Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 21:34, курсовая работа
Проанализировав данные научно-методической литературы, посвящённые проблеме нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным. Методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными, не смотря на их актуальность.
Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Цель данной работы – выявить особенности логопедической работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР.
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР……………………………………
1.1. Лингвистический аспект изучения проблемы по коррекции нарушения слоговой структуры………..………………………
1.2. Психолого–педагогическая характеристика детей с ОНР………………………………………………………………
1.3. Состояние слоговой структуры слова у детей с ОНР………..
Глава 2. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры речи………………………………………………………………….
2.1 методика обследования слоговой структуры……………………..
2.2. Методика развития ритмической стороны слова…………………
2.3. Методика работы над словами различной слоговой структуры
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………….
Подробное изучение детей с ОНР выявило крайнюю неоднородность описываемой группы по степени проявления речевого дефекта, что позволило Р.Е.Левиной определить три уровня речевого развития этих детей:
1-й
уровень речевого развития, характеризуемый
в литературе как «отсутствие
общеупотребительной речи».
Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднительным является понимание даже некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и др.), грамматических категорий единственного и множественного числа («дай ложку», и «дай ложки»), мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т.д. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что речь детей на 1-ом уровне малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.
Дети с 1-ым уровнем речевого развития получают Логопедическую помощь с 2,5 — 3-летнего возраста в специализированных ясельных группах или яслях-садах для детей с общим недоразвитием речи.
Родители могут обратиться за помощью к логопеду поликлиники и заниматься с ним в течение нескольких лет.
2-й
уровень речевого развития
Такие ошибки, наряду с попытками использования уменьшительно-ласкательных форм, свидетельствуют о начальном этапе усвоения морфемной системы языка.
В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог, ребенок со 2-ым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям: «Утя ези а туи.» — «Утка лежит под стулом.»; «Асик ези таи.» — «Мячик лежит на столе.» и т.д. Однако по-прежнему часть простых предлогов («на», «над», «за» и т.д.) и сложные («из-за», «из-под», «через», «между», «около») вызывают затруднения в понимании, дифференциации и, естественно, употреблении.
По
сравнению с предыдущим уровнем
наблюдается заметное улучшение
состояния словарного запаса не только
по количественным, но и по качественным
параметрам: расширяется объем
Однако
недостаточность
Наряду
с ошибками словообразовательного
характера наблюдаются
Речь детей со 2-ым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Так, может страдать произношение и различение большого количества фонем — до 16 — 20. При воспроизведении слов из двух-трех и более слогов дети нарушают их последовательность, переставляют местами, опускают или, наоборот, добавляют слоги, искажают их звучание («сипед» — «велосипед», «китити» — «кирпичи»).
Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Например, составляя рассказ по серии сюжетных картинок «Мишка и мед», Паша В. испытывал трудности при передаче их последовательности и содержания: «Митя идя гыка. Идя по есу. Ези мед. Митя лез гыка. Итыт птеиы. Потом зяиа. Митя бези. Птеиы итыт». («Мишка увидел дырку (дупло). Идет по лесу. Лежит мед. Мишка залез к дырке. Летят пчелы. Потом жалят. Мишка бежит. Пчелы летят»).
Дети со 2-ым уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 3-4-летнего возраста в специальных группах со сроком обучения 3 года.
3-й
уровень речевого развития
Детальный
анализ речевых возможностей детей
позволяет определить трудности
в воспроизведении слов и фраз
сложной слоговой структуры, например
«водопроводчик чинит водопровод»
— «водопавотя тинит водовот»,
«экскурсовод проводит экскурсию» —
«икусавод паводит икуси» и т.д.
Наряду
с заметным улучшением звукопроизношения
наблюдается недостаточная
Образцы
связной речи свидетельствуют о
нарушении логико-временных
Дети
с 3-им уровнем речевого развития направляются
в логопедические группы с 5-летнего
возраста на 2 года. И если коррекционная
программа пройдена в полном объеме,
есть большая вероятность того, что
они смогут обучаться в
Преодоление
ОНР у детей осуществляется путем
использования поэтапной
раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
развитие речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме).
При
этом предполагается анализ объективных
и субъективных условий формирования
речевой функции ребенка, выявление
ведущего речевого дефекта и обусловленных
им недостатков психического развития;
взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка). Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;
дифференцированный подход в логопедической работе к детям с общим недоразвитием речи, имеющим различную структуру речевого нарушения;
связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов. Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности.
Коррекционная работа, рассчитанная на 2 года, обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе.
Основными задачами коррекционного обучения являются:
практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
формирование
правильного произношения (воспитание
артикуляционных навыков
подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты;
развитие навыков
связной речи.] Т.Б.
Филичева, Г.В. Чиркина. Коррекционное
обучение и воспитание детей 5-летнего
возраста с общим недоразвитием речи.
М., 1991источник:автор Т.Б. Филичева
Т.В. ТумановаДети с общим недоразвитием
речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое
пособие. — М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.
— 128 с. (Коррекционная работа в специальных
дошкольных учреждениях)
1.3.Состояние
слоговой структуры
у детей с ОНР.
Понятие об ОНР
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. [7, 614]
При нормальном речевом развитии дети к 5 г. свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложе-ний. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, граммати-ки. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.