Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 20:49, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Международные перевозки".
В работе описаны основные формы и специфика международных перевозок.
При этом, по мнению автора, перед логистикой стоят две задачи стратегического характера:
1-я задача - "эффективный контроль над издержками с целью их сокращения и достижения высокого качества обеспечения процессов снабжения, производства, сбыта.
2-я задача - "послепродажное обслуживание".
Важное место в приведенной концепции отводится вопросам организации и осуществления транспортировки грузов (имеется в виду не только сам процесс перевозки, но и все сопутствующие ему операции). Отдельно концентрируется внимание на необходимости сокращения издержек по складированию.
Существует следующее трактование понятия логистики, противоположному выше, в самом узком смысле является точка зрения, которая определяет это понятие.
Логистика - как совокупность операций по "сокращению затрат на упаковку, погрузочно-разгрузочные работы, транспортировку, таможенную очистку, складирование, снижение до минимума расходов, связанных с посредническо-транспортной деятельностью".
Иными словами, термин увязывается почти исключительно с вопросами совершенствования транспортного процесса и связанных с ним операций.
В работах американских экономистов фигурирует термин логистика бизнеса. В данном случае умышленно подчеркивается, что имеется в виду концепция логистики в рамках экономических и коммерческих отношений, а не военный термин "логистика", который означает в США обеспечение снабжения, транспортировки и хранения военной техники и живой силы.
Под логистикой бизнеса в США понимается:
Логистика бизнеса - "процесс планирования и организации доставки необходимых для производства материалов, доставка продукции предприятия на торговые склады или в розничную сеть, а также должный контроль над этими операциями". В частности, данный смысл придается логистике бизнеса двумя американскими экономистами: Стайнером и МакЭдхинейем. B последнее время ряд авторов стал склоняться к определению логистики как концепции, связанной в первую очередь с маркетингом.
В частности, маркетинговая логистика - "представляет собой анализ, планирование, организация и контролирование всех операций по перемещению, складированию, связанных с потоком готовой продукции от конца производственной линии до прибытия продукции на рынок, а также связанных с ними каналов распределения, требующихся для организации и обеспечения взаимодействия между компанией и ее рынками".
Важнейшим является тот факт, что концепция логистики становится краеугольным камнем экономической стратегии крупнейших промышленных, сельскохозяйственных, торговых и других предприятий.
Анализируя перечисленные определения логистики, можно заметить, что:
Концепция логистики в любом случае - это процесс управления деятельностью предприятия, связанный с организацией и планированием транспортных и всех других операций по доставке товара, включая деятельность различных посреднических компаний и фирм.
В экономической литературе различают следующие виды логистики (см. рис.1): снабженческо-сбытовая; производственная; транспортная; информационная.
Рис.2 - Основные виды логистики
В рамках снабженческо-сбытовой логистики осуществляются операции по планированию, регулированию обеспечения производства сырьем и материалами и контроля за ним, а также за доставкой готовой продукции потребителям.
Производственная логистика направлена на достижение высокой степени взаимодействия всех производственных подразделений с минимальными затратами сырья и рабочей силы.
Транспортная логистика обеспечивает управление процессом организации и осуществляет экономически эффективную с точки зрения затрат и сохранности доставку товаров от мест их изготовления до мест потребления в строго обусловленные сроки.
Информационная логистика обеспечивает контроль за всеми операциями, связанными с наличием сырья и полуфабрикатов, выпуском готовой продукции, состоянием производственных запасов, объемами поставок, транспортировкой сырья на производство и готовой продукции в розничную сеть и т.д., осуществляет анализ деятельности предприятия и дает оценку состояния его дел, с помощью использования электронно-вычислительной техники для решения логистических задач.
Главным в логистике является системный подход.
Системный подход включает в себя:
проектирование и структурирование системы с целью наиболее эффективного использования пространства и времени;
организацию материальных и информационных потоков.
Выполнение требований логистики реализуется через создание эффективных логистических систем, охватывающих снабжение, производство и сбыт, включая все вопросы транспортировки и складирования.
Цель логистической системы - доставка товаров и изделий в заданное место в нужном количестве и ассортименте при заданном уровне издержек. Логистическая система как система массового обслуживания обладает связями с внешней средой. Связи обычно имеют циклический характер, поскольку отражают, как правило, стадии последовательной передачи материального потока между контактирующими подсистемами. Вместе с тем логистическая система может быть охарактеризована также как система с временными ограничениями.
Гибкая логистическая система - это такая система, в которой доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредников.
Пример рассматриваемой системы - снабжение запасными частями, когда отгрузка в адрес получателя деталей редкого спроса обычно производится непосредственно с центрального склада, а деталей стандартного и повышенного спроса - со склада посредника.
Логистическая система с прямыми связями - система, в которой материальный поток доводится до потребителя без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей.
Эшелонированная или многоуровневая логистическая система выстраивает материальный поток на пути от производителя к потребителю таким образом, что он проходит по крайней мере через одного посредника.
В логистическую систему в качестве составных частей входят:
транспортировка;
складирование и хранение;
погрузочно-разгрузочные работы;
упаковка;
управление производственными запасами.
Фирме, эксплуатирующей логистическую систему, необходимо иметь четкое представление о всех названных элементах. Основное содержание элементов приводится ниже, см. рис.2.
Рис.2. - Логистическая система
Транспортировка - как часть логистической системы предполагает:
характеристику каждого вида транспорта и его технико-экономические способности осуществить данную перевозку;
обеспечение сохранности груза;
соблюдение законодательства;
оформление транспортной документации;
эксплуатацию транспортного оборудования;
расписание движения;
осуществление маршрутизации перевозки;
подсчет (расчет) затрат на перевозку и т.д.
Складирование и хранение как элементы логистики определяют:
роль и значение складского хозяйства в политике организации доставки товара;
местонахождение и порядок эксплуатации складов;
конструкцию и расположение складов;
методы хранения;
схемы использования складского пространства;
формы использования той или иной техники в организации складских работ.
Погрузочно-разгрузочные работы в системе логистики решают вопросы:
применения различных методов и способов перегрузки;
выбора средств механизации работ;
использования грузовых мест (контейнеры, поддоны, паллеты).
Упаковка - как элемент логистики бизнеса решает задачи:
выбора характера упаковки и ее роли при перевозке товаров данного предприятия;
безопасности и сохранности товара на складе и в пути;
определения размеров, форм и технических требований к упаковке;
влияния упаковки на общие издержки.
Логистика управления производственными запасами исследует:
теорию управления производственными запасами и ее приложения к выполняемым операциям и политике компании в вопросах товародвижения (доставки);
экономические величины поставки;
экономическое качество партии;
процедуры контроля за запасами;
вопросы обеспечения гарантийного запаса;
стоимость производственных запасов;
аспекты повреждения и морального старения продукции.
Совокупные затраты в логистической системе формируются так:
у потребителей - в среднем 24,3%,
у поставщиков - 13,5%,
у посреднических организаций - 3,2%,
на транспорт, включая все сопутствующие операции, - 54%.
Исходя из приведенных цифр видно, что в логистической системе первостепенное значение придается транспорту, поэтому нередко вводится термин транспортная логистика.
Можно сделать вывод, что транспортная логистика основывается на соединении экономических интересов отправителей, получателей, транспортников и других исполнителей, привлеченных к процессу доставки товаров организаций и предприятий на базе создания транспортно-технологических систем.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Международные перевозки".