Шпаргалка по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Логике".

Вложенные файлы: 1 файл

Voprosy_po_logike.doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)
    1. Аргументация, доказательство и опровержение, их структура.
    2. Виды понятий.
    3. Деление понятий и его виды.
    4. Дилеммы, их виды и правильные формы.
    5. Индукция как метод познания. Индуктивные умозаключения.
    6. Категорические суждения. Классификация суждений.
    7. Классификация, виды классификации.  (поискать дополнение)
    8. Место и роль логики в деятельности специалиста.
    9. Методы сопутствующих изменений и остатков.
    10. Методы сходства и различия.
    11. Мышление как объект и инструмент познания.
    12. Недедуктивные умозаключения. Их виды и роль в познании.
    13. Объем и содержание понятий, операции обобщения и ограничения.
  1. Определение понятий и виды определений.
    1. Основные законы логики.
    2. Отличительные черты дедуктивных умозаключений и их роль в познании.
    3. Отношения между понятиями.
    4. Отношения между простыми суждениями. «Логический квадрат».
    5. Отношения между сложными суждениями. Понятие логического следования.
    6. Понятие как форма мышления. Образование понятий.
    7. Понятие логической формы. Истинность и правильность мысли.
    8. Правила деления и ошибки, возможные при делении.
    9. Правила определения. Ошибки в определениях.
    10. Правила по отношению к аргументам, возможные ошибки и уловки.
    11. Правила по отношению к демонстрации и возможные ошибки.
    12. Правила по отношению к тезису, возможные ошибки и уловки.
    13. Предмет логики как науки.  (см. учебник)
    14. Причинные отношения. Типичные ошибки, возникающие при анализе причинных связей.
    15. Простой категорический силлогизм. Структура, термины и правила силлогизма.
    16. Простые суждения и их виды.
    17. Разделительно-категорические умозаключения. Условия правильности вывода.
    18. Распределенность терминов в категорических суждениях. Условия истинности категорических суждений.
    19. Рассуждение, его структура. Характеристика умозаключения и его видов.
    20. Семантические категории языковых выражений.
    21. Семантические таблицы истинности.
    22. Силлогистический вывод. Непосредственные умозаключения, их виды.
    23. Сложные силлогизмы.
    24. Сложные суждения и их виды. Логическая форма сложных суждений.
    25. Способы доказательства и виды опровержения.
    26. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.
    27. Умозаключения по аналогии, их структура и виды.
    28. Условно-категорические умозаключения, их использование при аргументации.
    29. Фигуры силлогизма и их познавательные функции. Правила фигур.
    30. Чисто условные умозаключения. Их роль в доказательстве.
    31. Энтимема. Способы образования и проверки энтимем.
    32. Язык как знаковая система. Принципы отношения именования.

 

 

 

 

Ответвы:

1. Аргументация, доказательство и  опровержение, их структура. 
Доказательство — это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Обоснование суждения, в котором наряду с логическими применяются внелогические приемы убеждающего воздействия, называется аргументацией. К внелогическим приемам, используемым в аргументации, можно отнести разнообразные приемы, составляющие предмет риторики.

Структура аргументации: аргументация включает в себя 3 взаимосвязанных  элемента — тезис, аргументы и  демонстрацию.

а1, а2, …, аn — Т, где  а-аргументы, — демонстрация, а Т  — тезис

Тезис — это выдвинутое пропонентом суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: что обосновывают

Аргументы, или доводы, — это исходные теоретические  или фактические положения, с  помощью которых обосновывают тезис. Они выполняют роль основания и отвечают а вопрос: чем обосновывается тезис

Демонстрация — это  логическая связь между аргументами  и тезисом. Продемонстрировать —  значит показать, что тезис логически  следует из принятых аргументов.

Опровержение — это рассуждение, направленное против тезиса с целью установления факта его ложности иногда недоказанности. Существует несколько приёмов опровержения. Если верным является отрицание тезиса, то вопрос об истинности утверждения отпадает. Распространённым способом является опровержение фактом: вполне достаточно показать одного альбиноса, чтобы дать опровержение того, что альбиносы не существуют. Более сложный логический способ опровержения — вывод следствий, которые противоречат истине. Если одно следствие из утверждения ложно, то и само утверждение является ложным. Ещё один способ — доказательство следствий отрицания тезиса, так как утверждение и его отрицание не могут быть одновременно истинными.

Опровержение также  используется в эвристике. В научной  эвристике при выдвижении гипотезы или теории происходит последующая их проверка опытом. Если они опровергаются эмпирическими данными, это показывает ограниченность их применения или ошибочность.

2 Виды понятий

1.1. Единичные — понятие, в котором мыслится один предмет (Москва).

1.2. Общие — понятие, в котором мыслится множество элементов (Столица): регистрирующие (множество мыслимых в нем элементов в принципе поддается учету, регистрируется (планета Солнечной системы) имеют конечный объем;  нерегистрирующие (общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов — человек, следователь).

2.1. Собирательные — понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое (коллектив, полк, созвездие). Содержание собирательного понятие нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов (коллектив — группа лиц, объединенных общим делом; неприложимо к каждому отдельному члену коллектива).

2.2. Несобирательные — понятия, в которых мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу (звезда, командир полка).

Понятия могут употребляться  в разделительном (если высказывание относится к каждому элементу класса — студенты 1-го курса изучают логику) и собирательном (высказывание относится ко всем элементам взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности — студенты 1-го курса провели конференцию) смыслах.

3.1. Конкретные — мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее (книга, свидетель, государство);

3.2. Абстрактные - мыслится признак предмета или отношение между предметами (смелость, ответственность, вечность). Образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета. Посредник - общее, конкретное понятие; посредничество - общее, абстрактное. ООН - единичное, конкретное понятие; мужество капитана Гастелло — единичное, абстрактное.

4.1. Положительные — понятия, в содержании которых выражается наличие каких-либо свойств у предмета.

4.2. Отрицательные — понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета каких-либо свойств. Выражаются словам с отрицательными частицами не и без. В случаях же, когда отрицательная частица слилась со словом и без него не употребляется, эти понятия переходят в разряд положительных (безделушка, негодование).

5.1. Безотносительные — отражают предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам (студент, государство).

5.2. Соотносительные — содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому (родители-дети; начальник-подчиненный).

3. Деление понятий и его виды

Деление — логическая операция, раскрывающая объем понятия (распределяющая предметы, которые мыслятся в понятии, на отдельные группы).

Делимое понятие — объем которого можно раскрыть. Члены деления — соподчиненные виды, на которые делится понятие (результат деления). Основание деления — признак, по которому производится деление. Делимое понятие рассматривается как родовое,и его объем разделяется на соподчиненные виды. Сделка (делимое понятие): многосторонняя, односторонняя, двусторонняя (виды понятия); основание деления — число сторон сделки.

1. деление по видоизменению признака — основанием деления является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия: государства по форме государственного устройства: федеративные и унитарные; по форме правления: монархические и республиканские. Основание деления должно быть объективно.

2. дихотомическое деление — деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия, исчерпывающих весь объем делимого понятия (А — делимое понятие, члены деления: В и не-В). Все современные государства моно разделить на демократические и недемократические. Иногда отрицательно понятие вновь делится на два понятия (недемократические: тоталитарные, авторитарные). Недостаток такого деления — объем отрицательного понятия слишком широкий и неопределенный.

3. классификация — особый вид деления — распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. Отличие от деления: относительно устойчивый характер. Классификация образует разветвленную систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов, закрепляемых обычно в таблицах, схемах и т.п. (Система права включает отрасли права, включающие правовые институты). Всякая классификация относительна: с развитием знаний классификация, как правило, изменяется, заменяется более точной.

4. Дилеммы, их виды и правильные формы. 
Умозаключение, в котором одна посылка условное, а другое — разделительное суждение, называется условно — разделительным суждением. Условно-разделительные суждения делятся на дилеммы и трилеммы. Различают 2 вида дилемм: конструктивные и деструктивные, каждый из которых делится на простые и сложные.

В простой конструктивной дилемме условная посылка содержит 2 основания, из которых вытекает 1 следствие. Разделительная посылка утверждает оба возможных основания, заключение утверждает следствие. Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствия. Если я пойду по мосту — меня заметят. Если я пойду вброд — меня заметят. Я могу идти по мосту или вброд. Меня заметят.

В сложной конструктивной дилемме условная посылка содержит 2 основания и 2 следствия. Разделительная посылка утверждает 2 возможных варианта. Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствий.

Если сберегательный сертификат является представительским, то он передается другому лицу путем вручения, если он является именным, то передается в порядке, установленном для уступки требований. Но сберегательный сертификат может быть потребительским или именным. Заключение: сберегательный сертификат может передаваться путем вручения или в порядке, установленном для уступки требований.

В простой деструктивной  дилемме условная посылка содержит одно основание, из которого вытекает 2 возможных следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключение отрицает основание. Рассуждение направлено от отрицание истинности следствий к отрицанию истинности основания. Если Н. совершил умышленное преступление, значит, в его действиях был прямой или косвенный умысел. Но в действиях Н. не было ни прямого, ни косвенного умысла. Заключение: Н. е совершил умышленного преступления.

В сложной деструктивной  дилемме условная посылка содержит 2 основания и 2 следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключение отрицает оба основания. Рассуждение направлено от отрицания истинности следствий к отрицанию истинности оснований. Если предприятие является арендным, то оно осуществляет предпринимательскую деятельность на основе взятого им в аренду имущества, если предприятие является коллективным, то оно осуществляет свою предпринимательскую деятельность а основе находящегося в его собственности имущества. Данное предприятие не осуществляет свою деятельность ни на основе взятого в аренду имущества, ни на основе находящегося в его собственности имущества. Заключение: данное предприятие не является ни арендным, ни коллектиным.

 

5. Индукция как метод познания. Индуктивные умозаключения

Индукция – это умозаключение от знания меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности.

Посылками индуктивного умозаключения являются суждения, в которых закрепляется информация, полученная опытным путем, об устойчивости признака у ряда явлений, принадлежащих одному и тому же классу.

Основной функцией индукции является генерализация, т. е. получение общих суждений. Данные обобщения могут носить различный характер – от простейших до эмпирических.

Общее, существенное, повторяющееся  и закономерное в предметах познается  через изучение отдельного, и одним  из средств познания общего выступает  индукция. В зависимости от избранного основания выделяют два вида индуктивных умозаключений: полную и неполную индукцию.

Полная индукция – это умозаключение, в котором общее заключение о всех элементах класса предметов делается на основании рассмотрения каждого элемента этого класса.

Данные индуктивные  умозаключения применяются в тех случаях, когда имеется дело с замкнутыми классами, в которых число элементов конечно и которые легко обозримы (например, число планет Солнечной системы).

Заключение по полной индукции может быть сделано не только из единичных, но и из общих суждений. Она дает достоверное заключение, поэтому ее часто применяют в математике и в других строгих доказательствах.

Информация о работе Шпаргалка по "Логике"