Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:05, курсовая работа
Каким должен быть учитель современной школы? На современном этапе развития общества возросли требования и к современному учителю. Педагог сегодня должен не только владеть глубокими и прочными базовыми знаниями, но и быть человеком активным, инициативным, способным к самостоятельному поиску форм, методов и приёмов воспитания и обучения. Также мы считаем, что актуальность данной работы состоит в том, что знакомство со спецификой драмы как особого рода литературы и методикой преподавания поможет понять самобытность и оригинальность каждого из изучаемых драматических произведений, будет способствовать более осмысленному его восприятию. Мы считаем, что изучение драматической литературы является актуальной, поскольку она оказывает большое влияние на способность к более осмысленному восприятию изучаемых драматических произведений в начальной школе.
Введение
Глава I. Психолого-педагогические основы использования драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения………………………………………………………………………….
1.1 Понятие и сущность познавательного интереса………………………………………….
1.2 Сущность драматической литературы как средство активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах…………………………………………………
1.3 Особенности использования драматической литературы для активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах………………………………….
Список литературы
Работая над пьесой, учащиеся читают ее по ролям и анализируют прежде всего как литературное художественное произведение, то есть разбираются в образах героев, выстраивают систему их взаимоотношений и т.д. Более всего они занимаются осмыслением поступков героев и причинами поступков. В театре это называется действенным анализом пьесы. Эта работа необходима, чтобы войти в образ и правильно сыграть роль. Разбираясь в этих вопросах, в мотивах поступков героев, мы учим детей вглядываться и вдумываться в подтекст человеческой жизни и отношений. Причем это важно не только в работе над пьесой - это исподволь формирует человеческую чуткость и тонкость, такие необходимые в жизни человека качества. [35; 69]
Во время чтения по ролям - «застольного периода», через который проходит любая театральная постановка, происходит «примеривание» ролей, подыскивание тех, кто лучше всех сумеет сыграть героев пьесы.
Всей этой работой руководит учитель, прежде всего как педагог, сглаживая этот процесс, поскольку главных героев, и особенно героинь, положительных, а не отрицательных, будут стремиться играть все. [35; 73]
Обязательно надо привлекать к этой работе родителей! Они могут помочь в изготовлении декораций, будут шить костюмы, а может быть, даже примут непосредственное участие в качестве исполнителей ролей взрослых героев пьесы. Но самое главное то, что это самая настоящая совместно-разделенная деятельность, в процессе которой в общем деле воспитывается чувство коллективизма, ответственности за общее дело, умение командовать и умение подчиняться. А поскольку деятельность эта творческая, то она формирует личность - ведь психологи и педагоги говорят, что только в процессе творчества человек проявляется личностно, особенно в том виде творческой деятельности, к которому у него есть способности. [35; 75]
Мы считаем, что построить процесс обучения невозможно без знания индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей
Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей.
Работая с драматическим литературным родом на уроках литературного чтения, надо четко осознавать, что в начальной школе даются только общие, первоначальные представления о нем. Но и не работать нельзя, поскольку и чтение по ролям, и инсценирование - органичные и необходимые для детей формы игровой творческой деятельности, развивающие «ум, чувства и волю». А, кроме того, участие в общем, коллективном труде, особенно в постановках спектаклей, воспитывает важнейшие социальные навыки.
Обязательно надо привлекать к этой
работе родителей! Но самое главное
то, что это самая настоящая
совместно-разделенная
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию драматической литературы в процессе активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения
2.1 Содержание опытно-
Опытно-экспериментальная
Цель- определение возможностей драматической литературы в активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения.
Опытно- экспериментальная работа
проводилась в несколько
I этап - констатирующий эксперимент- изучение уровня активизации развития познавательного интереса учащихся, направленность, устойчивость, глубину познавательных интересов, характер мотивации познавательного процесса, уровень активности и самостоятельности детей, как критериев развития познавательного интереса, а также установление уровня познавательного интереса каждого ученика 2Б класса. Учащимся была предложен тест, автора Кувалдиной Е.А., включающий 11 вопросов, на которые необходимо было выбрать 1 из нескольких вариантов ответа (Приложение 1).Затем результаты обрабатывались и переводились в бальные показатели по схеме: сумму баллов, полученных учеником на все ответы, следует разделить на11 (число вопросов). Получим показатель интенсивности познавательного интереса.
Если 3,5 < I < 5, то можно считать, что у данного ученика сильно выражен познавательный интерес; если 2,5 < I < 3,5, то он выражен умеренно, а если 1 < 2,5, то познавательный интерес выражен слабо.
Полученные данные представлены нами в таблице 1,2.
Таблица №1
Уровни развития познавательного интереса
№
Имя Ф.
Вызывает ли у Вас интерес процесс учения?
Какие учебные предметы Вам нравятся
Почему этот (эти) предмет тебе интере-
сен?
Если Вам нравится учиться, то как проявляется этот интерес?
Сколько времени Вы тратите на то, чтобы заниматься тем, что Вас интересует?
Как Вы поступите, если задано сложное задание, связанное с предметом
Вашего
интереса?
Что Вас привлекает в предмете, который Вам интересен?
Как часто ты читаешь драматические произведения?
Что ты предпочитаешь, когда задан вопрос на сообразительность?
Много ли ты читаешь дополнительной драматической литературы?
Насколько эмоционально ты относишься к интересной для тебя драматической литературе?
1
Женя Д.
В
Б
А
Г
А
Д
А
А
А
А
А
2
Катя Л.
А
А
А
А
А
Г
Д
Б
Б
В
В
3
Лена С.
А
А
Б
А
В
д
А
А
Б
В
В
4
Саша К.
Б
А
Б
Б
Б
А
В
Б
Б
Б
А
5
Ира Ш.
Г
Б
З
Г
Б
В
В
Б
А
А
Б
6
Таня Л.
Б
Д
А
Е
А
Г
Б
В
В
В
А
7
Витя К.
Б
А
Г
Б
В
Д
Б
А
А
А
В
8
Марина Д.
А
Г
Д
В
А
Г
Г
А
Б
А
А
9
Ольга А.
Д
А
А
Е
Б
А
А
Б
А
Б
А
10
Света Ж.
Б
Д
Е
Г
В
Б
Г
В
Б
В
Б
11
Ксюша З
В
А
З
А
А
Б
Г
В
А
В
В
12
Дима Л.
Д
Г
А
В
А
Б
В
В
В
А
А
13
Максим С.
А
Д
В
Ж
А
Б
В
А
В
Б
Б
14
Андрей Г.
А
А
Г
Г
В
А
А
В
А
В
В
15
Люда А.
А
А
Д
А
В
А
В
В
В
Б
В
16
Игорь Т.
Г
Д
З
Б
Г
В
А
А
В
А
В
17
Даша П.
А
А
И
Б
Б
В
В
А
А
В
А
18
Катя И.
А
А
Л
Б
Б
Г
В
Б
Б
Б
Б
Затем все ответы были переведены нами в бальные показатели, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень познавательного интереса
№
Список учащихся
Сумма баллов
Показатель Уровень
1
Женя Д.
49
49:11=4,4 сильный
2
Катя Л.
35
35:11=3,1 умерен
3
Лена С.
39
39:11=3,5 сильный
4
Саша К.
41
41:11=3,7 сильный
5
Ира Ш.
36
36:11=3,2 умерен.
6
Таня Л.
35
35:11=3,1 умерен.
7
Витя К.
38
38:11=3,4 умерен.
8
Введение
Современная жизнь страны характеризуется развивающим процессом, становление истинно гуманистических отношений, пробуждается творческое самосознание людей раскрываются их возможности, их потенциальные способности. Этот процесс наполняется новым содержанием различных областей педагогической науки. В настоящее время часто обсуждают проблемы образования в 21 веке. В главном вопросе все единодушны: при любых условиях останутся две ключевые фигуры - ребёнок и учитель. В нашем профессиональном деле главная личность - учитель, так как от него зависит успех всего дела.
Каким должен быть учитель современной школы? На современном этапе развития общества возросли требования и к современному учителю. Педагог сегодня должен не только владеть глубокими и прочными базовыми знаниями, но и быть человеком активным, инициативным, способным к самостоятельному поиску форм, методов и приёмов воспитания и обучения. Также мы считаем, что актуальность данной работы состоит в том, что знакомство со спецификой драмы как особого рода литературы и методикой преподавания поможет понять самобытность и оригинальность каждого из изучаемых драматических произведений, будет способствовать более осмысленному его восприятию. Мы считаем, что изучение драматической литературы является актуальной, поскольку она оказывает большое влияние на способность к более осмысленному восприятию изучаемых драматических произведений в начальной школеРассмотрение проблем восприятия и изучения драматического произведения в учебных условиях, как показывает школьный опыт и его научное осмысление, необходимо начинать с исследования его родовой и жанровой специфики, служащей основой для раскрытия природы тех трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся. Детям на уроках будет интересно, потому что они научатся передавать свои мысли, чувства, настроения, переживания, ощущения, впечатления то есть научатся проявлять личностные качества. Своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают основание поставить вопрос о некоторых особенностях в соотношении методов и приемов работы, применяемых при анализе драматургических произведений в начальной школе. Мы убежденны, что для осуществлений успешной профессиональной деятельности на высоком творческом уровне учитель начальных классов должен иметь значительную гуманитарную подготовку.Анализ философской психолого-педагогической и методической литературы показал, что накоплен богатый опыт в разработке, рассматриваемой проблемы. Вместе с тем в теории обучения недостаточно представлена проблема изучения драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов. Недостаточно изучены те условия, которые обеспечивают эффективность развития драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов
Объект исследования: процесс активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: драматическая литература как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения.
Проблема: каковы особенности активизации познавательного интереса учащихся начальных классов средствами драматических произведений.
Цель: теоретически обосновать и изучить развитие познавательного интереса учащихся начальных классов на основе работы с драматическими произведениями.
Глава I. Психолого-педагогические основы использования драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения
1.1 Понятие и сущность познаватель
Интерес- форма проявления познавательной потребности, обеспечивающий направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Удовлетворение интереса не введёт к её участию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню, познавательной деятельности. Интерес формируется и развивается в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые интересы, вызываемые внешней занимательностью объектов, постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным интересам. Перед школой стоит задача на основе уже имеющихся у учащихся интересов пробуждать, формировать и развивать новые социальные ценности. Познавательный интерес несёт в себе функции интереса. Объектом его является область познания. Центральное звено познавательного интереса - переработка интересующей информации, поиск активных связей в изучаемом явлении. Познавательный интерес требует от субъекта активного действия, а не только ориентировки на новизну и неожиданность. Источником форм познавательного интереса в учебном процессе является содержание обучения и процесс деятельности, а индефекатором - уровень развития.
Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность