Символика заглавий книг и произведений Анны Ахматовой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:00, дипломная работа

Краткое описание

На протяжении нескольких десятилетий русская культура рубежа XIX–XX веков относилась к области недоступной для научных исследований. Сведения, которые изредка появлялись в печати, были явно недостаточны для составления целостного представления об эпохе.
Тем не менее, подобный факт не снижал интереса публики к литературному наследию того времени. В 80-е годы XX века началось истинное возрождение культуры России конца XIX – начала XX веков. Открывались все новые и новые материалы, служившие составлению целостного объективного представления о культуре и литературе рубежа столетий. С новой силой зазвучали имена Н. Гумилева, В. Ходасевича, В. Набокова, Е. Замятина, А. Ахматовой, И. Шмелева, 3. Гиппиус.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3

І. «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл»

Серебряный век как явление в русской литературе ….. 8

Творчество А. Ахматовой и поэзия Серебряного века.
А. Ахматова и новые тенденции в литературе ……….. 11

ІІ. Название книг и стихотворений как отзвук времени в душе
Анны Ахматовой.

2.1. Сборник «Вечер» ………………………………………… 18

2.2. Сборник «Четки» ………………………………………... 24

2.3. Сборник «Белая стая» …………………………………… 31

2.4. Сборник «Подорожник» …………………………………. 40

2.5. Сборник «Anno Domini» ………………………………… 47

2.6. Сборник «Тростник» ……………………………………. 57

2.7. Сборник «Седьмая книга» ………………………………. 64

ІІІ. Специфика изучения творчества А. Ахматовой в школе ………. 72

Заключение ...…………………………………………………………… 80

Список использованных источников ………………………………….. 82

Приложение ………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Готовый посл.вариант.doc

— 530.00 Кб (Скачать файл)

Слайд 1. «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл». На нем также изображен портрет А. Ахматовой. Использование мультимедиа-презентации  позволяет произвести на школьников неизменное впечатление. В это же время ученик выступает с сообщением «Серебряный век русской поэзии как явление русской литературы». Это помогает учащимся сформировать объективное представление о литературном процессе рубежа ХІХ – ХХ веков, а также об общественной и культурной жизни России данного периода; кроме того, такое своеобразное вступление к  уроку способствует акцентированию  внимания учащихся на кризисе исторических представлений о времени и человеке в истории, который выразился прежде всего в утрате прочного мировозренческого фундамента.

          Чтобы  закрепить выступление  учащегося, учитель делает вывод о Серебряном веке.

          Слово учителя: Мы вспомнили  с вами, что эпоха Серебряного века была сложная и противоречивая. Поэтам Серебряного века пришлось до дна  испить чашу  страданий: кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу их существования. Многие из поэтов на долгие годы были преданы забвению. Эта участь не обошла и Анну Ахматову. О жизни этой замечательной поэтессы мы узнаем из выступления следующего ученика.         

          Учашийся выступает с сообщением на тему «Жизненный путь Анны Ахматовой». В  это же время поочередно презентуются слайды 2 и 3, на которых изображены фотографии Анны Ахматовой, ее дома и семьи. Это позволяет дополнить представления учащихся о личности поэта.

          Далее  следует слово учителя о творчестве А. Ахматовой.

          Слово  учителя: За  весь творческий путь у А. Ахматовой вышло 7 сборников стихотворений. В свой первый сборник под названием «Вечер» вошли стихи 1909 – 1912 годов. Что выражали и исследовали они,  мы сейчас узнаем.

          С докладом  «Первый сборник Ахматовой «Вечер»  выступает учащийся, в это же время презентуется слайд 4, на котором изображена фотография сборника и эпиграф к нему. Это способствует более осмысленному восприятию учащимися информации о сборнике «Вечер».

           Далее  один из учащихся читает наизусть  заранее подготовленное стихотворение из сборника «Вечер», которое называется «Рыбак». После прочтения это стихотворение появляется на экране, это позволяет лучше воспринять содержание стихотворения и сделать его анализ.

          После  высказываний учащихся учитель  подытоживает сказанное выводом: В этих строках перед нами предстает образ  рыбака как воплощение силы, мужественности. Он пробуждает чувства девочки, и она, еще не знающая, что такое любовь, мучается тоской предчувствия любви.

          С той  же целью учащиеся читают наизусть еще два стихотворения из книги «Вечер»: «Смуглый отрок бродил по аллеям…» и «Сжала руки под темной вуалью». Стихотворения поочередно появляются на экране.

          После  первого стихотворения учитель  делает комментарий с той целью, чтобы подчеркнуть значимость в творчестве поэтессы такой замечательной фигуры XIX века, как А. С. Пушкин.

          Комментарий учителя:  А. С. Пушкин, как известно, был правнуком «арапа Петра Великого»; отсюда его смуглость. Память о нем живет в царских местах, и кажется, что там, на траве, можно увидеть пушкинскую треуголку (головной убор лицеистов) и томик  Парни, модного в начале ХІХ века французского  поэта. У А. Ахматовой было свое, «домашнее» восприятие Пушкина – не как поэта далекого прошлого, а как близкого ей человека, почти как современника.

          Плавно  переходя ко второму стихотворению, учитель делает следующее вступление: Безусловно, и первой и в последующих  книгах молодой А. Ахматовой доминирует любовная тема. Любовь у нее всегда драматична, часто трагична. Но,  как отметил в 1921 году К. И. Чуковский, «она первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично…» И это стало средством самоутверждения женщины. Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…», написанное 8 января 1911 года, явно в большей степени автобиографично. Оно  художественно воссоздает психологически напряженные отношения Анны Горенко и Николая Гумилева до брака.

          После  прочтения стихотворения «Сжала  руки под темной вуалью…» и  анализом учащихся учитель добавляет  свой комментарий, что помогает школьникам более правильно осмыслить произведение.

          Комментарий учителя: В этом стихотворении  женщина, охваченная внезапным состраданием и острой жалостью, признает свою вину перед тем, кого она заставляет страдать. Разговор ведется с невидимым собеседником, очевидно, с собственной совестью, так как собеседник этот знает о бледности героини, закрывающей лицо и вуалью, и руками. Ответом на вопрос «отчего ты сегодня бледна?» и является рассказ о конце последнего свидания с ним.

         Далее учитель делает вступление о втором сборнике А. Ахматовой.

          Слово  учителя: После выхода в свет своей первой книги А. Ахматова не могла найти себе места. Ей казалось неуместным, что опубликовали ее стихи, она даже стыдилась этого. Но, в конце концов, А. Ахматова смогла преодолеть эти чувства и продолжала писать.

          Тему продолжает ученик с докладом «Второй сборник Анны Ахматовой «Четки». В это же время презентуется слайд с фотографией сборника и эпиграфом к нему. После этого один из учеников читает наизусть стихотворение из сборника «Четки», которое называется «Я не любви твоей прошу…».

          Учитель  поочередно задает вопросы всему  классу по данному стихотворению, это дает возможность более  глубоко осмыслить стихотворение. Для лучшего восприятия текста стихотворение проецируется на экран.

          Вопросы  учителя:

          - О каком      надежном     месте    для   любви    говорит   героиня стихотворения? (Любовь скрыта в душе.)

          - Почему разлюбленная женщина советует дать другой ее стихи и ее портрет? (Чтобы та, если она умна, попыталась понять, кого потерял ее любимый.)

          - Но поймет ли она это? (Вряд ли, потому что она свою любовь считает победой над мужчиной.)

          - А что считает главным в любви сама героиня? (Прочитайте «Дружбы светлые беседы // И память первых светлых дней…».)

          - Но влюбленность проходит. Как об этом говорит поэт? (Когда же счастия гроши Ты проживешь с подругой милой  И для пресыщенной души Все станет сразу так постыло…)

          - Что наступит для героини в этом случае? (Минута торжества.)

          - От чего героиня не может избавить бывшего любимого? ( От «счастия грошей», на которые он променял ее любовь.)

          Чтобы  плавно перейти к третей книге  Анны Ахматовой, учитель делает вступление событии в жизни А. Ахматовой, которые повлияли и на ее дальнейшее творчество. Это позволяет учащимся определить преобладающую тематику следующего сборника Ахматовой.

           Слово  учителя:  В 1912 году у Анны Ахматовой  и Николая Гумилева родился сын Лев – будущий  великий  историк  ХХ века, автор оригинальной теории происхождения  народов Азии и Европы. (Одновременно проектируется слайд, на котором изображены фотографии Ахматовой с мужем Николаем Гумилевым и сынон Львом).

          В 1913 году Анна и Николай Гумилев разошлись, как расходятся в разные стороны две великие реки, чтобы вобрать в себя множество притоков. Анна занимается воспитанием сына, каждое лето приезжает в имение мужа, в Слепнево Тверской губернии. Поездки в деревню Ахматову-горожанку познакомили с простой сельской жизнью, научили любить Родину, понимать ответственность людей образованных перед своим народов, темным, неграмотным, но добрым, душевным, открытым.

          Третьей  книгой, вышедшей из-под пера А. Ахматовой, стала «Белая стая» в 1917 году. В этот год царь  отрекся от престола, а в октябре власть перешла в руки большевиков. Была объявлена диктатура пролетариата. Интеллигенция стала покидать Россию.

          Более  полную картину о третьем сборнике  Анны Ахматовой учащиеся узнают из доклада ученика «Белая стая» – третья книга                   А. Ахматовой». Одновременно фотография сборника появляется на экране.

          Для  подготовки к восприятию следующего  стихотворения из сборника «Белая  стая» учитель делает вступление.

          Слово  учителя: Анна Ахматова понимала, что на народ нашло какое-то  безумие, подогретое большевиками, ведь расправа с теми, кто составлял  цвет нации, ни к чему хорошему  привести не может. Ахматова решила  остаться на родине, чтобы помочь народу понять, что он натворил, и исправил то, что было сделано политическими  безумцами.

          Ученик  читает наизусть стихотворение  «Мне голос был…». Далее текст  стихотворения проецируется на  экран. Учитель делает комментарий: Это стихотворение является своего рода итогом пройденного                        А. Ахматовой до революции пути. Оно представляет собой яркую инвективу, направленную против тех, кто в годину суровых испытаний собрался бросить Родину. Здесь А. Ахматова выступила как страстный гражданский поэт яркого патриотического звучания. Строгая, приподнятая, библейская форма стихотворения, заставляющая  вспомнить пророков-проповедников, и самый жест изгоняющего из храма – все в данном случае удивительно соразмерно своей величественной и суровой эпохе, начинавшей новой исчисление.

          Далее на экране появляется текст стихотворения «Все расхищено, предано, продано…». Учитель сам читает данное стихотворение, так оно из более позднего творчества А. Ахматовой. Это позволяет заинтересовать учащихся послереволюционным творчеством А. Ахматовой, которое следует изучить на следующем уроке.

          Учитель  делает небольшой комментарий  к стихотворению: Это стихотворение  из  книги Анны Ахматовой «Аnno Domini». Поэтесса верит, что безумство кончится. Ведь не может народ, живущий в прекрасной стране и создавший прекрасные творения, не понять, что «так жить нельзя». О дальнейшей судьбе и творчестве А. Ахматовой мы поговорим на следующем уроке.

          После  чего учитель подводит итоги  урока, оценивает учащихся, работавших на уроке.

          Проецируется слайд, на котором изображена фотография Ахматова и цитата из ее стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…». Это позволяет заинтересовать учащихся дальнейшим творчеством поэта.

          Урок заканчивается словом учителя: «Есть три эпохи воспоминаний» – сказала однажды А. Ахматова в одном стихотворении. Случайно или нет, но и сама жизнь поэтессы, ее долгая  творческая судьба тоже располагается примерно  в трех различных биографических кругах. Сегодня мы с вами рассмотрели один из них, начальный, молодой, отмеченный «Вечером», «Четками» и «Белой стаей», – весь до революции; основные художественные принципы сложились именно в те далекие годы. О дальнейшей судьбе и творчестве А. Ахматовой мы поговорим на следующем уроке.

          Таким образом, атмосфера сотружества, соучастия  способствует развитию у ребят интереса к активной познавательной деятельности, обеспечивает хорошее эмоциональное состояние, которое стимулирует выражение чувств. А мы знаем, что в чуткости и красоте слова – один из источников человеческой культуры. Тема, раскрытая на уроке, способствует утверждению высокой развивающей и воспитательной миссии предмета, формирующего человеческую личность. Предложенные в вышеизложенном подходе учебные задания побуждают учащихся к мыслительной деятельности, способствуют формированию личностной оценки, умений аргументировать, формулировать умозаключение, с одной стороны, с другой – формирует творческий опыт.

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Заключение

 

          В заключение  нашей работы, целью которой являлось  исследование символики заглавий книг и произведений Анны Ахматовой, а также исследование тех внетекстовых и внутритекстовых ассоциаций, отраженных в названиях книг и стихотворений поэтессы, которые, на наш взгляд, явились   отображением эпохи  творчества  А. Ахматовой, можно сделать следующие выводы:

    1. Процесс озаглавливания поэтической книги весьма значим  для А. Ахматовой, ему в «творческой мастерской» поэта уделялось особое внимание. Заглавие книги сосредоточивает, интегрирует в себе многочисленные аспекты и линии ее поэтических размышлений, всю философию жизни и души, взгляды и идеалы.
    2. Становление мировоззрения, творческая эволюция А. Ахматовой как поэта происходило постепенно, в соответствии с этапами жизненного пути, которые получили свое отражение в стихах, создаваемых в определенные периоды ее творчества, ознаменованные, как мы отмечали ранее, книгами. Движение шло от «Вечера», где символ «вечер» означал начало поэтического служения, сквозь тяжелые годы испытаний и потерь – к осознанию бренности внешней стороны бытия, к созданию собственной концепции в понимании движения времени и роли человека в этом «бурном потоке», круговороте («Седьмая книга»).
    3. Заглавный образ каждой из книг далеко не однороден по своей   символике. Семантический ореол этого первого слова поэтического текста весьма широк и объемен. Он вбирает в себя многие стороны, направления, в которых ведется исследование символики заглавия. Анализ слов, вынесенных А. Ахматовой в заглавия книг, заключался в следующем: мы пытались провести различные параллели, найти точки соприкосновения названий ахматовских книг с мифологией, литературной и православной традициями, историей России и жизненным опытом, творчеством самого поэта. Из этого было вынесено следующее:

Информация о работе Символика заглавий книг и произведений Анны Ахматовой