Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Логике".
Ответвы:
1. Аргументация, доказательство и
опровержение, их структура.
Доказательство — это логическая операция
обоснования истинности какого-либо суждения
с помощью других истинных и связанных
с ним суждений. Обоснование суждения,
в котором наряду с логическими применяются
внелогические приемы убеждающего воздействия,
называется аргументацией. К внелогическим
приемам, используемым в аргументации,
можно отнести разнообразные приемы, составляющие
предмет риторики.
Структура аргументации: аргументация включает в себя 3 взаимосвязанных элемента — тезис, аргументы и демонстрацию.
а1, а2, …, аn — Т, где а-аргументы, — демонстрация, а Т — тезис
Тезис — это выдвинутое пропонентом суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: что обосновывают
Аргументы, или доводы, — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают тезис. Они выполняют роль основания и отвечают а вопрос: чем обосновывается тезис
Демонстрация — это логическая связь между аргументами и тезисом. Продемонстрировать — значит показать, что тезис логически следует из принятых аргументов.
Опровержение — это рассуждение, направленное против тезиса с целью установления факта его ложности иногда недоказанности. Существует несколько приёмов опровержения. Если верным является отрицание тезиса, то вопрос об истинности утверждения отпадает. Распространённым способом является опровержение фактом: вполне достаточно показать одного альбиноса, чтобы дать опровержение того, что альбиносы не существуют. Более сложный логический способ опровержения — вывод следствий, которые противоречат истине. Если одно следствие из утверждения ложно, то и само утверждение является ложным. Ещё один способ — доказательство следствий отрицания тезиса, так как утверждение и его отрицание не могут быть одновременно истинными.
Опровержение также используется в эвристике. В научной эвристике при выдвижении гипотезы или теории происходит последующая их проверка опытом. Если они опровергаются эмпирическими данными, это показывает ограниченность их применения или ошибочность.
2 Виды понятий
1.1. Единичные — понятие, в котором мыслится один предмет (Москва).
1.2. Общие — понятие, в котором мыслится множество элементов (Столица): регистрирующие (множество мыслимых в нем элементов в принципе поддается учету, регистрируется (планета Солнечной системы) имеют конечный объем; нерегистрирующие (общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов — человек, следователь).
2.1. Собирательные — понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое (коллектив, полк, созвездие). Содержание собирательного понятие нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов (коллектив — группа лиц, объединенных общим делом; неприложимо к каждому отдельному члену коллектива).
2.2. Несобирательные — понятия, в которых мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу (звезда, командир полка).
Понятия могут употребляться в разделительном (если высказывание относится к каждому элементу класса — студенты 1-го курса изучают логику) и собирательном (высказывание относится ко всем элементам взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности — студенты 1-го курса провели конференцию) смыслах.
3.1. Конкретные — мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее (книга, свидетель, государство);
3.2. Абстрактные - мыслится признак предмета или отношение между предметами (смелость, ответственность, вечность). Образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета. Посредник - общее, конкретное понятие; посредничество - общее, абстрактное. ООН - единичное, конкретное понятие; мужество капитана Гастелло — единичное, абстрактное.
4.1. Положительные — понятия, в содержании которых выражается наличие каких-либо свойств у предмета.
4.2. Отрицательные — понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета каких-либо свойств. Выражаются словам с отрицательными частицами не и без. В случаях же, когда отрицательная частица слилась со словом и без него не употребляется, эти понятия переходят в разряд положительных (безделушка, негодование).
5.1. Безотносительные — отражают предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам (студент, государство).
5.2. Соотносительные — содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому (родители-дети; начальник-подчиненный).
3. Деление понятий и его виды
Деление — логическая операция, раскрывающая объем понятия (распределяющая предметы, которые мыслятся в понятии, на отдельные группы).
Делимое понятие — объем которого можно раскрыть. Члены деления — соподчиненные виды, на которые делится понятие (результат деления). Основание деления — признак, по которому производится деление. Делимое понятие рассматривается как родовое,и его объем разделяется на соподчиненные виды. Сделка (делимое понятие): многосторонняя, односторонняя, двусторонняя (виды понятия); основание деления — число сторон сделки.
1. деление по видоизменению признака — основанием деления является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия: государства по форме государственного устройства: федеративные и унитарные; по форме правления: монархические и республиканские. Основание деления должно быть объективно.
2. дихотомическое деление — деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия, исчерпывающих весь объем делимого понятия (А — делимое понятие, члены деления: В и не-В). Все современные государства моно разделить на демократические и недемократические. Иногда отрицательно понятие вновь делится на два понятия (недемократические: тоталитарные, авторитарные). Недостаток такого деления — объем отрицательного понятия слишком широкий и неопределенный.
3. классификация — особый вид деления — распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. Отличие от деления: относительно устойчивый характер. Классификация образует разветвленную систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов, закрепляемых обычно в таблицах, схемах и т.п. (Система права включает отрасли права, включающие правовые институты). Всякая классификация относительна: с развитием знаний классификация, как правило, изменяется, заменяется более точной.
4. Дилеммы, их виды и правильные
формы.
Умозаключение, в котором одна посылка
условное, а другое — разделительное суждение,
называется условно — разделительным
суждением. Условно-разделительные суждения
делятся на дилеммы и трилеммы. Различают
2 вида дилемм: конструктивные и деструктивные,
каждый из которых делится на простые
и сложные.
В простой конструктивной дилемме условная посылка содержит 2 основания, из которых вытекает 1 следствие. Разделительная посылка утверждает оба возможных основания, заключение утверждает следствие. Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствия. Если я пойду по мосту — меня заметят. Если я пойду вброд — меня заметят. Я могу идти по мосту или вброд. Меня заметят.
В сложной конструктивной дилемме условная посылка содержит 2 основания и 2 следствия. Разделительная посылка утверждает 2 возможных варианта. Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствий.
Если сберегательный сертификат является представительским, то он передается другому лицу путем вручения, если он является именным, то передается в порядке, установленном для уступки требований. Но сберегательный сертификат может быть потребительским или именным. Заключение: сберегательный сертификат может передаваться путем вручения или в порядке, установленном для уступки требований.
В простой деструктивной дилемме условная посылка содержит одно основание, из которого вытекает 2 возможных следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключение отрицает основание. Рассуждение направлено от отрицание истинности следствий к отрицанию истинности основания. Если Н. совершил умышленное преступление, значит, в его действиях был прямой или косвенный умысел. Но в действиях Н. не было ни прямого, ни косвенного умысла. Заключение: Н. е совершил умышленного преступления.
В сложной деструктивной дилемме условная посылка содержит 2 основания и 2 следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключение отрицает оба основания. Рассуждение направлено от отрицания истинности следствий к отрицанию истинности оснований. Если предприятие является арендным, то оно осуществляет предпринимательскую деятельность на основе взятого им в аренду имущества, если предприятие является коллективным, то оно осуществляет свою предпринимательскую деятельность а основе находящегося в его собственности имущества. Данное предприятие не осуществляет свою деятельность ни на основе взятого в аренду имущества, ни на основе находящегося в его собственности имущества. Заключение: данное предприятие не является ни арендным, ни коллектиным.
5. Индукция как метод познания. Индуктивные умозаключения
Индукция – это умозаключение от знания меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности.
Посылками индуктивного умозаключения являются суждения, в которых закрепляется информация, полученная опытным путем, об устойчивости признака у ряда явлений, принадлежащих одному и тому же классу.
Основной функцией индукции является генерализация, т. е. получение общих суждений. Данные обобщения могут носить различный характер – от простейших до эмпирических.
Общее, существенное, повторяющееся и закономерное в предметах познается через изучение отдельного, и одним из средств познания общего выступает индукция. В зависимости от избранного основания выделяют два вида индуктивных умозаключений: полную и неполную индукцию.
Полная индукция – это умозаключение, в котором общее заключение о всех элементах класса предметов делается на основании рассмотрения каждого элемента этого класса.
Данные индуктивные умозаключения применяются в тех случаях, когда имеется дело с замкнутыми классами, в которых число элементов конечно и которые легко обозримы (например, число планет Солнечной системы).
Заключение по полной индукции может быть сделано не только из единичных, но и из общих суждений. Она дает достоверное заключение, поэтому ее часто применяют в математике и в других строгих доказательствах.