Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 13:55, лекция
Понятие логистики имеет свою историю. Семантика (словарное значение) слова восходит к Древней Греции, где «logistike» обозначало «счётное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления».
Ещё в период Римской империи существовали служители, которые именовались «логисты», которые занимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии, а именно во времена византийского императора Льва VI (866–912 гг.) логистика определялась, как искусство снабжения армии и управления её запасами, включая подготовку каждого военного похода.
Благодаря военному делу логистика выросла в науку. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX века, барона А. А. Жомини (1779–1869гг.), в которых он определял логистику как науку об управлении при планировании запасов, перевозках и снабжении войск [6].
Исторические предпосылки возникновения логистики.
Этапы эволюции логистики.
Роль логистики в экономике России.
Банковские переводы осуществляются с помощью поручений, адресуемых одним банком другому, а также посредством чеков или иных платежных документов. Платежное поручение представляет собой приказ банка, адресованный своему корреспонденту, о выплате определенной суммы денег по просьбе и за счет перевододателя иностранному получателю (бенефициару) с указанием способа возмещения банку-плательщику выплаченной им суммы. Данный способ платежа применяется по разовым сделкам или иного рода единовременным платежам.
Целью любой коммерческой организации является получение максимальной прибыли при наименьших издержках. Дополнительное увеличение издержек в этой связи должно давать эффект, больший данных издержек. Таким образом, выход предприятия на внешний рынок и связанные с этим экономические затраты
должны быть эффективны. Предприятие на внешнем рынке может выступать либо экспортером продукции, либо импортером, либо заниматься обоими видами ВЭД. Если предприятие вынуждено обратиться на внешний рынок только один раз (закупка уникального, сложного или не выпускающегося на отечественном рынке оборудования), то, видимо, для доставки такого оборудования будет экономически целесообразно обратиться к посреднической транспортно-экспедиторской фирме, так как затраты на подготовку кадров, получение необходимых лицензий, разрешений, информации, времени могут превысить стоимость услуг таких организаций.
Таким образом, первым направлением в увеличении эффективности ВЭС и операций с точки зрения управления МП является расчет транспортного фактора, определение транспортной составляющей в цене товара.
До проведения переговоров с целью заключения контракта и до его подписания следует проанализировать транспортные услуги, тарифы, фрахта и условия перевозки товаров. Здесь проявляется второе направление - выбор схемы движения товара. На этом этапе необходимо проанализировать варианты движения МП с использованием различных видов транспорта. При планировании отгрузки товаров и выбора вида транспорта важно проанализировать следующие два фактора.
1 .Вид груза. Иногда возможность выбора отсутствует: скоропортящиеся грузы следует перевозить автотранспортом, и, наоборот, авиаперевозка недопустима для легковоспламеняющихся, взрывоопасных грузов. Основную часть международных морских перевозок составляют перевозки массовых грузов наливом, навалом, насыпью: сырой нефти и нефтепродуктов, железной руды, каменного угля, апатита концентрата, зерна. В числе других грузов морской торговли можно выделить генеральные грузы (готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольственные товары).
2. Расстояние и маршрут перевозки. Определяющими для выбора вида транспорта являются также место отправки груза и конечный пункт перевозки. В перевозках внутри континента используются железнодорожный, автомобильный и авиационный транспорт. Рекомендациями при выборе одного из них являются, кроме вида груза, фактор времени и стоимость перевозки.
После того как проработана схема движения, МП оптимизированы с точки зрения минимизации затрат на транспортировку различными видами транспорта, определяется ориентировочная цена товара для конечного покупателя, рассчитываются и планируются транспортные расходы.
Важным направлением повышения эффективности движения МП на этом этапе является выбор базисного условия поставки. Посредством этого условия необходимо исключить из собственного управления тот участок логистической цепи, который наиболее трудно управляем и требует для контроля и организации больших дополнительных вложений. Это может касаться движения МП за
пределами границы государства, за которой находится противоположная сторона в будущем договоре.
После подписания контракта и в процессе его выполнения предстоит целый ряд логистических операций:
-запланировать потребность в перевозках товаров;
-заключить договоры перевозки, оформить их соответствующими транспортными документами;
-подготовить товар к транспортировке - упаковать, затарить, замаркировать и в случае необходимости разместить на нем бирки;
-оформить необходимую транспортную, техническую и товаросопроводительную документацию;
-застраховать груз и оформить страховой полис;
-подготовить и оформить
грузовую таможенную
-произвести расчеты с перевозчиками;
-выполнить таможенные
формальности, пограничные,
санитарные, ветеринарные операции,
оформить необходимые
Транспортное обслуживание МП должно быть организовано во время всего процесса его движения из сферы производства в сферу потребления и должно обеспечить сохранность перевозимого груза, скорость доставки, регулярность, ритмичность доставки, охрану окружающей среды.
Если в договоре сторона была вынуждена взять на обязательства по базисным условиям, какие своими силами эффективно выполнить не может, она может обратиться к услугам экспедиторской организации. На нее необходимо возложить обязанности по контролю за отдельными звеньями логистической цепи (канала). Это еще одно направление в увеличении эффективности движения МП.
После подписания контракта начинается реализация сделки. Прежде всего предприятие должно выполнить предварительные таможенные процедуры. Перед началом осуществления каждой сделки оно предоставляет паспорт сделки и при импорте - гарантийное обязательство.
Функция валютного контроля и оформления паспорта сделки возложена на уполномоченные банки, в которых обслуживается предприятие. Предприятие передает в банк контракт и заполняет паспорт сделки, где указываются реквизиты участников сделки, банковские реквизита, определение операции, реквизиты контракта и его условия.
Особое внимание следует уделять так называемой "последней дате", под которой подразумевается дата проведения завершающей операции между сторонами. Для нашей стороны это дата оформления грузовой таможенной декларации при импорте и дата получения платежа при экспорте. Банк требует от предприятия включения в контракт пункта "о последней дате" и специальной оговорки, обязующей иностранного контрагента в случае недоставки части товара или неполучения его части от российской стороны в 180-дневной срок урегулировать все валютные требования в соответствии с фактической поставкой, что порой вызывает недоумение иностранных контрагентов. За осуществление валютного контроля банк взимает комиссионные в размере 0,15%.
Только после подписания паспорта сделки банк принимает заявку на покупку валюты (комиссионные до 1%) и может принять валютное платежное поручение.
При осуществлении импортных операций предприятие должно составить на таможне гарантийное обязательство для последующего осуществления процедуры внутреннего таможенного транзита, что позволяет поставить товар в пункт назначения без предварительного его досмотра на внешних таможенных постах. Гарантийное обязательство содержит подробные сведения о товаре (количественные и стоимостные).
После прибытия товара отделы таможенной инспекции, таможенных платежей и контроля доставки товаров делают отметки в гарантийном обязательстве о сверке указанных сведений с фактическими.
Гарантийное обязательство должно следовать с товаром от самой границы. Товары из Западной Европы могут попасть в Россию либо через пограничные пункты в Белоруссии или на Украине. При использовании варианта с Брестом (Белоруссия) у предприятия возникают трудности с доставкой туда гарантийного обязательства, но оно выигрывает на снижении таможенной стоимости.
Если предприятие имеет собственный склад временного хранения, оно может не представлять вместе с гарантийным обязательством договор с подобным складом, который для остальных предприятий является обязательным.
После выполнения предварительных формальностей начинается непосредственное выполнение контракта. На этом этапе руководством к действию выступают условия, записанные в соглашении.
Предмет. До недавнего времени основной номенклатурой завозимых товаров было продовольствие (возможность быстрого сбыта и неуплата НДС и СН), а также косметика и бытовая химия.
Качество товара. Как правило, требуется наличие сертификата качества, ветеринарного или гигиенического свидетельства страны происхождения для получения нашего сертификата соответствия.
Цена. Цена называется продавцом. Попытки выторговывания остаются, как правило, малоэффективными. Снижение цены в процессе переговоров на 2-5% считаются большой удачей.
Условия оплаты. Наиболее распространенное условие российской стороны при заключении контракта - предоставление отсрочки платежа. Наиболее приемлемой считается отсрочка в 30 дней.
Базис поставки. Нередко российские предприятия вынуждены отказаться от работы с производителями товаров, поскольку их основными условиями являются базис. Они работают с первыми перекупщиками, которые готовы поставлять товар прямо в Россию. Неприемлемость вышеназванных условий заключается в сложности обеспечения нормальной транспортировки с нашей стороны и проведения страхования (западные страховые общества требуют предоставления твердых гарантий, что сделать сложно, а российские - залог, в 5 раз превышающий страховую сумму).
Кроме того, иностранные посредники имеют надежный круг страховых и транспортных компаний, с которыми они постоянно работают. Доставка автотранспортом обеспечивает быстроту и надежность. Нередко контракты, заключаемые российской стороной, содержат базис поставки CIF. Подобное оформление базиса поставки является ошибочным, поскольку этот термин соответствует морским и речным перевозкам, хотя в Инкотермс-90 есть абсолютно идентичный термин СРТ, применяемый для перевозок любым видом транспорта.
Ответственности сторон. Ответственность сторон в контрактах российских посредников нередко устанавливается, что может иметь для предприятия негативные последствия. Почти все иностранные партнеры требуют в случае возникновения спорных вопросов обращения в Международный арбитраж в Стокгольме. Российская же сторона в случае возникновения спорной ситуации или нарушений туда не обращается, поскольку вероятность выиграть дело из-за незнания международных норм мала, а расходы могут составить до 20% от суммы сделки.
Процесс .выполнения контракта начинается с отправки товара иностранным контрагентом. После его отгрузки иностранный партнер отправляет российскому партнеру извещение об отгрузке с требованием выслать извещение с платежеспособности. После его получения товар отправляется в Россию Поскольку практически все контракты, как правило, заключаются с условие»-.отсрочки платежа, то единственным методом контроля за исполнением контракт;
является отслеживание движения товара при помощи иностранного контрагента В адрес российской стороны отправляются сведения о прохождений машинам! границ.
При наличии таможенного склада временного хранения после прибытия товар; предприятие уведомляет об этом таможню и делает заявку на выделен» таможенного инспектора, который вскрывает пломбы и дает разрешение на выгрузку. После окончания разгрузочных работ таможенный инспектор составляет краткую таможенную декларацию (КТД), в которой отражаете. соответствие ассортимента и количества мест, заявленных в транспорты документах фактическому ассортименту и количеству товара, т. е. идет приемке товара лишь по физическому объему.
КТД подписывается перевозчиком представителями таможни и предприятия и отправляется в таможню. По желанию предприятие может пригласить на процедуру принятия товара эксперта из бюро товарных экспертиз, который будет принимать товар по качеству.
Несмотря на сложности и расходы на получение лицензии, создание таможенного склада временного хранения на предприятии торгового профиля вполне себя оправдывает. Во-первых, облегчается процедура получения товара на, таможне, поскольку после оформления КТД товар может находиться на складе 15 дней (без него 3 дня), до момента оформления товара на таможне. Во-вторых, если в городе подсобных складов немного, это позволяет привлекать на хранение товары сторонних организаций и приносит дополнительную чистую прибыль.
В случае отсутствия на предприятии такого склада растаможка груза проводится непосредственно в таможне.
Для растаможивания груза и выпуска его в режим свободного обращения, помимо других документов, в таможню необходимо подать сертификаты, удостоверяющие качественные характеристики товара. Для их получения нужно подать заявление в соответствующий орган контроля за качеством, сертификат качества страны происхождения и образцы товара.
В настоящее время многие торговые предприятия имеют своих собственных декларантов, которые занимаются оформлением всех таможенных формальностей.
Для оформления грузовой таможенной декларации (ГТД) необходимо представить следующие документы:
- контракт (3 экз.);
- счет-фактуру или инвайс;
- международную
- сертификат соответствия;
- платежки об уплате всех причитающихся платежей. Итогом прохождения таможенных формальностей становится пометка на ГТД -"Выпуск разрешен", после этого импортный товар поступает в свободное обращение на территории РФ.