Сихолого-педагогические основы использования драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся нач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Каким должен быть учитель современной школы? На современном этапе развития общества возросли требования и к современному учителю. Педагог сегодня должен не только владеть глубокими и прочными базовыми знаниями, но и быть человеком активным, инициативным, способным к самостоятельному поиску форм, методов и приёмов воспитания и обучения. Также мы считаем, что актуальность данной работы состоит в том, что знакомство со спецификой драмы как особого рода литературы и методикой преподавания поможет понять самобытность и оригинальность каждого из изучаемых драматических произведений, будет способствовать более осмысленному его восприятию. Мы считаем, что изучение драматической литературы является актуальной, поскольку она оказывает большое влияние на способность к более осмысленному восприятию изучаемых драматических произведений в начальной школе.

Содержание

Введение

Глава I. Психолого-педагогические основы использования драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения………………………………………………………………………….

1.1 Понятие и сущность познавательного интереса………………………………………….

1.2 Сущность драматической литературы как средство активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах…………………………………………………

1.3 Особенности использования драматической литературы для активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах………………………………….

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

Проблема: каковы особенности активизации  познавательного интереса учащихся начальных классов средствами драматических  произведений.

Цель: теоретически обосновать и изучить развитие познавательного интереса учащихся начальных классов на основе работы с драматическими произведениями.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой изучение драматической  литературы будет эффективной, если:

- драматическую литературу подбирать с учётом психолого– педагогических особенностей детей данного возраста;

- используются методы активного  обучения учащихся начальных  классов: инсценирование, групповая  работа, чтение по ролям. 

В соответствии с целью, предметом, объектом и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1.Изучить состояние исследуемой  проблемы в теории и практике, обосновать аппарат исследования 

2. Изучить психолого–педагогические  основы, обеспечивающие драматическую  литературу как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов.

3.Определить возможности изучения  драматической литературы как  средство развития познавательного  интереса учащихся начальных  классов. 

4.                Разработать конспекты уроков с использованием драматической литературы.

Для решения поставленных задач  был использован комплекс исследовательских  методов взаимно дополняющих  друг друга 

- теоретический анализ философской,  психолого-педагогической, учебно-методической  литературы, учебников по литературоведению;

- изучение, обобщение массового  педагогического опыта; 

- наблюдение и педагогический  анализ деятельности учащихся  начальных классов с целью  изучения драматической литературы;

- анкетирование; 

- тестирование;

- анализ работ по теме;

-педагогический эксперимент; Опытно-экспериментальная  работа проводилась на базе  школы № 1 им. А.С.Макаренко. 

Исследование проводилось в 3 этапа:

На I этапе 2007 – 2008 год выявлено современное  состояние проблемы, определены цель, задачи, гипотеза и методы исследования, проведен констатирующий этап по выявлению развития познавательного интереса младших школьников.

На II этапе 2008 год разрабатывались  конспекты уроков по изучению драматической  литературы в начальной школе 

На III этапе 2008 - 2009 год систематизировался полученный материал.

Проводилась опытно-экспериментальная  работа по проверке средств активизации  познавательного интереса учащихся начальных классов при изучении драматической литературы. Подводились  итоги, обрабатывались полученные данные, проверялись и обобщались данные исследования, внедрялись разработанные уроки в практику.

Структура ВКР 

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Общий объем ВКР составляет 49 страниц  машинописного текста.

Во введении обосновывается актуальность, определяется объектно-предметная область  исследования.

В первой главе исследуется психолого-педагогические основы использования драматической  литературы как средство активизации  познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения.

Рассматриваются следующие вопросы: понятие и сущность познавательного  интереса, сущность драматической литературы как средство активизации познавательного  интереса на уроках литературного чтения в начальных классах, особенности использования драматической литературы для активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах

Во второй главе «Содержание  опытно-экспериментальной работы»  нами определены возможности драматической литературы в активизации познавательного интереса младших школьников на уроках литературного чтения.

Заключение содержит подведение итогов проведенной работы.

 

Глава I. Психолого-педагогические основы использования драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

1.1           Понятие  и сущность познавательного интереса 

Интерес- форма проявления познавательной потребности, обеспечивающий направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Удовлетворение интереса не введёт к её участию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню, познавательной деятельности. Интерес формируется и развивается в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые интересы, вызываемые внешней занимательностью объектов, постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным интересам. Перед школой стоит задача на основе уже имеющихся у учащихся интересов пробуждать, формировать и развивать новые социальные ценности. Огромную роль в пробуждении и развитии интереса к учению играют личность учителя, качество преподавания (в частности эмоциональная яркость и живость). Один из основных путей положительных, устойчивых и действенных познавательных интересов - понимание учащимся значение изучаемого материла. [20; 158]

Познавательный интерес несёт  в себе функции интереса.

Объектом его является область  познания. Центральное звено познавательного  интереса - переработка интересующей информации, поиск активных связей в изучаемом явлении. Познавательный интерес требует от субъекта активного действия, а не только ориентировки на новизну и неожиданность.

Источником форм познавательного  интереса в учебном процессе является содержание обучения и процесс деятельности, а индефекатором - уровень развития.

Познавательный интерес – избирательная  направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется  постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. [13; 49]

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов  учения школьников. Его действие очень  сильно. Под влиянием познавательного интереса, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при  правильной педагогической организации  деятельности учащихся и систематической  и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника, и должен оказывать сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает  перед нами как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя  – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически активизировать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся как важный мотив учения, как стойкую черту личности, как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.[13; 44]

Познавательный интерес направлен  не только на процесс познания, но и  на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В него включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.[13; 45]

Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет  ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. [13; 47]

К сожалению, приходится наблюдать, что  уже к середине учебного года у  первоклассников гаснет радостное  ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы  с первых лет обучения ребенок  не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. [13; 48]

Познавательный интерес, как и  всякая черта личности и мотив  деятельности школьника, развивается  и формируется в деятельности, и 

прежде всего, в учении. [13; 49]

Первое, что является предметом  познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном активизиции интереса к учению.[13; 52]

Каковы же пути осуществления этой задачи?

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперёд. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Ученики испытывают удивление, когда, составляя задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить  тонну зерна, и что сова, живя в  среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба. [13; 53]

Но познавательный интерес к  учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему  воображение. Еще К.Д.Ушинский писал  о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Такое преподавание подводит к осознанию  того, что у обыденных, повторяющихся  явлений окружающего мира множество  удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о  свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением. [39; 54]

Все значительные явления жизни, ставшие  обычными для ребенка в силу своей  повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.

    продолжениеИменно поэтому  учителю необходимо переводить  школьников со ступени его  чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей. [39; 55]

Далеко не все в учебном материале  может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного  интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную  работу учащихся, организованную в  соответствии с особенностью интереса. [39; 56]

Мы считаем, что интерес - форма  проявления познавательной потребности, обеспечивающий направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующий ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник.

Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность  ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что  в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

 

1.2           Сущность  драматической литературы как  средство активизации познавательного  интереса на уроках литературного  чтения в начальных классах 

Драматургия - один из основных родов  художественной литературы; её специфика в том, что драматические произведения, как правило, предназначаются для постановки на сцене. Основная особенность драматических произведений - отсутствие авторской повествовательной речи. Всё содержание драматических произведений передаётся с помощью речи и поступков действующих лиц. Драматическая литература подразделяется на жанры, главным из которых является трагедия, драма, комедия. Чётких границ между жанрами нет, но характерный признак трагедии - борьба сильных характеров и страстей, приводящая к гибели героя; драма - серьёзные и напряжённые столкновения между действующими лицами; комедия-осмеяние недостатков в характерах действующих лиц.(28; 45)

Информация о работе Сихолого-педагогические основы использования драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся нач