Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 20:49, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Международные перевозки".
В работе описаны основные формы и специфика международных перевозок.
Проверка качества - систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность их внедрения (ИСО 8402).
Класс (сорт) - показатель категории или разряда, относящийся к свойствам или характеристикам, учитывающим различные совокупности потребностей по услугам, предусмотренным для аналогичного использования (ИСО 8402). Он отражает предусмотренное или признанное различие в требованиях к услугам.
Стандарт устанавливает следующую номенклатуру основных групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам групповых перевозок:
1) показатели
своевременности выполнения
2) показатели сохранности грузов;
3) экономические показатели.
Своевременность выполнения перевозки характеризуется показателями:
перевозки грузов к назначенному сроку;
регулярности прибытия груза;
срочности перевозки груза;
Показатели сохранности перевозки в зависимости от характеризуемых ими признаков подразделяются на показатели перевозки грузов:
без потерь;
без повреждений;
без пропажи;
без загрязнения.
При оценке уровня качества грузовых перевозок необходимо учитывать экономические показатели, характеризующие элементные и общие затраты, связанные с перевозочным процессом в целом или выполнением отдельных работ при доставке груза.
Экономическими показателями служат:
удельные затраты на транспортировку грузов;
удельные полные расходы на доставку грузов;
затраты на производство погрузо-разгрузочных и складских работ;
доля транспортных издержек в себестоимости продукции (товара).
Транспортное обеспечение связей - это сложная динамическая система, состоящая из элементов, объединяемых в операции, которые формируются и составляют отдельные процессы (ее этапы), находящиеся под воздействием экономических, коммерческо-правовых, организационных методов и форм управления транспортного обеспечения на всех уровнях.
Укрупнено отдельные этапы по транспортному обеспечению внешнеэкономических связей можно представить следующим образом:
первый этап: подготовка продукции к перевозке, включая упаковку и затаривание, складские работы, подготовка информации для перевозчика и покупателя, подготовка необходимой сопроводительной документации, получение экспортных лицензий, карантинных, ветеринарно-санитарных свидетельств, упаковочных листов, сертификатов и др.;
второй этап: доставка продукции к магистральным видам транспорта;
третий этап: заключение договора перевозки и необходимые расчеты с первым перевозчиком;
четвертый этап: погрузо-разгрузочные и складские работы в пункте отправления продукции;
пятый этап: перемещение товара первым перевозчиком;
шестой этап: таможенные, пограничные, санитарно-ветеринарные операции на пограничных пунктах;
седьмой этап: складские, стивидорные операции при передаче товара второму перевозчику;
восьмой этап: заключение договора перевозки при необходимости со вторым перевозчиком;
девятый этап: перемещение груза вторым перевозчиком;
десятый этап: складские, стивидорные операции при передаче товара перевозчику;
одиннадцатый этап: заключение договора с перевозчиком;
двенадцатый этап: стивидорные и складские операции, раскредитование перевозочных документов;
тринадцатый этап: сдача груза получателю;
четырнадцатый этап: розыск грузов;
пятнадцатый этап: ведение претензий, исков, арбитражных дел.
Кроме того, на том или ином этапе транспортного обеспечения ВЭС возникают различного рода посреднические операции, включающие страхование груза и транспортных средств, лизинг и агентирование транспортных средств, брокерскую деятельность, транспортно-экспедиторское обслуживание и др.
На каждом этапе транспортного обеспечения требуется организация информационного обеспечения участников транспортного процесса.
Указанные этапы транспортного обеспечения организуются и проводятся под контролем продавца и покупателя товара, которые оговариваются и фиксируются в договорах купли-продажи в виде базиса поставки и транспортных условий.
Для транспортного обеспечения внешнеэкономических связей следует учитывать выполнение ряда функциональных элементов.
Технические элементы транспортного обеспечения внешнеэкономических связей требуют согласования технических, физико-химических и других характеристик и свойств перевозимых грузов с технико-эксплуатационными параметрами и характеристиками транспортных средств с целью защиты товаров от атмосферных, температурных и динамических воздействий при перевозке, перегрузке и технологическом хранении. При этом заказчик транспортных услуг информирует перевозчика о транспортных характеристиках товара, а перевозчик, в свою очередь, согласовывает с заказчиком предоставление соответствующих транспортных средств.
Технологические элементы транспортного обеспечения внешнеэкономических связей включают совокупность способов перевозки товара, когда в транспортных процессах создаются особые условия и режимы, способствующие повышению экономичности и качества транспортного обслуживания. К ним относятся различного рода прогрессивные транспортно-технологические системы, включая контейнерную, пакетную, лихтеровозную, паромную и многие другие, когда продукция перемещается в укрупненных, унифицированных единицах.
К экономическим методам воздействия на транспортное обеспечение внешнеэкономических связей относят планирование, учет и анализ транспортной продукции, система ценообразования на продукцию транспорта, включая изучение конъюнктуры международных транспортных рынков.
В процессе внешнеэкономической деятельности необходимо осуществить сложный и специфический комплекс транспортных операций, связанный с перемещением огромных масс разнообразных товаров на значительные расстояния из сферы производства в сферу потребления. При этом производители продукции, продавцы, покупатели товара, перевозчики груза вступают в определенные взаимоотношения, требующие их регламентации на основе соответствующих договоров, соглашений, других нормативных материалов, основанных на национальных и международных правовых нормах.
Поэтому транспортные операции в международном товародвижении следует рассматривать в их взаимной связи и логичной последовательности в системе "производство - внешняя торговля - транспорт - потребление".
При этом произведенный продукт на определенных стадиях превращается в товар, затем в груз, затем снова в товар, который реализуется заказчиком.
Таким образом, транспортные операции являются неотъемлемой частью внешнеторговых операций. В свою очередь, сам процесс перемещения груза в сфере международного товарообмена и транспортные операции, возникающие при этом, накладывают определенный отпечаток на взаимоотношения продавца и покупателя в процессе реализации внешнеторговой сделки.
Международная перевозка оформляется договором перевозки, заключенным между грузовладельцем и перевозчиком, согласно которому перевозчик обязуется доставить груз в указанное место и вовремя за указанное вознаграждение, а грузовладелец - предоставить груз и произвести соответствующие расчеты за перевозку товара и другие услуги.
Для признания договора перевозки международным необязательно требуется фактическое пересечение товаром или пассажиром границ; международная перевозка может прекратиться в стране отправления груза, например, ввиду утраты "груза" или снятия его с экспорта.
Внешним признаком договора международной перевозки является оформление его соответствующим международным транспортным документом, действующим в стране отправления груза.
Понятие "международная перевозка" отличается от понятия "внешнеторговая перевозка".
Внешнеторговая перевозка указывает на ее характер, т.е. является ли она экспортной или импортной; она может совпадать по месту и времени с международной в случае заключения международного договора перевозки поставщиком в пункте отправления товара или при его доставке на склад покупателя, оформленной международными транспортными документами.
Внешнеторговая перевозка может и не совпадать по времени с международной, если экспортный или импортный груз доставляется от поставщика до пограничного или другого пункта, и, наоборот, по внутренним документам, например, при завозе экспортного товара в морские и речные порты и вывозе из них импортного "груза", при доставке товара на пограничные пункты с некоторых предприятий или в их адрес.
Но, как правило, внешнеторговая перевозка становится международной при заключении международного договора перевозки и оформлении его соответствующими транспортными документами или при пересечении грузом границы, когда перевозка оформлена в соответствии с национальными законодательными правовыми нормами.
Содержание транспортных операций во внешней торговле во многом определяется характером международных перевозок или международных сообщений (см. рис.4.1), которые подразделяют в зависимости от: предмета транспортных операций - груз, пассажир или багаж; вида транспорта, участвующего в перевозке - железнодорожный, водный, автомобильный, трубопроводный, воздушный или смешанная перевозка, в которой принимают участие два и более видов транспорта; транспортной характеристики товара - сухой или наливной; периодичности - регулярные и нерегулярные перевозки; порядка прохождения границы - перегрузочные и бесперегрузочные перевозки; видов транспортно-технологической системы - контейнерная, паромная, лихтерная, ролкерная, с использованием судов смешанного типа река-море плавания и др.; завершается ли перевозка в соседней стране - соседские, транзитные, кольцевые; вида сообщений - прямое и непрямое: ломанное, последовательными перевозчиками, с переотправкой, когда в процессе транспортировки действуют один или несколько договоров перевозки.
Рисунок 4.1 - Характер международных перевозок
Процесс транспортировки груза, т.е. его доставку от места производства к месту потребления, следует рассматривать в виде выполнения ряда элементов, характеризующих сам процесс ыполнения транспортных операций (см. рис.4.2
Транспортировку перевозки груза можно разделить на два этапа:
Основной этап - перевозочный, выполняемый транспортом;
Дополнительный этап - охватывающий комплекс различных, сложных и трудоемких операций, связанных с перевозкой груза, но выходящих за пределы функции перевозчика.
Следовательно, транспортные операции также можно разделить на основные, выполняемые перевозчиком, и дополнительные или сопряженные операции, выполняемые другими субъектами транспортного процесса.
Рисунок 4.2 - Элементы процесса транспортировки и перевозки груза.
Транспортные операции также можно классифицировать на операции, предшествующие реализации внешнеторговой сделки; возникающие в процессе ее реализации и операции после реализации (см. рис.4.3).
Рисунок 4.3 - Классификация транспортных операций.
К первой группе (процесс реализации внешнеторговой сделки) основных транспортных операций относятся:
планирование внешнеторговых перевозок;
анализ конъюнктуры транспортных рынков, тарифов и условий перевозки товаров в том или ином международном регионе;
планирование транспортных расходов и т.д.
Ко второй группе (после реализации внешнеторговой сделки) транспортных операций включает:
проработку транспортного фактора и транспортных условий и включение их в договора купли-продажи;
подготовку товара к транспортировке - упаковку, затаривание, маркировку, заключение договоров перевозки и их оформление;
подготовку необходимой транспортной и товаросопроводительной документации;
страхование;
организацию контроля за продвижением груза;
расчеты продавца или покупателя с перевозчиком;
таможенные, пограничные, санитарные, ветеринарные операции.
После завершения внешнеторговой сделки могут возникнуть споры между грузополучателем и перевозчиком, продавцом и покупателем, соответствующие претензии и иски, разрешаемые в установленном порядке.
В определенные отрезки времени (месяц, квартал, год) на различных уровнях производится учет и анализ выполнения внешнеторговых и международных перевозок грузов.
По составу участников перевозочного процесса транспортные операции осуществляются:
изготовителем продукции (предприятием),
продавцом или покупателем товара (заказчиком товара, т.е. внешнеторговой организацией),
перевозчиком груза (транспортной организацией),
различного рода посредниками в транспортных операциях (транспортно-экспедиторское, агентское, брокерское, лизинговое и другие виды обслуживания внешнеторгового грузооборота).
Транспортные операции осуществляются в пунктах отправления, в пути следования груза, в пунктах его перевалки с одного вида транспорта на другой, на пограничных пунктах, у получателя товара.
Транспортные операции могут подразделяться на внутренние, осуществляемые в рамках какого-либо участника транспортного процесса, и внешние, когда участники транспортного процесса вступают в определенные взаимоотношения.
К внутренним транспортным операциям предприятий и организаций внешнеэкономического комплекса относятся подготовка планов перевозок, их учет, контроль и анализ, проработка транспортных условий в договорах купли-продажи и т.д.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Международные перевозки".