Сихолого-педагогические основы использования драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся нач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Каким должен быть учитель современной школы? На современном этапе развития общества возросли требования и к современному учителю. Педагог сегодня должен не только владеть глубокими и прочными базовыми знаниями, но и быть человеком активным, инициативным, способным к самостоятельному поиску форм, методов и приёмов воспитания и обучения. Также мы считаем, что актуальность данной работы состоит в том, что знакомство со спецификой драмы как особого рода литературы и методикой преподавания поможет понять самобытность и оригинальность каждого из изучаемых драматических произведений, будет способствовать более осмысленному его восприятию. Мы считаем, что изучение драматической литературы является актуальной, поскольку она оказывает большое влияние на способность к более осмысленному восприятию изучаемых драматических произведений в начальной школе.

Содержание

Введение

Глава I. Психолого-педагогические основы использования драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения………………………………………………………………………….

1.1 Понятие и сущность познавательного интереса………………………………………….

1.2 Сущность драматической литературы как средство активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах…………………………………………………

1.3 Особенности использования драматической литературы для активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах………………………………….

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

 

Катя Л. 

А 

А 

А 

А 

А 

Г 

Д 

Б 

Б 

В 

В 

 

Лена С. 

А 

А 

Б 

А 

В 

д 

А 

А 

Б 

В 

В 

 

Саша К. 

Б 

А 

Б 

Б 

Б 

А 

В 

Б 

Б 

Б 

А 

 

Ира Ш. 

Г 

Б 

З 

Г 

Б 

В 

В 

Б 

А 

А 

Б 

 

Таня Л. 

Б 

Д 

А 

Е 

А 

Г 

Б 

В 

В 

В 

А 

 

Витя К. 

Б 

А 

Г 

Б 

В 

Д 

Б 

А 

А 

А 

В 

 

Марина Д. 

А 

Г 

Д 

В 

А 

Г 

Г 

А 

Б 

А 

А 

 

Ольга А. 

Д 

А 

А 

Е 

Б 

А 

А 

Б 

А 

Б 

А 

 

10 

Света Ж. 

Б 

Д 

Е 

Г 

В 

Б 

Г 

В 

Б 

В 

Б 

 

11 

Ксюша З 

В 

А 

З 

А 

А 

Б 

Г 

В 

А 

В 

В 

 

12 

Дима Л. 

Д 

Г 

А 

В 

А 

Б 

В 

В 

В 

А 

А 

 

13 

Максим С. 

А 

Д 

В 

Ж 

А 

Б 

В 

А 

В 

Б 

Б 

 

14 

Андрей Г. 

А 

А 

Г 

Г 

В 

А 

А 

В 

А 

В 

В 

 

15 

Люда А. 

А 

А 

Д 

А 

В 

А 

В 

В 

В 

Б 

В 

 

16 

Игорь Т. 

Г 

Д 

З 

Б 

Г 

В 

А 

А 

В 

А 

В 

 

17 

Даша П. 

А 

А 

И 

Б 

Б 

В 

В 

А 

А 

В 

А 

 

18 

Катя И. 

А 

А 

Л 

Б 

Б 

Г 

В 

Б 

Б 

Б 

Б 

 

 

 

Затем все ответы были переведены нами в бальные показатели, которые  представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Уровень познавательного интереса

 

№  

Список учащихся  

Сумма баллов  

Показатель Уровень 

 

1  

Женя Д. 

49 

49:11=4,4 сильный 

 

2  

Катя Л. 

35 

35:11=3,1 умерен 

 

3  

Лена С. 

39 

39:11=3,5 сильный 

 

4  

Саша К. 

41 

41:11=3,7 сильный 

 

5  

Ира Ш. 

36 

36:11=3,2 умерен.  

 

6  

Таня Л. 

35 

35:11=3,1 умерен.  

 

7  

Витя К.  

38 

38:11=3,4 умерен.  

 

8Заключение

 

 

Воспитание хорошего читателя связано именно с развитием способности понимания своеобразия читаемого произведения, творческой индивидуальности писателя. И чем шире и разнообразнее круг сознательного чтения, при котором читатель воспринимает и оценивает различные идейно-эстетические и стилистические особенности авторов, тем глубже будет его литературное развитие, понимание общих законов художественного творчества.

 

Усвоение каждого художественно  ценного литературного произведения оказывает влияние на развитие читателя. Каждая ступень в обучении связана с расширением и углублением развития учащихся.

 

В чем же заключается литературное развитие учащихся, их рост и совершенствование  в процессе изучения драматических  произведений?

 

Литературное развитие нередко  понимается как степень знакомства с художественной литературой, разносторонность литературной образованности. Широко начитанного человека называют в этом смысле литературно развитым. Однако едва ли целесообразно в этом смысле пользоваться термином «литературное развитие», так как это совпадает с понятиями «круг знаний», «степень знания литературы».

 

В процессе изучения литературы осуществляется, конечно, развитие не только собственно литературное, но и нравственное, и  общеэстетическое, тесно, органически  связанные одно с другим. Это развитие дают чаще всего уроки литературы, где дети приобщаются к миру искусства. А именно драматические произведения тесно связывают и литературу, и театр

 

Опытная работа, которая проводилась  на школе № 1им. А.С. Макаренко с 6.04.09 по 30.04.09 показала, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Таким образом, гипотеза получила своё подтверждение, задачи нашей работы были успешно реализованы. Достигнута цель нашей работы: теоретически обосновать и практически проверить возможность развития познавательного интереса.

 

Список литературы

 

 

1. Аристотель Риторика/Аристотель.- Поэтика. М.,2000.

 

2. Белинский, В.Г. Разделение  поэзии на роды и виды. Собр.соч.  в 3-х т.т/В.Г.Белинский.- Т.2, М.,1948.

 

3. Белинский, В. Г., Собрание сочинений  3 т.,1948, с. 351. -- Разрешение

 

Автора.

 

4. Бентли, Э.Жизнь драмы/. Бентли, Э. - М., 1978.

 

5. Богданова, О.Ю., Методика преподавания  литературы/ Богданова, О.Ю., Леонов  С.А., Чертов В.Ф.-. М., 2000.

 

6. Буало, Н. Поэтическое искусство. / Буало, Н. -М., 1957.

 

7. Белинский В. Г., Собрание сочинений 3 т.,1948, с. 351. -- Разрешение автора.

 

8. Владимиров, С. Действие в драме/  Владимиров, С. - М.: Просвещение, 1972. - 127с.

 

9. Гармаш, Т. В поисках утраченной  трагедии. Современная драматургия,/ Гармаш, Т. В. - 1990, № 6.

 

10. Гегель, Соч.,/ Гегель - т. 12, М., 1938, с. 243.

 

11. Голубков, В.В. Методика преподавания  литературы: Учебное пособие для  студентов педагогических институтов./Голубков, В.В -М.: Просвещение, 1995 -647с.

 

12. Горький, М., Собр. соч.,/ Горький,  М.- т. 26, 1953, с. 420.

 

13. Гуковский, Г.А. Изучение литературного  произведения в школе./Гуковский,  Г.А - М. - Л., 1966.

 

14. Дживилегов, А., История западно-европейского  театра./Дживилегов, А., Бояджиев Г. - М., 1991.

 

15. Зепалова, Т.С. За творческое  изучение литературы/Зепалова, Т.С.- М.: просвещение, 1968. -171с.

 

16. Карягин, А.А. Драма, как  эстетическая проблема./Карягин,  А.А. - М.: Просвещение, 1974. - 520с.

 

17. Корст, И.О. Анализ драматического  произведения // Преподавание литературы 

 

в старших классах: Сб. статей./ Корст, И.О. -М.: Просвещение, 1983. -С.172-176.

 

18. Курдюмова, Т.Ф. Изучение литературы  в 5 классе: Метод. Рекомендации./Курдюмова,  Т.Ф. - М.: Просвещение, 1996. -с. 50.

 

19. Медведев, В. П. Пьесы А.Н.Островского  в школьном изучении./Медведев, В. П - М.: Просвещение, 971.- 144с.

 

20. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов  / Под ред. О.Ю.Богдановой. -М.: Издательский  центр «Академия», 1999. - С. 166-176.

 

21. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности №2101 «Русский язык и литература» / Под редакцией З.Я. Рез - М.: Просвещение, 1977-С.230-243.

 

22. Народный театр Собрание сочинение  о-. 14, М., 1958;

 

23. Никольский, В. А. Методика  преподавания литературы в средней школе: Учеб. Пособие для студентов педагогических институтов./Никольский, В. А. -М.: Просвещение, 1971. - С. 162-165

 

24. Никифорова, О.И. Психология восприятия  художественной литературы./ Никифорова, О.И.- М.: Книга, 1972. - с.206.

 

25. Островский, А. Н., Полное собрание сочинений/ Островский, А. Н.том 12, 1932,

 

26. Попов, А. Спектакль и режиссер./Попов,  А. - М.: Просвещение, 1961. - С. 15

 

27. Поэтическое искусство, Дидро  Д., -М., 1957; Дидро Д., Собрание сочинение  страница 6, М., 1946; Бомарше П.,

 

28. Практикум по методике преподавания  литературы: Учеб. пособие для студентов  вузов / Под редакцией О.Ю Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С.82-88.

 

29. Предисловие к «Кремвелю», Собрание  сочинение /Р о л л ан -том  14, М., 1956;,

 

30. Проблемы преподавания литературы  в средней школе // Под ред.  Т.Ф. Курдюмовой. - М., 1985.

 

31. Пушкин, А. С., Полное собрание  сочинение 2 издательство/ Пушкин, А.  С- том 7, М., 1958;

 

32. Пушкин, Статьи и мысли об  искусстве, / Пушкин- М., 1936;

 

33. Реан, А.А.,Психология и педагогика./ Реан, А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И -

 

С - Пб.: Питер, 2000. - с.432.

 

34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей  психологии/Рубинштейн, С.Л - С - Пб.: Питер, 1999.- с.720.

 

35. Рыжкова, Т.В. Литературное  развитие младших школьников/Рыжкова, Т.В. -Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006

 

36 Смелкова, З.С. Литература как  вид искусства./Смелкова, З.С - М., 1998.

 

37. Теория литературы. Основные  проблемы в историческом освещении.  Роды и жанры литры, М., 1954, с. 238--362;

 

38.Толстой, Л. Н., О Шекспире  и драме, Полное Собрание сочинений,/Толстой,  Л. Н. - том 35, М., 1950;

 

39. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические  сочинения./Ушинский, К.Д - М.: Просвещение, 1968. - с.557.

 

41. Холодов, Е., Композиция драмы,/ Холодов, Е.М., - 1957;

 

42. Шибаева, Л, В. Программа  психологической реабилитации школьников 

 

43. Шиллер, Ф., Собрание сочинение/  Шиллер, Ф., - том 6, 1957; Гёте И.,

 

44. Шлегель, А. В., чтение о драматической  литературе.

 

45. Якушина, Л.С. Изучение  драматических произведений // Проблемы анализа художественного произведения в школе / Отв. ред. О.Ю.Богданова. - М., 1996.

 

Приложение 1Содержание

Введение 

Глава I. Психолого-педагогические основы использования драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

1.1  Понятие и сущность познавательного  интереса 

1.2 Сущность драматической литературы  как средство активизации познавательного  интереса на уроках литературного  чтения в начальных классах

1.3 Особенности использования драматической  литературы для активизации познавательного  интереса на уроках литературного  чтения в начальных классах 

Глава II Опытно-экспериментальная  работа по использованию драматической  литературы в процессе активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

2.1 Содержание опытно экспериментальной  работы 

2.2 Анализ и оценка опытно  экспериментальной работы 

Заключение 

Список литературы

Приложение 

 

Введение

Современная ситуация в социо-культурной и духовной жизни страны характеризуется  интенсивно развивающим процессом, при котором происходит установление истинно гуманистических отношений, пробуждается творческое самосознание людей раскрываются их возможности, их потенциальные способности. Этот процесс наполняется новым содержанием различных областей педагогической науки.

В настоящее время часто обсуждают  проблемы образования в 21 веке. В  главном вопросе все единодушны: при любых условиях останутся  две ключевые фигуры - ребёнок и учитель. В нашем профессиональном деле главная личность – учитель, так как от него зависит успех всего дела.

Каким должен быть учитель современной  школы? На современном этапе развития общества возросли требования и к  современному учителю. Педагог сегодня должен не только владеть глубокими и прочными базовыми знаниями, но и быть человеком активным, инициативным, способным к самостоятельному поиску форм, методов и приёмов воспитания и обучения. Также мы считаем, что актуальность данной работы состоит в том, что знакомство со спецификой драмы как особого рода литературы и методикой преподавания поможет понять самобытность и оригинальность каждого из изучаемых драматических произведений, будет способствовать более осмысленному его восприятию. Мы считаем, что изучение драматической литературы является актуальной, поскольку она оказывает большое влияние на способность к более осмысленному восприятию изучаемых драматических произведений в начальной школе.

Рассмотрение проблем восприятия и изучения драматического произведения в учебных условиях, как показывает школьный опыт и его научное осмысление, необходимо начинать с исследования его родовой и жанровой специфики, служащей основой для раскрытия природы тех трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся.

Детям на уроках будет интересно, потому что они научатся передавать свои мысли, чувства, настроения, переживания, ощущения, впечатления то есть научатся проявлять личностные качества.

Своеобразие драмы, ее отличие от эпоса  и лирики дают основание поставить вопрос о некоторых особенностях в соотношении методов и приемов работы, применяемых при анализе драматургических произведений в начальной школе.

Мы согласны с мнениями 1) Богдановой О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. [5] 2) Гуковского Г.А. [13] ведущих методистов по этому вопросу.

Мы убежденны, что для осуществлений  успешной профессиональной деятельности на высоком творческом уровне учитель  начальных классов должен иметь  значительную гуманитарную подготовку.

Нами были изучены работы 1) Рыжкова Т.В [35] 2) Гуковского Г.А. [13] занимающихся этим вопросом, но в итоге обнаружили не только разноглася ученных, но и некоторые проблемы в изучении темы.

Важность значения для нашего исследования имели теоретико – методологические подходы философов, психологов, педагогов.

Важное значение для профессиональной подготовки будущего учителя начальных  классов имеет « Концепция  подготовки будущего учителя начальных  классов» - составители А.Я. Дмитриев, М.Н.Львов 

В ней раскрыты задачи начальной  школы в условия построения системы непрерывного образования; дана сущностная характеристика личности учителя начальных классов, особенности его подготовки к учебно-воспитательной работе.

Анализ философской психолого-педагогической и методической литературы показал, что накоплен богатый опыт в разработке, рассматриваемой проблемы. Вместе с тем в теории обучения недостаточно представлена проблема изучения драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов. Недостаточно изучены те условия, которые обеспечивают эффективность развития драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов

Указанные обстоятельства определили выбор темы: «Драматическая литература как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов»

Объект исследования: процесс активизации  познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного  чтения.

Предмет исследования: драматическая  литература как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения.

Информация о работе Сихолого-педагогические основы использования драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся нач