Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 20:49, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Международные перевозки".
В работе описаны основные формы и специфика международных перевозок.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Содержание
1. Экономическая теория о транспорте.
2. Роль транспорта во внешнеэкономической деятельности предприятия.
3. Материально-техническая база транспорта.
4. Технико-экономические
особенности основных видов
5. Международная
транспортная классификация
Производство - это результат той или иной экономической деятельности, и чтобы ее начать необходимо наличие того, кто будет производить и того, из чего будут производить.
В экономической науке выделяют четыре фактора производства:
труд;
капитал;
земля;
предпринимательство (в нашем случае предпринимательство - это оказание транспортных услуг).
Под трудом подразумевается деятельность человека, направленная на достижение какого-либо полученного результата.
Капитал - представляет собой весь накопленный запас средств, необходимых для перевозки материальных благ (грузов).
Земля - говорим не только о земле, но и о воде, воздухе и все прочие блага, которые природа предоставляет в пользование человека.
Предпринимательство - это особый фактор, при помощи которого происходит соединение трех перечисленных факторов.
Т.о. современное понимание процесса производства включает в себя создание как материальных благ и услуг, так и нематериальных.
Материальное производство (промышленность, с/х, транспорт и т.п.).
Нематериальное производство (образование, здравоохранение и т.п.).
В современном обществе очень немногие потребности могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки груза, либо для людей. Т.о. транспорт - часть экономической деятельности, связанный с увеличением степени удовлетворения потребностей людей посредством изменения географического положения людей и товара. Транспорт - это средство, при помощи которого можно перемещать все виды ресурсов во все необходимые места.
Транспортные операции.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия тесно связана с транспортным обеспечением, которое является одною из важных составляющих процесса организации доставки товаров от места их изготовления к месту потребления. В сущности оно идентично товарообороту, которое базируется на концепции логистики. Вместе с тем транспортное обеспечение целесообразно рассматривать как самостоятельный аспект системы товарооборота, который имеет свою специфику.
Под транспортным обеспечением понимают совокупность элементов, которые находятся в тесном взаимодействии и составляют единственную транспортную систему, которая объединяет операции, связанные с производством и обращением продукции.
Продукцией транспорта является непосредственно сам процесс перемещения товаров от производителя к потребителю. В этом и заключается суть транспортных услуг. Они - основное связывающее звено между продавцом и покупателем.
Особенности транспортных услуг.
Транспортные услуги имеют свои особенности.
1. Транспорт
не производит новый товар
или продукт, но именно благодаря
перемещению их с одного места
в другое обеспечивается
2. Действие
транспортных услуг выражается
в таком полезном эффекте, который
не может возникать, сохраняться
и реализоваться в отрыве от
транспорта. Вместе с тем производство
транспортных услуг неотрывно
от их потребления. Транспортные
услуги удовлетворяют
3. Транспорт
занимает особенное место в
международном товарообороте. С
одной стороны, он является необходимым
условием осуществления
4. Транспортные
услуги, которые осуществляются
в сфере ЗЕД, поддаются влиянию
всех факторов, которые характеризуют
развитие рыночной экономики. В
первую очередь, это колебание
цен на нефть, спроса и предложений
на товары, а, соответственно, и на
их перевозку; валютного курса; степень
вмешательства государства во
внешнеэкономическую
Транспорт играет важную роль в развитии внешнеэкономической деятельности предприятия. Его нормальное функционирование обеспечивает выполнение обязательств сторонами по покупке-продаже, коммерческий эффект внешнеторгового соглашения. Нарушение транспортного процесса часто ведет к материальным потерям експортера и импортера, делает отечественные товары неконкурентноспособными.
Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности является объективно необходимым. Часто грузовладельцу трудно ориентироваться в транспортной обстановке, которая требует профессиональных знаний законодательства отдельных стран, международных конвенций (соглашений), технико-эксплуатационных характеристик транспортных средств, пунктов перегрузки и перевалки грузов, условий их работы, рынка посреднических услуг и др.
Поэтому, при необходимости отправления груза за границу, целесообразно в первую очередь установить тесные контакты с транспортными предприятиями и организациями, которые занимаются международными перевозками. При этом важно выбрать вид транспорта, которым вы хотели бы отправить груз за границу. Здесь нужно иметь в виду; что в современном мире функционирует шесть видов транспорта:
морской
речной
железнодорожный
автомобильный
воздушный,
трубопроводный.
Виды транспорта разделяются на водяной (морской, речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Каждый из них имеет свою специфику.
Планирование отправления груза.
Планируя отправление груза и выбор транспорта, нужно учитывать ряд обстоятельств.
Во-первых, вид груза. Грузы, которые перевозятся, разделяются на генеральные, массовые и специальные. К генеральным относятся разные искусственные грузы (в упаковке или без нее). За размерами они разделяются на обычных, длинномерных (больше 3 м) и негабаритных. За массой - легкие и тяжелые (с массой больше 5 тонн за одну грузовую единицу).
К массовым относятся грузы, которые представляют собой определенную структурную массу которая перевозится в большом количестве без упаковки. К ним относятся наливные (нефть и нефтепродукты, газы, животные и растительные жиры, спирты и др.), навалочные (руда, концентраты, удобрения и др.), насыпные (зерно, сахар, сырец и др.) и лесные.
К особорежимным относятся грузы, которые хранят и перевозят при соблюдении специальных правил (опасные грузы, те, что быстро портятся и др.).
При выборе средств транспортировки нужно иметь в виду, что в некоторых случаях возможность выбора отсутствует. Например, грузы, которые быстро портятся, нужно перевозить авиатранспортом. Вместе с тем авиаперевозки не допускаются при перевозке легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов. Основную часть перевозок морским транспортом составляют перевозки массовых наливных и специфических грузов (нефти и нефтепродуктов, железной руды, каменного угля, зерна но др.). Морской транспорт широко используется и для перевозки генеральных грузов.
Во-вторых, фактор времени. Известно, что самый быстрый способ доставки груза - это авиатранспорт. Однако он дорого стоит. Поэтому используется только тогда, когда нужно доставить груз за минимальный отрезок времени (продукты, которые быстро портятся, цветы и др.) В других случаях разрабатывают хорошо спланированные программы поставок, ориентируясь на планы перевозок транспортных компаний, во избежание дорогих поспешных перевозок. Товары желательно закупать в тех странах, из которых их удобнее доставлять.
В-третьих, стоимость перевозок. Не существует каких-то конкретных правил, которые позволяют определить точный процент стоимости транспортных расходов относительно стоимости товара. Здравый смысл подсказывает, что это должен быть небольшой процент, за исключением тех случаев, когда выбор отсутствует и можно использовать лишь один доступный путь - воздушный или сухопутный. В этом случае воздушные перевозки автоматически приравниваются к сухопутным перевозкам.
Каждый покупатель хотел бы, чтобы стоимость перевозки составляла небольшой процент от стоимости товара. Однако бывают случаи, когда выбор отсутствует и нужно платить за доставку груза высокую цену. А когда есть выбор, цена будет ниже. Например, небольшие и средние по объему партии грузов можно доставлять воздухом и по суше примерно по одинаковым ценам.
В-четвертых, безопасность перевозки. Хрупкое и драгоценное оборудование лучше перевозить воздушным транспортом. Товары, которые имеют высокую степень риска, относительно кражи (запчасти автомобилей, офисное оборудование, фармацевтические товары и т.п.), как правило, доставляются морским транспортом, в основном в контейнерах, хотя это стоит дороже.
Названные обстоятельства важно учитывать при выборе вида транспорта. Однако, вид транспорта во многом зависит от того, что в первую очередь интересует грузоотправителя. Если его интересует скорость доставки груза, он выбирает между воздушным и автомобильным транспортом. Если его цель - минимальные расходы, делается выбор между водным и трубопроводным транспортом. В западных странах более выгодно использовать автомобильный транспорт.
Нужно отметить, что в Украине объемы международных перевозок постоянно растут. Однако в настоящее время транспорт еще не обеспечивает потребность грузовладельцев в перевозках. Это связано с недостатком транспортных средств, некачественной и в значительной степени изношенной материально-технической базой, неудовлетворительной подготовкой грузов к транспортировке, недостаточной ответственностью транспортных организаций за порчу грузов в дороге, за их сохранение. Не в полной мере используются потенциальные возможности транспортного комплекса по развитию экспорта транспортных услуг.
Характер международных перевозок.
Рассматривая содержание отдельных транспортных операций при осуществлении внешнеэкономической деятельности, они определяются характером международных перевозок и классифицируются в зависимости от ряда признаков по
предмету транспортных операций (разделяются на грузовых и пассажирских);
виду транспорта (водяной, воздушный, наземный и смешанный);
виду товара (с генеральным грузом, массовым, наливным, газообразным);
периодичности (регулярные и нерегулярные);
порядку прохождения границы (перегрузочные и не перегрузочные перевозки);
транспортно-технологической системы (контейнерные, паромные, ролкерные и др.);
виду соединения (прямой и смешанный транспорт).
В часовом разрезе выделяют три группы транспортных операций:
1) операции, предшествующие внешнеторговому соглашению;
2) операции, которые
появляются в процессе ее
3) операции после завершения соглашения.
К первой относятся такие действия, как планирование внешнеторговых перевозок, анализ конъюнктуры рынка транспортных услуг, тарифов и условий перевозки товаров, определения транспортного фактора в цене товара, транспортные и базисные условия поставки в контракте купли-продажи.
Вторая группа операций состоит из таких действий, как подготовка товара к транспортировке, заключению договора перевозки, оформления соответствующих транспортных и товаросопроводительных документов, страхование груза и оформление страхового полиса, подготовка и оформление грузовой таможенной декларации с учетом товарной номенклатуры (ТН) ЗЕД, расчет с перевозчиками, оформление таможенных формальностей, пограничных, санитарных, ветеринарных операций, оформление необходимых документов но др.
К третьей группе относятся операции, связанные с решением споров между грузополучателем и покупателем, если такие имеют место, предъявление претензий к искам, решения их в установленном порядке.
Транспортные операции могут осуществляться в разных местах: в пунктах отправления, по пути продвижения груза, в пунктах перевалки, на пограничных пунктах и у товарополучателя. Они могут проходить как в середине страны, так и за рубежом.
Виды сообщений
В практике перевозок грузов различают два вида сообщений: смешанное и прямое.
Смешанное сообщение - это перевозка грузов различными или одним и тем же видом транспорта, но с перегрузкой (например, с одного автомобиля в другой). Каждый раз при перегрузке товара заключается новый договор перевозки, определяющий отношения сторон по ее осуществлению.
Прямое сообщение - это перевозка грузов по одному документу, выполняющему функции договора перевозки, даже если груз перегружался в пути. При перегрузках документ, выполняющий функцию договора перевозки, просто передается на следующий вид транспорта и следует с ним до следующей перегрузки или окончания доставки.
В специальной литературе часто встречается термин - прямое - смешанное сообщение. По сути он является синонимом прямого сообщения. Используя его, просто хотят подчеркнуть, что груз следует хотя и с перегрузкой (как бы в смешанном сообщении), но тем не менее по единому документу, выполняющему роль договора перевозки.
Транспорт - часть экономической деятельности, связанной с увеличением удовлетворения потребностей людей посредством изменения географического положения товаров и услуг.
Транспорт - это средство, освобождающее естественные, искусственные и трудоспособные ресурсы из мест, где они не приносят пользы и перемещают их в места, где их польза может быть реализована в большей степени.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Международные перевозки".