учащихся.

          Используя  материал данной главы, учащимся  предоставляется возможность более  широко  рассмотреть социальные  и поэтические истоки лирики  поэтессы, ее отношения к тем  события  XX века, которые оказали влияние на жизнь и творчество А. Ахматовой. Это поможет учащимся раскрыть сущность заглавий книг поэта, познакомиться с  основными темами  раннего творчества А. Ахматовой, позволит проникнуть в некоторые из важнейших аспектов поэтики А. Ахматовой. Благодаря таким заданиям, у учащихся развивается способность к самостоятельной работе, неординарности процесса мышления, развивается лингвистический интеллект, основанный на чувствительности  к смыслу слова. Материал второй главы дипломной работы можно использовать также  при непосредственном анализе того или иного стихотворения. Кроме того, исследуя символику заглавий книг и стихотворений поэтессы, у школьников развиваются исследовательские  и   литературно-творческие способности.  

         Помимо этого, старшеклассникам  предлагаем выучить стихотворения наизусть из первых трех сборников А. Ахматовой, с целью углубить первоначальные представления о творчестве Ахматовой, развить умение выразительно читать стихи и эмоционально на них откликаться. Кроме того, выразительное чтение наизусть позволяет учащимся наиболее полно выразить себя, свое отношение к осваиваемому тексту.

          Чтобы погрузить класс в художественный мир творчества                      А. Ахматовой уже в  начале урока, мы предлагаем сделать выставку книг поэта  и научных статей, а также  закрепить на доске портрет Анны Ахматовой.

          Урок  предлагаем начать с вступительного  слова  учителя.

Слово учителя: Сегодня, ребята, мы с вами постараемся раскрыть тайну поэзии великой русской поэтессы Серебряного века Анны Ахматовой. Для начала давайте мы окунемся в эпоху Серебряного века. Серебряный век. Произнесите это медленно и прислушайтесь… Словно где-то в глубине души прозвонил хрустальный колокольчик. Само словосочетание «серебряный век» ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. И поэзия этого периода очень музыкальна…

          Далее  используем  мультимедиа-презентация.

Информация о работе Символика заглавий книг и произведений Анны Ахматовой