Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 13:55, лекция
Понятие логистики имеет свою историю. Семантика (словарное значение) слова восходит к Древней Греции, где «logistike» обозначало «счётное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления».
Ещё в период Римской империи существовали служители, которые именовались «логисты», которые занимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии, а именно во времена византийского императора Льва VI (866–912 гг.) логистика определялась, как искусство снабжения армии и управления её запасами, включая подготовку каждого военного похода.
Благодаря военному делу логистика выросла в науку. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX века, барона А. А. Жомини (1779–1869гг.), в которых он определял логистику как науку об управлении при планировании запасов, перевозках и снабжении войск [6].
Исторические предпосылки возникновения логистики.
Этапы эволюции логистики.
Роль логистики в экономике России.
В контракте купли-продажи предусматривается особый раздел - транспортные условия. В нем устанавливаются обязательства экспортера и импортера, принимаемые ими по перемещению МП. Этот раздел касается управления движением МП в пространстве и во времени, здесь формируются логистические операции по реализации логистических функций с созданием канала перемещения МП от экспортера к импортеру до момента перехода МП в управление получателю.
В него включают:
-порядок перевозки грузов, условия и сроки погрузки и выгрузки;
-размер, порядок оплаты и расчеты провозных платежей;
-проформу чартера, вид коносамента и др.
В каждом конкретном случае содержание условий зависит от вида транспорта, характера товара, типа сделки, базисного условия поставки, а также действия международных договоров, соглашений, конвенций, обычаев страны.
Перевозка товаров морем по традиции осуществляется двумя способами в зависимости от характера товара. При перевозке навалом, насыпью, наливом перевозчик может нанять судно целиком по договору о фрахтовании. При необходимости перевести отдельные партии груза товар обычно укладывается в трюм или на палубу судна и перевозится на основании коносамента. Традиционная авиаперевозка осуществляется по авиатранспортному документу (накладной). При международных перевозках автотранспортом используются автотранспортные накладные.
Продавец или покупатель, который фрахтует судно для транспортировки товара, должен подробно оговорить условия обработки судна в порту партнера.
В каждом порту погрузки и выгрузки составляется ведомость учета стояночного времени судна, предусмотренного чартером на производство грузовых операций.
Таким образом, после заключения договора купли-продажи необходимо обеспечить движение МП в зависимости от базисных условий и в соответствии с транспортными условиями. В зависимости от величины и сложности, взятых на себя обязательств по транспортировки предприятие может воспользоваться услугами опытных международных экспедиторов внешнеторговых грузов, а также местных транспортных организаций или своим транспортом.
Трудности транспортного обслуживания МП существенно облегчают посреднические транспортно-экспедиторские фирмы и организации. Они могут уследить за развитием видов и форм транспортных услуг. Необходимость транспортно-экспедиторского обслуживания возникает еще до транспортировки товара - это процесс выбора наиболее рационального и экономичного способа доставки груза, планирование перевозок, подготовка товара к погрузке и транспортировке.
В функции экспедитора входит весь комплекс работ по подготовке товара и формированию МП к отправке:
-затаривание;
-упаковка;
-заключение договора с перевозчиком на транспортировку груза и планирование необходимых транспортных средств;
-оценка экономичности
доставки груза до места
-выбор наиболее рациональных
путей доставки видов
Пользование услугами транспортно-экспедиторской фирмы при транспортном обслуживании внешнеторговых МП оформляется целым рядом документов в зависимости от рода операций по экспедированию, обработке грузов, складированию, организации перевозки, проверке состояния упаковки ' и маркировки. Поручение экспедитору на выполнение определенных операций оформляется специальным документом, который называется отгрузочным поручением или транспортной инструкцией. Она обычно выписывается на бланке транспортно-экспедиторской фирмы и содержит перечень операций, поручаемых экспедитору, и подробные инструкции по их выполнению.
В отгрузочном поручении следует поместить сведения:
-наименование и адрес отправителя с указанием - является ли он производителем;
-дату заказа, а также точную дату поставки;
-вид упаковки или указание, как упаковать;
-порядок оформления коносамента, железнодорожный или авиационный;
-необходимость страхования товара или при наличии таковой - размер страховой суммы;
-в случаях, когда грузополучатель открывает аккредитив в пользу грузоотправителя, экспедитору передается копия аккредитива с указанием всех данных, необходимых для правильной отгрузки;
-условия поставки с
указанием - какие расходы по доставке
несет продавец и какие
К отгрузочному поручению обычно прилагаются копии товарных счетов, импортные лицензии или валютные разрешения.
К транспортно-экспедиторским документам относятся:
-экспедиторские инструкции;
-извещение экспедитором агента импортера (экспортера);
-счет экспедитора;
-экспедиторское свидетельство о получении груза;
-извещение об отправке;
-складская расписка экспедитора;
-складская квитанция;
-товароскладская квитанция;
-ордер на выдачу товара;
-ордер на обработку грузов;
-пропуск на товар;
-документы на портовые сборы.
Договоры на перевозку грузов. Как уже говорилось выше, участник внешнеторговой деятельности может обеспечить перемещение МП в соответствии с базисными условиями контракта купли-продажи, не пользуясь услугами международных транспортно-экспедиторских фирм, а взяв управление потоками в собственное управление. При этом стороны вступают в договорные отношения с транспортными организациями как в своих странах, так и за рубежом. Прежде всего, речь идет о перевозке грузов от производителей до выходных пунктов в своей стране. Здесь используется, основным образом, железнодорожный, автомобильный, речной транспорт. А дальше включается международный, где главную роль играют морские перевозки ввиду их экономичности по сравнению с другими видами транспорта, а также автомобильный. Международные железнодорожные перевозки осуществляются на основании двусторонних или многосторонних соглашений, которые заключают соответствующие государственные органы по единому транспортному документу - международной накладной, являющейся договором перевозки.
Западноевропейские страны координируют деятельность железных дорог на основе договорного акта КОТИФ (СНГ не участвует).
Восточно-европейские страны имеют свое соглашение о прямом железнодорожном сообщении, СМГС, в котором участвуют также страны Азии (Китай, Корея, Монголия, Вьетнам). В 1991 г. из соглашения вышли европейские страны, но форма накладной при отправке грузов с территории и на территорию СНГ сохранилась. Россия имеет также транспортные соглашения с Австрией, Ираном, Турцией. Доставка грузов в западные страны и обратно осуществляется с переоформлением договора перевозки на выходных пограничных станциях железных дорог стран, которые являются участниками СМГС и КОТИФ. В соответствии с международным транзитным тарифом перевозка грузов стран СНГ оформляется перевозочными документами СМГС до выходной пограничной станции транзитной дороги, участвующей в СМГС.
Железнодорожная накладная или накладная международного сообщения и ее дубликат являются транспортными документами при международных грузоперевозках. В практике международной торговли широко применяется форма накладной, разработанная КОТИФ. Текст накладной печатается на стандартных бланках на двух языках. Скрепленная перевозчиком штемпелем, она следует с грузом, являясь частью информационного потока, сопровождающего поток материальный, а дубликат остается у грузоотправителя. К накладной прилагается товаросопроводительная документация:
-отгрузочная спецификация;
-сертификат качества;
-упаковочный лист и т. д.
Дорожная ведомость составляется для каждой накладной, является учетным документом, сопровождающим груз на всем пути его следования, и является транспортным документом при железнодорожных перевозках.
Перевозки грузов в направлении СНГ оформляются перевозочными документами соответствующего международного сообщения до входной пограничной станции первой транзитной дороги, участвующей в СМГС.
Дальнейшая перевозка грузов производится между всеми станциями, открытыми для грузовых операций во внутренних сообщениях стран, железные дороги которых участвуют в СМГС: без перегрузки на пограничных станциях железных дорог; имеющих одинаковую ширину колеи; с погрузкой грузов или с перестановкой вагонов на колесные пары другой колеи на пограничных станциях примыкающих железных дорог разной ширины колеи.
СМГС устанавливает порядок приема грузов к перевозке и выдаче их получателю, заключение договора перевозки, коммерческих реквизитов железнодорожной накладной, сроки доставки грузов, излагает правила перевозок грузов на особых условиях (длинномерные, тяжеловесные, опасные и т.д.).
Основные условия, которые складываются в международных автомобильных грузовых перевозках, регулирует Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. ЕЭК ООН (КДПГ), подписанная в Женеве 19 мая 1956 г. Она применяется к любому договору о перевозке грузовавтотранспортом, когда места принятия к перевозке и доставке груза, указанные в договоре, находятся в разных странах, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции, где участвуют только европейские страны. К ней в 1983 г. присоединилась и наша страна.
Договор перевозки оформляется автодорожной накладной в трех экземплярах. В ней указываются дата отгрузки, наименование груза, подлежащего перевозке, имя и адрес перевозчика, наименование получателя, срок доставки и размер штрафа за задержку в доставке, стоимость перевозки. Накладная подписывается в
доставке перевозчиком и грузоотправителем. Первый экземпляр накладной вручается отправителю, второй прилагается к товарам, а третий остается у перевозчика. Накладная не является оборотным или товарораспределительным документом. Она выступает достаточным доказательством заключения договора перевозки, ее условий и получения товара перевозчиком.
Для выполнения таможенных и других формальностей до отправки товаров отправитель должен приложить к накладной необходимые документы или передать их перевозчику, сообщив ему всю информацию, которую тот может потребовать.
Грузополучатель имеет право распоряжаться товарами уже с момента составления накладной, если отправитель оговорил это в накладной. Перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату товаров и за ущерб, причиненный им в период с момента принятия товаров к перевозке до момента доставки, а также за задержку в доставке.
Транспортировка грузов воздушным путем регулируется международным законодательными актами. Перевозка товаров воздушным транспортом оформляется авиагрузовой накладной, которая выписывается грузоотправителем и подтверждает наличие договора между грузоотправителем и перевозчиком о перевозе грузов по авиалиниям перевозчика. Она не является товарораспорядительным документом. Выдается в трех подлинных экземплярах и вручается перевозчику вместе с товарами. Первый экземпляр носит пометку "для перевозчика", подписывается грузоотправителем; второй - "для получателя" и подписывается грузоотправителем и перевозчиком и следует с товарами; третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвращается грузоотправителю после того, как товар принят.
При автодорожных перевозках грузов без их промежуточной перегрузки через таможенные границы нескольких государств, что в настоящее время актуально, применяется международный документ - книжка МДП (Carnef TIR). Такая перевозка грузов регулируется Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП от 14 ноября 1975 г.). Книжка МДП выдается предоставляющей гарантию ассоциацией, входящей в состав международного Союза автомобильного транспорта и уполномоченной таможенными властями.
При временном ввозе транспортного средства с применением книжка МДП, имеющей табличку "TIR", не требуется декларирование в таможне этого транспортного средства как ввезенного имущества.
Транспортные средства пломбируются в таможне отправителя и в транзитных таможнях не досматриваются. Книжка МДП составляется для каждого транспортного средства или контейнера. Она действительна для выполнения одной перевозки.
Еще один вид перевозок - морской. Договоры между пароходствами и российскими фрахтователями морских судов заключаются на годовой период с
распределением по кварталам с учетом направлений перевозки. Подача судов под перевозку внешнеторговых грузов определяется календарным планом-графиком, который составляется ежемесячно. Он является единственным документом, который устанавливает ответственность перевозчика за сроки подачи тоннажа установленного типа.
Договоры на перевозку грузов заключаются в соответствии с указанием изложенными в нормативных документах - Кодекс торгового мореплавания (КТМ), уставы.