Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 15:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Детской литературе"
По дорогам, там и тут,
Душегубы и убийцы
Под конвоем в плен идут...
Пыль... Пыль... Пыль... Пыль...
Продолжаю детям быль!
Под победный грохот пушек
В грозовые эти дни
В море, в небе и на суше
Мы сражались не одни.
Руки жал бойцам английским
Русской армии солдат,
А далекий Сан-Франциско
Оказался так же близко,
Как Москва и Ленинград.
С нами рядом, с нами вместе,
Как поток, ломая лед,
Ради вольности и чести
И святой народной мести
За народом встал народ.
- Мы, - сказали югославы, -
Не уступим нашей славы!
Нам под игом не бывать! -
И словаки заявили:
- Нашу волю задавили!
Как же нам не воевать! -
Откололись от Берлина
Итальянцы и румыны:
- Хватит драться за Берлин! -
Неохота и болгарам
Погибать за немца даром:
- Пусть ко дну идет один!
Будет жить француз в Париже,
В Праге - чех, в Афинах - грек.
Не обижен, не унижен
Будет гордый человек!
Города вздохнут свободно -
Ни налетов, ни тревог!
Поезжай куда угодно
По любой из всех дорог!..
__________
Спать легли однажды дети -
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете -
В окнах свет и нет войны!
Можно больше не прощаться,
И на фронт не провожать,
И налетов не бояться,
И ночных тревог не ждать.
Отменили затемненье,
И теперь на много лет
Людям только для леченья
Будет нужен синий свет.
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы!
На груди у всех медали,
А у многих - ордена.
Где они не побывали
И в какие только дали
Не бросала их война!
Не расскажешь в этой были,
Что за жизнь они вели:
Как они в Карпатах стыли,
Где рекой, где морем плыли,
Как в восьми столицах жили,
Сколько стран пешком прошли.
Как на улицах Берлина
В час боев нашли рейхстаг,
Как над ним два верных сына -
Русский сын и сын грузина -
Водрузили красный флаг.
От Берлина до Амура,
А потом до Порт-Артура,
Что лежит у теплых вод,
Побывали на Хингане,
Что всегда стоит в тумане,
И на Тихом океане
Свой закончили поход.
Говорит сосед соседу:
- Как домой к себе приеду,
Сразу в школу загляну
И колхозных ребятишек -
Танек, Манек, Федек, Гришек -
Я опять учить начну!
- Ну, а я домой приеду, -
Говорит сосед соседу, -
После фронта отдохну,
Поношу еще с недельку
Гимнастерку и шинельку,
Строить в городе начну,
Что разрушено в войну!
- А по мне колхоз скучает, -
Третий с полки отвечает, -
Мой колхоз под Костромой.
Еду я восьмые сутки
Да считаю все минутки -
Скоро, скоро ли домой!
День и ночь бегут вагоны,
По шоссе идут колонны
Фронтовых грузовиков,
И поют аккордеоны
О делах фронтовиков...
__________
Не опишешь в этой были
(Не поможет даже стих!),
Как горды солдаты были,
Что народ встречает их,
Их - защитников своих!
И смешались на платформах
С шумной радостной толпой:
Сыновья в военных формах,
И мужья в военных формах,
И отцы в военных формах,
Что с войны пришли домой.
Здравствуй, воин-победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник, мой спаситель -
Красной Армии солдат!
Всю войну в любом селенье,
В каждом доме и в избе
Люди думали с волненьем,
Вспоминали с восхищеньем
И с любовью о тебе.
И везде тобой гордились,
И нельзя найти семьи,
Дома нет, где б не хранились
Фотографии твои:
В скромных рамках над постелью,
На комоде, на стене,
Где ты снят в своей шинели,
Пешим снят иль на коне,
Снят один ли, с экипажем
В обстановке боевой -
Офицер ты или, скажем,
Пехотинец рядовой.
Наконец-то в час желанный
Нашей сбывшейся мечты -
В час победы долгожданной
В отчий дом вернулся ты!
Но еще таких не мало
Офицеров и солдат,
Смерть которых миновала,
Но задел в бою снаряд.
Если встретишь ты такого,
Молодого, но седого,
Ветерана боевого
(Знак раненья на груди),
Окажи ему услугу,
Помоги ему, как другу,
Равнодушно не пройди!..
__________
За дела берутся смело
Молодцы-фронтовики,
И в стране любое дело
Им сподручно, им с руки!
Нужно всех советских граждан
Накормить, одеть, обуть,
Чтобы был доволен каждый
От души, не как-нибудь!
Если раньше «самоходки»
Поставлял иной завод,
То сегодня сковородки
Запустил на полный ход.
И бегут платформы с лесом,
Там - с рудой, а там - с углем,
От Донбасса к Днепрогэсу
Ночь за ночью, день за днем.
Да! У нас одна забота
И мечта у всех одна,
Чтобы к солнечным высотам
Поднялась опять страна -
Сильной, славной и могучей
От столицы до села,
Много краше, много лучше,
Чем когда-нибудь была.
Дни сражений миновали,
Мы неплохо воевали -
Как солдаты, выполняли
Нашей Родины приказ.
И сегодня, в мирный час,
Дорогая мать-Отчизна,
Положись опять на нас!
__________
Всем, что Родина имеет,
Сообща народ владеет,
Счет ведет полям, лесам,
Нивам, пастбищам и водам,
Шахтам, копям и заводам
И в пример другим народам
Управляет ими сам!
И у нас стоят у власти
Не помещик, не банкир,
А простой рабочий - мастер
И колхозный бригадир.
Выбираемый народом
Наш советский депутат
Не дворянским знатен родом
И не золотом богат.
Он богат своей свободой
И сознанием того,
Что от имени народа
Он вершит судьбу его!
Он богат своей любовью
К той земле, что в грозный час,
Окропив своею кровью,
Он, как мать родную, спас.
Соберутся две палаты,
Сядут рядом депутаты:
Белорус и армянин,
Украинец, молдаванин,
Осетин, казах, татарин,
И эстонец, и грузин -
Все народы, как один!
Их не мало соберется,
Сыновей и дочерей:
И солдат, и полководцев,
И других богатырей!..
С нашей партией любимой
Мы нигде не разделимы.
За народ стоит она,
С нею Родина сильна.
Кто сегодня неизвестен,
Но бесстрашен, смел и честен,
Тот, кто любит свой народ
И за партией идет,
Кто хоть что-то делать может,
Тот стране своей поможет
В том краю, где он живет!
Так поможем нашей власти
В городах и на селе
Добывать народу счастье
На родной своей земле!
54
Джанни Родари родился 23 октября 1920 г. на севере Италии в маленьком городке Оменья в семье булочника. Отец умер, когда мальчику исполнилось 9 лет.
В семье настали трудные дни. Чтобы прокормить семью, мать устроилась работать служанкой в богатый дом.
Родари и его 2 брата, Чезаре и Марио, росли в одной деревне матери, Варесотто.
Маленький Джанни сочинял стихи, любил рисовать и мечтал быть художником.
А ещё Джанни Родари хотел стать музыкантом и даже учился играть на старенькой скрипке. Он мечтал стать мастером игрушек и хотел придумывать необычные забавные игрушки.
Учиться Д.Р пришлось в духовной семинарии, в которой учили детей бедняков. В семинарии он смог прочесть много замечательных книг, будивших фантазию.
В семнадцать лет стал дипломированным учителем, выпускником семинарии.
После окончания работал учителем начальных классов в местных сельских школах.
В 1939г. посещал лекции по филологии в Миланском университете.
В годы Второй Мировой Войны(1939-45) Дж. Родари пошел на фронт.
По состоянию плохого здоровья, Д. освободили от службы. И он становился участником Движения Сопротивления против нацистов.
В 1948г. Родари стал журналистом в газете «Унита» и начал писать стихи о детях современной Италии, нередко близкие по форме детскому фольклору.
В 1957г. сдал экзамен на звание проф. журналиста.
В 1951г. Родари опубликовал первый сборник стихов, «книжка веселых стихов», и своё известнейшее произведение «Приключения Чиполлино»(русский перевод увидел свет в 1953г.)
В 1961г. по этому произведению был снят мультфильм, а в 1973 г. и фильм-сказка «Чиполлино», где Д.Р. снялся в камео.
В 1952 – «Приключения Голубой стрелы»
В 1959 – «Джельсомино в Стране лжецов»
В 1960 – сборник «Стихи в небе и на земле»
В 1962 – сборник «Сказки по телефону»
В 1966 – сборник «Торт в небе»
Все произведения Родари были переведены на русский язык Самуилом Маршаком.
В 1970г. Д.Р. удостоен почетной международной награды – медали Ганса Христиана Андерсена.
Д.Р. умер от тяжелой болезни 14 апреля 1980г. в Риме на 60-м году жизни.
55 стихотворение любимого дет. поэта
Маршак С.Я. Мяч
56.Малые фольклорные жанры
Потешки
Сорока-воровка
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Считалки
1
Ехала белка на тележке,
Раздавала всем орешки:
Кому два, кому три -
Выходи из круга ты!
2
Шёл крокодил,
Трубку курил,
Трубка упала
И написала:
"Вы-хо-ди!"
57 Басня Крылова
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».—
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое всё пела».—
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!
58. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» (отрывок)
Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо? —
У меня
секретов нет,—
слушайте, детишки,—
папы этого
ответ
помещаю
в книжке.
— Если ветер
крыши рвет,
если
град загрохал,—
каждый знает —
это вот
для прогулок
плохо.
Дождь покапал
и прошел.
Солнце
в целом свете.
Это —
очень хорошо
и большим
и детям.
Если
сын
чернее ночи,
грязь лежит
на рожице,—
ясно,
это
плохо очень
для ребячьей кожицы.
Если
мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
очень милый,
поступает хорошо.
59. А.П. Чехов «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях.
"Милый дедушка, Константин Макарыч! - писал он. - И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался".
Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. За ним, опустив головы, шагают старая Каштанка и кобелек Вьюн, прозванный так за свой черный цвет и тело, длинное, как у ласки. Этот Вьюн необыкновенно почтителен и ласков, одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих, но кредитом не пользуется. Под его почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское ехидство. Никто лучше его не умеет вовремя подкрасться и цапнуть за ногу, забраться в ледник или украсть у мужика курицу. Ему уж не раз отбивали задние ноги, раза два его вешали, каждую неделю пороли до полусмерти, но он всегда оживал.