Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 15:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Детской литературе"
Почти во всём мире дети читают "Дон Кихот" М. Сервантеса, "Робинзон Крузо" Д. Дефо, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта, "Приключения Мюнхгаузена" Р. Э. Распе, "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле (перечисленные книги обычно в сокращённых изданиях), "Хижина дяди Тома" Г. Бичер-Стоу, "Маленький оборвыш" Дж. Гринвуда, "Без семьи" Г. Мало, "Овод" Э. Войнич, рассказы Э. Сетон-Томпсона, "Алиса в стране чудес" Л. Кэррола, повести Марка Твена, романы В. Скотта, Ч. Диккенса, Ж. Верна, Ф. Купера, сказки X. К. Андерсена, Ш. Перро, братьев Я. и В. Гримм, В. Хауфа и др. Сравнительно с поэзией других стран была богата английская поэзия для детей, в которой сильны традиции детского фольклора. С произведениями для детей выступали крупнейшие писатели: в Польше — Г. Сенкевич, М. Конопницкая, Я. Корчак; в Болгарии — Елин Пелин; в Чехословакии — М. Майерова, И. Плева и др. Во многих странах популярны сказки шведской писательницы А. Линдгрен; весёлые стихи и сказки итальянского писателя Дж. Родари и др.
Художественный уровень
Литературной пищей для детей крестьян и рабочих, кроме произведений народного творчества, были чаще всего лубочные и близкие к ним по типу дешёвые издания.
37
Его «сказки-несказки», развивающие традиции народных сказок («Теремок», «Лис и мышонок», «Лесные домишки», «Красная горна», «Люля», «Сова» и другие), короткие рассказы («Первая охота», «Чьи это
ноги?», «Кто, чем поет?», Чей нос лучше?» и другие), повести («Одинец», «Аскыр», и др.), содержат массу достоверного и правдивого материала о природе. Циклы рассказов «Мой хитрый сынишка», «Рассказы о
тишине» помогают детям развивать наблюдательность, понимать язык природы, еще до конца не изученной человеком и полной чудес, загадок и волнующих тайн, которые надо постигнуть.Писать для детей В.Бианки начал с 28 лет. Интерес всей жизни обозначился уже в детстве. Его отец был известным ученым орнитологом, а у мамы были как говорят «зеленые руки», от которых растения цвели пышным цветом. В.Бианки сочинял истории, которые сам называл «сказки-несказки».По форме это был вымысел, но факты были самые что ни есть научно достоверные. Виталий Бианки часто ставил вопросы, которые обычно задают дети. Найти ответы на них помогают герои сказок – звери и птицы, обитатели земного, подземного, водяного и воздушного царства. Их приключения интересны сами по себе ( сказка «Как муравьишка домой спешил» или приключения заблудившейся ласточки Береговушки «Лесные
домишки»).
40
Рассказы Житкова из цикла «Что я видел» - сборник коротких житейских историй для детей дошкольного возраста. Рассказы дают ответы на многие детские вопросы, направлены на любознательных «почемучек». Дети узнают всё о том, как работает железная дорога, метро и аэропорт, сходят в зоосад и познакомятся со многими животными и их повадками, научатся общаться со сверстниками. Что я видел - настоящая энциклопедия жизни для малышей.
43
Детская познавательная литература направлена,
прежде всего, на развитие интеллектуальной
сферы ребенка, накопление им определенных
знаний. К важнейшим разновидностям
справочных изданий относятся словари,
справочники, энциклопедии. Их видовой
ряд чрезвычайно разнообразен - от
многотомных универсальных
направленность (путеводитель, проспект, каталог). Это связано с тем, что справочное издание может содержать любую информацию (по тематике, научному уровню материала, способам изложения, объему и т.д.) и предназначаться для любой читательской категории.
Наиболее общей функцией справочных
изданий является справочная функция:
они предназначены для
45
Имя веселого, доброго и мудрого героя тетралогии «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер», «Дядя Степа и Егор», «Дядя Степа — ветеран» давно стало нарицательным. Михалкову удалось создать
обаятельный образ взрослого человека — благородного, гуманного, отзывчивого старшего друга «всех ребят со всех дворов». Отношение дяди Степы к людям определятся по-детски естественной верой в
торжество добра, утверждение справедливости. В стихотворениях о дяде Степе проявились наиболее сильные стороны таланта Михалкова — детского писателя: оптимистический взгляд на мир, светлая вера в человека, жизнерадостная, подчас озорная выдумка, мягкий юмор.Основной прием, которым пользуется Михалков для создания образа своего героя, — поэтическая гипербола — имеет в этом произведении особый характер. Дядя Степа — «самый главный великан» — живое воплощение спокойной, благожелательной силы, которая так пленяет ребенка в героях народной сказки. Но здесь этот исполин введен поэтом в обычную обстановку большого города, поселен и «прописан» им в Москве. Как любой обыкновенный человек, он работает, задумывается, развлекается. Герой постепенно растет от произведения к произведению, вместе с расширением кругозора, увеличением интеллектуальных и
нравственных возможностей юного читателя. Для самых маленьких поэт шутливо обыгрывает бытовые детали образа:Михалков не боится поставить своего героя и в комическое положение. Но, лишив, таким
образом своего «великана» сказочной условности, сделав его «своим человеком» среди ребят-читателей, поэт изобретательно отыскивает такие обстоятельства, при которых огромный рост дяди Степы
помогает ему совершать важные и гуманные поступки: он достает бумажного змея, запутавшегося в проводах, спасает от огня голубей, упавшего в реку мальчишку, унесенную на льдине бабку,
предотвращает крушение поезда. Так,
из сочетания в образе героя смешного
и героического, обыденного и необычайного
слагается его большая
появления героя С. Михалкова минуло немало десятилетий. Серьезно изменились социальные реалии, даже некоторые бытовые и технические детали, упоминаемые в произведении, сейчас требуется
комментировать. И все-таки история о дяде Степе и в современных условиях сохраняет для дошкольников и младших школьников значительный нравственно-воспитательный потенциал. Писатель
сумел вызвать симпатию к персонажу,
в доступной детям форме
являются юмористические и сатирические произведения. Поэтом комически изображаются хвастовство, зазнайство, упрямство, самоуверенность, избалованность и другие недостатки детей и взрослых.
Авторская оценка совершенно определенна, и даже иногда декларируется напрямую, но это не лишает стихотворения естественности. Высмеивание распространенных недостатков характеров и поведения нашло также место в баснях Михалкова, многие из которых поэт адресует детям («Заяц и Черепаха», «Полкан и Шавка», «Коты и Мыши» и др.).Михалковым создан ряд сатирических персонажей, имена которых получили широкую известность и стали нарицательными.Таков, например, упрямец, маловер Фома в одноименном произведении, не утратившем с годами своего места в детском чтении, сохраняющем увлекательность и воспитательный потенциал. Используя традиционный для сатирического жанра прием гиперболы, поэт высмеял зазнайку, считающего вопреки фактам, наперекор здравым и разумным суждениям свои мысли единственно правильными и непреложными.
53. Анализ одного из произведений о ВОВ для детей младшего и среднего школьного возраста.
В начале войны Михалков С. Написал «Быль для детей», в которой он объяснил детям смысл войны, создал образ русского человека, воюющего за правое дело.
Темы: обездоленного детства, дети-сироты
Сергей Михалков
Быль для детей
Эту быль пишу я детям...
__________
Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских -
Это значит - против нас.
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов-иноземцев,
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих -
Ничего!
«Нет! - сказали мы фашистам, -
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот».
Мы живем в стране Советской,
Признаем язык немецкий,
Итальянский, датский, шведский
И турецкий признаем,
И английский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим,
Речь на русском языке,
И в своей столице древней,
И в поселке, и в деревне,
И от дома вдалеке.
Где найдется в мире сила,
Чтобы нас она сломила,
Под ярмом согнула нас
В тех краях, где в дни победы
Наши прадеды и деды
Пировали столько раз?»
И от моря и до моря
Поднялись большевики,
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши -
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!
И, когда Россия встала
В этот трудный грозный час,
«Все - на фронт!» - Москва сказала.
«Все дадим!» - сказал Кузбасс.
«Никогда, - сказали горы, -
Не бывал Урал в долгу!» -
«Хватит нефти для моторов,
Помогу!» - сказал Баку.
«Я богатствами владею,
Их не счесть, хоть век считай!
Ничего не пожалею!» -
Так откликнулся Алтай.
«Мы оставшихся без крова
В дом к себе принять готовы,
Будет кров сиротам дан!» -
Обездоленных встречая,
Казахстану отвечая,
Поклялся Узбекистан.
«Будет каждый верный воин
И накормлен и напоен,
Всей страной обут, одет». -
«Все - на фронт!» - Москва
сказала.
«Все! - страна ей отвечала. -
Все - для будущих побед!»
__________
Дни бежали и недели,
Шел войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.
Не расскажешь даже в сказке,
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски
Под Москвой и под Орлом.
Как, на запад наступая,
Бились красные бойцы -
Наша армия родная,
Наши братья и отцы.
Как сражались партизаны. -
Ими Родина горда!
Как залечивают раны
Боевые города.
Не опишешь в этой были
Всех боев, какие были.
Немцев били там и тут,
Как побили - так салют!
Из Москвы салюты эти
Были слышны всем на свете,
Слышал их и друг и враг.
Раз салют, то значит это -
Над какой-то крышей где-то
Снова взвился красный флаг.
Посмотри по школьной карте,
Где мы были в феврале?
Сколько верст прошли мы в марте
По родной своей земле?
Здесь в апреле мы стояли,
Здесь войска встречали май,
Тут мы столько пленных взяли,
Что попробуй подсчитай!
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым -
Пешим, плавающим, конным,
В жарких битвах закаленным!
Слава павшим и живым,
От души спасибо им!
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ - за нас с тобой.
__________
Где бы мы врага ни били,
Где бы враг ни отступал,
Вспоминал всегда о тыле
Наш солдат и генерал:
«Да!
Нельзя добить фашистов
И очистить мир от них
Без московских трактористов,
Без ивановских ткачих,
Без того, кто днем и ночью
В шахтах уголь достает,
Сеет хлеб, снаряды точит,
Плавит сталь, броню кует».
Не расскажешь в этой были
Всех чудес о нашем тыле,
Видно, времечко придет,
И о тружениках честных,
Знаменитых, неизвестных
Сложит песни наш народ.
Без ружья и без гранаты
И от фронта в стороне
Эти люди, как солдаты,
Тоже были на войне.
Никогда мы не забудем
Их геройские дела.
Честь и слава этим людям
И великая хвала!
__________
Друг за дружкой, пешим строем,
По камням и по траве
Гонят пленных под конвоем,
Гонят к матушке Москве.
Их не десять и не двадцать,
Их не двести пятьдесят -
Может армия набраться
Офицеров и солдат.
Облаками пыль клубится
Над дорогой фронтовой...
Что невесело вам, фрицы?
Что поникли головой?
Вы не ждали, не гадали
Ни во сне, ни наяву -
Только так, как мы сказали,
Попадете вы в Москву.
Мимо вас везут трофеи
В наши русские музеи,
Чтобы людям показать,
Чем вы нас хотели взять.
А навстречу мчат машины
Наших доблестных полков.
- Далеко ли до Берлина? -
Вам кричат с грузовиков.
Облаками пыль клубится...