Сихолого-педагогические основы использования драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся нач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Каким должен быть учитель современной школы? На современном этапе развития общества возросли требования и к современному учителю. Педагог сегодня должен не только владеть глубокими и прочными базовыми знаниями, но и быть человеком активным, инициативным, способным к самостоятельному поиску форм, методов и приёмов воспитания и обучения. Также мы считаем, что актуальность данной работы состоит в том, что знакомство со спецификой драмы как особого рода литературы и методикой преподавания поможет понять самобытность и оригинальность каждого из изучаемых драматических произведений, будет способствовать более осмысленному его восприятию. Мы считаем, что изучение драматической литературы является актуальной, поскольку она оказывает большое влияние на способность к более осмысленному восприятию изучаемых драматических произведений в начальной школе.

Содержание

Введение

Глава I. Психолого-педагогические основы использования драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения………………………………………………………………………….

1.1 Понятие и сущность познавательного интереса………………………………………….

1.2 Сущность драматической литературы как средство активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах…………………………………………………

1.3 Особенности использования драматической литературы для активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах………………………………….

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при  правильной педагогической организации  деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника, и должен оказывать сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает  перед нами как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически активизировать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся как важный мотив учения, как стойкую черту личности, как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

 

 

 

 

Познавательный интерес направлен  не только на процесс познания, но и  на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес - не враг волевого усилия, а верный его союзник. В него включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности. Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе - важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.

К сожалению, приходится наблюдать, что  уже к середине учебного года у  первоклассников гаснет радостное  ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы  с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего, в учении.

Первое, что является предметом  познавательного интереса для школьников - это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном активизиции интереса к учению.

Каковы же пути осуществления этой задачи?

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперёд. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.Ученики испытывают удивление, когда, составляя задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Такое преподавание подводит к осознанию того, что  у обыденных, повторяющихся явлений  окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся  к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретениемВсе значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.

 

Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его  чисто житейских, достаточно узких  и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. Мы считаем, что интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающий направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующий ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Познавательный интерес - не враг волевого усилия, а верный его союзникЧто бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

 

1.2 Сущность драматической литературы как средство активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах

 

 

Драматургия - один из основных родов  художественной литературы; её специфика  в том, что драматические произведения, как правило, предназначаются для постановки на сцене. Основная особенность драматических произведений - отсутствие авторской повествовательной речи. Всё содержание драматических произведений передаётся с помощью речи и поступков действующих лиц. Драматическая литература подразделяется на жанры, главным из которых является трагедия, драма, комедия. Чётких границ между жанрами нет, но характерный признак трагедии - борьба сильных характеров и страстей, приводящая к гибели героя; драма - серьёзные и напряжённые столкновения между действующими лицами; комедия-осмеяние недостатков в характерах действующих лиц.(28; 45)

 

«Драматическая поэзия не полна  без сценического искусства: чтобы  понять вполне лицо, мало знать, как  оно действует, говорит, чувствует, -- надо видеть и слышать, как оно действует, говорит, чувствует» [1; 351.]. «Только при сценическом исполнении драматический вымысел получает вполне законченную форму... -- писал А. Н. Островский. - Драматическое искусство, принадлежа литературной своей стороной к искусству словесному, другой стороной -- сценической -- подходит под определение искусства вообще. Все, что называется в пьесе сценичностью, зависит от особых художественных соображений, не имеющих ничего общего с литературными. Художественные соображения основываются на так называемом знании сцены и внешних эффектах, т. е. на условиях чисто пластических» [22; 43]. Речь идет о таких средствах художественной выразительности, как игра актеров, мизансцены, декорации, музыка, звуковые и световые эффекты и тому подобное. То, что драматургия служит решающим компонентам театральной постановки, её литературной основой, определяет и специфические особенности поэтики драматургии, отличающие ее от эпоса и лирики. В драматургии образы людей характеризуются «словом, и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора». В драматургии отсутствует присущая эпосу авторская повествовательная речь, содержащая оценку внутреннего состояния героев, описывающая обстановку действия и тому подобное. Единственным средством обрисовки действующих лиц в драматургии является их собственная речь (диалоги, монологи, реплики) и поступки, которые как бы вбирают в себя всё то наиболее существенное, что могло бы быть рассказано о них в повествовательных жанрах литературы. Собственно авторский комментарий к пьесе (описание обстановки или же атмосферы действия, поведения, жестов персонажей) ограничивается, как правило, ремарками, имеющими у некоторых драматургов весьма развернутый характер. Аристотель определял драматургию, как «подражание действию... посредством действия, а не рассказа...». «Самосильность» обрисовки действующих лиц, « также чисто сценические границы (пьеса идет не более трех-четырех часов) обусловливают необходимость особой концентрации в отображении и драмы жизненных конфликтов, особой экономности и остроты в выявлении социальной и индивидуальной природы персонажей, их характеров. История искусства подтверждает, что драматургия особенно бурно развивается в те периоды, когда в самой действительности происходят крупные сдвиги, идёт острая борьба новых, прогрессивных общественных форм. Драматургия не без основания считается самым трудным родом литературы. Не менее сложная задача возникает всякий раз перед писателем, стремящимся к воссозданию в драматургии широких, эпических по своему размаху картин действительности. Ведь природа сюжета драматургии своеобразна, он имеет гораздо более узкие пределы, чем эпос (по количеству действующих лиц, охвату времени и тому подобнее). Одной из характернейших черт драматургии на ступени ее развития является усилившаяся тенденция к выявлению драматизма внутреннего мира личности, вступающей в конфликт с враждебными ей силами или же преодолевающей противоречия в собственной духовной, психологической сфере. Утончаются средства психологического анализа, все большую роль приобретает подтекст, «подводное течение». Иногда драматургией называют также литературное произведение, написанное в форме диалога, но не предназначенное автором для постановки на сцене. От понятия драматургии как одного из родов литературы отличается понимание драмы в более узком смысле, как одного из видов или -- как иногда называют -- одного из жанров драматургии (наряду с трагедией, комедией, водевилем, мелодрамой и т. д.). На первоначальном этапе своего развития драматургия была одним из составных элементов сложного художественно-обрядового акта, включавшего хор, диалог, пляску, пантомиму и т. д. Осмысляя первоначальную ступень истории драматургии, в развитии действия которой огромное, место занимали силы, стоящие над человеком (фатум, рок, мифологические герои и т. п.), Аристотель считал главенствующей в драматургии фабулу, а не характер человека, который являлся производным от этой фабулы, от событий. Герои в античной драматургии выступали с уже готовыми, сформировавшимися характерами, которые демонстрировались по ходу действия. На Востоке первые значительные достижения в драматургии наблюдаются в рабовладельческой Индии, в трагедиях Калидасы В средние века развитие драматургии было подчинено церкви, она находила претворение в формах литургической драматургии, носившей подчеркнуто дидактический и аллегорический характер. Бурный расцвет Драматургии происходит и эпоху Возрождения, причем с особой силой в Англии и Испании. Уже не фатум, не предопределенные «высшими силами», божественным промыслом судьбы персонажей движут действие драматургии эпохи Возрождения (как и вообще драмы нового времени), а сам человек, с его индивидуальным характером, с его волей. В17 в. на смену реализму Возрождения выступают новые противоборствующие настроения. Уже в творчестве Кальдерона исследователи отмечают черты барокко. Барочная драматургия получает особое развитие в Германии, отражая и аристократическую реакцию эпохи контрреформации, и трагизм тяжелых десятилетий . В 18 в. возникает драматургия Просвещения, отразившая острый конфликт между «третьим сословием» и феодализмом. Драматургия этой эпохи отнюдь не однозначна по своему направлению. Если в творчестве Альфьери в Италии и в особенности Вольтера во Франции ощутима опора на тенденции классицистской драматургии которые, однако, служат им: для выражения несвойственных прежней классицистской драматургии тираноборческих взглядов, для того, чтобы высказать протест против фанатической преданности власти, заявить революционные идеи, то в творчестве ряда других писателей формируются совершенно новые жанры «мещанской» трагедии, «мещанской» драмы, которые оперируют материалом, игнорировавшимся идеологами «высокой» классицистской драматургии Героями таких пьес, становятся представители «третьего сословия», с, их явно идеализируемыми моральными добродетелями. Драма - один из основных жанров современного театрального искусства (наряду с комедией и трагедией). Природа драмы двойственна: с одной стороны, это род искусства словесного, поэтического, с другой -- драма предназначена служить объектом сценической интерпретации. Отсюда следует, что самая структура драмы должна обладать такими качествами, которые позволили бы драму как роду искусства словесного сохранить свою независимость и не превращаться из самостоятельного субъекта в объект для театральных опытов, которые позволили бы ей без нарушения основ своей собственной структуры -- путем лишь соответственной модификации и приспособления словесного материала -- дать крепкий словесный остов для спектакля . Материал конструируется в драме так, чтобы перед зрителем непосредственно раскрывались внешнее и внутреннее действия в их органической обусловленности. Это значит, первое в драме мы имеем не рассказ о каком-либо действии, а прямой показ его и второе поступки действующих лиц интересуют нас в драме как знаки внутренней борьбы, в них происходящей, и обратно -- внутренняя борьба выявляется как стимул к внешнему действию. В отличие от эпоса, где между читателем и проходящими перед ним лицами находится водитель -- автор, в драме такого сосредоточения нет. Автор драмы скрыт за своими персонажами, последние живут как бы независимо от него, воспринимает их зритель непосредственно. Герои драмы сами говорят за себя, все дано здесь под знаком происходящей между ними борьбы, отношение его, (а следовательно и зрителя) к изображаемому в драме событию является не эпически-пассивным осмыслением, а деятельным соучастием. Отсюда вытекает характерная для драмы максимальная концентрация событийного материала. Необходимость максимально использовать сравнительно небольшой промежуток времени, в течение которого происходит спектакль, для непосредственного показа действия -- борьбы, должна естественно приводить к строгому отбору отдельных этапов этой борьбы. Как отмечают в своих книгах Гирт немецкие теоретики, в применении к драме можно говорить о трех временных "слоях": периоде, к которому относится известное событие, времени, в которое "уложено" это событие в драме, и наконец длительности спектакля.Предел драматической напряженности был бы достигнут в том случае, если бы каждой минуте, проведенной в театре, соответствовала минута сценического действия, к непосредственному показу которого (в отличие от создания перспективы отдаленности, перспективы прошлого) стремится драма, было бы ярко воплощено таким путем. К этому и стремились некоторые ее формы, в частности натуралистическая и импрессионистская драма. Если время, в течение которого происходит изображенное в драме событие, реально могло бы равняться нескольким дням, то сценически оно соответствует примерно действительному темпу, и мы имеем последовательное поступательное движение событий; если же реальное событие протянулось бы несколько лет, то драматург изображает чаще всего небольшой сравнительно период, непосредственно предшествующий разрешению события, и таким образом драматическое действие совпадает с подлинным ходом событий лишь в конечных его фазах При такой концентрации особую трудность представляет сообщение событий, предшествующих изображаемым в драме. Выход из положения при помощи ввода "доверенных" лиц (конфидентов), в разговоре с которыми и раскрывается прошлое (в классической драме), является слишком искусственным и внутренне противоречащим существу рода: показ прошлого не в действии, а в рассказе разрушает иллюзию отсутствия автора. В этих случаях в самой экспозиции драмы (выделявшейся когда-то в особый пролог, где намечался исходный пункт подлежащего показу действия) должны заключаться предпосылки, определяющие разрешение действия на основании предшествующих изображаемому событию положений.

 

Трагедия [буквально -- козлиная песнь] греческое - один из основных жанров театрального искусства. Трагедия -- драматическое или сценическое произведение, в котором изображается непримиримый конфликт личности с противостоящими ей силами, неизбежно ведущий к гибели героя.

 

Трагедия, как видно уже из самого термина, возникла из языческого ритуала, сопровождавшегося т. н. дифирамбом (хоровым песнопением) в честь  древнегреческого бога Диониса. Дифирамб включал в себя зачатки диалога  между хором и запевалой, и  именно диалог позже стал главной формой организации всех жанров драматического и сценического искусства.

 

Обязательный составляющий элемент  трагедии -- масштабность событий. В  ней всегда идет речь о высоких  материях: о справедливости, любви, принципах, нравственном долге и т.п. Вот почему героями трагедии часто становятся персонажи, занимающие высокое положение -- монархи, полководцы и т.п.: их поступки и судьбы оказывают решающее влияние на историческое развитие общества. Герои трагедии решают кардинальные вопросы бытия. При этом неизбежная гибель героя в финале отнюдь не означает пессимистического характера трагедии. Напротив, стремление противостоять складывающимся обстоятельствам дает обостренное ощущение торжества нравственного императива, обнажает героическое начало человеческой сущности, вызывает осознание непрерывности и вечного обновления жизни. Именно это позволяет зрителю достичь катарсиса (очищения), и показывает глубокое родство трагедии с темой циклического умирания и обновления природы

 

Комедия (греч., от - шествие с фаллическими песнопениями в честь бога Диониса, и - песнь), один из основных жанров театрального искусства.

 

Опираясь на формальные признаки, можно определить комедию как  произведение драматургии или сценического искусства, возбуждающее смех зрителей. Однако трудно найти другой термин, вызывавший столько теоретических споров в искусствоведении, эстетике и культурологии на протяжении всей истории своего существования

 

Существует множество общепринятых принципов внутрижанровой классификации комедии, построенных на основе тех или иных структурных составляющих театрального произведения

 

Так, исходя из социальной значимости, комедию принято подразделять на "низкую" (основанную на фарсовых ситуациях) и "высокую" (посвященную  серьезным общественным и нравственным проблемам

 

Основываясь на тематике и общественной направленности, комедию подразделяют на лирическую (построенную на мягком юморе и исполненную симпатии к своим персонажам) и сатирическую (направленную на уничижительное осмеяние общественных пороков и недостатков

 

Однако любая из приведенных  классификаций весьма условна и  схематична. Таким образом, каждая из этих классификаций, скорее, выполняет  подсобные функции некоего маяка, ориентира, позволяющего хоть как-то структурировать  поистине безграничное разнообразие разновидностей комедии, самого гибкого, динамичного, постоянно развивающегося жанра.

 

Мы считаем, что драматургия - один из основных родов художественной литературы; её специфика заключается в том, что драматические произведения, как правило, предназначаются для постановки на сцене. Основная особенность драматических произведений - отсутствие авторской повествовательной речи. Всё содержание драматических произведений передаётся с помощью речи и поступков действующих лиц. Драматическая литература подразделяется на жанры, главным из которых является трагедия, драма, комедия. Чётких границ между жанрами нет, но характерный признак трагедии - борьба сильных характеров и страстей, приводящая к гибели героя; драма - серьёзные и напряжённые столкновения между действующими лицами; комедия-осмеяние недостатков в характерах действующих лиц.

 

Драматургия является наиболее сложным  родом из литературы.

 

1.3 Особенности использования драматической  литературы для активизации познавательного  интереса на уроках литературного чтения в начальных классах

 

 

Построить процесс обучения невозможно без знания индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.

 

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.

 

Для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее  адаптировать детей к работе в  школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К  поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из “натуральных” эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать “культурными”, то есть превратиться в высшие психические функции, произвольные и опосредствованные.

Информация о работе Сихолого-педагогические основы использования драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся нач